Программа учебно-воспитательной деятельности Воскресной школы храма Рождества Христова
Программа учебно-воспитательной деятельности воскресной школы при храме Рождества Пресвятой Богородицы разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами «Об образовании в Российской Федерации» и «О свободе совести и религиозных объединениях», нормативными документами Русской Православной Церкви «Устав Русской Православной церкви», «нормативными документами Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви «Положение о деятельности воскресной школы (для детей) Русской Православной Церкви в РФ», «Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви (далее Стандарт)», «Православный компонент основной общеобразовательной программы дошкольного образования (для православного дошкольного образовательного учреждения на территории Российской Федерации)», СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_uchebno-vospitatelnoy_raboty_vsh.docx | 73.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Воскресная школа при храме Рождества Христова
Вознесенское благочиние
Выксунская и Павловская епархия
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Настоятель храма Директор Воскресной школы
Рождества Христова __________С.В. Крылова
__________ иерей Александр Ларин
ПРОГРАММА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ
ХРАМА РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
Разработала преподаватель Воскресной школы Крылова С. В.
с. Полховский Майдан
2017 год
Содержание
Введение………………………………………………………………......... | 3 |
I. Пояснительная записка…………………………………………………… | 4 |
II. Цели и результаты учебно-воспитательной деятельности для каждой ступени……………………………………………………………………… | 7 |
III. Программа духовно-нравственного воспитания детей……………… | 15 |
IV. Учебный план воскресной школы…………………………………….. | 18 |
V. Программы по вероучительным предметам и предметам духовно- нравственной направленности……………………………………………. | 19 |
VI.Особенности организации учебно-воспитательной деятельности….. | 23 |
Заключение…………………………………………………………………… | 23 |
Список литературы………………………………………………………… | 24 |
Введение
Программа учебно-воспитательной деятельности воскресной школы при храме Рождества Пресвятой Богородицы разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами «Об образовании в Российской Федерации» и «О свободе совести и религиозных объединениях», нормативными документами Русской Православной Церкви «Устав Русской Православной церкви», «нормативными документами Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви «Положение о деятельности воскресной школы (для детей) Русской Православной Церкви в РФ», «Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви (далее Стандарт)», «Православный компонент основной общеобразовательной программы дошкольного образования (для православного дошкольного образовательного учреждения на территории Российской Федерации)», СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Программа разработана с учётом типа образовательного учреждения, определяемого нормативным документом Отдела религиозного образования и катехизации Русской воскресной школы Православной Церкви «Краткое руководство для определения типа воскресной школы», а также с учётом образовательных потребностей участников образовательного процесса.
Программа воскресной школы является нормативным документом, который регламентирует особенности организационно-педагогических условий и содержание деятельности воскресной школы по реализации Стандарта.
Нормативный срок освоения Программы составляет четыре года. таким образом, эта Программа будет реализовываться, дорабатываться и корректироваться в течение 4-х лет.
1.Пояснительная записка
Православная воскресная школа – это педагогическая система дополнительного религиозного образования, в рамках которой осуществляется обучение религии с целью формирования у учащихся православного мировоззрения.
Современная воскресная школа как система дополнительного религиозного образования – это явление, обусловленное секуляризацией общества вообще и системы образования в частности: пока в 1917 году школа в России не была отделена от Церкви, обучение религии было встроено в учебный процесс общеобразовательной школы, а дореволюционные воскресные школы представляли собой одну из форм общего образования.
В то же время нельзя сказать, что современная приходская воскресная школа не имеет корней в церковной педагогической традиции. Они есть и уходят в самую глубь истории Церкви, когда невозможно было и представить себе, что со временем кто-то станет сомневаться, нужна ли подготовка к крещению, должны ли христиане знать основы веро- и нравоучения и пр.
Воскресная школа – явление сравнительно новое в институциональном отношении, но древнее, как преемствующее церковной традиции оглашения, возрождающейся в конкретных исторических условиях, в том числе и через воскресные школы.
Приоритет в этой системе отдается воспитанию и формированию педагогической среды. Это не означает, что формированию знаний не уделяется большого внимания, но лишь то, что набор формальных знаний, умений, навыков – это ещё не само мировоззрение. Последнее формируется через усвоение учащимися веро- и нравоучительных представлений и понятий. Однако в этом отношении здоровая среда общения играет большую роль, нежели чем объём заученной информации. Нельзя забывать, что дети приходят в воскресную школу после шестидневной учебной недели и все, что будет им напоминать казенный учебный процесс ( в том числе и упор на заучивание материала), может вызвать отторжение и нежелание посещать занятия. В результате отпавшие будут потеряны для воскресной школы, как среды православного воспитания.
