"Роль семьи в образовании"
Роль семьи в образовании и немного об образовательных программах, которые реализуются в МБУ ДО Мальчевский ДДиЮ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
guzovskaya_alla_nikolaevna.docx | 24.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МБУ ДО Мальчевский ДДиЮ
СООБЩЕНИЕ
Сообщение подготовила:
Гузовская А.Н. – методист МДДиЮ.
2017г.
Семья является социальным образованием, способным реализовать сложную совокупность социальных функций, гармонизировать собственные интересы с интересами общества, государства, обеспечивая тем самым социальную стабильность.
Роль семьи в воспитании общеизвестна и общепризнанна.
Семья - это первый скульптор, который начинает лепить и физически, и духовно народившуюся личность. В семье возникают первые элементы межличностного общения. От семьи зависит, найдут ли возможность развиться положительные задатки растущей личности и будут ли заторможены отрицательные наследственные особенности.
Семья - одна из наиболее древних социальных общностей. Она возникла значительно раньше классов, наций и государств, в недрах первобытнообщинной формации. Непреходящая ценность семьи обусловлена тем, что она связана с производством и воспроизводством населения, воспитанием детей, а также передачей им трудовых навыков, традиций, формированием индивидуального и социального сознания.
Объединение усилий семьи и различных социальных институтов, в том числе учреждений дополнительного образования, открывает путь к открытому диалогу, широкому социальному взаимодействию, способствует расширению границ межличностного общения.
Не секрет, что семьи испытывают не только материальные трудности, они ограничены в возможностях повышения культурного и духовного уровня. Педагогическое просвещение, повышение педагогической культуры родителей способствует не только совершенствованию семейного воспитания, влияет на воспитательную семейную среду, вносит осознанность в действия родителей, но и повышает уровень положительного отношения и доверия к представителям педагоги ческой общественности. Сегодня нельзя заниматься детьми отдельно, не вовлекая семью в сам процесс педагогического творчества.
Необходимость и важность сотрудничества семьи и учреждений дополнительного образования никогда не ставилась под сомнение. Ведущую роль в организации сотрудничества семьи и учебных учреждений играют педагоги. Именно перед ними стоит одна из важнейших задач, а именно способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребенка.
Успешное решение этой задачи возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества педагогов, родителей и детей. Суть сотруднического взаимодействия педагога и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе сотруднического взаимодействия семьи и педагога лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Совместная деятельность детей, родителей и педагогов может быть успешной, если:
- все положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл:
- осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности; с учетом желания и возможностей участников работы распределены роли, функции, сферы деятельности;
- создаются ситуации свободного выбора участниками различных видов, способов, форм и своей позиции в совместной работе;
- отсутствует навязывание, давление на детей и родителей; действия, стиль педагога способствуют самореализации и самовыражению участников деятельности.
Сотрудничество педагогов, обучающихся, родителей реализуется в различных формах совместной деятельности. Вот пример некоторых форм такой деятельности.
- Формы познавательной деятельности: общественные смотры достижений, турниры знатоков, праздники знаний и творчества.
- Формы трудовой деятельности: оформление кабинета, трудовой десант по озеленению территории и т. п.
- Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВН, клубы выходного дня.
Примеры мероприятий различных форм, проводимых в МДДиЮ: вечер « Мир наших увлечений», новогоднее шоу «Волшебная звезда», «Праздник урожая на острове Дружбы»; конкурсы «Мой знакомый богатырь», «В гостях у Марьи-искусницы», «Я и моя бабушка»; занятие-игра «Рождество Христово», занятие-путешествие в мир рукотворных предметов, праздник «Моя семья»; семейный совет «Под счастливой крышей»; семейный праздник «Родительский дом, начало начал», игра «Дом счастья».
Более подробно хочется остановиться на такой функции семьи, как сохранение и передача семейных традиций.
