Игровая программа по станциям "Мастер-тур ХОББиТЫ"
Данная методическая продукция предназначена в помощь заместителям директоров начальных классов, педагога-организаторам, классным руководителям, специалистам по воспитательной работе как одно из мероприятий системы воспитания, направленных на развитие творческих способностей и стимулирование творческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_sayta.docx | 677.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Дворец детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
игровой программы по станциям
«Мастер-тур ХОББИиТы»
для учащихся начальных классов
Составители:
Педагог-организатор отдела социально-культурной деятельности Фоменко Светлана Васильевна,
Методист отдела социально-культурной деятельности Тейбер-Лебедева Любовь Леонидовна
Санкт-Петербург
2016-2017
Содержание
- Пояснительная записка
- План проведения
- Ход проведения игровой программы
- Литература и другие источники
- Приложения:
- план размещения мастерских,
- маршруты мастер-тура,
- информационное письмо для ОУ района,
- анкета для педагогов коллективов – участников мастерских,
- карта маршрутов
Пояснительная записка
Актуальность. Дети и творчество – понятия практически неразделимые. Любой ребёнок по своей природе – созидатель и творец. И польза творчества для развития детей не вызывает сомнения – это важный элемент становления его собственного самосознания и самопонимания. Также во время работы ребенок выражает различные эмоции, оно вызывает положительные эмоции и помогает справиться с отрицательными. В ходе творческого процесса происходит осуществление интересного и плодотворного досуга, развивается стремление к созданию чего-либо, развиваются логика, фантазия, необходимая для развития мозга. Во время творческой деятельности дети начинают креативно мыслить, мыслить самостоятельно, творчески, они не следуют никаким примерам, а делают все сами, так как они придумали. Такая работа очень важна для общего развития. Творчество помогает ребенку развить такие функции как память, моторика, внимание, мышление, интеллект. В творческом процессе развивается тяга к прекрасному.
С одной стороны, творчество помогает ребенку лучше понять и принять окружающий мир. С другой стороны, через творчество, через самовыражение – педагог или родитель может лучше понять и постичь самого ребенка. А поскольку развитие творчества детей должно проходить в гармонии с их внутренним миром, очень важно понять - что нужно каждому конкретному малыше, как он желает самореализовываться и самовыражаться. Так как вид предпочитаемой творческой деятельности определяется личными интересами ребенка, его способностями, его темпами развития, и его возрастом. Таким образом, у каждого ребенка должна быть возможность проявить себя в том, к чему лежит его душа. Так он сможет найти себя и ступить на путь, окрашенный яркими красками творчества.
Участвуя в игровой программе по станциям «Хобби и Ты» школьники совершают путешествие по стране «Увлечений», где живут Хобби. У них есть уникальная возможность погрузиться в мир творчества и на практике попробовать себя в трех увлечениях, выбрав, новое и интересное увлечение для себя. Таким образом данная программа дает возможность участникам игры приоткрыть дверь в удивительный мир увлечений и в игровой форме погружает их в различные виды творческой деятельности, давая уникальную возможность на практике прочувствовать и выбрать именно то, что нравится. В чем ребенок испытывает потребность именно в этот период времени.
С точки зрения особенностей психологического развития целевой аудитории программы, то она рассчитана на детей 6 – 7 лет, в то время, когда они начинают ходить в школу и у них значительно увеличивается психологическая и физическая нагрузки. Творческая деятельность в данном случае выступает в качестве способа переключения с целью разгрузки психологического напряжения, полученного в школе за день. Трудный и не всегда идеальный мир врывается в жизнь бывшего дошкольника, и с помощью творчества он «раскрашивает» свой «новый» мир, делая его немного лучше и красивей. Яркие цвета творчества вызывают у ребенка большой психологический настрой и вдохновение. Вполне реально могут проступить таланты у ребенка даже в других сферах деятельности.
Особенности организации игровой программы.
- В начале программы 100 – 120 участников разделяются на четыре маршрута (по 30 человек), которые не пересекаются по ходу мероприятия. Каждый участник посещает один маршрут. Каждый маршрут включает в себя 3 мастерских, группа разделяется на три малые части (по 7 – 10 человек) и разводятся по трем мастерским, а затем меняются между собой, пока каждая группа не пройдет 3 пункта маршрута. Каждый маршрут рассчитан так, чтобы в нем были различные виды творчества и чтобы в каждом маршруте были наиболее популярные (пение и танцы). Если в программе будет задумано меньшее количество участников, то количество маршрутов можно сократить до одного (в зависимости от числа участников).
