КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ № 1 Интегрированное занятие развивающего характера (инклюзив) «Волшебные времена года: Осень и Зима»
Занятие проведено в рамках социально-значимого проекта «СЧАСТЛИВЫЕ ДЕТИ НАДЕЖДЫ». Это совместный долгосрочный проект творческих обьединений "Театр песни "Ассоль" (педагог - Правило Е.Ю.) и "Клуба Родник" (педагог - Рогачева М.А.), предусматривающий в возможность сотрудничества с другими творческими объединениями МБУДО ЦРТДЮ г.о. Краснознаменск МО, коллективами и организациями города и района.
Цель проекта: социализация и развитие детей Особой заботы, а также воспитание толерантности у подрастающего поколения в условиях учреждения дополнительного образования посредством вовлечения их в активную, совместно организованную деятельность. Начало реализации - 11.03.16 г. (2015-2016 уч.г.) Руководитель проекта - Правило Е.Ю, педагоги дополнительного образования - Рогачева М.А., Степанова Т.А., Фисунова Е.Н.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ № 1 Интегрированное занятие развивающего характера (инклюзив) «Волшебные времена года: Осень и Зима»
Цель занятия: повторение и закрепление признаков времен года, социализация детей Особой заботы и воспитание толерантности у подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_inklyuzivnogo_zanyatiya_no1_2016-2017.docx | 341.21 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ № 1
Интегрированное занятие развивающего характера
(инклюзив)
«Волшебные времена года: Осень и Зима»
- г.
Занятие проведено в рамках социально-значимого проекта «СЧАСТЛИВЫЕ ДЕТИ НАДЕЖДЫ». Это совместный долгосрочный проект творческих обьединений "Театр песни "Ассоль" (педагог - Правило Е.Ю.) и "Клуба Родник" (педагог - Рогачева М.А.), предусматривающий в возможность сотрудничества с другими творческими объединениями МБУДО ЦРТДЮ г.о. Краснознаменск МО, коллективами и организациями города и района.
Цель проекта: социализация и развитие детей Особой заботы, а также воспитание толерантности у подрастающего поколения в условиях учреждения дополнительного образования посредством вовлечения их в активную, совместно организованную деятельность. Начало реализации - 11.03.16 г. (2015-2016 уч.г.)
Руководитель проекта - Правило Е.Ю.
(Ответственные – педагоги дополнительного образования - Рогачева М.А., Степанова Т.А., Фисунова Е.Н.)
Цель занятия: повторение и закрепление признаков времен года, социализация детей Особой заботы и воспитание толерантности у подрастающего поколения.
Задачи занятия:
- повторение и закрепление признаков времен года;
- познакомить с известными картинами и музыкальными произведениями по теме занятия;
- научить рисовать в технике «пальчиковое рисование»;
- развитие чувства характера музыкальных произведений, умения двигаться и играть на простейших музыкальных инструментах, соответственно музыке;
- развитие мелкой моторики,
- развитие речи и кругозора;
- развитие логического мышления;
- социализация детей Особой заботы;
- воспитание толерантности у подрастающего поколения.
ПЛАН занятия:
- Загадка «Времена года», плакат «Времена года».
- Стихотворение «Листопад» (Е.Труневой) – Овчаренко Анна.
- Танец-импровизация в ролевых «шапочка-листочках»: «Вальс осенних листочков».
- Стихотворение «Почему деревья зимой раздеваются» (В. Орлов) – Горбовские Александр и Даниил.
- Практическое задание (на развитие речи и кругозора) «Смотрим картины русских художников и находим признаки осени: «Болото в лесу. Осень» (Федор Васильев).
- Практическое задание: коллективный рисунок «Осенний пейзаж» в технике «пальчиковое рисование» и слушание музыки «Ноябрь. На тройке» (П.И. Чайковский).
- Игра (музыкальная): «Солнышко и дождик».
- Игра (на развитие речи): «Подбери и вставь нужные слова: «Помоги зверям подготовиться к зиме!».
- Игра (тренинг): «Подарок от Осени: листочки пожеланий!».
- Слушание музыки: Песня «Что такое лужа?» - ансамбль младшей группы (+ подарок «Кораблик»)
- Игра (пальчиковая на развитие речи): «Собираем осенние листья».
- Стихотворение «Осенний светофор» (Лариса Шишкина) – Ершова Анастасия.
- Практическая задание (на развитие логики): «Пазлы: Светофор».
