Дополнительная общеобразовательная программа "Путь к совершенству"
Программа "Путь к совершенству" реализуется в объединениях МАУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества" направлена на нравственное воспитание детей. В основе программы - час общения. Час общения - одна из эффективных форм организации воспитательной работы в учреждении дополнительного образования. Это время, когда по-настоящему в неформальной обстановке можно обсудить проблемы, волнующие детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
put_k_sovershenstvu_torshina.docx | 47.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества города Новотроицка Оренбургской области»
Дополнительная общеобразовательная программа
«Путь к совершенству»
Выполнил:
Торшина Анна Вячеславовна
педагог дополнительного образования
МАУ ДО «Центр развития творчества
детей и юношества г. Новотроицка Оренбургской области»
Новотроицк, 2017
Содержание
1.Пояснительная записка…………………………………………………………3
2.Учебно-тематический план…………………………………………………...10
3.Содержание программы……………………………………………………….12
4.Методическое обеспечение…………………………………………………...18
5.Список литературы……………………………………………………………24
6.Приложения 1. Примерная тематика часов общения на учебный год………………………………………………………………….......................25
Пояснительная записка
Без нравственной чистоты теряет смысл все —
образование, духовное богатство,
трудовое мастерство, физическое совершенство".
В. А. Сухомлинский
Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Путь к совершенству» - социально-педагогическая.
Данная программа реализуется в объединениях Муниципального образовательного автономного учреждения дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества города Новотроицка Оренбургской области» и направлена на нравственное развитие личности ребенка.
Актуальность. В настоящее время современное Российское общество переживает духовно-нравственный кризис, следствием которого является то, что совокупность ценностных установок, присущих сознанию, прежде всего детскому и молодежному во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.
Каким будет общество, во многом будет зависеть оттого, какие основы взрослые заложат в сознание детей. Многочисленные проблемы, нависшие над миром (переход на рыночные отношения, индивидуализм), имеют один общий глубинный корень. Находится этот корень внутри человека. Каков человек, такова и его деятельность, таков и мир, им творимый. Поэтому наиглавнейшим делом созидания благополучного и более прекрасного будущего будет созидание более совершенного Человека.
Сквозная дополнительная общеобразовательная программа «Путь к совершенству» направлена, прежде всего, на нравственное совершенство детей.
Новизна программы заключается в том, что в ее основе лежит час общения - одна из важнейших форм организации воспитательной в учреждении дополнительного образования. Это время, когда по-настоящему в неформальной обстановке можно не только затронуть проблемы, которые волнуют детей, но и посредством специально подобранной тематики формировать нравственное сознание.
Анализ существующих дополнительных образовательных программ аналогичного направления («Школа радости» Яковлевой Л. С., «Через тернии - к звездам» Павловой Н. Н., программа духовно-нравственного развития Бочкаревей О. С.) позволил сделать вывод об отличительных особенностях данной программы: час общения адаптирован к учреждению дополнительного образования и способствует выработке у детей иерархии материальных и духовных, общественных ценностей.
Обучение и воспитание осуществляется по 11 направлениям Программы развития воспитательной компоненты:
- гражданско-патриотическое;
-нравственное и духовное;
-воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
-интеллектуальное воспитание;
-здоровьесберегающее воспитание;
-социокультурное и медиакультурное воспитание;
-культуротворческое и эстетическое воспитание;
-правовое воспитание и культура безопасности;
-воспитание семейных ценностей;
-формирование коммуникативной культуры;
-экологическое воспитание.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что ориентирована на детей разного возраста с учетом психологических и индивидуальных особенностей.
Цель программы: создание условий для разностороннего развития детей, формирование нравственных качеств и функционирование системы непрерывной воспитательной работы в учреждении дополнительного образования.