Следует отметить, что воскресная школа ориентирована в первую очередь на прихожан и в то же время не замыкается на них, но открыта для всех, кто интересуется основами православной веры. Более того, преподаватель должен строить свою беседу с детьми таким образом, чтоб и нерелигиозные родители, порой присутствующие на занятиях, получали пищу для размышлений и тоже мало-помалу просвещались и воцерковлялись.
Специфичной чертой воскресной школы как педагогической системы является текучесть среди состава учащихся. Учитывая этот факт, тематическое планирование следует строить таким образом, чтобы, во-первых, информативный материал и понятийный аппарат предшествующей ступени присутствовал в каждой из последующих, а во-вторых, раскрытие тем на занятиях должно строиться таким образом, чтобы учащийся, который по тем или иным причинам прервет своё обучение, усвоил бы по возможности максимум духовно-нравственных представлений и понятий, которые в последующей жизни оказались той путеводной звездой, которая вывела бы его к Богу или хотя бы в какой-то мере сохранила от зла.
Данная программа не включает всего многообразия предметов, которые могут изучаться в воскресной школе, но лишь курс Закона Божия, структурными компонентами которого являются Священная История Ветхого и Нового Завета (Библейская история), Катихизис, основы литургики, общецерковная история и история РПЦ. Все прочие дисциплины, изучаемые в воскресной школе, должны ориентироваться на курс Закона Божия как на ядро, в поле которого они вращаются подобно спутникам: межпредметные связи должны выстраиваться относительно этого курса как системообразующего на всех последующих.
2.Цели деятельности воскресной школы:
- Дать начальную форму духовно-нравственного воспитания.
- Дать православно-религиозное образование.
Задачи воскресной школы:
- Воцерковление детей через естественное вживание в церковную общину и литургическую жизнь.
- Формирование потребности к участию в литургической, социальной, миссионерской жизни прихода.
- Воспитание в вере, включающее в себя обучение христианскому вероучению и евангельской нравственности;
- Адаптация к жизни в современном обществе в соответствии с нормами христианской морали.
- Всестороннее развитие личности и мотивации к познанию и творчеству и формирование общей культуры.
- Обеспечение необходимых условий для укрепления духовного и физического здоровья, гражданского самоопределения и творческого труда.
3.Основные направления деятельности воскресной школы
Для достижения целей и задач воскресная школа осуществляет следующие направления деятельности:
1.Просветительское (катехизическое).
Религиозное и духовно-нравственное направление реализуется посредством занятий по вероучительным предметам и предметам духовно-нравственной направленности, через паломнические поездки, участие в литургической жизни прихода и обеспечивает воспитание активной и многогранной личности христианина.
2.Социальное направление способствует взращиванию в воспитанниках христианских качеств (милосердия, жертвенности, терпения и др.)
3.Культурно-образовательное направление интегрирует в себе просветительскую работу, эстетическую, духовно – нравственное развитие через творчество детей.
4.Интеллектуальное направление способствует повышению мотивации к познавательной деятельности, развитию мыслительных способностей. В рамках этого направления предполагается участие в викторинах, познавательных и интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научных конференциях, интеллектуальных марафонах, исследовательских проектах и других образовательных событиях.
Перечень направлений учебной деятельности является открытым и может быть изменён в соответствии с запросами детей и их родителей (законных представителей).
4. Педагогические подходы в обучении и воспитании
1) Дифференцированный подход в воспитании и обучении, один из способов решений педагогических задач с учетом социально – психологических особенностей групп воспитания. Дифференцированный подход дает возможность воздействовать на отношения между личностью и группой, группой и коллективом, детьми и взрослыми. Этот подход раскрывает достоинства учащихся через игры, соревнования и находится в прямой зависимости от творческой атмосферы.
2) Индивидуальный подход – важный психолого – педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка. Для этого необходимо наблюдение педагога, встреча с родителями. Чтобы в случае затруднения поддержать ребенка, во время прийти на помощь. Этот подход обеспечит эффективность каждого ученика.
3) Деятельностный подход в образовании – процесс деятельности ученика, направленный на становление его личности в целом. Это значит делать учение мотивированным, научить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель, находить пути и средства ее достижения. Уметь себя самоконтролировать.
5. Участники учебно-воспитательной деятельности
Участниками учебно-воспитательного процесса в воскресной школе являются: настоятель прихода (духовник), директор воскресной школы, педагогические работники воскресной школы, учащиеся, родители (законные представители учащихся).
II. Цели и результаты учебно-воспитательной деятельности для каждой ступени
К планируемым результатам учебной программы отнесены:
Личностные результаты:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- сформированность мотивации к изучению и познанию;
- отражение индивидуально – личностных позиций, личностные качества.
Метапредметные результаты:
-освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммутативных).
Учет индивидуальных возрастных, психологических особенностей обучающихся.