- Практическое задание (на развитие речи и кругозора): «Смотрим картины русских художников и находим признаки зимы, названия зимних месяцев: «Русская зима» (Л. Бродская).
- Практическое задание (на развитие музыкальности и кругозора): Слушаем песню и играем на музыкальных инструментах (бубенцы): Песня «Три белых коня» - Глушко Арина.
- Практическое задание: Аппликация «Деревья осенью и зимой» (наряжаем дерево в листочки и снежинки), выставка «Аллея дружбы», подводим итоги.
- Слушание музыки, танец-хоровод: песня «Большой хоровод» - Бунякина Соня.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Дидактический материал:
- Иллюстрация «Времена года».
- Репродукция картины русского художника-живописца «Болото в лесу. Осень» (Федор Васильев).
- Репродукция картины русского художника-живописца «Русская зима» (Л. Бродская).
- Иллюстрации «Деревья краснеют сверху» (2).
- Ролевые шапочки «Осенние листочки».
- Пазлы «Светофор».
- Конверт «Письмо от Осени», «Листочки пожеланий».
- Поделка-подарок «Кораблик».
- Готовые поделки для аппликации «листочки и снежинки».
- Материальное обеспечение:
- Магнитная доска.
- Мольберт – 3 шт.
- Ватман – 2 шт.
- Лист формата А3.
- Гуашь.
- Емкость с водой.
- Тряпочки для вытирания рук.
- Компьютер.
- Музыкальная аппаратура для прослушивания музыки, исполнения песен.
- Микрофон.
- Flesh-носитель с фонограммами (CD-диск).
- Музыкальные инструменты: бубенцы (большие и малые).
- Клеенка для выполнения аппликации.
- Скотч двусторонний.
- Клей-карандаш.
- Бумага белая и цветная.
- Ножницы.
- Картон.
- Кнопки.
- Магниты.
Ход занятия
Елена Юрьевна
Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы снова собрались вместе, чтобы все вместе дружно и весело провести время, а заодно вспомнить и узнать много интересного. Наше занятие сегодня называется «Волшебные времена года: Осень и Зима».
Марина Александровна
И начнем мы уже традиционно – с загадки:
Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет,
А четвёртый плачет.
(времена года)
- А какие времена года вы знаете? (зима, весна, лето, осень)
- Сколько их? (4)
- Какое время года сейчас? (осень)
- А какое скоро наступит? (зима).
Правильно, на эти вопросы ответы вы знаете… А вот почему же Осень и Зиму называют «Волшебницами» мы разберемся с вами сегодня вместе…
Елена Юрьевна
Совсем недавно мы радовались теплому лету… Но, на легких рыжих лапах незаметно подкралась волшебница-Осень, украсила аллеи и парки нашего города Краснознаменска ярким ковром из разноцветных листьев.
Обучающаяся (Овчаренко Анна):
Утром мы во двор идём,
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят.
(Евгения Трутнева)
Елена Юрьевна
Давайте представим, что мы и есть те самые красивые разноцветные листочки, и покружимся в вальсе под пение холодного осеннего ветра.
(Ребята, наденьте на себя шапочки с листочками,
которые подготовили ребята «Клуба «Родник» вместе с Мариной Александровной. )
№ 1. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (музыкальное):«Вальс осенних листочков» (движение под музыку – импровизация в ролевых шапочках-листьях) – ТРЕК № 1 (1 мин) |
Обучающиеся (Горбовские Александр и Даниил):
- Почему к зиме деревья
Раздеваются кругом?
- А деревьям тоже нужно
Раздеваться перед сном!
(В. Орлов)
Елена Юрьевна
Ребята, скажите, пожалуйста, о каком сне идет речь? (зимнем) Правильно, скоро зима и природа готовится к холодам. А какие еще признаки наступления осени вы знаете еще? Я вам помогу - мы посмотрим репродукцию картины «Болото в лесу. Осень» известного русского художника Федора Васильева, который при помощи красок и кисти смог изобразить это прекрасное время года.
№ 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (беседа): «Признаки осени» (2 мин) |
- Увядание природы (листья на деревьях желтеют и опадают, цветы и травы засыхают).
- Похолодание, частые дожди, лужи, первый снег, заморозки.
- Дни короче – ночи длиннее.
- Звери и птицы к зиме готовятся.
- Люди одеваются теплее.
- Люди убирают урожай на полях, на огородах, в садах.
Все верно!
Скажу вам по секрету, что художники рисуют не только кистью, рисовать можно всем чем угодно. И мы сейчас с вами тоже попробуем нарисовать осень, но без кисточек… Кисточками будут наши пальчики!