Основные задачи программы:
В области обучения:
1.Усвоение содержания понятий: «служение Отечеству», «общество», «свобода и ответственность», «Родина»;
2.Усвоение значения понятий: «добро и зло», «истина и ложь», «ценность жизни», «милосердие», «нравственный выбор»;
3.Усвоение значения понятий: «личность», «труд», «творчество»;
4.Формирование отношения к образованию как к общечеловеческой ценности;
5.Усвоение знаний о возможностях интеллектуальной деятельности;
6.Усвоение содержания понятий: «здоровье», «физическое здоровье», «нравственное здоровье»;
7.Формирование представлений о понятиях: «толерантность», «миролюбие»; умения противостоять негативной информации;
8.Формирование навыков культуротворчества и культуросозидания;
9.Усвоение значения понятия «семья».
В области воспитания:
1.Воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
2.Формирование уважительного отношения к традициям, культуре своего и других народов;
3.Воспитание уважительного отношения к труду и творчеству;
4.Формирование культуры здорового образа жизни, воспитание бережного отношения к здоровью;
5.Приобщение к достижениям мировой культуры;
6.Формирование правовой культуры;
7.Формирование ценностных представлений об институте семьи, культуры семейной жизни;
8.Воспитание бережного отношения к окружающей среде.
В области развития:
1.Развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству;
2.Развитие творческих способностей;
3.Развитие мотивации к обучению в различных областях знаний;
4.Развитие мотивации к здоровому образу жизни;
5.Развитие противостояния к таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм»;
6.Развитие навыков безопасности.
Возраст обучающихся: 7-15 лет
Срок реализации образовательной программы 1 год, реализуется в объеме 18 учебных часов.
Режим занятий: 1 час в две недели
Посещаются учебные группы. Количество обучающихся в группах составляет 12-15 человек.
Формы занятий: групповая.
Виды занятий:
- учебное занятие;
- беседа;
- заочная экскурсия;
- заочное путешествие;
- игра.
Результаты освоения образовательной программы
Личностные результаты освоения программы
- уважительное отношение к личности человека;
- бережное отношение к культуре своего и других народов;
- интерес к творческой деятельности;
- бережное отношение к природе;
- осознание ценности «семья».
Метапредметные результаты освоения программы
- умение выражать свое мнение по теме;
- проявление инициативы на занятиях;
- контроль за своими действиями в коллективной работе;
-понимание необходимости сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
- принятие мнения, отличного от своей точки зрения;
- стремление к пониманию другого человека.
Предметные результаты освоения программы
- знание и содержание понятий «Родина», «Отечество», «семья»;
- знание и понимание содержания понятий «добро и зло», «истина и ложь», «жизнь»;
- «знание и понимание содержания понятий «здоровье», «физическое и нравственное здоровье»;
- знание и понимание возможностей интеллектуальной деятельности;
- знание способов противостояния негативной информации;
-знание и понимание содержания понятий «толерантность», «миролюбие».
Способы определения результативности
освоения образовательной программы
Успешность освоения образовательной программы учащимися игрового объединения оценивается по 4-х – уровневой системе, принятой в МОАУ ЦРТДЮ.
Высокий уровень знаний, умений и навыков (ЗУН) («в») - теоретическая и практическая деятельность обучающегося в полном объеме соответствует образовательной программе. Объем ЗУН составляет 90-100% содержания. Владеет и понимает содержание понятий: «служение Отечеству», «общество», «свобода и ответственность», «Родина»; «добро и зло», «истина и ложь», «ценность жизни», «милосердие», «нравственный выбор»; «личность», «труд», «творчество». Знание возможностей интеллектуальной деятельности. Знание содержания понятий: «здоровье», «физическое здоровье», «нравственное здоровье»; «толерантность», «семья». Владеет нормами нравственного поведения.
Выше среднего уровень ЗУН («в/с») - теоретическая и практическая деятельность обучающегося, в общем, соответствует образовательной программе, но имеются небольшие недочеты. Объем ЗУН составляет 70-90% Хорошо знает понятия, но недостаточно понимает их содержание. Поведение в соответствии с нравственными имеет ситуативный характер.
