Дополнительная общеразвивающая программа «Логоша»
Дополнительная общеразвивающая программа «Логоша» имеет социально-педагогическую направленность и создает условия для удовлетворения индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном и личностном развитии, социализации и адаптации учащихся к жизни в обществе и формирования общей культуры учащихся.
В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей «ключевой характеристикой программы является познание через творчество, игру, труд и исследовательскую активность». Содержание программы ориентировано на устранение речевых недостатков у учащихся.
На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы. Поэтому актуальность общеразвивающей программы «Логоша» определяется запросом со стороны родителей с детьми, у которых есть речевые недостатки речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная общеразвивающая программа «Логоша» | 47.34 КБ |
Предварительный просмотр:
- Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Логоша» имеет социально-педагогическую направленность и создает условия для удовлетворения индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном и личностном развитии, социализации и адаптации учащихся к жизни в обществе и формирования общей культуры учащихся.
В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей «ключевой характеристикой программы является познание через творчество, игру, труд и исследовательскую активность». Содержание программы ориентировано на устранение речевых недостатков у учащихся.
На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы. Поэтому актуальность общеразвивающей программы «Логоша» определяется запросом со стороны родителей с детьми, у которых есть речевые недостатки речи.
Основной базой рабочей программы являются:
1.«Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой;
2. Программа Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» с приоритетным осуществлением коррекции физического и (или) психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи.
Отличительные особенности программы «Логоша» в том, что данная программа позволит наиболее рационально организовать работу для детей с ОНР, сэкономить время родителей на подготовку к школе, обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения.
Программа «Логоша» имеет стартовый уровень сложности содержания, так как предполагает развитие элементарных умений и навыков, формирование общей культуры и выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся.
Программа рассчитана на детей 5-7 лет, которые будут посещать творческое объединение 2 раза в неделю по 1 часу (72 часа в год). 30 мин. продолжительность индивидуального занятия. Нормативный срок освоения программы - 1 год. Общий объем программы за 1 год обучения 72 часа.
Формы обучения и средства организации образовательной деятельности.
Педагог дополнительного образования:
- индивидуальные коррекционные занятия
Родители:
- игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;
- контроль за выполнением заданий и произношением ребенка;
- выполнение рекомендаций педагог д/о.
В программе выделены следующие разделы:
- Работа над лексико-грамматической стороной и связной речью.
- Формирование фонетической стороны речи и развитие фонематического слуха.
- Работа над лексико-грамматической стороной и связной речью.
- Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте.
При отборе программного материала учитывается структура дефекта детей с ОНР.
Цель программы:
Организация коррекционной-развивающей работы для устранения речевых недостатков у детей дошкольного возраста (5 – 7 лет) с общим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.
В программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей дошкольного возраста с ОНР.
Основные задачи коррекционного обучения:
Основными задачами коррекционно-развивающего обучения данного речевого уровня детей является продолжение работы по развитию:
1. Обучающие
- познакомить с буквами и звуками;
- научить дифференциации букв и звуков;
- научить звукобуквенному анализу;
- научить звукослоговому анализу;
- научить преобразовать слоги и слова;
- формировать умение отвечать на вопросы;
- ставить вопросы, пересказывать прочитанное;
- научить правилам письма предложения;
- дать понятие об обозначение мягкости на письме;
- способствовать формированию грамматических средств языка и навыков словообразования;
- способствовать формированию правильного произношения звуков.
2. Развивающие:
- развивать слуховое и зрительное восприятия;
- развивать фонетический слух;
- развивать такие психические процессы, как память, внимание мышление, волевые качества личности;
- развивать графические навыки;
- развивать артикуляционную моторику;
- развивать лексико-грамматический строй речи;
- развивать словарь ребенка;
- совершенствовать навыки звукового анализа при решении кроссвордов и отгадывании загадок;
- способствовать правильному развитию речи.
3. Воспитывающие:
- воспитывать внимание к звуковой стороне речи;
- формировать фонематическое восприятие;
- воспитывать чувство уважения к сверстникам и взрослым;
- воспитывать адекватную с самооценку.
