Доклад «Толерантность в детско-подростковой и молодежной среде».

Макаренко Алла Юрьевна

Среди подростков виден рост подростковой преступности; растет количество молодежных антиобщественных организаций, в частности, носящих экстремистский характер, куда вовлекается неискушенная молодежь.

Мне кажется, что толерантность является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии, в стране, семье, школе, клубе.  Следовательно, это предполагает наличие у каждого,  таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость. К сожалению, дух нетерпимости к другой культуре, образу жизни, верованиям, привычкам продолжает существовать в обществе.

Я считаю, что толерантность способна к установлению и поддержанию общения с людьми. Слово “толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных языках: в английском – готовность быть терпимым; во французиком – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском – быть по отношению к другим великолепным; в арабском – милосердие, терпение, сострадание; в русском – умение принять другого таким, какой он есть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_seminaru_po_tolerantnosti_makarenko_a.yu_.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное   бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей»

Доклад

«Толерантность в детско-подростковой и молодежной среде».

Из опыта работы

педагога – организатора:

Макаренко Аллы Юрьевны

г. Нижневартовск

2018

Добрый день уважаемые участники семинара!

Прежде чем приступить к теме нашего семинара позвольте рассказать вам одну сказку, которая позволит нам раскрыть тему нашего семинара.

Мудрецы и слон

 Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

 – О чём эта сказка?

 – Почему они так и не узнали, как выглядит слон?

– Были ли мудрецы действительно мудрыми?

 У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.

 – Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон?

У каждого человека своя точка зрения на тот или иной предмет, так как все одну и ту же вещь видят и слышат по-разному.

Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.  Так и внашем мире, а особенно в детском коллективе.

Вот уже несколько лет мы живем в XXI веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, увереннее, радостнее.

Но в современном обществе активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. Почему? Наверное, следует вернуться в историю развития человеческого общества, т.е. государств, которые разделены границами и режимами между собой. И часто они противостоят друг другу. У каждого государства – своя культура. Прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привел к полнейшему взаимопониманию между людьми. По прежнему сильно стремление к абсолютному господству, уничтожению независимости. Это видно не только на уровне внешней и внутренней политики государств, но и повседневном межличностном общении. Массовое уничтожение, убийства, потоки беженцев стало реально. А самое что прискорбное, всё это видят дети и впитывают всю негативную информацию как губки, и зачастую воспринимают всю эту информацию как инструкцию к действию. И это страшно.

Особенно сильное воздействие на человеческое сознание оказывают различные формы конфронтации на этнической почве. Толерантность – ключевая проблема для всего мира,  и в особенности для детского коллектива, существенная составляющая свободного общества и стабильного государственного устройства.

Нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которая в силу возрастных способностей свойственен максимализм, стремление к быстрым решениям социальных проблем.

Хочется вернуться к вопросу о развитии этнической толерантности - как доминанте культуры межнациональных отношений, как исторически наша страна складывается, как сообщество разных этносов, культур и религий. В современных условиях происходит рост национального самосознания этносов. В обществе появилась тенденция к межэтническому обособлению, часто переходящему в национальную непримиримость. Это характерно для подросткового коллектива.

Среди подростков виден рост подростковой преступности; растет количество молодежных антиобщественных организаций, в частности, носящих экстремистский характер, куда вовлекается неискушенная молодежь.

Мне кажется, что толерантность является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии, в стране, семье, школе, клубе.  Следовательно, это предполагает наличие у каждого,  таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость. К сожалению, дух нетерпимости к другой культуре, образу жизни, верованиям, привычкам продолжает существовать в обществе.

Я считаю, что толерантность способна к установлению и поддержанию общения с людьми. Слово “толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных языках: в английском – готовность быть терпимым; во французиком – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском – быть по отношению к другим великолепным; в арабском – милосердие, терпение, сострадание; в русском – умение принять другого таким, какой он есть.

Согласно Декларации принципов толерантности, утвержденных ЮНЕСКО –толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижения мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Это утверждение и признание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Уважаемые коллеги, а теперь  мне хотелось бы поделиться своим опытом в решении  конфликтов  возникших на межнациональной почве. В нашем клубе детей много, они все такие разные, каждый приходит со своим настроением а,  как известно, что даже небольшое  количество  людей собравшихся на одной  территории – это порой благодатная почва для возникновения конфликтов.  И наш клуб не исключение. Вот один из случаев конфликта случившегося у нас.  Девочка Маша  оскорбила мальчика  Мехди азербайджанца по национальности «Чуркой», но не просто так, а как выяснилось в ответ на оскорбление с его стороны «Мочалка». Естественно разгорелся конфликт, где уже никто не сдерживал эмоций, и даже были попытки применить силу, чтобы так сказать подкрепить слова делом.  Но я как педагог не дала развиться конфликту. И решила применить методику посредничества для урегулирования данного конфликта. Эта методика проста и действенна даже для детей младшего и среднего возраста, у которых ещё очень слабо развит самоконтроль эмоций.

   Суть данной методики  заключается  в следующем: при возникновении конфликта педагог берёт на себя  функцию посредника   и по очереди задаёт вопросы конфликтующим,  касающиеся причин возникновения конфликта, тем самым  помогает сторонам разобраться в возникшей проблеме. Так и в нашей ситуации разобрались  без вмешательства других детей,  кто кого как назвал, когда это произошло, точнее после какого действия сторон, разобрались в определении слова чурка,  мочалка  выяснили, что Чурка - это небольшое бревно,   Мочалка – средство для мытья, Я спросила потом похож ли  они на эти  вещи, оба признали что нет.  Конфликт был исчерпан, дети извинились друг перед  другом и помирились, а самое главное поняли свои ошибки, до их сердца дошла истина, что худой мир лучше хорошей  войны. Для закрепления результата я применила ещё один приём - это похвала, за их смелость (пойти на разговор друг с другом), за то,  что они смогли  признать свои ошибки, а что более важно найти в себе силы  и извиниться друг перед  другом по настоящему  а, не формально выдавив из себя сухое «извини». За это я их стала уважать ещё больше  и сказала им об этом.  До сих пор они вспоминают этот случай, но не сам конфликт, а примирение, кстати, больше я не слышала в нашем клубе обзывательств  и  колких выражений касающихся национальной принадлежности, умственных способностей и т.д.

Преимущество  методики посредничества в том, что мы не пытаемся найти правого и наказать виновного, конфликтующие самостоятельно  разбираются в причине возникновения конфликта путём конструктивного диалога.

В заключение  моего выступления хочется сказать, что нам взрослым людям, педагогам необходимо подавать положительный пример своим детям и воспитанникам в отношении терпимости к другим людям. Лишь так мы добьёмся  результатов в стремлении  к  толерантному обществу.