№ 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (рисование + слушание музыки фоном): «Осенний пейзаж» (коллективный рисунок на ватмане в технике «пальчиковое рисование») (5 мин) |
ТРЕК № 1 (фон) – «Времена года: Ноябрь. На тройке» П.И. Чайковский - ТРЕК № 2 (3,20 мин) |
(Дети моют руки от краски – 2 мин., работу отворачивают от зрителей, сохраняя интригу к концу занятия…)
Елена Юрьевна
Какие вы молодцы, так красиво, дружно и быстро нарисовали целую картину! Давайте оставим ее Центру творчества на память.
Осень любили изображать не только художники и поэты, но и музыканты. И, когда вы рисовали, звучала прекрасная музыка русского композитора П.И. Чайковского из цикла «Времена года», а называется она «Ноябрь. На тройке».
Осенью часто солнечная погода сменяется дождливой. И мы сейчас поиграем в интересную игру, которая называется «Солнышко и Дождик». Я думаю, что она вам понравится! Ваша задача – внимательно слушать музыку:
- веселая, подвижная музыка – значит, светит солнышко, хорошая погода, идем гулять (танцуем, прыгаем, веселимся);
- стало грустно – значит, дождик льет из туч и нам нужно бежать домой или спрятаться под зонтик (приседаем на корточки и «прячемся от дождика в домик»).
№ 4. МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА: «Солнышко и дождик» – ТРЕК № 3 (1 мин) |
Марина Александровна
Немного утомились, поэтому давайте немного посидим-отдохнем. Ах! Совсем позабыла! На прошлой неделе пришло нам письмо, и от кого бы вы думали? От волшебницы-Осени. Она просит нас о помощи (!)
ТРЕК № 1 (фон) – «Колдовство» – ТРЕК № 4 |
Здравствуйте, милые и добрые мои друзья! Злая Баба-Яга заранее начала проказничать, знает, что скоро Новый год! Заколдовала всех зверей, и они совсем позабыли о приближении холодов. Хочет, чтобы все они замерзли и не пришли к нам на праздничную ёлку. Помогите им всем вспомнить, как нужно подготовиться к зиме!
№ 5. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (развитие речи): «Письмо от волшебницы-Осени» (3 мин) |
Итак, что нужно сделать…. (?) - (3 мин)
ТРЕК № 1 (фон) – «Звери расколдованы!» – ТРЕК № 5 |
Ура! Задание выполнено! Звери спасены! В благодарность Осень прислала вам свои осенние «Листочки с пожеланиями». (дети листочки оставляют себе) И на радостях таких давайте послушаем интересную песню, которую подготовили ребята творческого объединения «Театр песни «Ассоль» - «Что такое лужа!».
№ 6. СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ: Песня «Что такое лужа?» - ТРЕК № 6 (3,15 мин) |
Елена Юрьевна
Посмотрите-ка, как много веселых игр можно придумать осенью, например, «запускать» кораблики в лужу или собирать в букет красивые листья. От нашего коллектива, для хорошего настроения, мы дарим ребятам «Клуба «Родник» кораблик, который своими руками сделала наша обучающаяся – Екатерина Ковалева. Может быть, когда-нибудь он, благодаря вам, тоже отправится в дальнее плавание!?
И предлагаем поиграть в еще одну «Осеннюю» игру, в которой снова главными героями станут наши веселые пальчики!
№ 7. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (развитие речи): Пальчиковая игра «Собираем осенние листья». (1 мин) |
(1 педагог – читает, 2 педагог – показывает)
Раз, два, три, четыре, пять - Будем листья собирать: | Листья березы, (Н. Нищева) |
Марина Александровна
Отлично, все справились! Какая затейница Осень!
А ведь она еще Красавица и Умница! Её красивый наряд не прост! Он красив, он обладает волшебной силой (!), он - Главный светофор для всех нас: и для людей, и для животных. Зачем, к примеру, на улицах нашего города стоят и мигают светофоры? (предупреждают об опасности на дорогах)
Вот и Осень предупреждает нас, подает сигналы людям и животным, что лето прошло и пора готовиться к зиме, к холодам!
Обучающийся (Ершова Анастасия):
Летят с деревьев листики | Ложатся на дорожку | Я из листов, опавших, («Осенний светофор» Лариса Шишкина) |
Марина Александровна
Зеленый цвет листьев в начале осени, как и свет светофора на дороге, говорит: Пока еще все хорошо! Переживать не о чем: в лесу много ягод и грибов, в садах и огородах созревают фрукты и овощи, солнышко светит ярко и всех согревает.