Стандарт устанавливает требования к результатам учебно-воспитательной деятельности:
а) личностным, включающим готовность и способность воспитанников руководствоваться христианскими нравственными принципами в своей жизни, к саморазвитию и самоопределению, ценностно-смысловыми установками, отражающими индивидуальные позиции, наличие стойкой мотивации к учению и познанию, способность ставить цели и строить жизненные планы;
б) предметным, включающим освоенный воспитанниками в ходе изучения вероучительных предметов духовный опыт.
Предметными целями и результатами учебно-воспитательной деятельности воскресной школы для каждой ступени являются:
Дошкольная ступень
Православное воспитание детей дошкольного возраста – это первая ступень в процессе становления духовно-нравственной личности. В этом возрасте ребенок глубоко и трепетно воспринимает и переживает свои первые впечатления, обретая опыт, который в дальнейшем определит его жизненный путь и нравственный выбор. Очень важно, чтобы эти первые впечатления давали ему уроки добра и любви, раскрывали красоту и величие сотворенного Богом мира, учили беречь его. Воспитание в детях навыка добродетельной жизни должно проявляться в желании помогать другим людям, способности к сопереживанию, сорадости, адекватному проявлению своих чувств, в поддержании порядка и чистоты в доме и во дворе, в своих вещах.
Вероучительным предметом дошкольной ступени является «Введение в Закон Божий» (первичные понятия о Боге, о духовном мире, о молитве, о Священной Библейской истории, о храме Божием).
Изучение «Введения в Закон Божий» в дошкольном возрасте направлено на достижение следующих целей:
- заложить основы православного мировосприятия, дать начальные знания о Боге и вере, мире и человеке;
- пробудить личность ребенка, направить ее к познанию Бога, сформировать религиозные чувства;
- воспитывать у детей чувство благоговения к святыне и святым, почтения и любви к родителям и другим людям, учить их бережно относиться к окружающему миру как творению Божиему;
- развивать творческие способности, направить их к умственному и физическому совершенствованию ребенка;
- помочь освоить и закрепить первоначальные навыки духовной жизни в Церкви;
- развивать нравственные чувства, дать первые представления о добре и зле, обогащать нравственный опыт детей через овладение навыками добродетельной жизни.
Для дошкольников рекомендуются занятия в форме уроков-встреч, уроков-бесед, творческих мастерских по 20-30 минут.
Предметные результаты изучения «Введения в Закон Божий»:
- понимание, что Бог есть Творец мира;
- знание о молитве: где, когда и как надо молиться, молитвы предначинательные, молитва Господня, молитвы перед и после трапезы, причастный стих, Тропарь: Христос Воскресе!;
- представление о Церкви Христовой как доме Божием;
- представление о Библии как Священной книге, знание главных сюжетов из Священного Писания (о сотворении мира, о Великом потопе, об Аврааме, Моисее, о главных событиях земной жизни Господа Иисуса Христа);
- знание Заповедей Божиих (обзорно);
- знание имен своих небесных покровителей; святых, почитаемых в храме, в семье;
- умение совершать краткое утреннее и вечернее молитвенное правило;
- умение различать образы Спасителя, Божией Матери и святых;
- умение петь простые песнопения;
- умение получать благословение и подходить ко Святому Причащению.
Начальная ступень
Вероучительными предметами начальной ступени являются: «Закон Божий» (в том числе: священная библейская история, устройство православного храма, богослужение и история Церкви; «Основы христианской нравственности» на основе Евангелия и житий святых); «Церковно-славянский язык» и «Основы хорового и церковного пения».
Изучение курса «Закон Божий» направлено на достижение следующих целей:
- заложить основы православного мировоззрения и мировосприятия;
- дать знания о важнейших событиях священной библейской и церковной истории, о внутренней и внешней сторонах жизни Церкви, о нравственном духовном законе;
- помочь овладеть основными навыками добродетельной жизни (по совести), богослужебной жизни через участие в Таинствах и Богослужениях, посильных храмовых послушаниях, правилами поведения в храме и личной молитвы;
- воспитать нравственные чувства, уважение и любовь к родителям и старшим, к Родине, бережное отношение к окружающему миру, как творению Божию;
- формировать ценностные жизненные ориентиры;
- научить применять полученные знания для духовного и творческого совершенствования и помощи ближнему.
