«Экологическая кругосветка» Игра — путешествие

Знакомство с интересными сведениями из жизни животных и растений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskaya_krugosvetka.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

«Экологическая кругосветка»

Игра — путешествие

Цель: формирование познавательного интереса к представителям животного и растительного мира, знакомство с их жизнью и повадками.

Задачи:

1. Познакомить ребят с интересными сведениями из жизни растений и животных.

2. Развивать познавательную активность, творческое и логическое мышление, память, смекалку.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, уважительное отношение друг к другу.

Воспитатель: - Ребята, скоро мы отправимся с вами в путешествие. А кто такие путешественники? Какими должны быть путешественники?  (Акцентировать внимание детей на таких качествах личности как любознательность, выносливость, эмпатия (сопереживание).

       Раньше путешественники открывали новые земли, изучали там природу и жизнь людей (примеры: Никитин А.- землепроходец (Записки Афанасия Никитина «Хождение за три моря», включенные в русские летописи, – это не просто научный труд географа и экономиста. Это прекрасный литературный памятник века, написанный человеком одаренным, вдохновенным, умеющим поэтически воспринимать действительность), Миклухо-Маклай Н.Н. - русский учёный, путешественник и общественный деятель. ( "Путешествие на Новую Гвинею" Дневники известного русского этнографа и путешественника о путешествиях на Новую Гвинею – это интереснейший рассказ о его жизни среди папуасов, сохранивших первобытный уклад каменного века)

     А что же делают путешественники сейчас?   И сейчас изучают природу, познают возможности человека и рассказывают всем как прекрасна Земля и что надо ее беречь. Рассказ о Федоре Конюхове.

     Конюхов Ф. удивительный человек. Каждый год (с 1977 г.) он отправляется в далекие путешествия на самые высокие вершины, к ледяным полюсам, и даже обогнул на яхте Земной шар (выдержки из дневников).

16 июля 1998года.

12.30.

…Океан клокочет, как будто вода в котле кипит. Течение одно встретилось с другим. Паруса не работают, ветер упал до 7 узлов. Вокруг по горизонту темные тучи как туман, а над головой просветлело и светит тусклое солнце.

22 августа 1998 года.

…Я посмотрел на Океан. Он такой большой, таинственный и навевает одиночество, вернее, подчеркивает очень остро твое одиночество. Что я испытал в жизни и чего только не было в мои 47 лет. Я испытал холод, ужасный холод на Северном и Южном полюсах. Я испытал нехватку кислорода. А это страшно, когда ты хватаешь воздух всей грудью, а его нет. Грудь расширяется, а там нет воздуха. А это было у меня на Эвересте.

Я испытал тошнотворную высоту, от которой голова кружится и начинает тошнить. Это в моих восхождениях на высочайшие вершины континентов. Я испытал голод на пути к Северному полюсу в 1989 году, когда парни умирали с голода, когда я ел снег и вмерзшие водоросли отковыривал лыжной палкой со льда. Это было страшно.

Я испытал одиночество, когда семь месяцев на яхте «Караана» шел вокруг света. Я был тогда такой одинокий, что мне показалось, как мир приостановился или, вернее, вернулся в эпоху потопа.

Ребята, я вам предлагаю отправиться в путешествие. Но для начала нам нужно вспомнить правила и нормы поведения в природе

Обсуждение с детьми. 

Если я сорвал цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если мы сорвем цветок,

То останутся пусты

И деревья, и кусты

И не будет красоты.

Пословицы: 

Один человек оставил в лесу след, сотня - тропу, тысяча - пустоту.

Проблемные ситуации. Мусор в саду, парке, в лесу. Должны ли мы собирать чужой мусор?

Ребенок читает стихотворение:

О ТУРИСТЫХ, НА РУКУ НЕ ЧИСТЫХ.

День погожий, небо чисто

Горизонты широки,

Вереницею туристы 

Шли по берегу реки. 

Шли они. Звенели песни, 

Вторил ей ансамбль птиц 

На душе легко, чудесно, 

 А красотам нет границ.

А тропа звала, петляла

Заведя в дремучий лес. 

Шли туристы, и к привалу 

Проявили интерес.

Вот опушка.

Здесь тенисто.

 Бьют неслышно родники.

И усталые туристы 

Поснимали рюкзаки.

Чтоб сидеть удобней было 

 У походного костра –

 Моментально кедр срубили 

В два туристских топора.

 А один ходок мгновенно 

Ножик выхватил и им 

На березе вдохновенно 

Высек: «Люся + Вадим». 

 А другой с улыбкой сладкой 

Покопался в рюкзаке

И с увесистой взрывчаткой

Резво двинулся к реке.

Третий парень - из смышленых,

Он для личного шатра

Нарубил ветвей зеленых

Кубометра полтора.

А еще один затейник,

От избытка юных сил

Длинной палкой муравейник

Вмиг шутя разворошил.

Кто-то миски, ложки, вилки

В роднике ополоснул.

Заодно туда бутылки

И жестянки зашвырнул.

По деревьям лазил кто-то,

Норовя достать до звезд.

Не достал. Но для чего-то

Своротил десяток гнезд.

Дым - спасительное чудо

Против злыдня комара.

Клен, стоявший по соседству,

Рухнул кроной в зев костра.

Горизонты широки,

Отдохнувшие туристы

Зашагали вдоль реки.

(Обсуждение стихотворения)

А теперь отправляемся в путешествие.

