толерантность среди учащихся кор1

костюк наталья владимировна

Изучение понятия толерантности у учащихся спортсменов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_tolerantnost.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

«    Толерантность     среди учащихся

Санкт – Петербургского колледжа

Олимпийского резерва №1»

Автор : Костюк Наталья Владимировна

Воспитатель Санкт-Петербургского колледжа олимпийского резерва №1

 

Три добродетели

 

Определяя сущность понятия толерантности в словах, на мой взгляд, можно остановиться на сострадании, правосудии и милосердии — трех добродетелях, геральдические изображения которых в виде  трех лилий можно увидеть до сих пор на знаменах и гербах королей…  

Осознанная толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность

.Другими словами, толерантность – это уважение прав и свобод человека в целом, принятие на личностном, общественном или государственном уровнях и правильное понимание, как сказано в Декларации принципов толерантности, утвержденной ЮНЕСКО в 1995 году, «богатого разнообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности».

Русский «патриотизм»

 

В последнее время в России происходят беспорядки на националистической почве, несмотря на то что Россия – исторически многонациональная страна. В обществе отсутствуют элементарные нормы уважения к представителям других национальностей, знания о культуре других наций.

  1. Цель   моей работы с классом по данной теме:

     Способствовать развитию диалога между подростками  ,взрослыми и детьми, а также улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях между отдельными людьми в рамках классного  коллектива.
    Задачи
    1. способствовать предупреждению детской агрессивности и жестокости в разрешении конфликтных ситуаций;
    2. способствовать осмыслению и личностному принятию духовно-нравственных ценностей и ориентиров через приобщение к отечественной и мировой культуре  .

 

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ с классом : АНКЕТИРОВАНИЕ, БЕСЕДЫ


Свою работу с ребятами о толерантности я решила начать с анкеты. Тема анкеты « Черты толерантной личности»  .Ставила перед собой две цели: выяснить уровень знаний и представлений по теме и уровень толерантности учащихся .   Но перед этим была необходимость что-то рассказать ребятам о толерантности – так сама собой возникла форма беседы . 
 Вот некоторые фрагменты анкеты.
На вопрос: «Как Вы обычно относитесь к тому, что в Вашем городе/ доме живут люди другой национальности или религии?» ответы распределились следующим образом: 
Девушки Юноши
- это плохо 24 % и соответственно 48%
- это хорошо 11 % и соответственно 2%
- мне все равно 61% 40%
- затрудняюсь ответить 6% 10%
Количество юношей, которые отрицательно ответили на вопрос об отношении к людям иной национальности, довольно высоко – почти половина опрошенных, девушек – вдвое меньше. ( с самой анкетой можно ознакомиться в печатном приложении)

 В ходе анкетирования и работы по данной теме  учащиеся , работая с понятием "толерантность", открывают его новые грани и аспекты.  В заключении беседы о толерантности учащимся было предложено написать свою формулировку толерантности. Вот некоторые примеры

"Толерантный человек способен понять и простить других людей, он с уважением относится к их привычкам и ценностям" Ахаимова Лилия (отделение гимнастики)

"Толерантность это, можно сказать, лучшее качество человека. Оно учит людей быть такими, какие они есть, а также принимать других людей такими, какие они есть. Если бы все люди были такими, то мир был бы совсем другим, намного лучше" Алексей Наумов( отделение фехтования)

"Толерантность, терпимость, доброжелательность, взаимопонимание эти качества очень важны, и они должны присутствовать в каждом человеке, ведь без взаимопонимания и доброжелательности не может существовать дружба, а без терпимости деловые отношения" Юлия Даниленко ( отделение академической гребли)

Выводы по проделанной работе

 Спорт, являющийся своеобразным универсальным языком человеческого общения способен стать мощным средством укрепления мира, толерантности и взаимопонимания. Благодаря своей способности объединять людей, невзирая на границы, культуры и религии, он может способствовать терпимости и примирению. 

В некоторых случаях именно спорт помог возобновить диалог и найти другие каналы для коммуникации. Одной из основ этнического единства новейшего времени, наряду с музыкой, изобразительным искусством, архитектурой, живописью, кинематографией, стал выступать спорт.   Современный спорт взял на себя часть огромной ответственности за воспитание человека, «конструирование» личности, нравственности, доброты, честности и товарищества. Спорт также помогает стирать расовые предрассудки. В истории известно немало примеров, когда достижения отдельных спортсменов способствовали признанию их этнических групп со стороны других народов. Так было в США и Канаде по отношению к афроамериканцам, индейцам, выходцам из Латинской Америки, китайцам. Ведь здесь не имеет значение твоя национальность, если ты действительно превосходный спортсмен.

Участие представителей различных этнических групп в составе спортивных команд укрепляет межэтническую солидарность и толерантность в обществе. Так например, в современной России в условиях формирования гражданского общества, победы сборных команд страны с участием представителей различных народов куда более значимы, чем любые политические лозунги и декларации о патриотизме и многонациональности Российского государства.  

ВЫВОД

В Колледже Олимпийского резерва№1 проходят обучение и проживают в общежитии учащиеся  многих стран бывшего советского союза. За всю историю существования нашего учебного заведения не наблюдалось ни одного случая межэтнического конфликта. Спорт- прежде всего многонационален, он сближает людей разных национальностей. Работа воспитателя состоит в сплочении вверенного ему коллектива учащихся, в том числе если в коллективе есть ребята других национальностей. Совместные мероприятия, экскурсии, беседы помогают достичь поставленной цели в данном направлении, т.е. научить ребят быть по настоящему толерантными и терпимыми.

Список литературы

  1. Балутина Т.А., Вольфовская Е.Г., Никольская С.А. Содержание образования в педагогике ненасилия // Методы, приемы и технологии в педагогике ненасилия: Сб. науч. ст. и материалов 20-й Всерос. науч.-практ. конф. по пробл. Педагогики ненасилия, Санкт- Петербург, 21 апр. 1999 / Ред. Гаврилова М.С. и др. - СПб.: Образование-Культура, 1999. - С. 265 - 267. 

  1. Игнатов В.Г, Бутов В.И. Особенности и региональные аспекты национальной политики России постперестроечного периода // Местная власть: Всерос. журн. органов местного самоуправления / Сев.-Кавк. акад. гос. службы. - 1999. - N 2. - С. 5 - 15. 

  1. Коновалова Л.Н. Бизнес, толерантность и культура мира - путь к диалогу в обществе и становлению репутации отечественного предпринимательства 

  1. П. К. Гречко Различия. От терпимости к культуре толерантности:— Санкт-Петербург, Издательство Российского Университета дружбы народов, 2006 г.- 416 с.