Предметные результаты изучения «Закона Божия»:
- знание, что Бог есть Творец мира, Иисус Христос Сын Божий – Спаситель мира;
- знание и понимание молитвы Господней, молитв перед и после трапезы, до и после учения, причастного стиха, основных песнопений Пасхи (тропарь, стихиры, избранные песни Пасхального канона);
- представление о Библии как Священной книге, знание основных сюжетов Священной Истории Ветхого Завета (о сотворении мира, падении денницы, о первых людях и их грехопадении, истории Каина и Авеля, о Великом потопе, об Аврааме и Моисее); знание главных событий земной жизни Господа Иисуса Христа, основных притч;
- представление о Церкви как собрании людей во имя Христа; храме и его устройстве, внешней и внутренней символике, священнослужителях, церковнослужителях;
- знание названий двунадесятых и великих праздников;
- знание о Таинстве покаяния и Евхаристии;
- знание имен двенадцать апостолов; представление о жизни апостолов Петра и Павла, архидьякона Стефана, великомучеников Георгия Победоносца и Пантелеимона, мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, святителя Николая Чудотворца, равноапостольных Константина и Елены;
- представление о Крещении Руси, апостоле Андрее Первозванном и равноапостольных Владимире и Ольге, о жизни благоверного князя Александра Невского, преподобного Сергия Радонежского, святителя Алексия Московского, благоверного князя Димитрия Донского, священномученика патриарха Ермогена, преподобного Серафима Саровского, блаженных Ксении Петербургской и Матрены Московской, праведных Иоанна Кронштадтского и воина Федора Ушакова; о новомучениках и исповедниках Российских;
- знание десяти заповедей Божиих, заповедей Блаженств;
- умение петь тропари двунадесятых праздников, тропарь и стихиры Пасхи;
- сознанное участие в Таинствах исповеди и причащения.
Использование своих знаний для:
- выявления и осознания собственных греховных поступков;
- построения исповеди и исправления грехов.
Изучение церковнославянского языка направлено на достижение следующих целей:
- сформировать представление о церковнославянском языке как о величайшей ценности, достоянии общечеловеческой и национальной культуры, культуры славянских народов;
- раскрыть его социокультурное и историческое значение для становления и развития духовного облика русского, всех славянских народов, славянских литературных языков, величие и богатство церковнославянского языка как языка богослужения Русской Православной Церкви;
- овладеть традициями церковнославянского языка для совершенствования навыков чтения и понимания церковнославянских текстов, для осознанного участия в литургической жизни Церкви.
Предметные результаты изучения церковнославянского языка:
- знание истории жизни и трудов святых равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия;
- знание истории возникновения славянской письменности, развития церковнославянского языка;
- знание азбуки: алфавитного порядка букв, названий, начертаний и звуковых соответствий каждой буквы;
- знание основных особенностей церковнославянской лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса;
- знание словарных слов для чтения и слушания Евангелия и Псалтири;
- знание происхождения и значения общеупотребительных личных канонических имен;
- овладение правилами чтения и орфографии (особенности церковнославянской графики) церковнославянского текста;
- умение читать церковнославянский текст (молитвы предначинательные; тропари наиболее употребляемые);
- умение ориентироваться в нумерации страниц, псалмов, стихов в церковных книгах;
- умение осуществлять переложение на русский язык псалмов и притч;
- умение анализировать и кратко характеризовать части речи, предложение;
- умение работать с церковнославянскими словарями.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности повседневной жизни:
- читать и понимать церковнославянский текст;
- знать наизусть основные молитвы;
- самостоятельно и регулярно совершать утреннее и вечернее молитвенное правило;
- осмысленно участвовать в Богослужении.
Основная ступень
Вероучительными предметами основной ступени являются: «Священное Писание»: «Ветхий и Новый Завет»; «Православное Богослужение» («Литургика»); «Основы православного вероучения»/(«Катехизис»); «История Христианской Церкви», «Христианская этика».
Изучение Священного Писания Ветхого и Нового Завета направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной христианской картины мира;
- осмысление основных этапов спасения человеческого рода через Боговоплощение, Крестную Жертву и Воскресение Господа Иисуса Христа;
- освоение знаний о важнейших событиях ветхозаветной и новозаветной истории;
- овладение навыками работы с текстом Библии и навыками ее понимания;
- формирование ценностных ориентиров в ходе ознакомления с историческими событиями ветхозаветного периода и нравственным учением Господа Иисуса Христа;
- применение знаний и представлений о нравственном законе в личной жизни для христианского самосовершенствования;
- воспитание нравственных чувств, а также уважения, ответственности и бережного отношения к окружающему миру.
Предметные результаты изучения Священного Писания Ветхого и Нового Завета:
- знание о Библии, названий книг, составляющих ее, автора Пятикнижия;
- знание основных событий библейской истории Ветхого и Нового Завета, основных прообразов ветхозаветной истории;
- знание Десяти заповедей Божиих;
- знание основных событий земной жизни Господа Иисуса Христа;
- умение рассказать о Библии как о Священной книге, имеющей ценность для всех людей;
- умение рассказать хронологию и содержание основных этапов Ветхозаветной истории и объяснить смысл;
- умение раскрыть нравственный смысл десяти заповедей Божиих;
- умение рассказать хронологию и содержание основных этапов Новозаветной истории и объяснить их смысл;
- умение раскрыть нравственное содержание заповедей Блаженства.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания процессов, происходящих в нравственной жизни современного общества;
- высказывания собственного мнения по вопросам нравственной оценки происходящего в современном обществе;
- использования знаний христианской нравственности для личной благочестивой жизни.