Средний уровень ЗУН («с») – теоретическая и практическая деятельность обучающегося, ее результаты соответствуют требованиям программы, но выполняется, в основном, по образцу. Объем ЗУН составляет 50-70% содержания. Слабо знает и понимает значение понятий. Иногда ведет себя в соответствии с нормами нравственного поведения.
Ниже среднего уровень ЗУН (н/с) - теоретическая и практическая деятельность, ее результаты частично соответствуют требованиям программы. Объем ЗУН составляет 20-50% содержания. Обучающийся нуждается в постоянной помощи и контроле педагога. Выполняет лишь простейшие практические задания педагога.
Способы проверки знаний, умений и навыков:
-педагогическое наблюдение;
-контрольные занятия;
-открытые занятия;
-практические задания: индивидуальные и групповые.
Формы подведения итогов реализации
дополнительной образовательной программы:
-открытые занятия для родителей, педагогов Центра, города
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | «С любовью к Родине» (гражданско-патриотическое воспитание) | 1,5 | 0,5 | 1 |
2 | «Идем дорогою добра» (нравственное и духовное воспитание) | 1,5 | 0,5 | 1 |
3 | «Терпение и труд все перетрут» (воспитание положительного отношения к труду и творчеству) | 1,5
| 0,5 | 1 |
4 | «Хочу все знать» (интеллектуальное воспитание) | 1 | - | 1 |
5 | «В здоровом теле здоровый дух» (здоровьесберегающее воспитание) | 1,5 | 0,5 | 1 |
6 | «На планете все равны» (социокультурное и медиакультурное воспитание) | 2,5 | 0,5 | 2 |
7 | «Чтобы не было беды» (правовое воспитание и культура безопасности) | 1,5 | 0,5 | 1 |
8 | «В мире культуры» (культуротворческое и эстетическое воспитание) | 1,5 | 0,5 | 1 |
9 | «Дар особый – слово» (воспитание коммуникативной культуры) | 1,5 | 0,5 | 1 |
10 | «Моя семья – мое богатство» (воспитание семейных ценностей) | 1,5 | 0,5 | 1 |
11 | «Природа - книга с большим содержанием на каждом листе» (экологическое воспитание) | 2,5 | 0,5 | 2 |
Итого | 18 | 5 | 13 |
Содержание программы
1. «С любовью к Родине»
Привет тебе, мой край родной,
С твоими тёмными лесами,
С твоей великою рекой,
И неоглядными полями!
Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутомимый,
Среди зимы и в летний зной!
Привет тебе, мой край родной!
Теория: усвоение понятий «служение Отечеству», «общество», «свобода и ответственность», «Родина».
Практика: викторина «Россия – Родина моя»
2. «Идем дорогою добра»
Добрых людей, как всегда, не хватает,
Добрых людей, как всегда, дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые — щедро больным помогают,
Добрые — дарят тепло и уют,
Добрые — в ногу со слабым шагают
И никакого «спасибо» не ждут.
Генрих Акулов
Теория: усвоение понятий «добро и зло», «истина и ложь», «ценность жизни», «милосердие», «нравственный выбор»
Практика: игры «Копилка добрых дел» «Выбрасываем злость» «Комплименты» «Пирамида любви»
3. «Терпение и труд все перетрут»
Пчёлка:
Здравствуй, здравствуй,
Червячок, Красно-розовый бочок!
Червячок:
— Здравствуй, Пчёлка, как дела?
Много мёду принесла?
Пчёлка:
— Я летала целый день,
Мёд мне собирать не лень.
Скоро к нам зима придёт —
Будут детки кушать мёд.
Ну, а ты чем занимался?
Червячок:
Целый день в земле копался:
Там я домик строю свой –
Я зимую под землёй
Теория: усвоение понятий «личность», «труд», «творчество»
Практика: викторина «Профессии наших предков»
4. «Хочу все знать»
У ночи — мрак,
У листьев — шум,
У ветра — свист,
У капли — дробность,
А у людей пытливый ум
И жить упорная способность.
