Приобщение дошкольников к социокультурным ценностям нашей страны средствами музыки

Кудрина Ирина Васильевна

Социокультурное развитие — это формирование у детей системы ценностей: представлений о добре и зле, правде и лжи, времени и пространстве, дружбе и т. д. В процессе социокультурного воспитания осваивается социальный опыт, приобретаются знания, умения, навыки, формируется общение и взаимодействие с другими людьми, закладываются определенные нормы и правила.Социокультурное развитие ребенка по ФГОС ДО должно осуществляться путем приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, необходимо формировать у дошкольников первичные представления о культурных традициях своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx25.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ НАШЕЙ СТРАНЫ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ.

Жизнь современного общества в нашей стране предъявляет особые требования к образованию, ждет от него новых подходов к организации и обеспечению нравственного воспитания детей. В дошкольном возрасте формируется становление фундамента личности: самооценки, эмоционального интеллекта, нравственных ценностей и социализация. Все это делает актуальной проблему социокультурного воспитания детей. Приобщение детей к социокультурным нормам является одним из основных принципов ФГОС ДО. Правильно организованное дошкольное образование дает возможность детям самостоятельно выявить социокультурные ориентиры, которыми в дальнейшей жизни они смогут пользоваться. Формирование социокультурных ценностей взаимосвязано с теми условия, в которых ребенок непосредственно проживает. Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Дошкольный возраст является периодом открытости к различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности их принятию, именно на данном этапе наиболее ярко и интенсивно развиваются нравственные качества ребенка.

Музыка является одним из богатейших и действенных средств нравственного воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства дошкольников. Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на детей.

·        Музыкальные образы пробуждают чувства ребенка

·        Пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, которое отражено в песнях

·        Правильный подбор музыкального и песенного материала способствует воспитанию у детей чувств патриотизма, интернационализма, расширяет их кругозор

·        Танец через его ритмичные движения позволяет передавать то или иное чувство переживания

·        Разнообразные виды музыкальной деятельности оказывают неоценимое воздействие на поведенческие реакции ребенка. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. В процессе слушания музыки, разучивания песен, танцев, музыкальных  игр у детей формируются  представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитываются социальные чувства.  

 Одним из фундаментов, посредством которого строится и раскрывается ребёнок как ЛИЧНОСТЬ является фольклор. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребёнка и лежать в основе его личности. Духовность надо воспитывать  с раннего детства. Поэтому: фольклор – это не просто наше наследие, но ещё и та основа основ, на которой держится нравственность человека. И если исчезнет этот фундамент, то рухнет и национальное самосознание. Музыкальный фольклор способствует формированию социокультурных ценностей дошкольников. Существует множество мнений о роли музыкального фольклора в художественно-эстетическом развитии ребенка, его музыкальности. Еще с раннего возраста ребенок соприкасается с образцами музыкального фольклора, слыша из уст матери колыбельные( «Баю- баюшки, баю»,пестушки («Идет коза рогатая», «Ладушки», потешки («Сорока –сорока», прибаутки («Маша- радость наша», «Расти коса до пояса»)дразнилки («Дождик –дождик пуще»). Именно в песенном фольклоре дети знакомятся с окружающим миром. Песенный фольклор близок детям по певческому диапазону и дети, еще даже не умея петь, непроизвольно готовят голосовой аппарат, внутренне пропевая за взрослым простые мелодии . В нашем ДОУ мы приобщаем детей к традиционной культуре используя народные музыкальные игры. Игры подбирались как подвижного (шатер, гори ясно, а мы просо сеяли и др.), так и творческого характера (колечко, баба яга, золотые ворота и др.) Музыкальные народные игры органично вписываются в детскую деятельность на прогулке. Была собрана фонотека « Колыбельные народов России», «Плясовые мелодии народов России». Народный музыкальный материал постоянно используется при проведении праздников и досуговых мероприятий, где воспитанники ДОУ имеют возможность глубже погрузиться в народную культуру в целом (песни, танцы, хороводы, народные персонажи, игры, народные ремесла и т.д.).