Изучение «Основ православного вероучения»/ «Катехизиса» направлено на достижение следующих целей:
- формирование православного мировоззрения и жизненной позиции православного христианина;
- освоение знаний, касающихся православного вероучения;
- овладение навыками добродетельной жизни;
- формирование системы ценностей, основанных на православном мировоззрении;
- применение полученных знаний для духовного самосовершенствования и приобщения других к православной вере, традиции и культуре;
- воспитание религиозных чувств, любви, сострадания к окружающим.
Предметные результаты изучения «Основ православного вероучения»/ «Катехизиса»:
- знание Символа веры, смысла двенадцати членов Символа веры;
- знание молитвы Господней, смысла заложенного в ней учения о Надежде;
- знание заповедей Блаженства, заложенного в них учения;
- знание смысла и значения Таинств Церкви в жизни человека;
- представление о христианском понимании брака и нормах христианского поведения;
- умение объяснять понятия «Бог», «Троица», «грехопадение», «Боговоплощение», «искупление», «спасение»;
- умение объяснять значение Крестной смерти Спасителя, учение о Духе Святом, учение о Богородице, понимание «святости»;
- умение рассказать с христианских позиций о назначении и смысле жизни человека, раскрыть смысл слов «образ и подобие Божие в человеке», «обожение».
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания роли и места православного вероучения в жизни человека;
- высказывания собственных зрелых религиозных суждений;
- использования полученных знаний об основах веры для устроения православно-христианского образа жизни.
Изучение «Истории Христианской Церкви» направлено на достижение целей:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям Церкви и Отечества;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всеобщей Церковной истории, их взаимосвязи с гражданской историей;
- овладение методами исторического познания, умения работать с источниками исторической информации;
- формирование представлений о важности исторической роли Русской Православной Церкви в истории России;
- применение знаний и представлений о роли Православной Церкви в жизни общества для участия в межкультурном взаимодействии с представителями других религиозных традиций.
Предметные результаты изучения «Истории Христианской Церкви»:
- знание основных этапов и ключевых событий истории общецерковной и истории Русской Православной Церкви;
- знание имен выдающихся церковных деятелей и их вклада в развитие Церкви и общества;
- представление о значении Христианства в культурном развитии Западной Европы;
- понимание значения Крещения Руси и Православной Церкви в истории России;
- представление о Поместных Православных Церквах;
- умение соотносить даты событий гражданской и церковной истории;
- умение соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
- умение рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание.
Умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной церковной и общественной жизни;
- объяснения своего личного отношения к наиболее значимым событиям и личностям Русской Церковной истории и всеобщей истории;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой национальной и религиозной принадлежности.
Изучение «Христианской этики» направлено на достижение целей:
- воспитание личности, несущей в себе образ Божий;
- освоение христианских представлений о смысле жизни, месте человека в мире, свободе и ответственности;
- овладение способностью противостоять злу в мире и в самом себе;
- формирование представлений о духовной жизни христианина;
- применение полученных знаний в личной духовной жизни, в межчеловеческих отношениях и общественном служении.
Предметные результаты изучения «Христианской этики»:
- представление о подходах к решению вопроса о смысле жизни в философиях и религиях мира;
- знание христианского подхода к вопросу о смысле жизни;
- знание положений Декалога и их актуальности в современном мире;
- представление об основах духовной (внутренней) жизни человека;
- умение применять знания в личной духовной жизни, межличностных отношениях и общественном служении.
Умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- нахождения смысла своей жизни и определения себя в мире;
- самоидентификации себя в мире как христианина;
- противостояния злу в мире и в самом себе.
III. Программа духовно-нравственного воспитания детей.
Духовно-нравственная воспитательная работа в воскресной школе направлена на то, чтобы сплотить детей, родителей и педагогов в большую семью вокруг храма.
Духовно-нравственная воспитательная работа идёт в таких направлениях, как:
- Духовное;
- Познавательное;
- Патриотическое;
- Культурное;
- Экологическое;
- Краеведческое;
- Творческое.
Духовное направление – это то, ради чего существует воскресная школа. Это когда ученик воскресной школы видит своих одноклассников на богослужении и участвует в церковных таинствах.
Важным звеном своей деятельности мы считаем преподавание духовных дисциплин, поэтому такое направление как познавательное тесно связано с образованием. Это интеллектуальные игры, викторины.