Теория: усвоение понятий «знание», «образование», «наука»
Практика: интеллектуальная игра «Самый умный»
5. «В здоровом теле здоровый дух»
Ем я много витаминов
Укрепляю дисциплину.
Я хочу здоровым быть,
Чтобы Родине служить.
Нам здоровья не купить,
За ним нужно всем следить.
Лучше с ранних лет начать,
Ни минуты не терять.
Теория: усвоение понятий «здоровье», «физическое здоровье», «нравственное здоровье»
Практика: конкурс эссе «Я и мое здоровье»
6. «На планете все равны»
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей – и черных, и цветных.
Теория: усвоение понятий «толерантность», «миролюбие»; умения противостоять негативной информации.
Практика: игра «Мы такие разные, но мы вместе»
7. «Чтобы не было беды»
Без лишних слов и суеты
Спешат туда, где ждут.
Чтоб уберечь нас от беды,
Борьбу с огнём ведут.
Отважным воинам огня
Порой неведом страх.
А может место для меня
Найдётся в их рядах?
Теория: усвоение понятий «безопасность». Усвоение правил поведения в быту и на природе.
Практика: игра-викторина «Чрезвычайные ситуации»
8. «В мире культуры»
Что есть Культура?
Двигатель прогресса,
Основа жизни,
Синтез Красоты,
Противовес агрессии и стресса,
Зерно Прекрасного на Ниве Доброты.
Культ Ура - поклоненье Свету,
Сияющему в звездной высоте,
Борьба за эволюцию Планеты,
Стремленье жить в Любви и Чистоте!
Путь Созидания Гармонии и Духа,
Таланта, закаленного в Огне,
Служения Искусству и Науке,
Полезность людям, обществу, стране...
Культура нам дана для осознания
Со - Творчества
процессов Мироздания.
Теория: усвоение понятий «культура», «творчество».
Практика: Заочные экскурсии по музеям и мемориальным комплексам
9. «Дар особый – слово»
Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.
И. Бунин
Теория: усвоение понятий «слово», «речь», «злословие»
Практика: синквейн «культура речи»
10. «Моя семья – мое богатство»
Семья-это слово нам многое скажет.
Семья нам с рожденья в путь жизни покажет.
И каждый, какой бы с ней не был момент,
Волшебней, роднее моментов и нет.
Семья с нами рядом всегда и везде,
Она много значит в каждой судьбе.
Теория: усвоение значения понятия «семья».
Практика: брейн-ринг «Я и моя семья»
11. «Природа - книга с большим содержанием на каждом листе»
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
(Я. Аким)
Теория: усвоение значения понятия «природа», «экология».
Практика: экологический марафон «Земля – наш дом»
Методическое обеспечение программы
Технологии при проведении воспитательного занятия:
Технология организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой). Общая воспитательная цель любого группового дела – формирование относительно устойчивых отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам.
Педагогика сотрудничества может быть рассмотрена как образовательная, так и воспитательная технология. Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии.
Технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова. Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.
Технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского. Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении является освоение педагогами – практиками продуктивных педагогических идей. Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно–ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание воспитателя.
Технология здоровьесберегающая. Цель технологии: сохранение физического и психического здоровья ребенка и обучение навыкам сохранения его.
Технология проектного обучения, при которой учащиеся самостоятельно и охотно приобретают знания из различных источников, учатся ими пользоваться, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения и системное мышление.
Технологии личностно-ориентированного обучения, которая создает наиболее благоприятные условия для развития личности ученика как индивидуальности.
Гуманно-личностная технологии Ш.А. Амонашвили, академика РАО, известного советского и грузинского педагога-ученого и практика, который разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход.