Содержание программы
Учебный план по программе «Логоша»
№ п/п | Название раздела / темы | Количество часов | Формы аттестации (контроля) | |||
всего | теория | практика | Другие формы | |||
1 | Вводная диагностика. Обследование ребенка. Составление речевой карты | 1 | - | 1 | Вводная диагностика | |
2 | Упражнения на развитие общей моторики | 1 | - | 1 | ||
3 | Упражнение на развитие мелких движений кистей рук и пальцев | 1 | - | 1 | ||
4 | Упражнения на развитие речевого слуха, зрительного, слухового внимания и памяти | 1 | - | 1 | ||
5 | Упражнения на развитие подвижного артикуляционного аппарата | 1 | - | 1 | ||
6 | Знакомство с артикуляцией звука [Р] | 1 | - | 1 | ||
7 | Специальные артикуляционные упражнения для звука [Р] | 1 | - | 1 | ||
8 | Закрепление артикуляционных упражнений для звука [Р] | 1 | - | 1 | ||
9 | Коррекция звука [Р] | 1 | - | 1 | ||
10 | Работа над звуком [Р]: звук в открытом и закрытом слоге, в звукосочетаниях. | 1 | - | 1 | ||
11 | Работа над звуком [Р]: звук в начале, в середине, в конце слова | 1 | - | 1 | ||
12 | Работа над звуком [Р]: звук в сочетании с другими согласными | 1 | - | 1 | ||
13 | Звук [Р] в словосочетании, в предложении | 1 | - | 1 | ||
14 | Звук [Р] в тексте | 1 | - | 1 | ||
15 | Пословицы и поговорки со звуком [Р] | 1 | - | 1 | ||
16 | Стихи, скороговорки со звуком [Р] | 1 | - | 1 | Самостоятельная работа | |
17 | Знакомство с артикуляцией звука [Л] | 1 | - | 1 | ||
18 | Специальные артикуляционные упражнения для звука [Л] | 1 | - | 1 | ||
19 | Закрепление артикуляционных упражнений для звука [Л] | 1 | - | 1 | ||
20 | Коррекция звука [Л] | 1 | - | 1 | ||
21 | Работа над звуком [Л]: звук в открытом и закрытом слоге, в звукосочетаниях. | 1 | - | 1 | ||
22 | Работа над звуком [Л]: звук в начале, в середине, конце слова | 1 | - | 1 | ||
23 | Работа над звуком [Л]: звук в сочетании с другими согласными | 1 | - | 1 | ||
24 | Звук [Л] в словосочетании, в предложении, в тексте. Стихи, скороговорки со звуком [Л] | 1 | - | 1 | Самостоятельная работа | |
25 | Дифференциация звуков [Р] и [Л] | 1 | - | 1 | Контрольный тест | |
26 | Знакомство с артикуляцией звуков [С], [С'] | 1 | - | 1 | ||
27 | Специальные артикуляционные упражнения для звуков [С], [С'] | 1 | - | 1 | ||
28 | Закрепление артикуляционных упражнений для звуков [С], [С'] | 1 | - | 1 | ||
29 | Коррекция звуков [С], [С'] | 1 | - | 1 | ||
30 | Работа над звуками [С], [С']: звук в открытом и закрытом слоге, в звукосочетаниях. | 1 | - | 1 | ||
31 | Работа над звуками [С], [С']: звук в начале, в середине, в конце слова | 1 | - | 1 | ||
32 | Работа над звуками [С], [С']: звук в сочетании с другими согласными | 1 | - | 1 | ||
33 | Звуки [С], [С'] в словосочетании, в предложении, в тексте | 1 | - | 1 | ||
34 | Стихи, скороговорки со звуками [С], [С'] | 1 | - | 1 | Самостоятельная работа | |
35 | Дифференциация звуков [С] и [ С'] | 1 | - | 1 | Контрольный тест | |
36 | Промежуточная диагностика. Знакомство с артикуляцией звуков [З], [З'] | 1 | - | 1 | Промежуточная диагностика | |
37 | Работа над звуками [З], [З']: звук в открытом и закрытом слоге, в звукосочетаниях. | 1 | - | 1 | ||
38 | Работа над звуками [З], [З']: звук в начале, в середине, в конце слова, звук в сочетании с другими согласными | 1 | - | 1 | ||
39 | Звуки [З], [З'] в предложении, в тексте. Стихи, скороговорки со звуками [З], [З'] | 1 | - | 1 | Самостоятельная работа | |
40 | Дифференциация [З] и [З'], [С] и [ С'] | 1 | - | 1 | Контрольный тест | |
41 | Знакомство с артикуляцией звука [Ц] | 1 | - | 1 | ||
42 | Работа над звуком [Ц]: звук в открытом и закрытом слоге, в звукосочетаниях. | 1 | - | 1 | ||
43 | Работа над звуком [Ц]: звук в начале, в середине, в конце слова, звук в сочетании с другими согласными | 1 | - | 1 | ||
44 | Звук [Ц] в предложении, в тексте | 1 | - | 1 | ||
45 | Стихи, скороговорки со звуком [Ц] | 1 | - | 1 | Самостоятельная работа | |
46 | Дифференциация [З], [З'], [С], [ С'] и [Ц] | 1 | - | 1 | Контрольный тест | |
47 | Знакомство с артикуляцией звука [Ш] | 1 | - | 1 | ||
48 | Специальные артикуляционные упражнения для звука [Ш] | 1 | - | 1 | ||
49 | Закрепление артикуляционных упражнений для звуков [Ш] | 1 | - | 1 | ||
