Программа информатизации на 2016-2020 гг.
Целью программы является ереход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий всеми субъектами образовательной деятельности, создание единого информационного пространства учреждения для повышения качества образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_informatizatsii.docx | 51.67 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Основные направления реализации программы 6
Механизм реализации программы 6
Приоритетные направления деятельности 7
Технологический аспект реализации Программы 11
Методический аспект реализации Программы 11
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ…………..12
ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ…………………………………………………………………….13
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ 14
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Программа информатизации МБУ ДО «Дом детского творчества» на 2016 – 2020 г. |
Данные об образовательном учреждении | Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» 652700 Кемеровская область, город Киселевск, ул. Панфилова 7 8(38464) 2-55-40 kisddt@mail.ru |
Цель программы | Переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий всеми субъектами образовательной деятельности, создание единого информационного пространства учреждения для повышения качества образования |
Задачи программы | • развитие единого информационного пространства учреждения и интерактивных технологий для обеспечения доступности образования, максимального удовлетворения различных образовательных потребностей; • развитие информационной культуры и повышение ИКТ-компетентности педагогов; • создание условий самореализации и повышения ИКТ-компетентности обучающихся; • организация компьютерного мониторинга деятельности педагогического коллектива; • реализация личностно-ориентированного подхода к информационному обеспечению образовательного процесса; • внедрение информационных технологий в процесс подготовки педагога к занятиям; • оптимизация взаимодействия учреждения с информационным пространством города, области и страны |
Сроки и этапы реализации программы | 2016 – 2020 года |
Ожидаемые результаты | • увеличение количества родителей, удовлетворенных качеством предоставляемых образовательных услуг в учреждении; • ежегодные публичные отчеты руководителя о ходе реализации программы; • повышение качества образовательного процесса за счет формирования ИКТ-компетентности участников образовательного процесса; • создание комфортной и благоприятной среды для пребывания учащихся в учреждении дополнительного образования; • создание эффективной системы управления учреждением |
ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Глобальная информатизация общества - одна из ведущих тенденций XXI века. Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий ведет к формированию постиндустриального информационного общества. ИКТ относятся к классу прорывных технологий, обеспечивающих быстрое накопление интеллектуального и экономического потенциала и гарантирующих устойчивое развитие общества.
Информатизация образовательного процесса в течение ряда лет остается одной из главных задач развития образования. Актуальной задачей является подготовка высокопрофессиональных специалистов, обладающих наряду с профессиональной компетентностью качественно новым уровнем ИКТ-компетентности. Человек, умело владеющий технологиями, имеет другой стиль мышления, совершенно по-новому организует свою деятельность, иначе оценивает возникающие проблемы.
В настоящее время невозможно представить современное образование без компьютеров, без информационных и коммуникационных технологий. Сегодня остро встает вопрос о переходе на качественно новый уровень использования компьютерной техники и информационных технологий во всех областях деятельности образовательного учреждения.
Именно поэтому перед системой образования встает новая задача – подготовить подрастающее поколение к жизни в высокоразвитой информационной среде. Учащимся предстоит жить в мире, в котором умение использовать ИКТ будет определять их жизненный успех, а по настоящему научиться использовать современные технологии можно, только активно применяя их в учебном процессе.
Программа информатизации на 2016-2020 г. продолжает подход к образованию, который был заложен и осуществлен в рамках программы информатизации МБУ ДО «Дом детского творчества» на 2015-2016 г.
Современное дополнительное образование, главными характеристиками которого являются открытость, интегрированность в открытое образовательное пространство и индивидуализация, должно опираться на широкую информатизацию. Поэтому создание новой информационной среды учреждения понимается как комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и учащиеся, и педагоги, и администрация.
Процесс информатизации предполагает внедрение комплекса программ управления образованием в учреждении, создание единого образовательного пространства, использование информационных технологий, разработку интегрированных занятий, проектную деятельность, активное использование возможностей сети Internet в образовании.
Для создания и развития информационно-образовательной среды необходимо полностью задействовать научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал учреждения.
Основной стратегической целью информатизации МБУ ДО «Дом детского творчества» является переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий всеми субъектами образовательной деятельности, создание единого информационного пространства учреждения для повышения качества образования.
Основные задачи:
• развитие единого информационного пространства учреждения и интерактивных технологий для обеспечения доступности образования, максимального удовлетворения различных образовательных потребностей;
• развитие информационной культуры и повышение ИКТ-компетентности педагогов;
• создание условий самореализации и повышения ИКТ-компетентности обучающихся;
• организация компьютерного мониторинга деятельности педагогического коллектива;
• реализация личностно-ориентированного подхода к информационному обеспечению образовательного процесса;
• внедрение информационных технологий в процесс подготовки педагога к занятиям;
• оптимизация взаимодействия учреждения с информационным пространством города, области и страны
Основные направления реализации программы
• совершенствование информационного пространства учреждения;
• автоматизация организационно-распорядительной деятельности учреждения с внедрением новых сетевых технологий;
• использование информационных технологий для непрерывного профессионального образования педагогов и оптимизации учебного процесса;
• обеспечение условий для формирования информационной культуры учащихся;
• создание условий для взаимодействия дополнительного образования с семьей через единое информационное пространство.