Первая наша станция  «Животный мир». Вопросы:

 Что означает название животного «гиппопотам»? (В переводе с греческого это значит «речная лошадь».)

Каких исчезнувших с лица Земли животных можно встретить на «черных» страницах Красной книги? (Морская корова, тарпан, тур.)

Когда у белых медведей рождаются детеныши? (Зимой, во время сна.)

Из чего осы строят свои гнезда? (Из бумаги. Осы обладают свойством производить бумагу из древесной массы.)

Спят ли рыбы? (Да, с наступлением ночи рыбы ложатся спать, некоторые даже укладываются набок, но глаза у них остаются открытыми.)

2.  «Растительный мир». Вопросы:

Что такое микология? (Это наука о грибах.)

Какое растение в Китае и Японии считается священным? (Лотос.)

Что такое паприка? (Красный перец.)

Есть ли у кактусов листья? (Да, это иголки. Они в процессе приспособления к засушливому климату приобрели такую форму.)

Узнайте  дерево по описанию.

Саксаул.

Это дерево растет в пустынях и полупустынях Средней Азии, Ирана, Афганистана. Его древесина такая плотная и тяжелая, что тонет в воде. Назовите его. 

Дуб.

С глубокой древности поклонялись люди этому дереву. Сажали его в память о великих событиях, в знак дружбы и мира между людьми. Плоды этого дерева считались божественными плодами у древних греков не только за красоту и могущество. Во все времена ценили его. Листьями этого дерева кормят шелкопряда, а он дает натуральный шелк. Вещества из коры этого дерева используют в медицине. Древесина этого дерева очень прочна и тверда. Делают из нее полы, красивую мебель и бочки.

Лиственница.

Есть у родственницы елки неколючие иголки.

Но в отличие от елки

Опадают те иголки.

О каком дереве эта загадка?

И действительно мягкие хвоинки появляются весной на нем и каждую осень опадают, как листва. Отсюда и название этого дерева Древесина плотная, твердая, хорошо сохраняется в воде, поэтому и идет на строительство судов, шпал, столбов. Живет это дерево 900 лет. Хвоя содержит витамин С.

Береза.

С древних времен не только украшало это дерево жизнь человеку, но и было незаменимо в его быту почками и грибом чага с этого дерева лечили недуги, вениками из веток этого дерева выгоняли в бане хворь. Делают из древесины этого дерева и мебель и лыжи, а в древней Руси даже писать додумались на его коре и делали из нее посуду.

3. «Гиннесс-шоу». Вопросы:

Какое животное является самым крупным из всех существовавших когда-либо на Земле? (Синий кит. Его масса достигает 150 т.)

Как называется самая большая лягушка? (Лягушка-голиаф. Длина ее тела достигает 40 см, масса – 3,5 кг.)

Какое животное живет дольше всех? (Слоновая черепаха. Продолжительность ее жизни составляет 175 лет.)

Какое животное является самым «горластым» из всех? (Крокодил. На втором месте – бегемот, на третьем – лев.)

4. «Экословарь»

На этой станции надо дать определение экологическим терминам.

Энтомология. (Наука о насекомых.)

Серпентарий. (Это питомник для содержания ядовитых змей.)

Мониторинг. (Комплексная система наблюдения, оценки и прогноза состояния окружающей среды или ее отдельных элементов.)

Смог. (Густые туманы, содержащие пыль и вредные газы.)

5. «Мир птиц»  Игры на внимание и знание названий растений и животных.

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, воробьи, пчелы, муравьи.

Прилетели птицы: голуби, синицы, вороны, воробьи, пчелы, снегири.

(Дети должны хлопнуть в ладоши, когда ошибка)

Итог

Наша игра - путешествие закончилась. Понравилась ли вам игра?

Что не понравилось? Почему? Кто стремится узнать больше?

      Хотели бы вы пойти в новое путешествие? Куда?

Мы с вами обязательно продолжим наше путешествие. Но чтобы отправиться в дальнее путешествие надо быть здоровым.  Давайте обсудите, что значит быть здоровым?

Найдите слова, которые описывают здорового человека:

А) сутулый, сильный, высокий.

Б) бледный, сильный, низкий

В) стройный, сильный, ловкий.

Как будет себя чувствовать человек, если он допоздна смотрел телевизор, а утром ему надо рано вставать и отправляться на маршрут. (Беседа о вреде телевизора).

«Помни твердо, что режим людям всем необходим»:

- подъем, умывание, зарядка, одеваться, застелить постель, завтрак, школа, обед прогулка, уроки, ужин, свободное время, сон.

Скажите, только честно, кто из вас, что-нибудь пропускает из этого списка.

(Беседа о необходимости зарядки).

Еще путешественник должен быть выносливым. Что это значит и как этого достичь.

Конкурс «Сильный, ловкий, умелый».

- Народная мудрость гласит. Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья. Здоровье - всему голова. Смолоду закалишься, на весь век сгодишься. Смелого и отважного болезнь не догонит. Чистота - залог здоровья. Почему режим людям всем необходим. (Обсуждение пословиц и поговорок)

Запомните, что все надо делать в одно и то же время (есть, гулять, вставать). Если вы будете каждый день ложится спать в разное время и в разное время вставать, то вы нарушите ритмы организма. А значит, вы будете себя плохо чувствовать, быстро уставать, на уроках вы не будете понимать то, что вам объясняют. Чтобы быть всегда здоровыми, веселыми и бодрыми, нужно ложиться спать в одно и то же время и вставать в одно и то же время, соблюдать режим, заниматься спортом, закаливать свой организм.