- Мастерская представляет деятельность конкретного коллектива или отдела Дворца Каждый отдел должен представить одну (и более) мастерскую (например, «Я-артист», «Я-музыкант», «Я-танцор», «Я-художник»). Работа мастерской должна быть рассчитана на 6 групп детей по 10 человек. В течение 15 минут детям должно быть рассказано о студиях или направлениях отдела и проведено практическое мини-занятие (в идеале с конечным реальным результатом – рисунок, танцевальная импровизация и т.д.)
Данная методическая продукция предназначена в помощь заместителям директоров начальных классов, педагогам дополнительного образования, педагогам – организаторам, классным руководителям, специалистам по воспитательной работе как одно из мероприятий системы воспитания, направленных на развитие творческих способностей и стимулирование к творческой деятельности.
Цель игровой программы «Хобби и ты»:
Создание условий для стимулирования детей младшего школьного возраста к самопознанию и самовыражению средствами разнообразной творческой деятельности;
Задачи программы:
- дать практическую возможность принять участие в нескольких видах творческой деятельности в доступной и увлекательной форме;
- организовать содержательный досуг, позволяющий создать условия для психологической разгрузки и переключения внимания на творческий вид деятельности;
- создать условия для формирования предпочтений в конкретных видах деятельности, наиболее подходящий каждому конкретному ребенку.
Данное мероприятие рассчитано на детей 1 – 2 класса в возрасте 6 – 8 лет в количестве 120 человек.
ПЛАН
Игровой программы по станциям «Мастер-тур ХОББИиТы»
30 сентября 2016 года
№ | Ход мероприятия | Время | Общее время | Ответственные |
1 | Встреча участников | 12.00 – 12.05 | 5 минут | Тейбер-Лебедева Л.Л. |
2 | Разбивка по командам, рассадка в зале | 12.05 – 12.10 | 5 минут | Бровченко А.Б., ПавленковаА.А., Берсенева А.В., Фоменко С.В. |
3 | Вводная часть ведущего, погружение в игровую ситуацию | 12.10 – 12.20 | 10 минут | Тейбер-Лебедева Л.Л. |
4 | Работа по станциям согласно маршрутным листам Я-художник Я-певец Я-танцор Я-актер Переходы между станциями | 10 минут 10 минут 10 минут 10 минут 10 минут | ||
5 | Общий сбор в актовом зале | 13.10 – 13.15 | 5 минут | Бровченко А.Б., Павленкова А.А.,Берсенева А.В., Фоменко С.В. |
6 | Заключительная часть | 13.15 – 13.30 | Тейбер-Лебедева Л.Л. | |
Общая продолжительность | 1 ч. 30 мин. |
Материально-техническое обеспечение
Основные части программы | Что необходимо | |
Для ведущих и сопровождающих | Для станций - мастерских | |
Вводная часть | Актовый зал, Посадочные места для всех участников, свето и звуко-аппаратура, микрофон, праздничное оформление, «волшебные ворота». Ростовая куклы для героя «Солнышко», радио-гарнитура, фонограмма игровой музыки, «карты путешественника» с изображением маршрута – 120 штук на ленточке для шаров. | Таблички на каждом кабинете, где располагаются мастерские - четырех цветов (согласно маршрутам: горный, степной, лесной и речной) с названием мастерской: «я-танцор», «я-певец», «я-актер», «я-артист», «я-художник», «я-скульптор», «я-экскурсовод», «я-биолог», «я-шахматист». |
Основная часть | 4 листа с маршрутами листами, четыре цветных шарфа, символизирующих маршрут (горный – белый, степной – желтый, лесной – зеленый, речной - синий), веревки длинной 10 м. четырех цветов, 4 рации для контроля времени прохождения на станции | Мастерская «я-танцор» - танцевальный класс, музыкальный центр |
Мастерская «я-певец» - класс для занятий вокалом, фортепиано, карточки с разноцветными нотками. | ||
Мастерская «я-актер» - класс с ковром для активных игр, обручи, музыкальный центр | ||
Мастерская «я-артист» - помещения для спортивных занятий с ковром, хула-хупы, булавы, мячики. | ||
Мастерская «я-художник» - класс для рисования, 5 столов и 10 стульев, бумага, канцелярские принадлежности. | ||
Мастерская «я-скульптор» - класс для лепки, 5 столов и 10 стульев, глиняные заготовки, канцелярские принадлежности. | ||
Мастерская «я-экскурсовод» - класс для занятий, 5 столов и 10 стульев, карта Санкт-Петербурга формата А2, карточки с достопримечательностями. | ||
Мастерская «я-биолог» - класс для занятий, контейнеры для мусора, раздаточный материал. | ||
Мастерская «я-шахматист» - класс для занятий, 5 столов и 10 стульев, 5 шахматных досок, 5 игровых комплектов. | ||
Заключительная часть | Актовый зал, Посадочные места для всех участников, свето и звуко-аппаратура, микрофон, праздничное оформление Ростовая куклы для героя «Солнышко», радио-гарнитура, Фонограмма. |
Ход мероприятия
В проведении мероприятия задействованы:
- Ведущий;
- Проводники для 4 маршрутов
- Ведущие мастерских – 12 человек.
