ООД на тему: "Прекрасен севера мотив"
Данное занятие проводилось в рамках участия в районном конкурсе "Сердце отдаю детям"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_vpapku_dlya_zhyuri.docx | 40.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка занятия по теме: «Прекрасен севера мотив».
Объединение: «Северные мотивы»
Педагог ДО: Камина Оксана Владимировна.
Раздел 2: Знакомство с развитием истории народов ханты и манси.
Тема занятия: «Прекрасен севера мотив».
Цель: Знакомство с декоративно-прикладным творчеством малочисленных народов севера.
Задачи:
Дать детям представление о Ханты- Мансийском автономном округе - Югре.
Развивать умение детей пришивать орнамент при помощи бисера.
Воспитывать у детей интерес к культуре малочисленных народов севера.
Тип занятия: усвоение новых знаний и навыков.
Методы обучения: объяснительный, демонстрационный, практическая часть, закрепление темы.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Материально-техническое оснащение:
Ткань, бисер ножницы, нитки, иголки, презентация при объяснении нового материала.
Оборудование и материалы:
Для педагога: | Для обучающихся: |
Инструменты и материалы:
| Инструменты и материалы:
. |
Этапы занятия:
Организационный момент | 2 мин | |
Актуализация знаний | 5 мин | |
Введение в практическую деятельность, инструктаж по технике безопасности | 5 мин | |
Практическая работа. Физминутка | 22 мин | |
Контроль | 5мин | |
Закрепление темы, анализ работ | 2мин | |
Подведение итогов занятия | 2 мин |
Информационная карта занятия
Название этапа занятия | время | Методический инструментарий педагога | Содержание деятельности учащихся | Результат деятельности |
1.Организационный. | 2 | а) взаимное приветствие; в) организация внимания. | Организация рабочего места. | Эмоциональный настрой на восприятие, готовность к занятию |
2. Актуализация знаний. | 5 | Знакомство с ХМАО Просмотр портретов, предметов прикладного творчества | Просмотр мультимедийной презентации. Участие в обсуждении. | Мотивация к деятельности. |
3. Введение в практическую деятельность, инструктаж по технике безопасности. | 5 | Целеполагание. Инструктаж по технике безопасности. Инструктаж по выполнению работы. | Принятие цели, инструктажа. Алгоритм выполнения работы. | Настрой на работу. |
5. Практическая работа. (Физминутка) | 22 | Объяснение задачи. Наблюдение за ходом работы. Индивидуальная помощь, коррекция. Организация физминутки. | Поэтапное выполнение задания по алгоритму. Выполнение физминутки. | Индивидуальное изготовление работы. Смена видов деятельности |
6. Контроль. | 5 | Наблюдение за ходом работы. Индивидуальная помощь, коррекция. | Самоконтроль, взаимоконтроль | Готовое изделие |
7. Закрепление темы. Анализ. | 2 | Анализ работы: Сопоставление цели и результатов. | Обсуждение работы. | Закрепление знаний. |
8. Подведение итогов, и оценка работ. | 2 | Оценка работ в целом и каждого в отдельности. | Самооценка. | Достижение цели. Оценка работ. |
Ход занятия:
Вводная часть:
1.Организационный момент- 2 минуты
Здравствуйте ребята! Рада встрече с вами. Меня зовут Оксана Владимировна. Я живу и работаю в поселке Излучинск. Сегодня я хочу предложить вам отправиться в интересное путешествие, где мы узнаем много нового и интересного о нашем крае.
Тема нашего занятия: «Прекрасен Севера мотив».
Послушайте стихотворение:
На тысячи верст вековая тайга
И кедры могучие, как обелиски.
Частица России с названьем Югра
Известна как округ Ханты-Мансийский.
Бескрайний приветливый северный край,
Вобравший друзей и далеких, и близких,
Сургут, Нижневартовск, Излучинск, Урай -
И все это округ Ханты-Мансийский.
2.Основная часть. Актуализация знаний.
Исторические сведения.-5 минут.
Это стихотворение о нашем Ханты-мансийском автономном округе.
Ханты-Мансийский автономный округ расположен в центральной части Западно-Сибирской равнины. Его территория составляет 534,8 тысяч квадратных километров, численность населения более 1490 тысяч человек. Административный центр Ханты-Мансийского автономного округа – г. Ханты-Мансийск. Расположен он в живописном месте на семи холмах недалеко от слияния двух великих сибирских рек - Иртыша и Оби.
Ребята, а какие народы проживали здесь раньше?