Механизм реализации программы
• выделение финансирования на модернизацию имеющегося и приобретение дополнительного оборудования
• создание безопасных и комфортных условий работы пользователей - участников образовательного процесса
• внедрение в образовательный процесс новых сетевых информационных технологий
• организация теоретической и практической подготовки педагогов
• реализация обучения учащихся с применением компьютерных технологий
• модернизация информационно-образовательного пространства учреждения
• автоматизация мониторинга деятельности педагогического коллектива для проблемного анализа и своевременной корректировки этой деятельности
• оптимизация и создание условий для подготовки педагога к занятиям через использование информационных ресурсов и технологий
• внедрение комплексной системы учета индивидуальных достижений учащихся
Приоритетные направления деятельности
Администрации учреждения:
1. Создание условий для повышения ИКТ-компетентности сотрудников учреждения.
2. Подключение к Internet всех участников образовательного процесса.
3. Ведение мониторинга качества обучения.
4. Автоматизация документооборота.
5. Проведение семинаров-практикумов по внедрению информационных технологий в образовательный процесс.
6. Создание медиатеки.
7. Развитие сервисов дистанционной поддержки образовательного процесса
Педагога:
1. Осознание педагогом Internet-технологии как части своей общей информационной культуры.
2. Использование информационных ресурсов сети Internet в организации познавательной деятельности учащихся на занятиях.
3. Дистанционное образование, повышение квалификации.
4. Внедрение информационных технологий и ресурсов информационных сетей в отдельные этапы традиционного занятия.
5. Создание интернет-уроков, интегрированных уроков, дистанционных курсов.
6. Проведение занятий на основе готовых программных продуктов и разработка собственных.
7. Формирование и широкое использование медиатеки.
Учащихся:
1. Осознание учащимся информационной технологии как части своей общей информационной культуры.
2. Использование информационных ресурсов сетей Internet и медиатеки в ходе самообразования.
3. Использование информационных технологий в системе дополнительного образования.
4. Использование компьютерных технологий для подготовки к занятиям.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Анализ уровня информатизации учреждения
В настоящее время перечень компьютерной техники МБУ ДО «Дом детского творчества» включает в себя:
Компьютер | Ноутбук | Проектор | Принтер | |
Общее количество | 27 | 7 | 2 | 10 |
из них: | ||||
изготовленных 5 и менее лет | 9 | 7 | ||
от 6 до 10 лет | 8 | |||
старше 10 лет | 10 | |||
Стационарно установленных из них: | ||||
в административных кабинетах | 5 | 6 | ||
в методическом кабинете | 8 | 2 | ||
в других учебных кабинетах | 12 | 2 | ||
не работающие | 2 |
Учащиеся и педагоги используют цифровые образовательные ресурсы для подготовки домашних заданий, творческих и проектных работ, написания рефератов и др.
У учреждения есть кабельное подключение к сети Интернет. Планируются работы по объединению всех компьютеров учреждения в единую локальную компьютерную сеть и подключение точек доступа WiFi.
Увеличение количества компьютеров способствовало установлению равного доступа к полноценному образованию различным категориям обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями.
Количество педагогов, которые в своей педагогической практике способны реализовать нижеперечисленные профессиональные задачи
Сделать поурочное планирование с использованием ИКТ | 100% |
Подготовить урок с использованием ИКТ | более 80% |
Подобрать программное обеспечение для учебных целей | от 20% до 40% |
Найти учебные материалы в Интернет | более 90% |
Эффективно использовать ИКТ на занятиях | более 80% |
Использовать ИКТ для взаимодействия с коллегами или родителями | более 80% |
Использовать Интернет-технологии для организации помощи учащимся | более 60% |
Использование педагогами в повседневной практике школы цифровых инструментов и технологии
Текстовый редактор | Используют редко до 20% Используют часто более 80% |
Электронные базы данных | Используют редко до 20% Используют часто более 80% |
Электронные таблицы | Используют редко до 20% Используют часто более 80% |
Программы для создания презентаций | Используют редко до 20% Используют часто более 80% |
Распечатка дополнительных материалов и упражнений | Используют редко до 20% Используют часто более 80% |
Программы для работы с видео, звуком и графикой | Используют редко от 20% до 40% Используют часто от 40% до 60% |
Электронная почта | Используют редко до 20% Используют часто от 60% до 80% |
Использование педагогами ИКТ в перечисленных ниже формах учебной работы
Объяснение нового материала или инструктирование группы | Используют редко до 20% Используют часто более 80% |
Выполнение упражнений для закрепления нового материала | Используют редко до 20% Используют часто более 80% |
Контроль знаний, тестирование | Используют редко до 20% Используют часто более 80% |
Работа с родителями | Используют редко до 20% Используют часто более 80% |
Факультативная и кружковая работа | Используют редко до 20% Используют часто более 80% |
Организовано постоянное повышение квалификации педагогов в области ИКТ. Обучение педагогического коллектива осуществляется дифференцировано, с учетом уровня владения ИКТ. В течение 2015-2016 учебного года повышение квалификации в области ИКТ-компетенции прошли 21% учителей, в целом 95% педагогов владеют современными информационно-коммуникационными технологиями.
