Творю сама, творю со своими учениками
Не секрет, что наша профессия – одна из самых важных на земле. И если учитель математики учит ребят считать, то на наши плечи, на плечи учителей русского языка и литературы, ложатся более серьезные и важные задачи. Мы должны не просто научить ребёнка, но и воспитать в нем такие качества, как нравственность, духовность, целеустремлённость, гармоничность, стремление к познанию окружающего мира. Мы должны через наши уроки научить ребенка творчески думать, мыслить, анализировать, а еще, конечно же, любить Родину, её прошлое и настоящее, её культурное наследие. Немаловажную роль в этом играет и внеклассная работа по предмету. Поэтому я в течение двадцати лет работы в школе делаю акцент именно на внеклассной работе по предмету, потому что она помогает не только творчески раскрыться моим ученикам, но и творчески развиваться мне самой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvoryu_sama_tvoryu_s_uchenikami.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Творю сама, творю со своими учениками
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то,
что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь…
В.О. Ключевский
Не секрет, что наша профессия – одна из самых важных на земле. На наши плечи, на плечи учителей русского языка и литературы, ложатся серьезные и важные задачи. Мы должны не просто научить ребёнка, но и воспитать в нем такие качества, как нравственность, духовность, целеустремлённость, гармоничность, стремление к познанию окружающего мира. Мы должны научить ребенка творчески думать, мыслить, анализировать, а еще, конечно же, любить Родину, её прошлое и настоящее, её культурное наследие.
А что же внеклассная работа по предмету? Какую роль играет она? Безусловно, важную! Бывает так, что она важнее самого хорошего урока. Поэтому я делаю так: в течение двадцати лет работы в школе акцентирую внимание именно на внеклассной работе по предмету, потому что она помогает не только творчески раскрыться моим ученикам, но и творчески развиваться мне самой.
Во внеклассной работе, на мой взгляд, нет учителя и учеников, а есть коллеги, сотоварищи по творческому процессу. Мало просто создать сценарий и отрепетировать его, важно зажечь ребят идеей, вдохновить их на творчество. Во внеклассной работе, как я думаю, нельзя применять авторитарные методы, а лишь только личностно-ориентированные.
Сухомлинский В.А. говорил: «Если учитель стал другом ребенка, если эта дружба озарена благородными увлечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло. И если в школах насторожившиеся, ощетинившиеся, недоверчивые, а иногда и злые дети, то лишь потому, что учителя не узнали их, не нашли подхода к ним, не сумели стать их товарищами. Воспитание без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках». Ведь именно такого подхода требует от нас инновационный проект «Новая школа», ставящий перед образовательной системой важную задачу: подготовить образованного, творческого человека, умеющего адаптироваться к быстро меняющейся социально-экономической среде, рационально организующего самостоятельную деятельность. И тогда всё получится!
Прежде чем приступить к работе, я предлагаю ребятам пройти подготовительный этап. Конечно, сначала читаем сценарий! Кстати, сценарии люблю писать сама, считаю, что только так они получаются душевными и тёплыми, несущими в себе энергетическую силу. Очень часто, когда пишу сценарий, уже представляю, кто именно из моих учеников будет играть ту или иную роль. Иногда наше с ребятами видение не совпадает, я не настаиваю, потому что каждый должен понять свою роль, «увидеть» её, прочувствовать душой и сердцем так, чтобы не просто сыграть, а «прожить». Я подсказываю, направляю, но не мешаю ребятам сделать своего героя так, как они считают нужным. Это помогает раскрыться ребятам полностью, учит их фантазировать, мыслить широко и креативно. А еще творчество помогает сплочению коллектива, умению работать в команде. Если у кого-то что-то не получается с ролью, они всегда приходят на помощь друг другу, стараются не подвести и меня, и своих коллег.
Творческий процесс есть творческий процесс: где-то подсказываю я, как сделать лучше, где-то сами ребята. Только совместными усилиями можно достичь большого успеха. А если есть успех, то есть и желание творить дальше, развиваться в этом направлении.
Конечно, радостно бывает, когда наша совместная творческая работа приносит успех. Невзирая на то, завоюешь ли ты призовое место, получишь ли грамоту в каких-нибудь районных конкурсах, главное то, что все мы вместе творим, занимаемся любимым делом. Гораздо ценнее бывают аплодисменты наших зрителей, и тогда ещё больше хочется творить, не останавливаться на достигнутом ни мне, ни детям.
"Прикосновение к личности» - так можно определить этот подход во внеклассной работе в процессе совместной деятельности с детьми. В качестве термина, созданного А.С Макаренко, «Прикосновение к личности» указывает на тонкую качественную сторону взаимодействия педагога и ребенка, что позволяет вывести воспитательный аспект на уровень профессионального искусства во имя сохранения личности и её максимально успешного личностного развития. Ведь как сказал Сенека: «Уча других, мы учимся сами».
Ещё чем важна внеклассная работа по предмету, так это тем, что позволяет ребёнку уйти от жизненных проблем, показать себя, свой талант, которого раньше никто не замечал, помогает приобрести веру в себя, в то, что ты достоин уважения. Опыт моей работы показывает, что во внеклассную работу с удовольствием вовлекаются и ребята, попавшие в трудные жизненные ситуации. А это значит, что всё не зря и что моя внеклассная работа не менее важна, чем проведённый урок. Вот поэтому я делаю так: творю сама и творю со своими учениками.
Литература:
- Учебное пособие «Прикладная педагогика воспитания». Издательский дом «Питер», 2005 год;
- Воронцов В.В. Симфония разума. Афоризмы и изречения отечественных и зарубежных авторов /Композиция Вл. Воронцова. - 2-е изд. - М.: Молодая гвардия, 1977.
- «Жизнь Пушкина !!!!!!