Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования "Час общения как средство ориентации обучающихся на нравственные ценности"
В методических рекомендациях для педагогов дополнительного образования предствлена структура, примерная тематика и методика проведения часа общения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_rekom_chas_obshcheniya_kak_sredstvo_orientatsii_na_nravstvennye_tsennosti.docx | 20.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное автономное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества города Новотроицка Оренбургской области»
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по проведению часов общения, способствующих ориентации учащихся на нравственные ценности
Автор-составитель Торшина А. В.
2014 год
Методические рекомендации разработаны в соответствии с документами: Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», «Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образовании», «Должностными инструкциями работников учреждений дополнительного образования».
Час общения – одна из важнейших форм организации воспитательной работы учащимися. Это время, когда по-настоящему в неформальной обстановке можно что-то узнать, обсудить. Часы общения являются основным компонентом системы работы педагога. Они проводятся с различными воспитательными целями. Час общения проводится в соответствии с расписанием работы учебных групп. Продолжительность – 45 минут.
1. Основные задачи
1.1.Создание условий становления и проявления субъективности и индивидуальности учащегося, его творческих способностей.
1.2.Обогащение знаний воспитанников о природе, человеке, родном крае.
1.3.Формирование эмоционально-чувствительной сферы и ценностных отношений личности ребенка к себе, к другим людям, окружающему миру.
1.4.Формирование коллектива объединения как благоприятной среды для развития и жизнедеятельности воспитанников.
2. Функции часа общения
2.1. Просветительская функция заключается в том, что час общения расширяет круг знаний воспитанников о творчестве, нравственности, гуманности, этике, эстетике, психологии, а также сведения о событиях, происходящих в городе Новотроицке, Оренбургском крае, стране, мире, т.е. объектом рассмотрения может стать любое явление социальной жизни.
2.2. Ориентирующая функция состоит в формировании у воспитанников определенного отношения к объектам окружающей действительности, в выработке у них иерархии материальных и духовных, общественных ценностей. Если просветительская функция предполагает знакомство с миром, то ориентирующая – его оценку. Названные функции тесно взаимосвязаны между собой, так как невозможно знакомить с миром, не давая оценку ему. Невозможно привить любовь к тому, с чем ребенок не знаком.
2.3. Направляющая функция часа общения предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность. Способствует профилактике асоциального поведения, формированию здорового образа жизни. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни детей, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию.
Чаще всего час общения выполняет все три функции одновременно.
3. Формы проведения часа общения
Игра (интеллектуальная, деловая, ролевая), конкурс, викторина, дискуссия, тренинг, «мозговой штурм», диспут, беседа, симпозиум.
4. Тематика часа общения
Часы общения могут посвящаться:
- морально-этическим проблемам (на них формируется определенное отношение воспитанников к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому себе и т.п.)
- проблемам науки и познания (цель таких часов общения состоит в выработке у детей правильного отношения к науке, литературе как источнику духовного развития личности)
- эстетическим проблемам (воспитанники знакомятся с основными положениями эстетики; говорят о прекрасном в природе, жизни, одежде человека, в быту, труде, поведении; развивают свой творческий потенциал)
- вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые должны восприниматься учащимися как элементы культуры и красоты человека
- психологическим проблемам (цель – стимулировать процесс самопознания, самовоспитания и организация элементарного психологического просвещения)
- проблемам экологии (цель – привитие ответственного отношения к природе)
- проблемам объединения и учреждения в целом (значимым событиям, юбилейным датам, праздникам, традициям и т.п.)
5. Технология проведения часа общения
Технология проведения часа общения включает в себя следующие этапы:
- Подготовительный этап. Организация совместной деятельности.
№ | Деятельность педагога | Деятельность подростков |
1 | Определяет цель совместной работы | Принимают участие в определении цели совместной работы |
2 | Формулирует проблему | Участвуют в формулировке проблемы |
3 | Обсуждает проблему с подростками | Участвуют в обсуждении проблемы |
4 | Распределяет обязанности между подростками | Выбирают обязанности |
5 | Готовит необходимый материал для проведения часов общения | Помогают педагогу в подборе материала для проведения часов общения |
6 | Отбирает технические средства | Помогают педагогу в подборе технических средств |
- Этап разработки проекта часа общения
№ | Деятельность педагога | Деятельность подростков |
1 | Анализирует исходную готовность подростков к часу общения | Демонстрируют исходную готовность к часу общения |
2 | Готовит сценарий часа общения, в котором заранее предусматривает основные выводы с элементами творчества | Помогают педагогу в подготовке сценария |
- Исполнительный этап (проведение часа общения)
№ | Деятельность педагога | Деятельность подростков |
1 | Проводит час общения | Участвуют в проведении часа общения |
2 | Применяет разнообразные методы и приемы при проведении часа общения | Принимают участие |
3 | Фиксирует проблемные ситуации | Участвуют в обсуждении проблемы |
4 | Стимулирует вопросы со стороны подростков | Общаются с членами группы, задают вопросы |
5 | Выступает в роли советчика в трудных ситуациях | Реагируют на советы педагога, соблюдают правила общения. |
- Анализ и оценка результативности часа общения
№ | Деятельность педагога | Деятельность подростков |
1 | Совместно формулируют основные выводы, определяют дальнейшие действия |
6. Организация часа общения
Организация часа общения включает в себя следующие этапы:
1. определение темы часа общения
2. определение формы, методов, технологии проведения часа общения
3. определение места проведения
4.составление плана проведения часа общения
5.вовлечение в процесс подготовки и проведения как можно больше участников
6.распределение заданий между творческими группами и отдельными воспитанниками
7.подготовка помещения (уборка, проветривание, декорирование кабинета).
8.проведение часа общения
7. Структура часа общения
В структурном отношении час общения состоит из трех частей:
-вступительной (активизирование внимания воспитанников, обеспечение серьезного и уважительного отношения к теме разговора, определение места и значения обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии науки и общества)
-основной (цели определяются воспитательными задачами часа общения)
-заключительной (стимулирование потребности детей в самовоспитании, поддержка желания изменить к лучшему жизнь окружающих)
8. Права и обязанности
7.1.Совместное определение педагогом и воспитанниками тематики часов общения, места, формы и методов проведения.
7.2.Вовлечение педагогом в процесс подготовки как можно больше воспитанников, распределение заданий между воспитанниками с учетом их пожеланий и интересов.
7.3. Привлечение к участию квалифицированных специалистов (психолог, педиатр, нарколог, специалист комиссии по делам несовершеннолетних и т.д.)
7.3. Еженедельное проведение педагогом часа общения, отметка часа общения в учебном журнале.
Автор-составитель Торшина А. В.