На второе место мы ставим работу с семьёй, родителями. Стараемся создать среду, которая содействовала бы выработке такой программы семейной жизни, которая приводит к спасению всю семью.
Также у нас есть краеведческое направление, где обязательно запланированы паломнические поездки, куда мы приглашаем не только учеников школы, но и членов их семей. Таким образом, семейный подход прослеживается и здесь.
Экологическое направление проявляется в уборке на территории храма и на церковной площади.
Культурное направление традиционно связано с проведением и организацией праздников, концертов, конкурсов чтецов и т.д.
Патриотическое направление всегда занимало значительное место в воспитательной программе воскресной школы. Нами отмечаются знаменательные даты нашей страны, церкви.
Творческое направление в работе с детьми помогает раскрыть их индивидуальность, умения. Объединяет детей и родителей в реализации творческих проектов. Сплачивает семью при совместных послушаниях в храме.
Сетка часов учебного плана. Основная ступень
Учебные предметы | Количество часов в неделю (всего за год) | |||
I-й год обучения | II-й год обучения | III-й год обучения | IV-й год обучения | |
Священное Писание: Новый Завет. Часть 1. | 1час (28 часов) | - | - | - |
Церковнославянский язык. Имяслов. | 1час (28 часов) | - | ||
Священное Писание: Новый Завет. Часть 2. | 1 час (28 часов) | |||
Основы церковнославянской грамоты | 0,5 часа (14 часов) | |||
Православное Богослужение | - | 0,5 часа (14 часов) | 0,5 часа (14 часов) | |
Основы христианской нравственности | - | 0,5 часа (14 часов) | 0,5 часа (14 часов) | 0,5 часа (14 часов) |
История Христианской Церкви | - | - | 1час (28 часов) | |
Православный Катехизис | - | - | - | 0,5 часа (14 часов) |
Христианская Этика | 0,5 часа (14 часов) | |||
Итого: | 2 часа (56 часа) | 2 часа (56 часа) | 2 часа (56 часа) | 2 часа (56 часа) |
Учебный план Воскресной школы при храме Рождества Христова.
Предметы | Количество часов | ||||||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | 5 класс | 6 класс | 7 класс | |
Первые шаги в Церковной жизни | 28 | ||||||
Православный иконостас | 28 | ||||||
Священная История Ветхого завета | 28 | ||||||
Священная История Нового Завета (1 часть) | 28 | ||||||
Церковнославянский язык. Имяслов | 28 | ||||||
Священная История Нового Завета ( 2 часть) | 28 | ||||||
Основы церковнославянской грамоты | 14 | ||||||
Богослужение Православной Церкви (Литургия) | 14 | ||||||
История Христианской Церкви | 28 | ||||||
Богослужение Православной Церкви (Всенощное бдение) | 14 | ||||||
Катехизис | 14 | ||||||
Основы христианской нравственности | 14 | 14 | 14 | ||||
Христианская Этика | 14 | ||||||
Церковное пение | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 |
Изобразительное творчество и рукоделие (факультатив на усмотрение школы) | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 |
Уроков в неделю: | 2+1 | 3+1 | 3+1 | 3+1 | 3+1 | 2+1 | 2+1 |
IV. Учебный план воскресной школы при храме Рождества Христова
Дошкольная группа
Программа по Закону Божию для детей младшего возраста
№ п/п | Тема | Количество занятий |
1 | Мир – наш дом. Бог – творец. | 1 |
2 | Твое святое имя. | 1 |
3 | Видеофильм «Ангел» | 1 |
4 | Храм – Дом Господа. | 2 |
5 | Наши молитвы. | 2 |
6 | Воскресенье – день Господень. | 1 |
7 | Понятие о святости. | 1 |
8 | Священное Писание. | 1 |
9 | Заповеди любви. | 2 |
10 | Золотое правило. | 1 |
11 | Слайд-фильм «Жизнь Иисуса Христа» | 1 |
12 | Рождество Христово( праздничное представление) | 1 |
13 | Крещение Господне. | 1 |
14 | Наши желания. | 1 |
15 | Трудолюбие. | 1 |
16 | Заповеди Божии. | 2 |
17 | Послушание и своеволие. | 2 |
18 | Грехи и покаяние. Добродетели. | 2 |
19 | Прощеное Воскресенье. Великий пост. | 1 |
20 | Заповеди Божии ( продолжение) | 1 |
21 | Практическое занятие: выполнение послушания в храме (подготовка к праздникам) | 2 |
22 | Красное яичко. | 1 |
23 | Паломническая поездка. | 1 |
24 | Повторительно-обобщающее занятие. | 2 |
25 | Открытый урок. Выставка детских работ и рисунков. | 1 |
Всего: | 33 |
Начальная ступень
Учебный план для воскресной школы составлен на основе УМК «Вертоград», составитель Захарова Л.А., рассчитанного на 7 лет обучения и предназначенного для воскресных школ, православных гимназий, общеобразовательных школ.
