Сценарий концерта «Танцы в музыке. От Менуэта до Рэгтайма»

Лебединская Виктория Александровна

Проведение совместного концерта с учащимися музыкальной школы имени Андрея Петрова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferans_k_kontsertu_tantsy_1.docx617.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий концерта

«Танцы в музыке. От Менуэта до Рэгтайма»

Стр.№2

С давних пор танец и танцевальная музыка были непосредственно связаны с различными сторонами быта и трудовой деятельности людей. В танцах, плясках и хороводах находили выражение разнообразные душевные состояния человека: радостные и печальные, лирические и празднично торжественные. При этом танцы и пляски непременно происходили под музыку, которая усиливала выразительность движения и жесты танцующих. 

Стр.№4

О танцевальных  жанрах в творчестве композиторов прошлого времени и наших дней мы вам и расскажем. Начнем наше путешествие в танцевальную музыку  17-18 веков

Менуэт

Термин Менуэт происходит от французского  menu pas (меню пас)-маленький шаг. Этот старинный народный танец произошел от хоровода АМЕНЕР, который был популярен в 15 веке в провинции Пуату.

Менуэт называют «королем танцев» и «танцем королей».Петр 1 не обделял этот танец вниманием на своих ассамблеях и даже блистательный Людовик 14,«король солнца», считал этот танец достойным своего величия.

  А расцвет Менуэта пришелся на 16-17 века.Его родиной считается Бретань, где менуэт возник как народный танец. Простота, изящество и грация танца способствовали его быстрому распространению по всей Франции, в том числе и в придворных кругах. И к сер.17 в.Менуэт становится ведущим танцем французского двора. 

Музыкальный размер менуэта трехдольный: 3/4, 6/8. Сначала танец исполнялся одной парой, а затем – несколькими. Расположение танцующих на придворных балах было строго по рангам: начинали шествие первые особы двора – король и королева. За ними шли дофин со знатной придворной дамой, а за ними - остальные гости. Темп менуэта неспешный, движения важные, величественные, построенные на реверансах и поклонах, что создавало впечатление не столько танца, а, скорее, приглашения к танцу. Менуэт включал в себя многочисленные торжественные проходы вперед, назад, вбок, церемонные приветствия.

 Несмотря, на кажущую простоту движений, обучение танцу длилось долго, так как требовалось досконально овладеть техникой исполнения. Танцоры двигались по строго определенной схеме в виде цифр 2, 8 или букв S и Z.

 В 18 веке, с расцветом стиля барокко, менуэт приобрел черты манерности, жеманности, вычурности. Темп танца ускорился, усложнились фигуры, стала просматриваться сюжетная линия. Менуэт развился до сценического танца, стал активно использоваться в балетных и оперных постановках.

Особенность менуэта – в его грации и изяществе. Исполнители должны были работать над пластичностью движений, плавностью переходов из позы в позу. Особое внимание уделялось мягкости рук: изгибы кистей дорисовывали позы танца, соединение рук партнеров осуществлялось плавно, локти не следовало поднимать слишком высоко.

Особенно сложной была партия кавалера: она предполагала манипуляции со шляпой. Кавалер должен был элегантно снять шляпу, красиво переложить из руки в руку, снова красиво надеть. Пышные наряды танцующих предполагали медленные, торжественные движения. Кавалеру надлежало всячески демонстрировать почтительность и уважение к даме.

В современном мире о существовании такого танца знают лишь истинные ценители искусства, а от широкой публики, увы, он безвозвратно ушел.

Вы услышите два Менуэта И.С.Баха .Первый в исполнении Тарасовой Вари,а второй-Морозовой Насти.

Стр.6

Гавот.

Старинный, французский, народный танец с умеренным темпом движений. Музыка гавота изящная, светлая, иногда с торжественным оттенком.

Впервые Гавот появился в 16 веке. Его исполняли легко, непринужденно и грациозно под народные песни и волынку. Однако в начале своего рождения танец не был популярен. В быт людей он вошел  лишь на рубеже 17-18 веков.

