Россия- Наша Родина

Семакова Лионелла Аркадьевна

Россия - Родина моя,
Прекрасна ты и многолика.
Твои поля, леса, луга
И на речной равнине блики
Я восхваляю!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rossiya-_nasha_rodina.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Россия- Родина моя

Цель: создание условий для осознания учащимися значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста России.

Ход урока

_ Здравствуйте, уважаемые ребята и уважаемые учителя. Сегодняшним мероприятием мы начинаем цикл уроков по основам религиозной культуры и светской этики.

Мы живем в замечательной стране, имя которой- Российская Федерация. И тема нашей сегодняшней встречи: «Россия- Наша Родина».

Звучит гимн, дети встают.

Учитель: Присаживайтесь, пожалуйста.

Учитель читает стихотворения

Россия - Родина моя,
Прекрасна ты и многолика.
Твои поля, леса, луга
И на речной равнине блики
Я восхваляю!

Знай же, люд!
Хакас, татарин и якут,
Бурят, тувинец здесь живут!

Россия - родина моя
Детьми своими ты богата.
Традиции, обряды предков
Узнают все из нас когда-то.

- Мы уважительно называем нашу страну Отечеством, потому что наши отцы, деды и прадеды и их предки учились, работали и защищали свою землю, чтобы сохранить ее для следующих поколений. Мы любовно называем нашу страну Родиной, потому что родились и живем в ней.

Россия многонациональная страна. Сегодня друзья мои, мы поговорим с вами о символах нашей славной Отчизны.

Вопрос в зал: - Скажите мне, а что для вас является символами России?

(необъемлемые части русской народной одежды, праздников, национальных игрушек ,инструментов).

(Учащиеся перечисляют - гимн, герб, флаг, блины, баня, матрёшка, валенки, балалайка, гостеприимство, чествование героев и пр.)

Символами знаменитого русского гостеприимства издревле являются хлеб да соль.

Какая беседа без хлеба и соли?

Учитель:

Без хлеба и соли на свете нет доли!
Без хлеба и соли вся жизнь станет пресной,
Без хлеба и соли не будет и песни.
 

(Участники выносят каравай "хлеб - соль". под народную песню)

Педагог: Действительно, символов России много - это и Кремль, и Знамя Победы, и русские березки. Но есть особые символы, они называются государственными.

- Скажите, какие символы мы называем государственными.

(Учащиеся высказываются)

Педагог: Верно, государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн.

- Гимн мы с вами послушали вначале нашей встречи. Ребята, а какие вы чувства испытываете ,когда слышите гимн России?

Ученики отвечают: торжественный, чувство гордости, чувство величия…

- Гимн - это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн - это песня, посвященная своей Родине.

- Ребята, я уверена, что вы уже много знаете и я уверена, что вы ответите: Какие цвета составляют государственный флаг России?

Ученики: белый, синий, красный.

Флаг России - бело - сине красный триколор;

Учитель: Для того, чтобы понять что означают цвета нашего флага я предлагаю вам выполнить небольшое задание. Вам предлагаются стихотворные отрывки, характеризующие цвета нашего флага определите, о каком цвете в них говорится и постарайтесь понять, что он означает.

Учащимся предлагаются стихотворные отрывки, требующие дополнения рифмы.

Снежинки так прекрасны и легки,
Как совершенны у ромашки лепестки,
Как на доске строка написанная мелом,
Мы говорим сейчас о цвете : (белом)

Спокойны и чисты рек русских воды
Прозрачны и светлы как вечер зимний
И благородны и просторны неба своды
Художник их раскрасил в : (синий)

Россия много войн пережила
И наши деды умирали не напрасно
И верность Родине их к славе привела
Под Знаменем Победы ярко.. (красным)

Педагог: Давайте посмотрим, что у нас получилось. Как мы смогли расшифровать цвета нашего флага.

(выступления учащихся с предположениями)

Педагог: Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге красный цвет означал отвагу, мужество и героизм; белый и синий цвета были цветами русской православной церкви. Синий цвет - это небо, благородство, белый - совершенство, чистота.

- Ребята, у нас с вами остался еще один символ ,который мы не рассмотрели. Какой это символ?

Ученики: герб.

Учитель: Хорошо, молодцы. Понятие "герб" происходит от немецкого слова "наследство или наследие" и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству.

Наш герб представляет собой золотого двуглавого орла, размещенного на красном щите; над орлом три короны (две малые и одна большая), в лапах орла скипетр и держава, а на груди на красном щите всадник, поражающий копьем дракона. Двуглавый орел в нашем гербе является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство. Всадник на щите - не только символ столицы России - Москвы, но и олицетворение победы добра над злом.

- Ребята, мир, окружающий нас, бесконечен и многообразен. Вещи, предметы, среди которых мы живем- это материальный мир, мир вещей. Но есть и другой мир- духовный. Духовный мир- знания и информация, содержащаяся в книгах, произведениях искусств, отношения между людьми. В школе вы знакомитесь с этим миром, изучая русский, родной и иностранный языки, математику, литературу ,музыку, изобразительное искусство и многое другое. Этот мир называют миром культуры.

Человек находится как в материальном мире, так и в духовном мире, и эти миры отражаются в человеке и образуют его внутренний мир, который почти все религии мира определяют как человеческую душу. В душе человека живут воспоминания, образы дорогих людей ,все то, во что он верит и к чему стремится.

- От чего зависит, каков внутренний мир человека? От того, чем ты наполняешь свою душу и как ты строишь отношения с людьми, которые окружают тебя.  

В духовном мире каждого человека есть свои дороги. Они называются традициями. По ним шли наши предки. Культурные традиции- богатство нашей многонациональной страны. Все они основаны на вечных ценностях – добро, честь ,справедливость, милосердие.

В нашей стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции ,в том числе и религиозные. Они говорят на разных языках, но хорошо понимают друг друга и вместе составляют одну дружную семью народов России.  

- Ребята, а какие вы знаете национальности, населяющие Россию?

Ученики отвечают….

Учитель:

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордится должны мы друзья.

Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые трудности мы осилим
И только в единстве сила России.

Дети заплетают «Колосок дружбы» из разноцветных ленточек, на которых написаны национальности под песню  "Я, ты, он, она - вместе дружная семья"