Световое и звуковое сопровождение | Действия ведущего и участников | Слова ведущего |
Перед входом в зал все участники получают «карту маршрута путешествия» и занимают свои места в зале в соответствии с доставшимся им маршрутом. | ||
Вводная часть | ||
Звучат фанфары, включается игровой свет, микрофон ведущему Фоновая игровая музыка | Участники сидят в зале на сидениях, разделенных на 4 сектора. Вводные слова ведущего. Дети реагируют на слова ведущего, делают вид, что что-то ищут в карманах. Дети сидят и руками повторяют движения за ведущим. | Здравствуйте, ребята. Мы рады приветствовать Вас во Дворце детского (юношеского) творчества Московского района. Мы пригласили вас не просто так, а в путешествие. Да не простое путешествие, а в страну увлечений. Вы любите танцевать, а петь, а рисовать? И правильно, потому что ни одни человек (большой или маленький) не может прожить без хобби (хобби – это любимое занятие). Мы с вами сегодня обязательно попробуем разные хобби, но только после того, как попадём в волшебную страну под названием «Хобби и Ты». В ней живут маленькие человечки (дети) и педагоги, вместе с которыми ребята постигают прекрасный мир творчества. А поскольку мы пригласили Вас в путешествие – Вам следует собраться и положить в воображаемый чемодан не зубную щетку и тапочки, а кое-что поважнее. В первую очередь, в стране Хоббитов вам понадобиться ВООБРАЖЕНИЕ, поищите – где оно там у вас затерялось? Все нашли, а теперь достали и показали мне какое оно у Вас большое. Во-вторых, вам понадобится дисциплина (положили руки на колени и замерли, молодцы), ведь путешествие – это дело серьезное. У каждого маршрута будет свой проводник и Вы обязательно должны точно следовать за ним, чтобы не сбиться с пути и не потеряться. Договорились? И самое главное – хорошее настроение! Ведь без него не получится интересного путешествия. Улыбнитесь, чтобы я посмотрела какое у вас настроение. Молодцы, мы почти готовы. |
Фоновая игровая музыка Перелив волшебной музыки, свет выключается, дым – машина, свет включается, «волшебный вход» (занавес на сцене) приоткрывается. | Дети внимательно слушают, поднимают руки по просьбе ведущего Проводники выходят, представляются и встают рядом со своими командами. Проводники разматывают веревки и кладут детям на колени. Участники повторяют волшебные слова. Дети выходят через сцену вместе с проводниками, держать за веревки | По стране увлечений можно путешествовать по-разному, по четырем разным маршрутам. Поднимите руки – кто будет путешествовать горным маршрутом? Кто степным? Кто лесным? А кто – речным, поднимите руки. Молодцы. И сейчас я приглашу Ваших проводников с картами путешествия.