Особую популярность гавот имел при дворах Франции и исполнялся теперь как манерный ,галантный и жеманный танец, став еще и сложнее по композиции. Теперь в танце сочетали легкое скольжение с изысканными реверансами, вычурными позами и изящными движениями рук. Знатоки хореографии утверждают, что Гавот похож на маленький балетный спектакль. Живопись, поэзия, скульптура, стремясь передать дух галантности 18 века, часто обращались к изображению именно этого танца. Гавот исполняется в медленном темпе. Его тактовый размер составляет 2/2. Главной особенностью этого танца считается его изящество и грация. Музыка гавота, так же как и сам танец, отличается своей торжественностью и благородством. Со временем гавот перешел из разряда народного французского танца и стал более широко использоваться в оперных и балетных постановках. В XVIII веке движения гавота немного усложнились. Для него стали характерны изысканные реверансы, изящные движения руками. Со стороны исполнение гавота было похоже на небольшую балетную постановку.

В современном мире о существовании такого танца знают лишь истинные ценители искусства, а от широкой публики, увы, он безвозвратно ушел.

Сейчас прозвучит Гавот советского композитора 20 века Дмитрия Дмитриевича Шостаковича в исполнении Таис Толстенко.

Стр.7

Бурре

(от фр. bourrée, от глагола фр. bourrer — делать неожиданные или резкие прыжки)

Это старинный французский народный танец. Возник предположительно около середины XV—XVI века в средней Франции.В различных регионах Франции можно было обнаружить свои, различные варианты этого танца, или двудольного, (чаще на 4/4) или трёхдольного (чаще на 3/8), но всегда с острым, часто даже синкопированным ритмом(что отчасти сближало его с жигой).

В XVII веке, с началом во Франции националистической моды на всё «французское», бурре проникает в обиход высших аристократических слоёв общества и становится придворным танцем. С этого времени он приобретает более устойчивую, фиксированную для салонных и придворных балов форму. 

Придворный Буррэ — танец с характерным чётным размером (так называемый «alla breve» — размер с жёстким делением на два, например, на 4/4 или на 4/8, разделённых пополам), энергичным темпом, чётким ритмом и чаще всего начинающийся с затакта в одну четверть.

В середине XVII века Буррэ вошёл в устойчивую форму инструментальной сюиты — в качестве предпоследней части, после сарабанды или паспье — и перед заключительной жигой

   В первой половине XVIII века бурре становится одним из самых популярных европейских танцев. К нему обращаются в своём творчестве немецкие и французские композиторы эпохи Барокко -Георг Фридрих Гендель,Иоганн Себастьян Бах, Жан Филипп Рамо и другие.

После Великой Французской революции 1789 года и наполеоновских войн этот жанр вышел из моды и был надолго забыт, как и всё французское. Во времена классицизмаи романтизма практически не использовался. Только к концу XIX века, во времена заката стиля романтизма, бурре эпизодически возвращается в академическую музыку (причём, в основном только французскую), как почвенный знак «старых добрых времён.

 На нашем концерте Бурре Л.Моцарта  прозвучит в исполнении Ани Федоровой.

Стр.8

Ригодо́н

 поначалу зажигательный и довольно оживлённый старинный крестьянский Французский  танец. Известно, что крестьянский, сельский  ригодон, появившийся где-то на юге Франции  во время народных праздников и гуляний  в XVII-XVIII веках и  начал постепенно распространяться, выходить за пределы деревень и завоёвывать новые территории. Далеко не в последнюю очередь это произошло благодаря его весёлому, разгульному и лихому нраву.

   Путь окультуривания танца был, в целом, традиционным. Сначала ригодон поднялся от «сырой земли» — на сценические подмостки (как правило, деревянные) городских базаров, в качестве увеселительного и развлекательного действа. А спустя ещё небольшое время его проворная нога уже слегка ступила на каменные (или даже мраморные, в зависимости от состоятельности хозяина) полы залов местной аристократии и прочей состоятельной знати.

Таким образом, почти буйный танец простолюдинов словно бы родился заново, в новом статусе  благородного происхождения. Теперь ригодон — потерял характер разнузданной пляски босиком в каком-то захолустье или посреди пыльной деревенской площади.

    Ко временам галантного века, совершенно поменяв лицо, он сделался придворным, бальным и сценическим танцем (и даже в большой опере).