Желтый цвет, как и свет светофора на дороге, говорит: Внимание: у погоды скоро перемены!
Красный цвет, как и свет светофора на дороге, говорит: Опасность! Холода! (При понижении температуры воздуха листья краснеют, опадают, и дерево готовится ко сну)
Елена Юрьевна
Давайте проверим, знаете ли вы, как выглядит светофор! Сложите-ка, картинку!
№ 8. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (логическое): Пазлы «Светофор». (2 мин) |
Марина Александровна
- Красный - сверху
- Желтый - посередине
- Зеленый – внизу
Посмотрите, Красный цвет светофора - выше всех (!), чтобы его далеко можно было увидеть, он предупреждает об опасности.
У деревьев листья тоже (!) краснеют сверху вниз. Чтобы мы как можно раньше увидели изменения и подготовились к наступлению зимы. (показ иллюстраций на компьютере – 2)
№ 9. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (беседа): «Признаки зимы» (2 мин) |
- Сейчас ноябрь, казалось бы, еще осень, но что мы видим на улице? (листья давно опали и кругом лежит снег)
- А ноябрь, какой по счету у Осени месяц? (3-ий, последний)
- Сколько всего у нее месяцев? Назовите… (3: сентябрь, октябрь, ноябрь). Верно!
- Какой месяц зиму начинает, а год заканчивает? (декабрь)
- Сколько зимних месяцев вы знаете? (3: январь, февраль, март)
Елена Юрьевна
Зима – любимое время года Деда Мороза, а Декабрь, Январь и Февраль – это имена его белогривых лошадей, на которых он приезжает к нам в гости.
Приближение саней Деда Мороза всегда слышно издалека (!), потому что каждая лошадь украшена волшебными бубенцами, такими как здесь (показываются шумовые музыкальные инструменты: бубенцы малые и большие)
Вот как раз сейчас мы послушаем песню, которая так и называется «Три белых коня»! И «изобразим» нашими бубенцами звучание саней Деда Мороза!
(детям раздаются музыкальные инструменты, и предлагается поиграть на них во время звучания песни по очереди друг за другом)
№ 10. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: Слушаем песню и играем на музыкальных инструментах (бубенцы): Песня «Три белых коня» - ТРЕК № 7 (2,33 мин) |
Марина Александровна
3 белых коня - это символ 3-х зимних месяцев. У каждого времени года и у осени, и у зимы, у весны и у лета - по 3 волшебных месяца. Каждое время года по-своему особенно и прекрасно! Каждое из них выполняют свою волшебную задачу!
Сегодня мы говорили только о 2-х временах года: Осени и Зиме. Назовите, пожалуйста, в чем же главное волшебство и предназначение каждой из них?
- Осень – волшебство: красивый наряд….;
предназначение: предупреждает (!) и подготавливает людей, животных и природу к холодам, «ко сну».
- Зима – волшебство: серебристый блестящий наряд, узоры на стекле, красивые снежинки, время подарков и Деда Мороза….;
предназначение: дает природе отдохнуть, выспаться к весне, чтобы с новыми силами летом растить новые
плоды и радоваться жизни!
Елена Юрьевна
Посмотрите на деревья, мы подготовили для вас2 заготовки, здесь нарисованы только стволы. (2 заготовки: стволы деревьев нарисованы на ватмане) И они выглядят очень грустно…. Ведь нам известно, что Осень и Зима, замечательные художницы! И в этом искусстве мы им сейчас поможем!
Давайте их украсим их своими поделками «листочками и снежинками» и порадуем друг друга этой красотой:
- на одном наклеим яркие осенние листочки, подготовленные «Клубом «Родник» на занятии с Еленой Николаевной,
- а на другом – красивые резные снежинки, которые ребята «Театра песни «Ассоль» сделали дома со своими родителями.
№ 11. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (художественное творчество): Аппликация «Деревья осенью и зимой», Выставка «Аллея дружбы». (3 мин) |
Марина Александровна
Смотрите, как красиво получается! Осень и Зима, подружки-сестрички, всегда рядом! А «Клуб «Родник» и «Театр песни «Ассоль» - всегда вместе!
А теперь давайте соберем все наши работы… Посмотрите, получилась целая выставка «Аллея дружбы»:
- 1 дерево (Клуб «Родник»);
- 1 дерево («Театр песни «Ассоль»);
- 1 дерево (коллективная работа).
