Современные технологии организации детских мероприятий в школе

Климентьева Наталья Александровна
 
     
Школа – это постоянное обучение, культурно-досуговые мероприятия и праздники – это неотъемлемая часть в деятельности каждого школьного учреждения. Организация праздников, развлечений, дет¬ских творческих дел способствует повышению эффективности воспитательно¬ - образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Современные технологии организации детских

культурно-досуговых мероприятий в школе»

      Школа – это постоянное обучение, культурно-досуговые мероприятия и праздники – это неотъемлемая часть в деятельности каждого школьного учреждения.

     Организация праздников, развлечений, детских творческих дел способствует повышению эффективности воспитательно - образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка.

     Детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на детей, которая формирует дисциплинированность, культуру поведения, расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию. Особенно заметно данное развитие, когда праздники проходят по принципу соуправления.

      В системе соуправления каждый ребенок может выбрать дело, порученное по своим интересам и способностям, а значит, он вполне может себя реализовать, выполняя свое поручение. Он учится оценивать себя и других. Используя систему стимулирования у ребенка, возникает мотивация к собственному саморазвитию.

      Детское соуправление  состоит из следующих компонентов:

– организация деятельности постоянно действующей системы соуправления;

– коллективная творческая деятельность (КТД).

Структура самоуправления позволяет:

– помогать каждому члену детского коллектива, реализовать себя в разнообразных творческих делах;

– сплачивать детский коллектив в совместном решении жизненно важных делах.

- Попробовать  каждому себя в роли организатора, декоратора, сценариста, режиссера, звукорежиссёра, светорежиссёра (и т.п).

      Педагог в  мероприятии  -  выступает в роли координатора и наставника. Самая главная его задача – планирование всех этапов организации и подготовки  праздника, а так же распределение обязанностей между ребятами.

      Далее педагог  не вмешивается в рабочий процесс, он является наблюдателем.

     Помогая детям в организации праздника нужно учитывать следующе моменты:

Праздник - самостоятельная форма культурно-досуговой деятельности.

Он имеет целостную структуру, все компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии.

Праздник имеет свои характерные особенности (определенные временные рамки, локализованные характерные площадки, праздничная атмосфера и эмоциональный настрой, детская аудитория).

Сценарий детского мероприятия (торжества, праздника) – это последовательно разработанная программа организации праздничной деятельности.

Работа над сценарием включает в себя несколько этапов:

1й этап – определение идейно-тематического замысла праздника – четкое формулирование темы и идеи, которые тесно связаны, но отличны друг от друга. Тема – круг жизненных событий, явлений, которые найдут свое отражение в сценарии. Идея – это основная мысль, оценка изображаемых событий или то, ради чего автор хочет рассказать детям о чем-либо.

Высказывая свои идея дети учатся моделировать ход сценария, разрабатывать не только сюжет, но и делать акценты на важных моментах.

2й этап – построение композиции  – реализация сюжета и конфликта в развивающемся конкретном сценическом действии.

В процессе соуправления учитывая траекторию развития сценария можно четко и логично выстраивать данную последовательность.

Все массовые мероприятия, проводимые в школе, условно делятся на четыре  группы:

театрализованные: кукольный и теневой театры, театр игрушек, плоскостной театр и др.

познавательные: КВН, викторины о жизни и творчестве композиторов, художников, писателей, артистов, поэтов; об обычаях и традициях своей страны, народа, экологические

спортивные: спортивные игры, аттракционы, подвижные игры, соревнования, эстафеты

музыкально-литературные: вечера, концерты.

Зная индивидуальные и возрастные особенности детей, правильным является деление детей на микрогруппы по вышеперечисленным направлениям. В результате, которого будут получены не только интересное видение праздника, но и создаются предпосылки положительного микроклимата. При дальнейшем проигрывании номеров снимается эмоционально напряжение, происходит раскрепощение и формируется культура поведения на сцене.

Важным при проведении праздника, конечно, является сценарий, но не менее важным является правильно подготовленный зал. Поэтому при организации праздника выбирается группа оформителей, которая продумывает и воплощает свою идею в жизнь.

    При организации праздника участвуют все дети. Это достигается, прежде всего тем, что происходит правильно распределение ролей не только по воплощению самого сценария, но и по его сопровождению, т.е. есть режиссеры, сценаристы, актеры, оформители . Педагоги в данном тандеме являются только помощниками и соуправленцами.

       Праздник для детей в школе – это не только развлекательное мероприятие, но и большая, трудная подготовительная работа, а также естественная ситуация для развития и обучения.   

      Детям очень нравится процесс создания праздника, они начинают понимать степень ответственности  перед зрителем, педагогом, перед артистами. Если каждый находит понравившееся ему дело, он начинает самообразовываться, развиваться в этой сфере.

     Очень важным является моментом после завершения  самого праздника  –  «разбор полётов», где школьники  могут поделится своими впечатлениями – что понравилось, что не понравилось .  Здесь педагог может  подвести итоги, рассказать о плюсах и минусах, обсудить дальнейшие планы.

      В процессе соуправления необходимо тесное взаимодействие педагогов и детей на всех этапах подготовки и проведения праздника, именно вместе терпеливо преодолеваются трудности, которые в дальнейшем дарят не только яркие и интересные мероприятия, но и создают условия для полноценного формирования личности.

 

Список литературы

  1. Выгодский Л.С.  Воображение и творчество в детском  творчестве. М.: Просвещение, 2006.
  2. Комарова Т.С. Как научить ребенка выступать. М.: Столетие, 2008.
  3. Красильникова О.А. Обучать и воспитывать творчеством. // Реабилитация творчеством – важнейшая составляющая коррекционно-развивающей работы. СП б, 2008.
  4. Лебедева О.А. Общешкольные праздники и их роль в развитии детей. // Реабилитация. Образование. Развитие. СП б, 2008.
  5. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. — М.: Педагогика, 1989.