Своим названием округ обязан коренным жителям - ханты и манси. Эти люди издревле живут на земле, которую раньше называли Югрой, или Югорией. «Югра» в переводе с хантыйского языка означает «люди на воде». Ханты и манси издавна кочевали на просторах Западной Сибири, селились по глухим лесам в среднем течении реки Оби. Ныне на территории округа проживают не только его коренные жители, но и русские, татары, башкиры и множество людей других национальностей. Богатство нашего края – во взаимодействии национальных культур, в бережном и уважительном отношении к традициям разных народов, в почитании обычаев предков. Познавая край, в котором мы живем, открываем для себя много нового и интересного. Расширяется не только наш кругозор, мы еще больше начинаем любить свою малую родину. Чтобы иметь бесспорное право называться жителями Ханты - Мансийского автономного округа, мы должны усвоить то культурное наследие, что досталось нам от людей, живших задолго до нас.
Ребята, а чем славится наш округ? (ответы)
Славится наш округ не только красотой природы, ее богатством, но и людьми, проживающими на его территории.
Ребята, а каких знаменитых людей из представителей коренных народов вы знаете, которые проживают в нашем округе? (ответы детей)
Гордостью Югры является его известные поэты и писатели: Еремей Айпин, Юван Шесталов, Андрей Тарханов, Анна Конькова, Роман Ругин, Юрий Вэлла, Микуль Шульгин.
Проживают в нашем округе так же и люди, которые хранят традиции, обряды и обычаи своего народа хранят его ремесло. Таких людей в народе называют мастерами и мастерицами.
Ребята, в нашем округе проживают такие мастерицы как Нимперова Анна Петровна мастер хантыйского декоративно-прикладного творчества, проживает на родовых угодьях расположенных на реке Ай-Пим, Бондаренко Фекла Семеновна - народный мастер России, мастер народных промыслов Югры.
Мастера и мастерицы создавали и продолжают создавать красивые предметы, домашнюю утварь посуду, средства передвижения, орудия труда. Это всё предметы декоративно - прикладного творчества малочисленных народов севера: туесок, облас, подволоки, сумочки - тучан.
А такие изделия сшили дети посещающие объединение «Северные мотивы» (показ выставки)
Ребята, посмотрите! Я держу в руках необычный предмет. А называется он оберег.
Кто знает, что такое оберег? (ответы детей)
Оберег - это предмет или символ, призванный защищать своего владельца и его дом от бед, приносить в дом счастье и достаток. В тяжелых условиях Севера объясняется потребность человека в поддержке и помощи.
Такими помощниками и были амулеты и обереги. Они защищали на охоте, на рыбалке увеличивали улов рыбы. У северных народов существует много разных оберегов и амулетов. Некоторые обереги шили из ткани. При его создании мастерица пришивала орнамент в середину изделия. Вот так выглядят орнаменты народов ханты и манси. Каждый орнамент имеет свое название: Это орнамент «Медведь», «Зайчьи уши», «Выдра», «Кедровая шишка». Сегодня мы с вами тоже будем мастерицами и сошьем оберег. Его вы сможете подарить близким и родным вам людям, а можете оставить себе, и он будет вас хранить. Используем мы орнамент глухарка и медведь. Орнамент медведь символ природной силы и мощи. Он охраняет членов семьи от болезней, разрешает возникшие между ними споры.
Мастерица, взявшаяся за изготовление орнамента с изображение медведя: «Медвежьи уши», «Молодой медведь», «Медвежий позвоночник», «Медвежий след», обязана применить его, по всем правилам, на семи предметах. Используют этот орнамент в украшении мужской одежды: на рукавах малицы, парки, на подоле, капюшоне и так далее. Другой орнамент называется «Глухарка». Образ птицы один из центральных в искусстве народов Сибири. В нём сосредоточена связь трех частей Вселенной: неба (Верхний мир), земной тверди (Средний мир) и водной глуби (Нижний мир). В образе птицы представляется душа человека. Во сне душа обладателя амулета с изображением птицы неуязвима для злых духов. Глухарь – хранящий сон. По поверьям народа ханты изображение глухаря считается детским оберегом, он охраняет душу ребенка во время сна.
3.Введение в практическую деятельность, инструктаж по технике безопасности.- 5 минуты
Молодцы! Можно приступать к практической работе.
Перед работой давайте с вами повторим технику безопасности при работе с иглой и ножницами.
- ножницы должны быть хорошо отрегулированы и заточены;
- хранить ножницы в определенном месте (коробке или подставе);
- при пользовании ножниц, нельзя отвлекаться, быть максимально внимательным и дисциплинированными;
- передавая ножницы, держать их за сомкнутые лезвия;
5. убедиться в отсутствии ржавых и гнутых иголок;
6. не брать иголки и булавки в рот, не вкалывать в одежду;
7. не оставлять иголки и булавки на рабочей поверхности стола;
- по окончании работ убрать все иголки и булавки в специальные коробки и подушечки.
5. Практическая работа-22 минут
А теперь слушайте и смотрите внимательно. Начинаю объяснение технологии пошива оберега.
