«Экологическая кругосветка» Игра — путешествие
Знакомство с интересными сведениями из жизни животных и растений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskaya_krugosvetka.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
«Экологическая кругосветка»
Игра — путешествие
Цель: формирование познавательного интереса к представителям животного и растительного мира, знакомство с их жизнью и повадками.
Задачи:
1. Познакомить ребят с интересными сведениями из жизни растений и животных.
2. Развивать познавательную активность, творческое и логическое мышление, память, смекалку.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, уважительное отношение друг к другу.
Воспитатель: - Ребята, скоро мы отправимся с вами в путешествие. А кто такие путешественники? Какими должны быть путешественники? (Акцентировать внимание детей на таких качествах личности как любознательность, выносливость, эмпатия (сопереживание).
Раньше путешественники открывали новые земли, изучали там природу и жизнь людей (примеры: Никитин А.- землепроходец (Записки Афанасия Никитина «Хождение за три моря», включенные в русские летописи, – это не просто научный труд географа и экономиста. Это прекрасный литературный памятник века, написанный человеком одаренным, вдохновенным, умеющим поэтически воспринимать действительность), Миклухо-Маклай Н.Н. - русский учёный, путешественник и общественный деятель. ( "Путешествие на Новую Гвинею" Дневники известного русского этнографа и путешественника о путешествиях на Новую Гвинею – это интереснейший рассказ о его жизни среди папуасов, сохранивших первобытный уклад каменного века)
А что же делают путешественники сейчас? И сейчас изучают природу, познают возможности человека и рассказывают всем как прекрасна Земля и что надо ее беречь. Рассказ о Федоре Конюхове.
Конюхов Ф. удивительный человек. Каждый год (с 1977 г.) он отправляется в далекие путешествия на самые высокие вершины, к ледяным полюсам, и даже обогнул на яхте Земной шар (выдержки из дневников).
16 июля 1998года.
12.30.
…Океан клокочет, как будто вода в котле кипит. Течение одно встретилось с другим. Паруса не работают, ветер упал до 7 узлов. Вокруг по горизонту темные тучи как туман, а над головой просветлело и светит тусклое солнце.
22 августа 1998 года.
…Я посмотрел на Океан. Он такой большой, таинственный и навевает одиночество, вернее, подчеркивает очень остро твое одиночество. Что я испытал в жизни и чего только не было в мои 47 лет. Я испытал холод, ужасный холод на Северном и Южном полюсах. Я испытал нехватку кислорода. А это страшно, когда ты хватаешь воздух всей грудью, а его нет. Грудь расширяется, а там нет воздуха. А это было у меня на Эвересте.
Я испытал тошнотворную высоту, от которой голова кружится и начинает тошнить. Это в моих восхождениях на высочайшие вершины континентов. Я испытал голод на пути к Северному полюсу в 1989 году, когда парни умирали с голода, когда я ел снег и вмерзшие водоросли отковыривал лыжной палкой со льда. Это было страшно.
Я испытал одиночество, когда семь месяцев на яхте «Караана» шел вокруг света. Я был тогда такой одинокий, что мне показалось, как мир приостановился или, вернее, вернулся в эпоху потопа.
Ребята, я вам предлагаю отправиться в путешествие. Но для начала нам нужно вспомнить правила и нормы поведения в природе
Обсуждение с детьми.
Если я сорвал цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если мы сорвем цветок,
То останутся пусты
И деревья, и кусты
И не будет красоты.
Пословицы:
Один человек оставил в лесу след, сотня - тропу, тысяча - пустоту.
Проблемные ситуации. Мусор в саду, парке, в лесу. Должны ли мы собирать чужой мусор?
Ребенок читает стихотворение:
О ТУРИСТЫХ, НА РУКУ НЕ ЧИСТЫХ.
День погожий, небо чисто
Горизонты широки,
Вереницею туристы
Шли по берегу реки.
Шли они. Звенели песни,
Вторил ей ансамбль птиц
На душе легко, чудесно,
А красотам нет границ.
А тропа звала, петляла
Заведя в дремучий лес.
Шли туристы, и к привалу
Проявили интерес.
Вот опушка.
Здесь тенисто.
Бьют неслышно родники.
И усталые туристы
Поснимали рюкзаки.
Чтоб сидеть удобней было
У походного костра –
Моментально кедр срубили
В два туристских топора.
А один ходок мгновенно
Ножик выхватил и им
На березе вдохновенно
Высек: «Люся + Вадим».
А другой с улыбкой сладкой
Покопался в рюкзаке
И с увесистой взрывчаткой
Резво двинулся к реке.
Третий парень - из смышленых,
Он для личного шатра
Нарубил ветвей зеленых
Кубометра полтора.
А еще один затейник,
От избытка юных сил
Длинной палкой муравейник
Вмиг шутя разворошил.
Кто-то миски, ложки, вилки
В роднике ополоснул.
Заодно туда бутылки
И жестянки зашвырнул.
По деревьям лазил кто-то,
Норовя достать до звезд.
Не достал. Но для чего-то
Своротил десяток гнезд.
Дым - спасительное чудо
Против злыдня комара.
Клен, стоявший по соседству,
Рухнул кроной в зев костра.
Горизонты широки,
Отдохнувшие туристы
Зашагали вдоль реки.
(Обсуждение стихотворения)
А теперь отправляемся в путешествие.
Первая наша станция «Животный мир». Вопросы:
Что означает название животного «гиппопотам»? (В переводе с греческого это значит «речная лошадь».)