    Спустя ещё два-три столетия, порядком устаревший и потерявший своё прикладное значение, тот же ригодон найдёт своё удобное кресло в академической музыке — в качестве исторического артефакта или знака особенного стиля (или стилизации), причастного к старине.

Ригодон — танец, выдержанный в двухдольном (2/2, Alla breve) или четырёхдольном размере,

 проходящий в скором и очень бодром движении. Начинается с ¼ затакта, а при окончании захватывает третью четверть.

Основные движения — поочерёдная смена пар, лёгкие подпрыгивания на одной ноге с выносом свободной ноги вперёд, вращение под руку с девушкой.

Ригодон исполнит Володя Феляуер.

Стр.9

Аллема́нда

(от фр. allemande — немецкий) — один из наиболее популярных инструментальных танцев эпохи Барокко, стандартная составляющая  инструментальной  сюиты (обычно 1-я часть).

 Немецкий национальный парный танец аллеманда появился в начале ХVI века, в ХVI-ХVIII веках получил распространение по всей Европе как танец ассамблей и театральных салонов. С середины ХVI века считался придворным. В Англии, Франции и Нидерландах звучал в виде приветственных сигналов трубачей при встрече высоких особ - князей, владеющих графствами и герцогствами. Под эти звуки двигалось торжественное шествие придворных.

 В ХVII-ХVIII веках Аллеманда являлась первой частью инструментальной сюиты, в которую входили также куранта, сарабанда, жига и другие танцы, расположенные в определенном порядке и написанные в одной тональности.

   Аллеманда отличается мерным движением в умеренном темпе и четном размере (чаще всего 4/4), с плавной, закругленной мелодикой. Принадлежит к парным массовым (хороводным) «низким» (беспрыжковым) танцам. Она встречается в произведениях Иоганна Себастьяна Баха и Георга Фридриха Генделя как часть сюиты (собрание нескольких пьес, преимущественно танцев, в одной тональности).

В настоящее время аллеманду почти никто не танцует, но музыку можно часто услышать на вечерах классической музыки.

Прозвучит Аллеманда из французской сюиты Баха до минор.

Стр.10

19 век-век романтизма. В эту эпоху популярность приобрели другие танцевальные стили. О них пойдет речь дальше. Вслушайтесь в названия  этих танцев.

Мазурка

Шаги мазурки то медлительны, то быстры,
То звуки рвутся ввысь, а то чуть слышно тают,
Живого танца ослепительные искры,
Взлетев в последний раз, внезапно угасают...

Это польский народный танец, который характеризуется быстрым темпом и трехдольным размером. Ритмика Мазурки своеобразна: акценты порой резкие, часто смещаются на вторую, а иногда и на третью долю такта.

 

Стр.11

В конце 18 века Мазурка становится бальным танцем во многих странах Европы, являясь в то время сплавом нескольких танцев, черты которых взяты из Мазура, Оберека и Куявяка.

  Благодаря плавным и сдержанным движениям, грациозным и аристократическим позам, Мазурка завоевала огромную популярность на балах польской знати. Этот танец может быть импровизированным,потому что исполнители мазурки варьировали движения по собственному желанию при этом не меняя фигуры.

   В Мазурке ведущая роль принадлежала кавалеру. Именно он менял темп и фигуры. Дама же должна была грациозно лететь по залу, быстро схватывать движения и переходы, предлагаемые партнером. Кавалер, получивший согласие дамы танцевать с ним ,гордился этим, позволяя своим соперникам любоваться завоеванием. В эти моменты его движения становились более решительными, будто они бросают вызов залу.

   Уже в 19 веке Мазурка выходит далеко за пределы ее Родины и становится одним из самых популярных бальных танцев многих стран. Но так как танец требовал специального обучения и больших тренировок, он мало был доступен широкому кругу любителей балов. Многие композиторы писали Мазурку, в том числе Ф . Лист, который просто восхищался этим танцем.

В исполнении Таис Толстенко прозвучит Мазурка сов.композитора Рейнгольда Глиэра.

Вальс. 

Рисует вальс мелодию, смотри...
В ней каждый вдох о нас напоминает...
А сердце бьется в ритме, раз, два, три...
И треугольник мыслей замыкает.