- Сначала я беру иголку;
- Затем беру ткань круглой формы;
- Нахожу на этом круге середину и прикладываю на середину орнамент;
- Иглой я прокалываю ткань и орнамент и при помощи бисера пришиваю орнамент к основе;
- Когда орнамент в нескольких местах скреплен с основой, я пришиваю по краю полоску с зубчиками, используя бисер.
- Пришиваю из тесьмы петельку;
- С изнаночной стороны наклеиваю круг, что бы не было видно швов.
Вот мой оберег и готов. Посмотрите ( показ готового изделия).
А сейчас приступайте к пошиву оберега. Ребята, помните, ваши изделия должны получиться аккуратными, при пришивании бисера нитку должно быть не видно, вы должны не только начать работу, но и закончить ее.
Если вам будет трудно, то вы сможете попросить меня вам помочь.
Ребята, вы наверно устали. Я предлагаю вам поиграть в игру: «Изобрази животное».
Физминутка: «Изобрази животное»- 2 минуты.
Ребята, я сейчас буду говорить название животного, а вы должны его изобразить.
Учащиеся изображают животных.
Можете продолжить работу.
6. Контроль - 5 минут
Давайте ребята посмотрим, какие обереги у нас получились, соответствуют ли они заданным критериям:
- Аккуратность:
- Нитка не видна;
- Законченность работы
Посмотрите, какое изделие получилось у рядом сидящего человека. Оцените его работу.
Вывод:
Молодцы! Вы хорошо потрудились, а сейчас расскажите, как вы шили оберег?
7. Закрепление темы. Анализ- 2 минуты
1. Для чего предназначались обереги?
2. Какой орнамент вы использовали при пошиве оберега?
3.Какие материалы использовали?
4.Каких критериев вы придерживались при пошиве изделия?
Давайте рассмотрим, что у нас получилось. Ваши работы пошиты аккуратно. Вы правильно пришили бисер к орнаменту и тесьму.
8. Подведение итогов- 2 минуты
Что полезного вы почерпнули из сегодняшнего занятия?
Что понравилось вам? (ответы детей)
Знакомясь с интересной культурой народов ханты и манси, вы сможете создать своими руками еще много красивых изделий.
Спасибо за урок. Наше занятие подошло к концу.
Самоанализ занятия
Педагог: Камина О. В.
Объединение: Северные мотивы
Группа первого года обучения
Количество учащихся: 7 человек
Возраст учащихся: 10-12 лет
Раздел программы: Знакомство с развитием истории народов ханты и манси. (32часов)
Тема: «Прекрасен севера мотив»
Данное занятие является водным, На занятии происходит знакомство с культурой малочисленных народов севера. Дети учатся пришивать детали изделия используя такой материал как бисер.
Понятия для закрепления: орнамент, оберег.
Цель изучения темы: Знакомство с декоративно-прикладным творчеством малочисленных народов севера.
Задачи:
Дать детям представление о Ханты- Мансийском автономном округе - Югре.
Развивать умение детей пришивать орнамент при помощи бисера.
Воспитывать у детей интерес к культуре малочисленных народов севера.
Этапы занятия:
Организационный момент | 2 мин | |
Актуализация знаний | 5 мин | |
Введение в практическую деятельность, инструктаж по технике безопасности | 5 мин | |
Практическая работа. Физминутка | 22 мин | |
Контроль | 5мин | |
Закрепление темы, анализ работ | 2мин | |
Подведение итогов занятия | 2 мин |
Моделирование образовательной деятельности на занятии:
Содержание занятия соответствует программе первого года обучения дополнительной рабочей программы «Северные мотивы». При планировании учтены реальные возможности детей. Преобладающий уровень учебно -познавательной деятельности репродуктивный, так как учащиеся являются учениками средней школы.
Выбранная структура занятия рациональна для решения поставленных задач. Это позволяет чередовать различные формы работы: беседа, практическая работа.
Виды деятельности: Ответы на вопросы, обсуждение предстоящей работы.
На занятии были использованы следующие методы:
1.словессные - объяснение, рассказ, обсуждение;
2.наглядные - показ способов изготовления, схема последовательности изготовления; показ слайдовой презентации.
3.практические - практическая работа;
На занятии были использованы различные формы организации познавательной деятельности
-индивидуальная работа (каждый делает свою работу)
-фронтальная (во время беседы)
Высокая работоспособность обеспечивалась за счет чередования видов познавательной деятельности, посильности знаний и подвижной игры.
Хорошая психологическая атмосфера на занятии поддерживалась доброжелательным тоном педагога, уважительным отношением друг другу.
В информационной карте занятия прослеживается взаимосвязь этапов видов деятельности, методов обучения и результатом каждого этапа.