ПРОБЛЕМЫ УЧРЕЖДЕНИЯ
- Число педагогов, владеющих компьютерными технологиями не 100%, поэтому необходимо целенаправленное обучение всего педагогического коллектива. Большая часть педагогов готова к использованию информационно-коммуникационных технологий для решения повседневных и нетиповых производственных задач, участвовать в телекоммуникационных проектах, олимпиадах, викторинах, но для этого необходимы дополнительные технические средства. Необходимо оборудование кабинета специально для работы педагогов, обучение всего педагогического коллектива навыкам работы с компьютерной техникой и программным обеспечением;
- Отсутствие в штатном расписании квалифицированного специалиста, осуществляющего техническое обслуживание компьютерного оборудования значительно затрудняет процесс выявления и устранения неполадок с информационными средствами, а так же замедляет процесс разработки проектов в рамках реализации программы информатизации;
- Работа по информатизации учреждения замыкается на группе педагогических работников, которые заинтересованы в использовании ИКТ в обучении;
- Нехватка компьютеров, имеющих выход в глобальную сеть Internet, не дает возможность в полной мере использовать современные Internet-технологии в работе педагогов и учащихся;
- Трудности возрастных педагогов с использованием современных информационных ресурсов.
Технологический аспект реализации Программы
1. Установка лицензионных систем программного обеспечения;
2. Подключение всех ПК к единой сети Internet.
Методический аспект реализации Программы
- Использование ИКТ-инструментов для сопровождения личного портфолио педагога;
- Освоение инструментов дистанционного обучения;
- Освоение инструментария профессионального сетевого взаимодействия с коллегами.
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
В результате реализации Программы информатизации образовательный процесс в учреждении должен перейти на качественно новый уровень.
1. Педагог должен обладать следующими компетенциями:
- иметь представления о правовых и этических нормах работы с информацией (лицензионное ПО, пароль, логин);
- уметь применять санитарные нормы и правила при работе с компьютером;
- иметь представление об информационных и образовательных ресурсах (электронных педагогических СМИ, образовательных порталах) и уметь ими воспользоваться;
- уметь использовать презентационное оборудование и средства (проводить выступления с использованием презентаций);
- уметь работать с различными видами информации на уровне пользователя (готовить текстовые, графические документы, использовать таблицы и расчет в них);
- владеть комплексом инструментов выбранной для использования в работе компьютерной среды совместно с традиционными средствами организации обучения на занятии (демонстрации, практикумы, лаборатории);
- освоить и применять в работе инструменты тестирования и аттестации учащихся при помощи информационных технологий;
- осуществлять сопровождение личного портфолио педагога – методической папки.
ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- Овладение педагогами, учащимися навыками ИКТ и их использование в образовательном процессе (100% педагогов, 100% учащихся).
- Создание действующей инфраструктуры, позволяющей повысить эффективность образовательной и управленческой деятельности в учреждении.
- Повышение качества управленческих решений за счёт использования более полной и достоверной оперативной информации на всех уровнях образовательного процесса.
- Автоматизация документооборота, информационно-коммуникативное обеспечение образовательного пространства.
- Качественно новый уровень оказания образовательных услуг
- Систематизация цифровых образовательных ресурсов и пополнение медиатеки учреждения. Наличие в учебном процессе электронных учебных материалов, в том числе с региональной спецификой. Наличие в учебном процессе электронных средств информационно-технологической поддержки и развития учебного процесса.
- Улучшение материальной базы: автоматизированные рабочие места педагогов, соединенные в единую локальную сеть с выходом в Интернет.
- Создание системы тестирования и оценки качества образования с использованием специализированного программного обеспечения как части общероссийской системы.
- Достижение отвечающего современным требованиям уровня подготовки педагогов учреждения в области информационных технологий. Методическая поддержка и возможность непрерывного повышения квалификации педагогических и административных работников в области новых информационных технологий не реже 1 раза в 5 лет.
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ | СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ |
РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ | |
1) Повышение квалификации кадров | |
| ежегодно по мере поступления информации |
| |
| |
| |
| |
| постоянно |
| |
2) Мероприятия учреждения с использованием ИКТ | |
| ноябрь, февраль ежегодно |
| в течение учебного года |
| в течение учебного года |
| в течение учебного года |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ | СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ |
| апрель 2017 года |
3) Городские и областные мероприятия с использованием ИКТ | |
| по мере поступления информации |
| 1 раз в неделю в течение года |
РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ | |
| один раз в месяц в течение учебного года |
| в течение учебного года |
| |
| |
| по мере поступления информации |
ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИАТЕКИ | |
| ежегодно, в течение учебного года |
| |
УКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ | |
| в течение учебного года |
| |
|