Романтичный бальный танец в трехдольном размере по своей популярности не знающий конкурентов. Появившись, он имел огромный

Стр.12

успех во всех слоях общества   и произвел настоящий фурор в многочисленных бальных салонах.

   Предполагается, что Вальс происходит от австро-немецкого народного танца ЛЕНДЛЕРа и французской ВОЛЬТЫ в конце 18 века. Характерная особенность и прелесть вальса заключается в непрерывном и плавном кружении танцующих пар в сочетании с общим продвижением по кругу. Своей  непосредственностью, оживленностью и простотой вальс вносил светлую струю в аристократические салоны с их церемонными, жеманными и вычурными менуэтами и гавотами.

 Поначалу вальс был гоним, его повсюду запрещали. Но остановить его распространение было невозможно. Популярности вальса способствовали венские композиторы и дирижеры -Иоганн Штраус(отец) и Иоганн Штраус(сны),подаривших миру более 400 вальсов.

  Весь 19 век прошел под символом грациозного, летящего, страстного вальса. Его танцевали везде, во всех кругах общества. Он проник во многие жанры профессиональной музыки -оперу, балет, симфонию, сюиту. Вальс оказал влияние на развитие всей европейской музыки 19-20 веков.

Вальс как жанр проник даже в музыку для кино. Сегодня мы предлагаем послушать 3 абсолютно разных вальса.

1)Кукольный вальс Олега Хромушина в исполнении Тарасова Вани.

2) Вальс «Первый бал» Александра Гречанинова в исполнении Овсянкиной Любы.

3) И Вальс Андрея Петрова из кинофильма «Петербуржские тайны « в исполнении ф-ного дуэта Анастасии Быковой и Варвары Иващенко.

Полька.

Это веселый зажигательный танец, появившийся в чешской провинции Богемия в середине 19 века. Бодрую радостную пляску по достоинству оценили, и вскоре ни одно празднество не проходило без полюбившегося танца.

Стр.13

 Термин »полька» происходит от чешского слова  ПОЛКА ,что означает «половинный шаг».Полька быстро вошла в моду в Чехии, затем во Франции, а затем и по всей Европе. В Россию в 1845 году из Парижа танец привез знаменитый балетмейстер Петербуржской императорской труппы Николай Осипович Гольц. Сначала танец появился на сцене, а затем в салонах аристократов .Вскоре ни один великосветский прием  не обходился без польки. Томные дамы из высшего света наконец-то смогли проявить свой темперамент в веселом и азартном танце.

 Сейчас полька распространена по всей территории  Европы. В каждом уголке она вобрала в себя национальные особенности разных народностей.

 Полька – это парный танец. Музыкальный размер 2/4, темп – быстрый. Для того, чтобы танцевать польку, достаточно выучить несколько основных движений, но быстрый темп требует виртуозного их исполнения.

Основной шаг польки носит одноименное название, он состоит из полушагов, соединенных приставкой и выполненных в кружении пары по кругу по линии танца или против линии танца. Чтобы придать танцевальным па большей эффектности, дама может совершить поворот под рукою кавалера. Галоп по кругу, притопы, ковырялочки и другие па приукрасят танец. Полька – это и концертный и социальный танец. Балетмейстеры ставят польку для демонстрации на сцене. А на вечеринках, корпоративах и балах полька танцуется с любым партнером под подходящую музыку.

Послушайте известную Польку Михаила Глинки в исполнении Вари Тарасовой.

                                                 Полонез

Полонез – танец, которым в старые времена открывали светские балы, тем самым подчеркивая торжественность и церемониальность происходящего. В настоящее время танец исполняется в рамках особых торжеств и исторических реконструкций.

Однако, по самой распространенной версии, полонез возник как свадебный танец приблизительно в XV веке и назывался «ходзонный», то есть «вышагиваемый» и постепенно стал непременным атрибутом на народных празднествах. Обычно он торжественно открывал и закрывал праздник.

В среду шляхтичей, а затем и в замки магнатов, ходзонный танец пришел только в XVI веке, став еще пышнее церемониальнее.