Использование на музыкальных занятиях, вечерах-досугах, повседневной жизни детского сада классической музыки позволяет сделать вывод о роли музыки в процессе восприятия развития личности ребенка. Классическая музыка также  обогащает его эмоциональное восприятие (переживания, и кроме того, ребенок начинает понимать, что в музыкальных произведениях отражены жизненные явления. Вовлечение детей в музыкальные действия способствует их интересу к музыке, формируется определенное отношение к действующим лицам, развивается способность эстетического переживания, оценки таких нравственных категорий как добро и зло. Для дошкольников занятия по ознакомлению с классическими произведениями, в основном, организуются в игровой форме. Эта форма обучения необходима для того, чтобы сохранить эмоциональный подъём и интерес к музыке как средству самовыражения.Поэтому, основным методом занятий является – активное слушание классической музыки, с использованием музыкальных инструментов (погремушки, колокольчики, «шуршалки» и т.п.), инструменты природного происхождения (грецкие орехи) и звучащих жестов. Особенно интересны для детей интегрированные занятия, в которых слушание сопровождается ритмико-танцевальными движениями. При таком активном слушание можно также использовать предметы такие как, листочки, снежинки, цветы и т.п. «Вальс-шутка» Д.Шостаковича или «Ёжик» Д. Кабалевского – всё это легкодоступные для слушания, яркие, выразительные произведения. Активное слушание классической музыки организует и развивает внимание, мышление и фантазию. Они нацелены на совместную деятельность всех детей – не только способных, но и неловких, замкнутых в себе. На этих занятиях дети обретают чувство уверенности, проявляют свои скрытые творческие возможности, свою индивидуальность.

В нашем ДОУ мы используем возможность средств музыкального воспитания в формировании нравственных качеств дошкольника старшего возраста. Мы опираемся на цели нравственного воспитания, сформулированные Ш.А.Амонашвили: «В душе и сердце ребенка должны быть поселены светлые образцы, мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие, чувство заботы и сострадания, радости и восхищения, сознание жизни, смерти и бессмертия…» Поэтому главной целью нашей работы является создание условий для формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством музыкального воспитания. Подбирая музыкальный репертуар, я стараюсь  воспитать в детской душе любовь к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей. И дети  с удовольствием слушают музыку, связанную по содержанию с  родным домом: с образами любимых мамы, папы, бабушки, дедушки, домашних животных, игрушек, с природным окружением.

Развивающая среда в ДОУ – это не только образовательное пространство ДОУ. Прежде всего – это социокультурное пространство, в рамках которого происходит интеграция социальных институтов, направленных на развитие и воспитание детей. Именно их взаимодействие оптимальным образом способствует процессам нравственного становления личности. В соответствии с этим мы выделяем музыкальную среду ДОУ, семьи и учреждения культуры и образования. Организованная музыкальная среда включает в себя серию музыкальных занятий, праздников, развлечений и других видов деятельности с использованием музыки.Тематические музыкальные занятия позволяют на содержательном музыкальном материале дать детям представления о нормах и правилах поведения, сформировать эмоционально-мотивационные ценности и культуру чувств старших дошкольников. Каждая тема предполагает обращение литературному и зрительному ряду, играм, а также многократные упражнения в положительных поступках. Во время праздников и развлечений стараемся создавать у ребенка радостное настроение, эмоциональный подъем и формировать праздничную культуру (знание традиций праздника, особенностей организации праздничного действа, правил приглашения гостей и гостевого этикета). Подготовка к празднику и развлечению всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется единение детей и взрослых. Стремимся, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Даем выход детским стремлениям, способствуем удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы и других помещений детского сада. Уже через некоторое время становится понятно, что ребенок ищет вокруг себя или в сказках, легендах «живые образцы», которым он хочет следовать. Эта особенность учитывалась при разработке праздников и развлечений. В них включались как можно больше положительных персонажей, а отрицательные всегда становились на истинный путь. Праздники и развлечения развили у детей способность чувствовать эмоциональное состояние окружающих, быть благодарными, заботливыми, внимательными к родителям, близким людям, взрослым и сверстникам. Приятно наблюдать, что дети в повседневную жизнь выносят героев праздников и развлечений. Адекватно в действительности оценивают их и сопереживают им.