Положение о часе общения
муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества
г. Новотроицка Оренбургской области»
Положение о часе общения разработано в соответствии с документами: Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации», «Должностные инструкции работников учреждений дополнительного образования детей», «Программа развития воспитательной компоненты в образовательном учреждении».
Час общения – одна из важнейших форм организации воспитательной работы воспитанниками. Это время, когда по-настоящему в неформальной обстановке можно что-то узнать, обсудить. Часы общения являются основным компонентом системы работы педагога. Они проводятся с различными воспитательными целями. Час общения проводится в соответствии с расписанием работы учебных групп. Продолжительность – 45 минут
1. Основные задачи
1.1.Создание условий становления и проявления субъективности и индивидуальности воспитанника, его творческих способностей.
1.2.Обогащение знаний воспитанников о природе, человеке, родном крае.
1.3.Формирование эмоционально-чувствительной сферы и ценностных отношений личности ребенка к себе, к другим людям, окружающему миру.
1.4.Формирование коллектива объединения как благоприятной среды для развития и жизнедеятельности воспитанников.
2. Функции часа общения
2.1. Просветительская функция заключается в том, что час общения расширяет круг знаний воспитанников о творчестве, нравственности, гуманности, этике, эстетике, психологии, а также сведения о событиях, происходящих в городе Новотроицке, Оренбургском крае, стране, мире, т.е. объектом рассмотрения может стать любое явление социальной жизни.
2.2. Ориентирующая функция состоит в формировании у воспитанников определенного отношения к объектам окружающей действительности, в выработке у них иерархии материальных и духовных, общественных ценностей. Если просветительская функция предполагает знакомство с миром, то ориентирующая – его оценку. Названные функции тесно взаимосвязаны между собой, так как невозможно знакомить с миром, не давая оценку ему. Невозможно привить любовь к тому, с чем ребенок не знаком.
2.3. Направляющая функция часа общения предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики воспитанников, направляя их деятельность. Способствует профилактике асоциального поведения, формированию здорового образа жизни. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни детей, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию.
Чаще всего час общения выполняет все три функции одновременно.
3. Формы проведения часа общения
Игра (интеллектуальная, деловая, ролевая), конкурс, викторина, дискуссия, тренинг, «мозговой штурм», диспут, беседа.
4. Тематика часа общения
Часы общения могут посвящаться:
- морально-этическим проблемам (на них формируется определенное отношение воспитанников к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому себе и т.п.)
- проблемам науки и познания (цель таких часов общения состоит в выработке у детей правильного отношения к науке, литературе как источнику духовного развития личности)
- эстетическим проблемам (воспитанники знакомятся с основными положениями эстетики; говорят о прекрасном в природе, жизни, одежде человека, в быту, труде, поведении; развивают свой творческий потенциал)
- вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые должны восприниматься учащимися как элементы культуры и красоты человека
- психологическим проблемам (цель – стимулировать процесс самопознания, самовоспитания и организация элементарного психологического просвещения)
- проблемам экологии (цель – привитие ответственного отношения к природе)
- проблемам объединения и учреждения в целом (значимым событиям, юбилейным датам, праздникам, традициям и т.п.)
5. Организация часа общения
Организация часа общения включает в себя следующие этапы:
1. определение темы часа общения
2. определение формы, методов, технологии проведения часа общения
3. определение места проведения
4.составление плана проведения часа общения
5.вовлечение в процесс подготовки и проведения как можно больше участников
6.распределение заданий между творческими группами и отдельными воспитанниками
7.подготовка помещения (уборка, проветривание, декорирование кабинета).
8.проведение часа общения
6. Структура часа общения
В структурном отношении час общения состоит из трех частей:
-вступительной (активизирование внимания воспитанников, обеспечение серьезного и уважительного отношения к теме разговора, определение места и значения обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии науки и общества)
- основной (цели определяются воспитательными задачами часа общения)
-заключительной (стимулирование потребности детей в самовоспитании, поддержка желания изменить к лучшему жизнь окружающих)
7. Права и обязанности
7.1.Совместное определение педагогом и воспитанниками тематики часов общения, места, формы и методов проведения.