Класс | Возраст, лет | Предметы | Уч. год |
1 | Начальная ступень (7 – 11 лет) | Храмоведение. (Начальные понятия о Боге, о молитве, о храме). | 2012-2013 2017-2018 |
2 | Православный иконостас. (Двунадесятые праздники. Лики святых. Подробный разбор устройства иконостаса с использованием бумажной модели). | 2013-2014 | |
3 | Ветхий Завет | 2014-2015 | |
Основная ступень (12-17 лет) | |||
4 | 1.Новый Завет. Часть 1. 2.Церковнославянский язык. Имяслов. | 2015-2016 | |
5 | 1.Новый Завет. Часть 2. 2.Основы церковнославянской грамматики. | 2016-2017 | |
6 | 1.История Христианской Церкви. 2.Богослужение Православной Церкви (Литургия) | 2017-2018 | |
7 | Богослужение Православной Церкви | 2018-2019 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ХРАМОВЕДЕНИЕ»
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Знакомство. Твое святое имя. Именины. | 1 |
2 | О мире. Мир – творение Божие. О Боге – Творце. | 1 |
3 | О Боге. Свойства Божии. | 1 |
4 | Крестное знамение. | 1 |
5 | О молитве. Виды молитв. | 1 |
6 | Молитвы Пресвятой Троице. Славословие Пресвятой Троице. Трисвятое. | 1 |
7 | Отче наш. Иисусова молитва. Царю Небесный. | 1 |
8 | Об ангелах. Молитва Ангелу – хранителю. Поделка «Ангел». | 1 |
9 | Церковь земная и небесная. Молитвы за живых и усопших. | 1 |
10 | Молитвы Богородице: Богородице Дево. Достойно есть. | 1 |
11 | Церковные таинства. | 1 |
12 | О храме. О храмовом благочестии. | 1 |
13 | Устройство храма. Формы храмов. | 1 |
14 | Устройство храма. Форма и количество куполов. | 1 |
15 | Устройство храма. Части храма. Притвор, храм, алтарь, колокольня. | 1 |
16 | Устройство храма. Алтарь. | 1 |
17 | Устройство храма. Престол. | 1 |
18 | Устройство храма. Жертвенник. | 1 |
19 | Иконостас. Праздничный ряд иконостаса – Священная история в красках. | 1 |
20 | О Великом посте. О распятии и Воскресении Иисуса Христа. | 1 |
21 | Торжество Православия. Почему мы почитаем иконы. | 1 |
22 | Крест любой формы – истинный Крест. | 1 |
23 | Крестопоклонная неделя. | 1 |
24 | Иконостас. Царские врата – Благая весть. | 1 |
25 | От Пасхи до Троицы. | 1 |
26 | Пасхальная открытка. Готовим подарок на Пасху. | 1 |
27 | Поделка ко Дню жен – мироносиц. | 1 |
28 | День жен-мироносиц. | 1 |
Итого: | 28 |
Содержание курса «История Христианской Церкви»
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Книга Деяний. Обращение Савла. | 1 |
2 | Чудеса, совершённые Петром. | 1 |
3 | Начало крещения язычников. Апостольский собор в Иерусалиме. | 1 |
4 | 1 Миссионерское путешествие Павла. | 1 |
5 | 2 Миссионерское путешествие Павла. | 1 |
6 | 3 Миссионерское путешествие Павла. | 1 |
7 | Павел в Риме. | 1 |
8 | Апостольские Послания. Соборные послания Иакова, Петра, Иоанна. | 1 |
9 | Послания апостола Павла. Павел о любви в 1 Кор 13: 1-7 О пастырских посланиях. Наставления мужами и женам. | 1 |
10 | Откровение Иоанна. «Се, стою у двери и стучу..» «Новое небо и новая земля». | 1 |
11 | Успение Божией Матери. | 1 |
12 | Всеобщее гонение на христиан. Нерон, Диоклетиан. Разрушение Иерусалима. | 1 |
13 | Прекращение гонений. Воздвижение Креста Господня. Константин Великий. | 1 |
14 | Новые враги христианства. Юлиан Отступник. | 1 |
15 | 1 Вселенский собор. Святители Николай Мирликийский и Спиридон Тримифунтский. | 1 |
16 | 2 Вселенский собор. Григорий Богослов. Василий Великий. | 1 |
17 | Христианская Церковь в 4 веке. Иоанн Златоуст. | 1 |
18 | Церковь в 7 веке. Страдания от Хозроя. Магометане. | 1 |
19 | Иконоборчество. 7 Вселенский Собор. Иоанн Дамаскин. | 1 |
20 | Просвещение славян. Святые Кирилл и Мефодий. | 1 |
21 | Крещение Руси. | 1 |
22 | Слово о Законе и Благодати митрополита Илариона. | 1 |
23 | Мученики в Орде. Михаил и Феодор Черниговские. Роман Рязанский. | 1 |
24 | Преподобный Андрей Рублёв. | 1 |
25 | История Иконы. Иконография Спасителя. | 1 |
26 | Рассказ о своём святом. Самостоятельная работа. | 1 |