 Считалось неприемлемым исполнять этот танец в паре законным супругам – хозяевам приема. Обычно хозяин дома приглашал самую именитую гостью, а хозяйка – самого важного гостя. Присутствие императорской четы на торжестве делало обязательным их танец с хозяевами дома: первая пара – император и хозяйка праздника, вторая пара – императрица с хозяином

  Открывая торжественные танцевальные вечера, исполняющиеся строго по рангам, он как нельзя лучше подходил для грандиозных, обставленных с необыкновенной роскошью балов 18 века.

В России полонез стал известен с первой четверти 19 века под именем «польский».Также его называли «ходячий разговор»,поскольку во время танца исполнители могли вести беседы. Им начинались, а иногда и заканчивались балы. 

Через жанр Полонеза Фридерик Шопен прославлял свою родину, вспоминая об ее былом величии и мечтая о будущей, свободной Польше. Первые полонезы Шопен написал еще в детстве, они опубликованы посмертно.

При разнообразии содержания все зрелые полонезы Шопена обладают рядом общих черт:

  • Маршевость в ритме, несмотря на трехдольность.
  • Стремление к монументальности.
  • Виртуозный концертный стиль
  • Яркие контрасты.
  •  Его композиция, как правило, опирается на сложную 3-х частную форму.
  • Эпико-величавый тон, патриотическое настроение.

 

Для Шопена полонез – это жанр, неотделимый от национальной истории. Подобно мазурке, его можно считать символом Польши, но претворенном не в бытовом или лирическом, а в эпическом плане.

Мы предлагаем послушать Полонез Фридерика Шопена соль минор в исполнении Ибатуллиной Кати.

Краковяк

Веселый польский танец краковяк танцуют и профессионалы, и любители уже почти шесть веков. И не смотря на свой солидный возраст, актуальности он не теряет!

История возникновения танца

Польский народный танец краковяк (krakowiak) появился среди жителей Краковского воеводства в XIV веке. Первоначально его танцевали только мужчины, а позже он стал парным танцем. Естественно, костюмы для краковяка соответствуют краковскому польскому народному костюму. Парни чаще всего одевают белые рубашки с маленькими закрытыми воротничками и широкими длинными рукавами на обшлагах, белые в красную полоску штаны, заправленные в черные сапожки, синие камзолы без рукавов, пояса из желтого пазумента с украшениями и красные конфедератки с небольшими павлиньими перьями.

Девушки наряжаются в белые блузы с широкими короткими рукавами и оборками на воротнике, широкие цветастые юбки в сборку, белые вышитые фартуки, короткие красные безрукавки и «короны» с пестрыми лентами сзади и красные бусы.

Краковяк был популярен в шляхетской среде, а в XIX – начале XX века стал также и бальным танцем. Как и полонез, краковяк имел торжественный характер воинского шествия и назывался «большим танцем». Он мог включать как шаги мазурки, так и вальса, польки. Широко известен краковяк из оперы М. Глинки «Иван Сусанин» и балета Б. Асафьева «Бахчисарайский фонтан», который исполняется артистами классического балета на сценах оперных театров.

Виды

Краковяк исполняется в двух вариантах:

1. Краковяк народно-сценический

Народно-сценический вариант краковяка исполняется парами на счет 2/4. Движения танца в большинстве построены на различных прыжках, исполняются они легко и пластично.

2. Краковяк бальный

Бальный вариант краковяка, разработанный Н. Гавликовским.

Особенности краковяка

Танец краковяк исполняется с подтянутым корпусом и слегка

горделиво поднятой головой. Четкие позы не только украшают краковяк,

но и являются его характерными чертами. Прыжок в краковяке небольшой, приземление после прыжка делается на подушечки обеих ног, с легким ударом об пол.

Фортепианный дуэт в составе Толстенко Таис и Морозовой Насти исполнит Кракрвяк из оперы Глинки «Иван Сусанин».

И еще один польский танец из оперы Иван Сусанин тоже похожий на Кракрвяк своей ритмикой прозвучит в исполнении Ибатуллиной Кати и Носко Л.Э.

Тарантелла

Не похожа Тарантелла
Ни на польку, ни на блюз,
Как глоточек лимончелы
Хороша на всякий вкус.
Кто танцует Тарантеллу,
Не стареет никогда,
Не теряет форму тело, 
Не седеет борода.