50 | Коррекция звуков [Ш] | 1 | - | 1 | ||
51 | Работа над звуками [Ш]: звук в открытом и закрытом слоге, в звукосочетаниях. | 1 | - | 1 | ||
52 | Работа над звуками [Ш]: звук в начале, в середине, в конце слова, в сочетании с другими согласными | 1 | - | 1 | ||
53 | Звуки [Ш] в словосочетании, в предложении, в тексте | 1 | - | 1 | ||
54 | Стихи, скороговорки со звуками [Ш] | 1 | - | 1 | Самостоятельная работа | |
55 | Дифференциация [С] и [Ш] | 1 | - | 1 | Контрольный тест | |
56 | Знакомство с артикуляцией звука [Ж] | 1 | - | 1 | ||
57 | Работа над звуком [Ж]: звук в открытом и закрытом слоге, в звукосочетаниях. | 1 | - | 1 | ||
58 | Работа над звуком [Ж]: звук в начале, в середине, в конце слова, звук в сочетании с другими согласными | 1 | - | 1 | ||
59 | Звук [Ж] в предложении, в тексте. Стихи, скороговорки со звуком [Ж] | 1 | - | 1 | Самостоятельная работа | |
60 | Дифференциация [З] и [Ж] | 1 | - | 1 | Контрольный тест | |
61 | Итоговая диагностика. Знакомство с артикуляцией звука [Щ] | 1 | - | 1 | Итоговая диагностика | |
62 | Работа над звуком [Щ]: звук в открытом и закрытом слоге, в звукосочетаниях. | 1 | - | 1 | ||
63 | Работа над звуком [Щ]: звук в начале, в середине, в конце слова, звук в сочетании с другими согласными | 1 | - | 1 | ||
64 | Звук [Щ] в предложении, в тексте. Стихи, скороговорки со звуком [Щ] | 1 | - | 1 | Самостоятельная работа | |
65 | Знакомство с артикуляцией звука [Ч] | 1 | - | 1 | ||
66 | Работа над звуком [Ч]: звук в открытом и закрытом слоге, в звукосочетаниях. | 1 | - | 1 | ||
67 | Работа над звуком [Ч]: звук в начале, в середине, в конце слова, звук в сочетании с другими согласными | 1 | - | 1 | ||
68 | Звук [Ч] в предложении, в тексте. Стихи, скороговорки со звуком [Ч] | 1 | - | 1 | ||
69 | Дифференциация [Щ] и [Ч] | 1 | - | 1 | Самостоятельная работа | |
70 | Стихи и тексты со звуками [З], [З'], [С], [ С'], [Ц], [Ш], [Ж], [Щ], [Ч], [Р] и [Л] | 1 | - | 1 | Контрольный тест | |
71 | Резервное время | 1 | - | 1 | ||
72 | Резервное время | 1 | - | 1 | ||
Итого всего часов: | 72 | 0 | 72 |
Содержание программы
Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.
Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка.
Учитывается следующее:
- для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам;
- звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсроченно во времени;
- окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков.
Планируемые результаты:
*Устранение речевых недостатков у детей дошкольного возраста (5 – 7 лет) с общим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития;
* обеспечить эмоциональное благополучие посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса;
* научить детей понимать речь и применять лексико–грамматические средства языка;
* правильно произносить звуки речи;
* говорить развёрнутыми фразами;
* Овладеть элементарными навыками письма и чтения;
* знать буквы и звуки, дифференцировать их;
*делать звукобуквенный анализ и звуко-слоговой;
* отвечать на вопросы, пересказывать прочитанное;
*правильно выполнять артикуляционную гимнастику;
*уметь делать адекватную самооценку.
- Комплекс организационно-педагогических условий
Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы
Согласно психолого-педагогической классификации Р.Е.Левиной, нарушения речи подразделяются на две группы: нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения. Довольно часто встречающимся видом нарушений средств общения является общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом.
Недоразвитие речи, особенно лексико-грамматической ее стороны, значительным образом сказывается на процессе становления ведущей деятельности ребенка. Речь, как отмечал в своих исследованиях А.Р.Лурия, выполняет существенную функцию, являясь формой ориентировочной деятельности ребенка; с ее помощью осуществляется речевой замысел, который может сворачиваться в сложный игровой сюжет. С расширением знаково-смысловой функции речи радикально меняется весь процесс игры: игра из процессуальной становится предметной, смысловой. Именно этот процесс перехода игры на новый уровень и затруднен у детей с ОНР.