Молодцы. У ваших проводников есть волшебные веревочки для путешествий. Когда начнется наше путешествие – Вы будете крепко держаться за них, чтобы не потеряться. Тогда можно отправляться… Повторяйте за мной волшебное заклинание: … Волшебная дверь в мир увлечений открыта. Маршрут горный поднимите руки. Молодцы. Вставайте и за проводником идите в волшебную дверь. Следующий маршрут – степной. У кого степной маршрут, поднимите руки. Вставайте, и вслед за проводником вперед на встречу приключениям. Маршрут Речной поднимите руки. Встали, взяли веревочку в руки и за своим проводником в волшебную норку. И маршрут Лесной встали, приготовились и пошли за проводником. Я буду ждать Вас, ребята, и встречать здесь после Ваших приключений. Удачи!!! |
Основная часть | ||
Танцевальная музыка | Проводник приводит детей в первый пункт маршрута – мастерская «Я – танцор» | Педагог здоровается с детьми, рассказывает об искусстве хореографии, учит детей простейшим хореографическим позициям. |
Педагог играет на фортепиано | Проводник приводит детей в мастерскую «Я – певец» | Педагог здоровается с детьми, рассказывает о вокальном искусстве, о своем коллективе, выучивает и исполняет с участниками небольшую песню |
Проводник приводит детей «Я – актер» | Педагог здоровается с детьми, рассказывает о театральном искусстве, о своем коллективе, проводит игровые актерские тренинги. | |
Проводник приводит детей «Я – артист» | Педагог здоровается с детьми, рассказывает оэстрадно-цирковом искусстве, о своем коллективе, делает небольшую разминку и дает основы работы с цирковыми снарядами. | |
Проводник приводит детей «Я – художник» | Педагог здоровается с детьми, рассказывает о изобразительном искусстве, об отделе, рисует простой рисунок по теме. | |
Проводник приводит детей «Я – скульптор» | Педагог здоровается с детьми, рассказывает о декоративно-прикладном искусстве и о лепке, об отделе, раскрашивает с детьми заготовки из глины. | |
Проводник приводит детей «Я – экскурсовод» | Педагог здоровается с детьми, рассказывает о видах историко-краеведческих и исследовательских работах, о истории города. Играет в краеведческую игру. | |
Проводник приводит детей «Я – биолог» | Педагог здоровается с детьми, рассказывает о отделе и защите окружающей среды. Играет в экологическую игру. | |
Проводник приводит детей «Я – шахматист» | Педагог здоровается с детьми, рассказывает о игре в шахматы. Дает детям возможность познакомиться с фигурами и изучить простейшие ходы. | |
| ||
Ведущий встречает участников в актовом зале. Дети рассаживаются на свои места. Ведущий подводит итоги и выслушивает мнение детей о мастерских. | Все собрались. Горный маршрут здесь. Вам понравилось? Степной? Лесной? Речной? Поднимите свои карты, Вы все мастерские успели посетить? Я Вас поздравляю - вы талантливые, веселые и активные ребята. Я люблю добрый и увлекающихся ребят, и всегда, когда вы рисуете, танцуете, читаете книжки – у меня хорошее настроение. Приходите ко мне в гости почаще. Хорошо? А сейчас Ваши проводники отведут Вас одеваться. А буду снова и снова ждать Вас в гости в страну Увлечений. До свидания, до новых встреч!!! | |
Список используемой литературы.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – 464с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.: ил/ Психол. Очерк: Кн. Для учителя. – 3-е изд.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1996. – 534с.
- Шубина И.Б. Организация досуга и шоу-программ. – Серия «Хит сезона». Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 352 с.
- Русские пословицы и поговорки от А до Я: Словарь – игра. – М.:% АСТ-ПРЕСС, 1999. – 240с.: ил.
Приложения
План размещения мастерских мастер-тура «Хобби и Ты»
№ | Коллектив | Мастерская | № кабинета | Педагог |
1 | Калинка | «Я – танцор» | 7 | Шубина Александра Александровна |
2 | Кантабиле | «Я – певец» | 42 | Батрукова Юлия Витальевна |
3 | Кантабиле | «Я – актер» | 43 | Такмакова Ирина Александровна |
4 | Дуэт | «Я – актер» | 8 | Федорова Юлия Леонидовна |
5 | ИЗО и ДПИ | «Я – художник» | 24 | Жданова Вера Васильевна |
6 | ИЗО и ДПИ | «Я – художник» | 28 | Городецкая Ирина Валентиновна |
7 | ИЗО и ДПИ | «Я - скульптор» | 35 | Зимарькова Галина Ивановна |
8 | Краеведение | «Я – экскурсовод» | 40 | Редькина Н аталья Николаевна |
9 | Экология и здоровье | «Я – биолог» | 71 | Мурашова Олеся Александровна |
10 | Былинка | «Я – певец» | 37 | Мокрушина Вера Николаевна |
11 | Звездная улыбка С 12.00 – 13.00 | «Я – артист» | 89 | Мишетта Тамара Вячеславовна |
Гардарика 11.00 – 12.00 | «Я – танцор» | 89 | Сергеева Юлия Александровна | |
12 | Шахматы | «Я – шахматист» | 23 | Замышляева Анастасия Владимировна |
Маршруты мастер-тура «Хобби и ТЫ»
Маршрут | 1 мастерская | 2 мастерская | 3 мастерская | Проводник |
Горный | Я – певец 37 каб. «Былинка» Макрушина Вера | Я – художник 24 каб. ИЗО Жданова Вера Васильевна | Я – экскурсовод 40 каб. Краеведение Редькина Наталья Николаевна | Берсенева Анна |
Степной | Я – танцор 89 Сергеева Юлия Александровна Я – артист Звездная Улыбка Мишетта Тамара Вячеславовна | Я – шахматист 23 каб. Анастасия Владимировна Замышляева | Я – эколог 71 каб. Олеся Александровна Мурашова | Фоменко Светлана |
Речной | Я – актер 8 каб. Юлия Леонидовна | Я – танцор 7 каб. Александра Александровна Шубина | Я – художник 28 каб. Ирина Валентиновна Городецкая | Павленкова Александра |
Лесной | Я - актер 43 каб. Ирина Александровна Такмакова | Я – скульптор 35 каб. Галина Ивановна Зимарькова | Я – певец 42 каб. Юлия Владимировна Батрукова | Бровченко Анна |
Информационное письмо для ОУ района
ГБОУ ДОД Дворец детского (юношеского) творчества Московского района
Мастер-тур «Хобби&Ты»
"ХОББИиТЫ" – это проект отдела социально-культурной деятельности, взрослый мир в миниатюре, главные в котором - дети.Учащимся школ Московского района будут открыты двери во многие взрослые профессии, о которых они еще только мечтают, но попробовать себя в них смогут уже сегодня. Ведь зачастую профессия выбирается из детских увлечений и хобби.