7.2.Вовлечение педагогом в процесс подготовки как можно больше воспитанников, распределение заданий между воспитанниками с учетом их пожеланий и интересов.
7.3. Привлечение к участию квалифицированных специалистов (психолог, педиатр, нарколог, специалист комиссии по делам несовершеннолетних и т.д.)
7.3. Еженедельное проведение педагогом часа общения, отметка часа общения в учебном журнале.
Список литературы
Литература для педагога
1.Демакова И. Д. Воспитательная деятельность педагога в современных условиях.- СПб.: КАРО, 2007.-160 с.
2.Егорова Л. А. Классные часы: 6 класс. - М.: ВАКО, 2008.-208 с.
3.Касаткина Н. А. Уроки знаний: классные часы (беседы, диспут, игра, устный журнал, литературно-музыкальная композиция) 3-8 классы. - Волгоград: Учитель, 2007.-157с.
4.Костюнина Е. В. Социально-педагогический проект «Не курю». М., ООО «Новое образование», 2010.-120с.
5.Попова И. Н. Программа первичной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних (региональный опыт). - М., ООО «Новое образование», 2014.-110 с.
6.Савченко Е. В. Классные часы: 5-9 класс. - М.: ВАКО, 2008.-176 с.
Литература для родителей
1.Гиппенрейтер Ю. Б. «Общаться с ребенком. Как?» Библиотека для родителей на сайте «Быть МАМОЙ» http://tobemum.ru
2.Корчак Я. «Как любить ребенка» Библиотека для родителей на сайте «Быть МАМОЙ» http://tobemum.ru
3.Маховская О. «О чем говорить с ребенком?» Инструкция по выживанию для современного российского родителя Библиотека для родителей на сайте «Быть МАМОЙ» http://tobemum.ru
Литература для детей
1. Волина В. В. Как себя вести. - СПб.: Дидактика плюс, 2001.-224с.
2. Усачев А. Этикет для детей различных лет. - М.: Оникс, 2014.-128с.
Приложение 1.
Примерная тематика часов общения на учебный год
Сентябрь:
- Семья в моей жизни;
- Музыка и мы;
- Радуга творчества.
Октябрь:
- Из прошлого в настоящее (95-летию ВЛКСМ посвящается);
- Природа и мы;
- Как проявить себя и свои способности;
- Сочи 2014: XXII олимпийские и XI паралимпийские игры.
Ноябрь:
- Познать себя;
- Жизнь и творчество Майи Михайловны Плисецкой;
- Загляните в мамины глаза (ко Дню матери);
- Жизнь и творчество Людвига ван Бетховена.
Декабрь:
- Путь к себе;
- Жизненный путь и открытия Альберта Эйнштейна;
- Самовоспитание твоего характера;
- Дети и Великая Отечественная война.
Январь:
- Афганистан: память и боль (25-летию вывода Советских войск из Афганистана посвящается);
- Творческий путь Леонардо да Винчи;
- Сотвори себя сам.
Февраль:
- «Шалость. Злонамерный поступок. Вандализм»;
- «Ты и я – пешеход»;
- «Доброта как категория вечности»;
- «Жизнь и творчество Петра Ильича Чайковского»
Март:
- «Частичка сердца для тебя»,
- «Семья и семейные ценности»,
- «Россия-Родина моя»;
- «Жизнь и творчество Ивана Константиновича Айвазовского»
Апрель:
- «Жизнь прекрасна - не потрать ее напрасно»;
- «Жизнь и творчество Модеста Петровича Мусоргского»;
- «Человек живет среди людей»,
- «Найди себя»
Май:
- «Герои Великой Отечественной войны»;
- «Формула здоровья»;
- «О дружбе и товариществе»,
- «Вместе мы - сила»