Итого | 26 |
Содержание курса «Богослужение Православной Церкви (Литургия)»
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Евхаристия – сердцевина Литургии. | 1 |
2 | Престол. Жертвенник. Литургические принадлежности. | 1 |
3 | Литургия. Проскомидия. | 1 |
4 | Литургия оглашенных. Антифоны 1 и 2. Псалмы 102 и 146. | 1 |
5 | Единородный Сыне. Блаженны. | 1 |
6 | Литургия оглашенных. Малый вход. Тропари и кондаки. Трисвятое. | 1 |
7 | Литургия оглашенных. Чтение Апостола и Евангелия. Ектении сугубая, заупокойная, об оглашенных. | 1 |
8 | Литургия верных. Великий вход. Херувимская. Ектения просительная. | 1 |
9 | Литургия верных. Символ веры. Евхаристический канон. | 1 |
10 | Литургия верных. Первое и Последнее явление Святых Даров. Причащение мирян. Благодарение и отпуст. | 1 |
11 | Литургия. Повторение. | 1 |
12 | Седмичный круг Богослужения. | 1 |
13 | Годовой круг Богослужения. | 1 |
14 | Зачёт. | 1 |
Итого | 14 |
Система контроля успеваемости
В школе используется система контроля успеваемости в виде промежуточной и итоговой аттестации учащихся. Школа самостоятельно организует общую проверку результатов учебно-воспитательной деятельности, используя разные формы контроля, преимущественно творческие. Знания оцениваются по пятибалльной системе. Промежуточная аттестация проводится в течение учебного года в форме собеседования по изученным дисциплинам. Итоговая аттестация проходит в форме итоговой аттестации по изучаемым дисциплинам. Итоговая аттестация должна проводиться аттестационной комиссией на основании экзаменационных билетов, разработанных в ЕОРОиК и утверждённых архиереем.
Аттестационная комиссия возглавляется настоятелем (с благословения настоятеля – директором) и формируется им из числа священнослужителей, педагогов школы и родителей воспитанников; им же определяется и состав и количество членов комиссии (рекомендуемое количество – 4 человека).
Помимо этого учебным планом предусмотрены уроки:
- Встречи с батюшкой (Уроки нравственности на основах православия).
- Рукоделие - изготовление поделок на темы библейских и праздничных сюжетов с использованием различных техник: бисероплетение, вышивка крестом, гладью, вязание крючком и на спицах, мягкая игрушка.
VI.Особенности организации учебно-воспитательной деятельности
Виды деятельности в воскресной школе
Для достижения своих целей и задач воскресная школа осуществляет следующие виды деятельности:
- проведение занятий религиозной и духовно-нравственной направленности; · проведение дополнительных личностно и социальноориентованих занятий, направленных на воспитание активной и многосторонней личности христианина;
- организацию и проведение выставок, выпуска стенгазет и др.
Дополнительные формы деятельности воскресной школы
Школа может осуществлять культурно-просветительскую, концертную, паломническую деятельность.
Заключение
Задача воскресной школы состоит не в том, чтобы сообщить определенный набор религиозно-нравственных правил, а в том, чтобы сформировать «православное сознание», т.е. сознание приоритетного решения нравственных проблем, а также твердое убеждение в том, что православная воцерковленная личность несет ответственность перед родными, окружающей действительностью, а главное, перед собственной совестью и Богом.
Список используемой литературы
Основная:
- Слободской С. Закон Божий: Руководство для семьи и школы. - М.: Елеон, 2000.
- Захарова Л.А. Комплект методических пособий для учителя. Пущино,2010.
- Захарова Л.А. Комплект рабочих тетрадей. Пущино,2010.
- Библейские рассказы и задания на каждый день,2008
Дополнительная:
- Евангелие в пересказе для детей / сост. Давыдова Н.В., худ. Киселева Т.В./- СТСЛ, 2004.
- Православный Церковный календарь.
- Зинченко З. Детям о православной вере: Книга для школы и семьи. Часть 1. - Саратов: Благовестник, 2000.
- Куломзина С. Закон Божий для самых маленьких / худ. Шиенок А. - М.: Паломникъ, 2004.