Организованная в нашем детском саду эстетически-развивающая среда и система работы является одним из эффективных средств музыкального развития детей и способствуют формированию их социокультурного опыта. Дети проявляют такие нравственные качества, как терпимость, отзывчивость, щедрость. Ребенок учится доброжелательно общаться в коллективе сверстников, не замыкаться при взрослых. Понимая, что его всегда слушают и слышат, становится более инициативным и открытым, эмоционально благополучным.

В своей повседневной работе с детьми исхожу из того, что главной задачей приобщения к социокультурным ценностям в детском саду является не столько обучение музыки само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир ребенка, прежде всего на его нравственность. Я вижу свою задачу в том, чтобы помочь ребенку через музыку осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать. Уже с первых занятий я учу детей самому главному, что должен дать воспитанникам детский сад: не только наблюдать и чувственно воспринимать то или иное явление, но и размышлять о нем. Слушая музыку, дети уже с младших групп начинают чувствовать и понимать, что музыка – это сама жизнь.

Вся проделанная работа и собранный материал повлияли на составление авторских сценариев и конспектов занятий, в которых учитываются особенности развития детей. В ходе активного, целенаправленного, систематизированного использования фольклорной педагогики, с учетом лично - ориентированного подхода, у наших ребят обогатился и расширился словарный запас, повысился интерес к окружающему миру, народному слову, народным обычаям, улучшился микроклимат и взаимопонимание со взрослыми. Дети с удовольствием участвуют в различных праздниках, с большим желанием выступают перед родителями.  Таким образом, мы создаем условия для проявления детьми любви к родной земле, уважение к традициям своего народа и людям труда, воспитываем толерантность. Проводимая работа, направленная на формирование социокультурных ценностей, находит отклик у детей и их родителей. Воспитанники научились слушать друг друга, помогать, делиться своими умениями, уважительно 10 относиться к истории и культуре своего народа. По наблюдению родителей, дети стали более усидчивыми и внимательными как к ним, так и к бабушкам и дедушкам (более терпимы). Появились у детей и сравнительные характеристики работ, дошкольники начали давать оценку своей работе и работе других. А самое главное, что они стали больше заботиться друг о друге, уступать друг другу и помогать. Больше всего нам хочется развивать в детях чувство гордости за свою Родину, вызвать в них восхищение творчеством русского народа и вместе с тем чувство ответственности за тот кусочек земли, на которой мы живём.

Встреча с музыкой поражает воображение детей, сердца их становятся доверчивыми, открытыми. От нас с вами зависит сегодня, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством — музыкой.

 Тезисы.

Музыка является одним из богатейших и действенных средств нравственного воспитания. Одним из фундаментов, посредством которого строится и раскрывается ребёнок как ЛИЧНОСТЬ является фольклор. Использование на музыкальных занятиях, вечерах-досугах, повседневной жизни детского сада классической музыки позволяет сделать вывод о роли музыки в процессе восприятия развития личности ребенка. В нашем ДОУ мы используем возможность средств музыкального воспитания в формировании нравственных качеств дошкольника старшего возраста. Развивающая среда в ДОУ – это социокультурное пространство, в рамках которого происходит интеграция социальных институтов, направленных на развитие и воспитание детей. Организованная в нашем детском саду эстетически-развивающая среда и система работы является одним из эффективных средств музыкального развития детей и способствуют формированию их социокультурного опыта. Главной задачей приобщения к социокультурным ценностям в детском саду является не столько обучение музыки само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир ребенка, прежде всего на его нравственность. . В ходе активного, целенаправленного, систематизированного использования фольклорной педагогики, с учетом лично - ориентированного подхода, у наших ребят обогатился и расширился словарный запас, повысился интерес к окружающему миру, народному слову, народным обычаям, улучшился микроклимат и взаимопонимание со взрослыми.