Это танец, появившийся на свет в 15-м столетии на юге Италии. Его название, по одной из версий, происходит от названия ядовитого паука тарантула. По другой версии, танец получил свое название от итальянского города Таранто, где, как считают, и появилась тарантелла.

 Существует несколько легенд, связанных с этим танцем. Одна из них рассказывает, что в древности, во время жертвоприношения, выбранную жертву закрывали в помещении, наполненном тарантулами. Жертва была вынуждена под музыку прыгать среди ядовитых пауков, надеясь избежать укусов. Темп музыки постепенно убыстрялся, и обессиленная жертва падала от усталости и погибала.

Существует и другая версия происхождения танца. Она также связана с экзотическим пауком тарантулом. Согласно легенде, укус паука вызывал страшную болезнь – «тарантизм». Каждый заболевший был обречен на смерть. И лишь одно спасение было у укушенного – стремительная, необузданная пляска, разгоняющая кровь и нейтрализующая действие яда.

Насколько правдивы данные легенды – неизвестно. Но в прошлом люди действительно верили в целебное действие танца. Врачи даже спорили, что дает больший эффект – быстрые танцевальные движения или музыка.

Однако, в Средние века духовенство негативно относилось к этому танцу. Приписывая тарантелле целительную силу, простые люди оправдывали свои пирушки и неистовые танцы после них. Известен случай, когда во время похорон добродетельного парижского священника, молодая женщина исцелилась от паралича, прикоснувшись больной рукой к усопшему. Этот случай послужил началом неистовых действ на кладбище Сен-Медар. «Пляски исцеления» стали проходить там постоянно, сопровождаясь криками, кривляньями, непристойными звуками. Слово «тарантелла» стало синонимом неприличного действа.

Считалось, что этот экспрессивный танец под аккомпанемент тамбурина танцевали только женщины из низших общественных слоев, однако, уже в 17-м веке кардинал Барберини ввел исполнение тарантеллы при дворе. Вскоре танец стал популярным и в других государствах – Германии, Нидерландах, Франции. Ведущие композиторы не раз увековечили темпераментный танец в своих произведениях. К самобытному итальянскому танцу обращались в своем творчестве П.Чайковский, К. Дебюсси, Ф. Лист, Ф. Шопен, Д. Россини и другие. 

Быстро, быстрее, еще быстрее – это главный принцип исполнения тарантеллы. Неистовый темп танца заставляет исполнителя выкладываться полностью, вовлекая в действо все новых и новых танцоров.

Сегодня вы услышите Тарантеллу Сергея Прокофьева. Исполнит ее Иващенко Варвара.

 И еще один вариант Тарантеллы О.И.Дютш  для ансамбля в 4 руки прозвучит в исполнении Новиковой Марии  и Носко Л.Э.

Чардаш

Трудно представить Венгрию без широкого и зажигательного чардаша. В этом танце запечатлелась душа народа, его надежды и чаяния. Чардаш – один из наиболее популярных венгерских танцев, известный далеко за пределами Венгрии. Название танца происходит от венгерского слова «csárda», что в переводе означает «трактир», «постоялый двор», «харчевня».      Существуют различные мнения по поводу происхождения чардаша. Одни считают, что этот танец произошел от венгерского народного танца вербункош, другие родоначальником чардаша считают танец гайдуков. Истина лежит, как всегда, посередине. Безусловно, музыкальный и хореографический стиль вербункош, наложил отпечаток на чардаш, но и танец гайдуков привнес свои характерные черты. Популярности чардаша содействовали композиторы-классики, широко использовавшие в своем творчестве народные мотивы, такие как Лист, Брамс, Барток, Монти и другие. Цыганские ансамбли также способствовали распространению чардаша в Венгрии и ближайших странах,а затем и во все мире.

   Танец чардаш по составу исполнителей принадлежит к смешанным: его танцуют и мужчины и женщины. В танце наблюдается, обычно, две части: широкая лирическая и быстрая зажигательная. Музыкальный размер чардаша двудольный: 2/4 и ли 4/4. Для чардаша свойственны технически сложные синкопированные движения, быстрые сложные хлопушки, прыжки. Исполнители собранные, подтянутые, корпусу свойственно горделивое положение, в движениях чувствуется скрытый темперамент.