Елена Юрьевна
Времена года сменяются «кругом - друг за другом». На смену осени всегда будет приходить зима, после «Вальса осенней листвы» зазвучит музыка «Новогодних хороводов». И за Зимой снова наступят весна и лето!
Елена Юрьевна
И этот «хоровод Времен года» не закончится никогда! Хоровод объединяет не только 4 времени года в «круг», он объединяет и людей в любое время года! Держась за руки в хороводе, люди становятся единым целым!
Марина Александровна
Хоровод – это дружба, хоровод – это радость!!! И счастья становится БОЛЬШЕ!
Песенка, которую мы сейчас услышим, называется «Большой хоровод». И пусть он еще не новогодний, но, важно Главное, то, что мы чувствуем сердцем: хорошее настроение и радость от общения с друзьями!
№ 12. СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ, танец-хоровод: Песня «Большой хоровод» - ТРЕК № 8 (3,20 мин) |
Елена Юрьевна
Наше сегодняшнее занятие было очень плодотворным, со всеми заданиями мы дружно справились.
Скажите, интересно вам было?
На этой позитивной нотке мы не прощаемся с вами, а говорим «До свидания»!
Наша следующая встреча состоится в январе. Но, что вас ожидает – это пока секрет!
Всего хорошего!
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- УБРАТЬ ПАРТЫ к стене
- РАССТАВИТЬ СТУЛЬЯ ПОЛУКРУГОМ
- ПРИНЕСТИ:
- 3 мольберта,
- стулья,
- удлинители,
- бубенцы (большие и малые),
- «кораблик»,
- ведро с водой, тряпочки для рук.
- УСТАНОВИТЬ и развернуть/набросить ткань:
- мольберты (приколоть заготовки кнопками к мольбертам - 3 ствола дерева для рисования и аппликаций),
- магнитную доску (плакат «Времена года»)
- УСТАНОВИТЬ КОМПЬЮТЕР
- УСТАНОВИТЬ МУЗЫКАЛЬНУЮ АППАРАТУРУ, МИКРОФОН, ФЛЕШ-карту (проверить готовность к работе)
- ПОДГОТОВИТЬ СЕКУНДОМЕР.
- СОБРАТЬ КАНЦЕЛЯРСКУЮ КОРЗИНУ:
- кнопки,
- ножницы,
- клей-карандаш,
- краски.
- РАЗЛОЖИТЬ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:
- «шапочки-листочки»,
- репродукции картин,
- «Письмо Осени»,
- поделка «Кораблик»,
- пазлы «Светофор»,
- музыкальные инструменты «бубенцы» (большие и малые),
- поделки «Листочки» и «Снежинки» (отдельно).
- ПРОИНСТРУКТИРОВАТЬ ДЕТЕЙ по пальчиковому рисованию/ и аппликации…
3 лист:
- Плакат «Времена года»
4 лист:
- Ролевые шапочки «Листочки»
- Музыкальное произведение: «Вальс осенних листочков»
- Репродукция картины «Болото в лесу. Осень» (Федор Васильев).
5 лист: (СЕКУНДОМЕР !)
- Мольберт (1) для рисования, заготовка «ствол дерева» (А3)
- Гуашь (дети рисуют 1 пальчиком и одной краской)… - «точечное» прикосновение
- Ведро с водой (для мытья рук)
- Тряпочки для рук
- Музыкальный файл: «Ноябрь. На тройке» (П.И. Чайковский)
- Музыкальный файл: музыкальная игра «Солнышко и дождик»
6 лист: (СЕКУНДОМЕР !)
- «Письмо от Осени»
- Музыкальный файл (фон): «Колдовство» - ТРЕК №
- Музыкальный файл (фон): «Звери расколдованы!» - ТРЕК №
- «Осенние листочки с пожеланиями»
- Музыкальный файл: песня «Что такое лужа?»
7 лист:
- Поделка «Кораблик»
8 лист:
- Пазлы «Светофор»
9 лист:
- Репродукция картины «Русская зима» (Л. Бродская).
- Музыкальные инструменты: «бубенцы» (большие и малые)
- Музыкальный файл: песня «Три белых коня»
10 лист: (СЕКУНДОМЕР !)
- Мольберт для рисования (2), заготовки на ватмане «ствол дерева» (2)
- Поделки: «листики» и «снежинки»
- Клей-карандаш
- Двусторонний скотч
- Ножницы
11 лист:
- Музыкальный файл: песня «Большой хоровод»