Из опыта работы педагога дополнительного образования Старченко Натальи Михайловны «Модель образовательного процесса в объединении «хореография».
«Исполнение танца можно смотреть
много раз и каждый раз открывать
в нем новое и незнакомое, это
потому что танец – живое
искусство, рожденное во имя
красоты и поэзии».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_pedagoga_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx | 16.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы педагога дополнительного образования
Старченко Натальи Михайловны
«Модель образовательного процесса в объединении «хореография».
«Исполнение танца можно смотреть
много раз и каждый раз открывать
в нем новое и незнакомое, это
потому что танец – живое
искусство, рожденное во имя
красоты и поэзии».
Танцевальный коллектив – это массовая форма хореографического воспитания детей. Успех работы во многом зависит от того, как будут организованы занятия по строго – разграниченным возрастным данным, развитие каждого учащегося с учетом его интеллектуальных, личностных, эмоциональных, социальных, индивидуальных особенностей.
«Я ВЫБИРАЮ И ПРОБУЮ» - первая ступень овладения навыками хореографии – это ритмика. Дети занимаются по программе «Ритмическая мозаика». Особенностью содержания работы по музыкально-ритмическому воспитанию младших школьников, является включение этого вида деятельности в учебный процесс. На уроках ритмики идет укрепление психического и физического здоровья, формирование правильной осанки, походки, снижение психологического напряжения. А, самое главное – развивается интерес к творческой деятельности.
Цель программы – развитие ребенка, формирование средствами ритмических движений под музыку разнообразных умений и навыков, качеств личности ребенка. Чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений в данном виде деятельности (хореографии), тем успешнее будет происходить развитие ребенка, становление его личности. И возможно будет меньше проблем у детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формирования красивой осанки. Программа нацелена на общее гармоничное, психическое, духовное и физическое развитие. И еще, самое главное, - это приобщение к движению под музыку всех детей: не только способных и одаренных в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах, - путем подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребенка, его изюминка, индивидуальность стороны, а слабые, наоборот, будут завуалированы.
Программа «Ритмическая мозаика» рассчитана на детей 4-5 лет, (36 ч. В год), 5-7 лет (36 ч.), 7-9 лет (72 ч.). Для каждого возраста отбирается свое содержание программы и свой репертуар. Программа идет по нарастанию от простого к более сложному, для каждого возраста прогнозируются определенные результаты освоения программы:
- формируются двигательные умения и навыки
- развиваются: музыкальность, творческие способности, потребность самовыражения в движении, под музыку (импровизация, воображение)
- ребята учатся выражать эмоции в мимике.
В процессе общения на занятии и обучения музыкально – ритмическим движениям, развиваются нравственно – коммуникативные качества личности.
Программа «Хореография, красота и грация» включает в себя пять дисциплин:
1. Классический танец.
2. Народно-сценический.
3. Историко-бытовой.
4. Бальный танец.
5. Эстрадный.
Ее цель – повышение танцевального мастерства наряду с воспитанием выразительности и артистичности. Задачами программы являются – приобщение детей к искусству хореографии, развитие художественного вкуса, формирование танцевальных знаний, навыков и умений на основе усвоения и овладения программного материала. По программе занимаются дети в возрасте от 10 до 18 лет. Программа рассчитана на 4 года обучения.
На 1 году занятий по этой программе формируется интерес и простейшие двигательные качества и умения, что соответствует ступени «Я ВЫБИРАЮ И ПРОБУЮ».
На 2-ой ступени образовательного процесса «Я УЧУСЬ И ПОСТИГАЮ» занимаются ребята, имеющие начальные танцевальные навыки. На этой ступени развиваются способности, склонности и интересы.
Дети, Занимающиеся по программе свыше 4 лет, составляют свои творческие проекты, продумывают сюжетный материал к своим постановкам. 4 год обучения предполагает более углубленный, дифференцированный подход по уровню усвоения программы. Работа строится на основе соединения нескольких направлений в одном уроке. В основе преподавания лежит профессиональная методика, без которой учащиеся не смогут получить необходимые навыки. Это соответствует 3 ступени «Я УМЕЮ И ХОЧУ», на которой, интерес к хореографии, переходит в увлеченность, создается основа для возможного выбора этого предмета как будущей профессии.
В процессе обучения хореографии, по любой программе воспитанники проходят модули:
а) обучающий.
б) практический.
в) творческий
Но степень прохождения этих модулей на каждой ступени разная. Например, на 1 ступени, основное время отводиться обучению и практике, а творчества, присутствуют элементы. А, на 3 ступени обучения – минимум, а творчество проявляется более полно и зависит от возможностей группы и способностей каждого конкретного ребенка.
Теперь рассмотрим уровни развития учащихся.
1. Подготовительный уровень – ступень «Я ВЫБИРАЮ И ПРОБУЮ». Программа «Ритмическая мозаика» 1 год обучения. Программа «Хореография, красота и грация» - 1 год обучения.
2. Начальный уровень – ступень «Я ВЫБИРАЮ И ПРОБУЮ». Программа «Ритмическая мозаика» 1 год обучения. Программа «Хореография, красота и грация» - 1год обучения.
3. Уровень освоения – ступени «Я выбираю и пробую», «Я учусь и постигаю». Программа «Ритмическая мозаика» - 1, 2, 3 год обучения. Программа «Хореография, красота и грация» - 1, 2, 3 года обучения.
4. Уровень совершенствования ступени «Я учусь и постигаю», «Я умею и хочу». Программа «Хореография, красота и здоровье» - 3-4 и более года обучения.
5. Уровень мастерства – ступень «Я умею и хочу» - Программа «Хореография, красота и грация» - 4 год обучения и свыше 4 лет обучения.
Критерии – по которым мы отслеживаем эффективность освоения дополнительных программ:
1. Обученность учащихся – знания, умения, навыки в процессе освоения программного материала.
2. Воспитанность и социальное становление.
3. Развитие общеучебных умений и навыков.
4. Оптимальная мотивация к занятиям хореографией.
5. Творческая активность.
6. Достижения в области интересов, участия воспитанников в конкурсах, фестивалях и других мероприятиях, проводимых на уровне детского объединения ЦРТДиЮ, города, района, области.