Педагоги творческих коллективов и отделов Дворца откроют перед ребятами удивительный и разнообразный мир увлечений - будь то художник или артист, циркач или шахматист. Мы надеемся, что после более глубокого ознакомления с ними, ребятам будет проще найти свое место в огромном мире творчества и выбрать себе то или иное занятие в качестве главного хобби, которое поможет лучше организовать их свободное время и направить энергию и волю в правильное русло.
1. Дата и время проведения: 30 сентября (пятница); 11.00 – 12.00 – первый заход, 12.30 – 13.30 второй заход, продолжительность программы – 1 час.
2. Аудитория: учащиеся 1-х классов ОУ Московского района.
- Художественный замысел: Школьники совершают путешествие по стране Увлечений, где живут Хобби. У них есть уникальная возможность погрузиться в мир творчества и на практике попробовать себя в трех увлечениях, выбрав, новое и интересное увлечение для себя.
- Сценарный план: В начале программы каждый класс делится на три части (по 7 – 10 человек) и в сопровождении проводника следует по своему маршруту, в который заранее включены 3 мастерские (например, «Я-артист», «Я-танцор», «Я-художник»). Время пребывания группы в мастерской – 10 минут.По истечении этого времени группапереходит на следующую мастерскую, после прохождения маршрута (через 50 минут) все группы встречаются в зале на финальную часть.
Справки по телефону: 371-37-90, отдел социально-культурной деятельности ДД(Ю)Т, контактное лицо – зав. отделом Тейбер- Лебедева Любовь Леонидовна.
Анкета для педагогов коллективов ДД(Ю)Т - участников
районного мероприятия для учащихся начальных классов
ОУ Московского района
мастер-тур «Хобби&Ты»
Отдел (коллектив) _________________________________
Дворца детского (юношеского) творчества Московского района
- Дата и время проведения: 30 сентября (пятница);
11.00 – 12.00 – первый заход, 12.00 – 13.00 второй заход.
- Аудитория: учащиеся 1-х классов ОУ Московского района.
- Художественный замысел: Школьники совершают путешествие по стране Увлечений, где живут Хобби. У них есть уникальная возможность погрузиться в мир творчества и на практике попробовать себя в трех увлечениях, выбрав, новое и интересное увлечение для себя.
- Сценарный план: В начале программы каждый класс делится на три части (по 7 – 10 человек) и в сопровождении проводника следует по своему маршруту, в который заранее включены 3 мастерские. Количество маршрутов зависит от количества мастерских. Время пребывания группы в мастерской – 10 минут. По истечении этого времени группа переходит на следующую мастерскую, после прохождения маршрута все группы встречаются в зале на финальную часть.
- Работа мастерских: Каждый отдел должен представить одну (и более) мастерскую (например, «Я-артист», «Я-музыкант», «Я-танцор», «Я-художник»). Работа мастерской должна быть рассчитана на 6 групп детей по 10 человек. В течение 10 минут детям должно быть рассказано о студиях или направлениях отдела и проведено практическое мини-занятие (в идеале с конечным реальным результатом – рисунок, танцевальная импровизация и т.д.)
- Ответственный (педагог, который готовит и проводит мастерскую) __________________________________________________(ФИО, контактные данные)
- № кабинета (мастерской)_____________
- Ваши замечания и пожелания к организаторам мероприятия
____________________________________________________________________
Карта маршрутов