Отличительной особенностью танца является вариация его темпа от медленного широкого до быстрого зажигательного. Обычно чардаш начинается с медленного напевного вступления по кругу (лассу), а заканчивается во все нарастающем темпе парной части (фриш). Мелодия чардаша отличается четким ритмическим рисунком, а танцевальные комбинации завершенностью. Венгерская музыка вобрала в себя цыганский и турецкий колорит, а композиторы классики способствовали ее всемирному распространению. 

Чардаш Витторио Монти –итальянского композитора,скрипача и дирижера   исполнит преподаватель Носко Л.Э.

                                                      Фокстрот 

 развившийся в 1912 г. в США из не столь темпераментного ванстепа новый парный танец.

     Фокстрот был изобретен Гарри Фоксом (Harry Fox) для выступления на шоу в Нью-Йорке в 1913 г.  После Первой мировой войны всеобщее увлечение фокстротом перекинулось на страны Европы.

    Это  необыкновенно гармоничный танец, сочетающий прежде всего неповторимую «гладкую» скользящесть (невесомость) шагов, воздушность, легкость. Гладкость («smooth») — одна из основных характеристик фокстрота. Есть версия (очень сомнительная), что название произошло из-за лисы («fox»),поскольку только она якобы имеет необычную походку среди животных, когда ноги ставятся в одну линию (след в след).

Первоначальный вариант фокстрота исполнялся таким образом, что левая и правая нога ставились одна перед другой по одной линии. Только в 1950-х была развита «Пересмотренная техника», в которой левая и правая нога двигаются по своей линии, лишь иногда попадая на чужую.

  Фокстрот дал самый существенный толчок для всего бального танца. Комбинация быстрых и медленных шагов создает огромное количество

вариаций  и поэтому он является самым трудным танцем для изучения из-за сложного ритмического характера движения.

Музыкальный размер этого танца — 4/4, темп 27-29 тактов в минуту, Акценты  очень мягкие, почти незаметные. 

Фокстрот К.Дузе (не очень известного композитора) прозвучит в исполнении Носко Ларисы Эдуардовны.

Танго

Волшебные звуки сливаются в танго
И чувственный танец манит за собой.
Готовы его танцевать неустанно,
Забыты заботы, не нужен покой.

Танго – один из самым загадочных танцев в мире. Ведь в нем уживаются сдержанность характеров, строгость линий и безудержная неприкрытая страсть одновременно.
     Современное танго имеет множество разновидностей. Среди них и строгое бальное направление, и страстное аргентинское и необычное финское. Но все они отличаются от других видов танцев своим особенным неповторимым характером. Ведь только в танго можно совместить такие черты как выдержанность и страсть, строгость и фривольность, нежность и агрессию. Может именно поэтому, несмотря на свою сложность, как в исполнении, так и в понимании, этот танец имеет огромное количество поклонников по всему миру.

 Долгое время танго считали танцем простых людей. Лишь в конце XIX – начале XX столетий танго было представлено в Европе как еще одно официальное направление в танцах.

 В мире существует множество разновидностей танго, которые имеют свои особенности и черты. Но какое бы направление танго не обсуждалось, только к этому танцу можно применить цитату «история любви в одном танце» или «любовь за несколько шагов». Ведь более «полный» и насыщенный эмоциями танец трудно найти. В каждой маленькой постановке, танцоры проживают историю любви, которая полна чувствами и их выражением – страстью, нежностью, злостью, любовью и т.д., которая будучи выставленной на всеобщее обозрение тем не менее поражает своей интимностью.

Евгений Петербуржский Танго «Утомленное солнце».Исполняет Носко Л.Э.

Чарльстон

Чарльстон – это быстрый и энергичный танец, которому свойственны непринужденность и раскованность, фонтанирующая радость и легкая шаловливость.

     Несмотря на скандальную репутацию, в начале прошлого века чарльстон стал королем танцев. Начав свое победное шествие в Америке, он несколько позднее покорил и Европу. Невозможно было не заразиться желанием танцевать этот задорный, легкий в исполнении танец. Чальстон исполнялся как в парах, так и индивидуально.