Под семейными традициями подразумеваются обычаи, порядок и нормы поведения членов семьи. Именно они и передаются от старшего поколения к младшему. Человек не появляется на свет с готовым нравственным поведением. В процессе своего становления как личности человек, воспринимая жизнь других людей и собственную, начинает осознавать себя человеком. Понимая по-детски суть человеческих отношений, он аналогично строит свои отношения с членами семьи, с другими людьми, с обществом в целом. Так человек закрепляет в своем сознании нормы и правила поведения, существующие в семье. Семейные традиции - это не только мероприятия, проводимые в определенный день и час. Это не только дни празднования юбилеев и дней рождения, выбор профессии членами семьи и традиционные увлечения. В традициях находит свое выражение рыцарство мужчин и нежность женщин, уважение к стершим и любовь к младшим, чувство такта, великодушие, душевная щедрость, снисходительность, уступчивость - все, без чего не может существовать семья, развивать и растить потомство. Традиции направлены на сохранение любви, честности, понимания, терпения. Добрые чувства, возвышенные идеалы в семейных отношениях выражаются не в выдающихся и героических поступках, а в повседневном быте, в незначительных проявлениях, мелочах и пустяках.
Члены семьи, живущие совместно, взаимодействуют в текущем потоке обыденности, привычных и почти незаметных действий. Пока ребенок «варится в домашнем соку», он наблюдает окружающих, оценивает большое и малое, усваивает сознательно и рефлекторно, идет сложная и ответственная педагогическая работа, «воспитание без воспитания».
Как показывают наблюдения, на семейную атмосферу влияют: педагогика родителей; отношение родителей к работе; взаимоотношения отца и матери; отношения между родителями и ребенком, братьями и сестрами; методы воспитания.
Проанализировав указанные факты, можно сделать вывод, что не отдельные элементы являются решающими. Определяющее воздействие оказывает семейная атмосфера в целом, рождающаяся из сочетания всех элементов, традиций, присущих данной семье. Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания!
«Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью – человечность…» - В. Белинский.
Мне хочется познакомить вас с элементами образовательных программ «Русский бильярд», «Allegro», «Каприз», «Твои соседи по планете», «Волшебный клубок», Юный краевед», «Юный музеевед», «Калинка», «Радуга талантов», и др. Эти программы рассчитаны на 2 - 4 года обучения, их целью является формирование осознанного патриотического чувства через приобщение к русскому народному творчеству, его истокам, традициям и обычаям. Программы построены на основе изучения традиций народного календаря, народных представлений о происхождении и устройстве Вселенной, отразившихся в особенностях художественного языка, устно – поэтического, изобразительно - прикладного искусства.
В первый и второй год обучения ребята знакомятся с русскими традициями и обрядами, разучивают песни и колядки, разыгрывают обрядовые сценки, изготавливают сувениры и поделки. Во второй год обучения - знакомятся с традициями семейного воспитания в русской семье, с этапами жизненного пути человека в кругу семьи - от рождения до кончины, с традиционным крестьянским и казачьим бытом.
Семейная народная педагогика - мудрая и добрая помощница в воспитании детей. Для приобщения детей, а через них и их родителей к забытым народным праздникам и обычаям служат календарно - обрядовые праздники как способ выражения нерасторжимых связей между человеком и природой, между людьми в обществе и семье:
Осенины - подготовка сил природы к осени (сентябрь - ноябрь) Новогодне - рождественский цикл (декабрь - февраль) весенние обрядовые праздники (март - май). Занимаясь второй, третий, четвертый года, ребята готовятся к праздникам вместе с родителями, бабушками, дедушками. Наиболее популярны праздники «Здравствуй, милая картошка», «Капустная толока», «Раз в крещенский вечерок», «Праздник блинов», «У самовара я и ... моя семья», «Праздник Красная горка». Этот цикл занятий завершает праздник «Пир на весь мир».
Педагоги, работающие по этим программам, проводят еще и такие семейные Праздники: «Звезды под семейным абажуром», «Папа, мама, я - поющая семья».
Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира. Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с переживанием и чувством тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств. (В.Сухомлинский).