Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению развития личности: «Подготовка к олимпиаде по русскому языку» для 7 класса
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников (7 класс) по общекультурному направлению
Цель программы: создание педагогических условий развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся при формировании коммуникативных компетенций и нравственных ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_7_reshenie_olimpiadnyh_zadach.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №63 Калининского района
Санкт-Петербурга
«РЕКОМЕНДОВАНО»
Методический Совет ГБОУ Гимназии №63 Протокол №______ от ___.______________20….г. Руководитель МО ________ /_______________/ | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по ВР Гулевич И.А._____________ ____.______________.20…..г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ Гимназии №63 Туманова О.Г. ____________ _____._____________.20….г. |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
по общекультурному направлению развития личности:
«Подготовка к олимпиаде по русскому языку»
для 7 класса
(1 час в неделю, 17 часов в год)
Учитель-составитель: Гончаренко Елена Валериевна
2016 - 2017 учебный год
Пояснительная записка
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников (7 класс) по общекультурному направлению
Цель программы: создание педагогических условий развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся при формировании коммуникативных компетенций и нравственных ценностей.
Программа направлена на:
- Развитие речевых способностей;
- Развитие образного мышления;
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);
- Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) - для формирования здорового образа жизни.
- Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
Задачи:
- Организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся совместно с общественными организациями, театрами, библиотеками, семьями обучающихся.
- Включение обучающихся в разностороннюю деятельность.
- Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
- Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
- Организация информационной поддержки учащихся.
Общие принципы деятельности учителя
При реализации целей и задач программы учитель проводит входную диагностику личностного роста школьников (определяет развитие гуманистических ценностей, отношений ученика к миру, другим людям, самому себе, фиксирует жизненные приоритеты и предпочтения ученика), подбирает такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результатов определённого уровня, выстраивает логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого, проводит текущую диагностику сформированности универсальных учебных действий, в конце курса диагностирует результативность и эффективность внеурочной деятельности
Особенности реализации программы
- Включение учащихся в активную деятельность.
- Доступность и наглядность.
- Связь теории с практикой.
- Учёт возрастных особенностей.
- Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
- Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Структура программы
Основным принципом построения программы является самодостаточность и законченность каждого занятия, т.е. обучающийся приобретает и реализует определенный навык в рамках одного конкретного занятия.
Ориентировочные формы организации внеурочной деятельности
- Мастерские
- Уроки-практикумы
- Разработка проектов.
- Лекции
- Тренинги
Семинары
Форма и критерии достижения предметных результатов
В течение полугодия ученики осваивают разнообразные формы словесного творчества, проводят работу над краткосрочными проектами, участвуют в театральной, экскурсионной деятельности, тренингах, мастерских и т.д., в результате чего у них должны сформироваться определенные коммуникативные навыки, мотивация к творческой словесной деятельности, саморазвитию.
Предполагаемые результаты реализации программы
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам литературы и культуры, к людям других поколений и социальных групп; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе; о возможностях творческого и образного мышления.
2. Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к культурным ценностям и позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному слову, родной культуре, к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт самообслуживающей деятельности; опыт культуросберегающей деятельности; опыт охраны памятников истории и культурыопыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей, опыт создания индивидуального и группового творческого продукта.
Условия реализации программы
Нормативно-правовая основа
- Закон Российской Федерации « Об образовании» (2012 г.)
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (2010 г.)
Учебно-методический комплекс
- Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. –Спб.,2007
- Серия «Через игру – к совершенству» -Москва, Издательств «Лист», 1997г. – Евгения Синицына «Умные слова», « Умные загадки»
- Успенский Л.В. Слово о словах . - Ленинград , 1971г.: Детская литература
- Веннецкая Ольга Евгеньевна, Федина Нина Владимировна, Вербовская Елена Владимировна
Игры, викторины и конкурсы. Пособие для педагогов .-Издательство :Просвещение, 2003г.. - Слова и числа: занимательные материалы по русскому языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях/ авт.-сост. В.В. Трошин. - Волгоград: Учитель, 2007.
- Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва: Айрис-пресс, 2008.
- Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. - Москва: Айрис-пресс, 2007.
- Литература. 5-7 классы: викторины, занимательный материал /авт.-сост. В. В. Духно, О. В. Сухова. - Волгоград: Учитель, 2009.
- . В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. Занимательно о русском языке. Ленинград. «Просвещение». Ленинградское отделение, 1990
- Григорьян Л. Т. Язык мой – друг мой. (Материалы для внеклассной работы по русскому языку). Пособие для учителей. М. «Просвещение», 1976
- Г. Александрова. Занимательный русский язык(серия «Нескучный учебник»). Санкт-Петербург, «Тригон», 1997.
- И. Я. Бурау. Загадки мира слов. Д., «Сталкер», 1997.
- Мурашко А.С. Краткий орфографический справочник. Архангельск. 1995.
- Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игра со словами, разработки уроков / авт.-сост. В. Н. Пташкина и др. - Волгоград: Учитель, 2009.
- http://rus.1september.ru/article.php?ID=20030480
- Служевская Т.Л. Уроки русской словесности: практикум по культуре речи.- "Тускарора", 1999
- http://festival.1september.ru/
- http://nsportal.ru/
- http://www.biblus.ru/
Информационно-техническая оснащенность
- материалы для оформления и творчества учащихся,
- наличие канцелярских принадлежностей,
- компьютер
- колонки
- проектор
- доступ в сеть Интернет
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Количество часов | дата | Рекомендуемая форма деятельности | Основное содержание |
1 | . Введение. Зачем нужна речь? | 1 | Мастерская | Ознакомление с правилами поведения на занятитях. Лекция с составлением таблиц-памяток. Презентация. | |
2 | В мире фонетики. Дорога к письменности. Славянский алфавит и его особенности. Судьба отдельных букв. | 1 | Урок - практикум | Решение олимпиадных заданий | |
3 | В мире слов. или Что такое лексика? | 1 | Семинар –практикум. | Решение олимпиадных заданий | |
4 | Где хранятся слова? «Копилки слов». Типы словарей. | 1 | Урок –практикум. | Составление словарной статьи. Решение олимпиадных заданий | |
5 | «Что в имени тебе моем?» Антропонимия. Антропонимика. Ономастика. Древнерусские имена. Имена-иностранцы | 1 | Практикум-исследование. | Проект «Тайна моегоимени» | |
6 | Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Пословицы. Поговорки Афоризмы. | 1 | Презентация. Фразеологический КВН. | . Презентация. Фразеологический КВН. Решение олимпиадных заданий | |
7 | Путешествие по России. Диалектные слова. | 1 | Урок-путешествие | Анализ литературных произведений. Решение олимпиадных заданий | |
8 | Можно ли самому придумать слово(неологизмы)? | 1 | Урок-практикум. Работа с текстом | Работа с текстом. Решение олимпиадных заданий | |
9 | Метаграммы, или Превращение мухи в слона. | 1 | Уро-игра | Превращение одного слова в другое путем последовательной замены букв. Решение олимпиадных заданий | |
10 | В царстве Орфоэпии. «Волшебная» палочка | 1 | Урок-практикум | Составление словарика «Орфоэпический минимум». Решение олимпиадных заданий | |
11 | Из чего состоит слово? Морфемы-кирпичики. | 1 | Урок-практикум. | Лингвистический диктант. Решение олимпиадных заданий | |
12 | Морфемы-иностранки. | 1 | Лекция | Составление алгоритмов по темам. Решение олимпиадных заданий | |
13 | Смотри в корень! | 1 | Урок-игра | «Орфографический фцтбол». Решение олимпиадных заданий | |
14 | Когда без словаря не обойтись? | 1 | Урок-практикум | Презентация. Работа со словарем. Решение олимпиадных заданий | |
15 | Как трудятся приставки? (постоянные и непостоянные приставки) | 1 | Диктант-игра. | Диктант-игра. Решение олимпиадных заданий | |
16 | Суффиксы-волшебники. | 1 | Лекция | Особенности олимпиадных заданий | |
17 | Из истории русской пунктуации. Долой однообразие! | 1 | Урок-практикум | Решение олимпиадных заданий |