В общем-то, ничего сложного в исполнении танца не было. Его считали легким в обучении, нужно было всего лишь научиться совершать энергичные движения руками и ногами под быструю музыку. С другой стороны, увеличилось число получивших травмы из-за неуемного желания вложить в чарльстон всю имеющуюся энергию и силу.

То, что чарльстон имеет афроамериканские корни, сомнению не подвергается. Однако однозначных данных, где и как возник этот танец, не существует. Некоторые источники называют родиной чарльстона острова Кабо-Верде, другие – город-порт Чарльстон (Южная Каролина), где по одной версии негритянские докеры в минуты отдыха танцевали, повторяя энергичные нехитрые движения ногами, а по другой - танец придумали дети из сиротского приюта. Как бы то ни было, но название танца связывают с названием города Чарльстона.

Сначала в большей степени этот танец связывали с молоденькими эмансипированными девушками, которых называли флапперами (от англ. – хлопушка), именно они могли позволить себе танцевать поодиночке и демонстрировать в танце презрение к старым традициям. Несмотря на обвинения в аморальности и развязности, подрыве устоев духовности нации, чарльстоном увлеклись все слои населения Америки. Официального обучения чарльстону в танцевальных классах не существовало, поэтому обеспеченные люди стали брать уроки у собственной обслуги: кухарок, горничных и прачек, освоивших этот танец значительно быстрее.

У чарльстона было две мощных волны увлеченности – в 20 –х годах прошлого столетия и снова - спустя сорок лет. Но и до сих пор этот танец увлекает возможностью выплеснуть энергию, получить заряд позитива, раскрыть свой творческий потенциал.

Чарльстон имеет синкопированную ритмичную структуру, размер 4/4. Танцуют чарльстон как в паре, так и сольно. Основной шаг исполняется на месте или с продвижением вперед, назад и в сторону. Начинается шаг с затактового движения.

Прозвучит Чарльстон современного Петербуржского композитора Евгения Рушанского.

Рэгтайм

 Жанр американской музыки, особенно популярный с 1900 по 1918 годы.Танцевальная форма, имеющая размер 2/4 или 4/4, в которой бас звучит на нечётных, а аккорды на чётныхдолях такта, что придаёт звучанию типичный «маршевый» ритм; мелодическая линия сильно синкопирована.

   Многие рэгтаймовые композиции состоят из четырёх различных музыкальных тем.

   Рэгтайм считается одним из предшественников джаза

Джаз унаследовал от рэгтайма ритмическую остроту создаваемую несовпа-дением ритмически свободной, как бы «разорванной» мелодии.

 Некоторое время после Первой мировой войны рэгтайм вновь был моден как салонный танец.От него произошли и другие танцы, в том числе и фокстрот.

Происхождение слова «регтайм» до сих пор неясно. Возможно, оно происходит от англ. ragged time(«разорванное время», то есть синкопированный ритм).

Композитора и пианиста Скотта Джоплина мы знаем исключительно как «Короля регтайма», и это не случайно. Джоплину удалось возвести этот жанр в ранг высокого искусства. Рэгтайм благодаря композитору прекратил свое существование в качестве «музыки, которую исполняли бродячие пианисты в дешёвых барах», — наоборот, он вобрал в себя своеобразную ритмику музыки афро-американцев и романтику, а также строгость формы европейцев.

Скотт  Джоплин Рэгтайм «Артист Эстрады»

А в заключении концерта мы хотим предложить очень популярный Венгерский танец Йоханнеса Брамса в исполнении Егора Мясоедова и Носко Л.Э.

 Наше путешествие в историю танца подошло к концу. Мы благодарим всех за участие,  а зрителей за теплый прием!!!

Спасибо хору «Мечта» и руководителю этого замечательного коллектива Виктории Александровне Лебединской  за украшение нашего концерта!!!

Спасибо ребятам-гостям, которые  подарили нам свою музыку!!!

До свидания!!!                          Концерт окончен!!!


 

Комментарии

Лебединская Виктория Александровна

Интересно, что общим в происхождении всех танцевальных жанров являются народные корни.