Каких исчезнувших с лица Земли животных можно встретить на «черных» страницах Красной книги? (Морская корова, тарпан, тур.)
Когда у белых медведей рождаются детеныши? (Зимой, во время сна.)
Из чего осы строят свои гнезда? (Из бумаги. Осы обладают свойством производить бумагу из древесной массы.)
Спят ли рыбы? (Да, с наступлением ночи рыбы ложатся спать, некоторые даже укладываются набок, но глаза у них остаются открытыми.)
2. «Растительный мир». Вопросы:
Что такое микология? (Это наука о грибах.)
Какое растение в Китае и Японии считается священным? (Лотос.)
Что такое паприка? (Красный перец.)
Есть ли у кактусов листья? (Да, это иголки. Они в процессе приспособления к засушливому климату приобрели такую форму.)
Узнайте дерево по описанию.
Саксаул.
Это дерево растет в пустынях и полупустынях Средней Азии, Ирана, Афганистана. Его древесина такая плотная и тяжелая, что тонет в воде. Назовите его.
Дуб.
С глубокой древности поклонялись люди этому дереву. Сажали его в память о великих событиях, в знак дружбы и мира между людьми. Плоды этого дерева считались божественными плодами у древних греков не только за красоту и могущество. Во все времена ценили его. Листьями этого дерева кормят шелкопряда, а он дает натуральный шелк. Вещества из коры этого дерева используют в медицине. Древесина этого дерева очень прочна и тверда. Делают из нее полы, красивую мебель и бочки.
Лиственница.
Есть у родственницы елки неколючие иголки.
Но в отличие от елки
Опадают те иголки.
О каком дереве эта загадка?
И действительно мягкие хвоинки появляются весной на нем и каждую осень опадают, как листва. Отсюда и название этого дерева Древесина плотная, твердая, хорошо сохраняется в воде, поэтому и идет на строительство судов, шпал, столбов. Живет это дерево 900 лет. Хвоя содержит витамин С.
Береза.
С древних времен не только украшало это дерево жизнь человеку, но и было незаменимо в его быту почками и грибом чага с этого дерева лечили недуги, вениками из веток этого дерева выгоняли в бане хворь. Делают из древесины этого дерева и мебель и лыжи, а в древней Руси даже писать додумались на его коре и делали из нее посуду.
3. «Гиннесс-шоу». Вопросы:
Какое животное является самым крупным из всех существовавших когда-либо на Земле? (Синий кит. Его масса достигает 150 т.)
Как называется самая большая лягушка? (Лягушка-голиаф. Длина ее тела достигает 40 см, масса – 3,5 кг.)
Какое животное живет дольше всех? (Слоновая черепаха. Продолжительность ее жизни составляет 175 лет.)
Какое животное является самым «горластым» из всех? (Крокодил. На втором месте – бегемот, на третьем – лев.)
4. «Экословарь»
На этой станции надо дать определение экологическим терминам.
Энтомология. (Наука о насекомых.)
Серпентарий. (Это питомник для содержания ядовитых змей.)
Мониторинг. (Комплексная система наблюдения, оценки и прогноза состояния окружающей среды или ее отдельных элементов.)
Смог. (Густые туманы, содержащие пыль и вредные газы.)
5. «Мир птиц» Игры на внимание и знание названий растений и животных.
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, воробьи, пчелы, муравьи.
Прилетели птицы: голуби, синицы, вороны, воробьи, пчелы, снегири.
(Дети должны хлопнуть в ладоши, когда ошибка)
Итог
Наша игра - путешествие закончилась. Понравилась ли вам игра?
Что не понравилось? Почему? Кто стремится узнать больше?
Хотели бы вы пойти в новое путешествие? Куда?
Мы с вами обязательно продолжим наше путешествие. Но чтобы отправиться в дальнее путешествие надо быть здоровым. Давайте обсудите, что значит быть здоровым?
Найдите слова, которые описывают здорового человека:
А) сутулый, сильный, высокий.
Б) бледный, сильный, низкий
В) стройный, сильный, ловкий.
Как будет себя чувствовать человек, если он допоздна смотрел телевизор, а утром ему надо рано вставать и отправляться на маршрут. (Беседа о вреде телевизора).
«Помни твердо, что режим людям всем необходим»:
- подъем, умывание, зарядка, одеваться, застелить постель, завтрак, школа, обед прогулка, уроки, ужин, свободное время, сон.
Скажите, только честно, кто из вас, что-нибудь пропускает из этого списка.
(Беседа о необходимости зарядки).
Еще путешественник должен быть выносливым. Что это значит и как этого достичь.
Конкурс «Сильный, ловкий, умелый».
- Народная мудрость гласит. Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья. Здоровье - всему голова. Смолоду закалишься, на весь век сгодишься. Смелого и отважного болезнь не догонит. Чистота - залог здоровья. Почему режим людям всем необходим. (Обсуждение пословиц и поговорок)
Запомните, что все надо делать в одно и то же время (есть, гулять, вставать). Если вы будете каждый день ложится спать в разное время и в разное время вставать, то вы нарушите ритмы организма. А значит, вы будете себя плохо чувствовать, быстро уставать, на уроках вы не будете понимать то, что вам объясняют. Чтобы быть всегда здоровыми, веселыми и бодрыми, нужно ложиться спать в одно и то же время и вставать в одно и то же время, соблюдать режим, заниматься спортом, закаливать свой организм.