Программа информатизации на 2016-2020 гг.

Скакун Анна Андреевна

Целью программы является ереход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий всеми субъектами образовательной деятельности, создание единого информационного пространства учреждения для повышения качества образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_informatizatsii.docx51.67 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ        3

ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ        4

Основные направления реализации программы        6

Механизм реализации программы        6

Приоритетные направления деятельности        7

АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ        8

ПРОБЛЕМЫ УЧРЕЖДЕНИЯ        11

Технологический аспект реализации Программы        11

Методический аспект реализации Программы        11

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ…………..12

ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ…………………………………………………………………….13

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ        14


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Программа информатизации

МБУ ДО «Дом детского творчества»

на 2016 – 2020 г.

Данные об образовательном учреждении

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества»

652700 Кемеровская область, город Киселевск,

ул. Панфилова 7 8(38464) 2-55-40

kisddt@mail.ru

Цель программы

Переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий всеми субъектами образовательной деятельности, создание единого информационного пространства учреждения для повышения качества образования

Задачи программы

• развитие единого информационного пространства учреждения и интерактивных технологий для обеспечения доступности образования, максимального удовлетворения различных образовательных потребностей;

• развитие информационной культуры и повышение ИКТ-компетентности педагогов;

• создание условий самореализации и повышения ИКТ-компетентности обучающихся;

• организация компьютерного мониторинга деятельности педагогического коллектива;

• реализация личностно-ориентированного подхода к информационному обеспечению образовательного процесса;

• внедрение информационных технологий в процесс подготовки педагога к занятиям;

• оптимизация взаимодействия учреждения с информационным пространством города, области и страны

Сроки и этапы реализации программы

2016 – 2020 года

Ожидаемые результаты

• увеличение количества родителей, удовлетворенных качеством предоставляемых образовательных услуг в учреждении;

• ежегодные публичные отчеты руководителя о ходе реализации программы;

• повышение качества образовательного процесса за счет формирования ИКТ-компетентности участников образовательного процесса;

• создание комфортной и благоприятной среды для пребывания учащихся в учреждении дополнительного образования;

• создание эффективной системы управления учреждением


ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Глобальная информатизация общества - одна из ведущих тенденций XXI века. Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий ведет к формированию постиндустриального информационного общества. ИКТ относятся к классу прорывных технологий, обеспечивающих быстрое накопление интеллектуального и экономического потенциала и гарантирующих устойчивое развитие общества.

Информатизация образовательного процесса в течение ряда лет остается одной из главных задач развития образования. Актуальной задачей является подготовка высокопрофессиональных специалистов, обладающих наряду с профессиональной компетентностью качественно новым уровнем ИКТ-компетентности. Человек, умело владеющий технологиями, имеет другой стиль мышления, совершенно по-новому организует свою деятельность, иначе оценивает возникающие проблемы.

В настоящее время невозможно представить современное образование без компьютеров, без информационных и коммуникационных технологий. Сегодня остро встает вопрос о переходе на качественно новый уровень использования компьютерной техники и информационных технологий во всех областях деятельности образовательного учреждения.

Именно поэтому перед системой образования встает новая задача – подготовить подрастающее поколение к жизни в высокоразвитой информационной среде. Учащимся предстоит жить в мире, в котором умение использовать ИКТ будет определять их жизненный успех, а по настоящему научиться использовать современные технологии можно, только активно применяя их в учебном процессе.

Программа информатизации на 2016-2020 г. продолжает подход к образованию, который был заложен и осуществлен в рамках программы информатизации МБУ ДО «Дом детского творчества» на 2015-2016 г.

Современное дополнительное образование, главными характеристиками которого являются открытость, интегрированность в открытое образовательное пространство и индивидуализация, должно опираться на широкую информатизацию. Поэтому создание новой информационной среды учреждения понимается как комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и учащиеся, и педагоги, и администрация.

Процесс информатизации предполагает внедрение комплекса программ управления образованием в учреждении, создание единого образовательного пространства, использование информационных технологий, разработку интегрированных занятий, проектную деятельность, активное использование возможностей сети Internet в образовании.

Для создания и развития информационно-образовательной среды необходимо полностью задействовать научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал учреждения.

Основной стратегической целью информатизации МБУ ДО «Дом детского творчества» является переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий всеми субъектами образовательной деятельности, создание единого информационного пространства учреждения для повышения качества образования.

Основные задачи:

• развитие единого информационного пространства учреждения и интерактивных технологий для обеспечения доступности образования, максимального удовлетворения различных образовательных потребностей;

• развитие информационной культуры и повышение ИКТ-компетентности педагогов;

• создание условий самореализации и повышения ИКТ-компетентности обучающихся;

• организация компьютерного мониторинга деятельности педагогического коллектива;

• реализация личностно-ориентированного подхода к информационному обеспечению образовательного процесса;

• внедрение информационных технологий в процесс подготовки педагога к занятиям;

• оптимизация взаимодействия учреждения с информационным пространством города, области и страны

Основные направления реализации программы

• совершенствование информационного пространства учреждения;

• автоматизация организационно-распорядительной деятельности учреждения с внедрением новых сетевых технологий;

• использование информационных технологий для непрерывного профессионального образования педагогов и оптимизации учебного процесса;

• обеспечение условий для формирования информационной культуры учащихся;

• создание условий для взаимодействия дополнительного образования с семьей через единое информационное пространство.

Механизм реализации программы

• выделение финансирования на модернизацию имеющегося и приобретение дополнительного оборудования

• создание безопасных и комфортных условий работы пользователей - участников образовательного процесса

• внедрение в образовательный процесс новых сетевых информационных технологий

• организация теоретической и практической подготовки педагогов

• реализация обучения учащихся с применением компьютерных технологий

• модернизация информационно-образовательного пространства учреждения

• автоматизация мониторинга деятельности педагогического коллектива для проблемного анализа и своевременной корректировки этой деятельности

• оптимизация и создание условий для подготовки педагога к занятиям через использование информационных ресурсов и технологий

• внедрение комплексной системы учета индивидуальных достижений учащихся

Приоритетные направления деятельности

Администрации учреждения:

1. Создание условий для повышения ИКТ-компетентности сотрудников учреждения.

2. Подключение к Internet всех участников образовательного процесса.

3. Ведение мониторинга качества обучения.

4. Автоматизация документооборота.

5. Проведение семинаров-практикумов по внедрению информационных технологий в образовательный процесс.

6. Создание медиатеки.

7. Развитие сервисов дистанционной поддержки образовательного процесса

Педагога:

1. Осознание педагогом Internet-технологии как части своей общей информационной культуры.

2. Использование информационных ресурсов сети Internet в организации познавательной деятельности учащихся на занятиях.

3. Дистанционное образование, повышение квалификации.

4. Внедрение информационных технологий и ресурсов информационных сетей в отдельные этапы традиционного занятия.

5. Создание интернет-уроков, интегрированных уроков, дистанционных курсов.

6. Проведение занятий на основе готовых программных продуктов и разработка собственных.

7. Формирование и широкое использование медиатеки.

Учащихся:

1. Осознание учащимся информационной технологии как части своей общей информационной культуры.

2. Использование информационных ресурсов сетей Internet и медиатеки в ходе самообразования.

3. Использование информационных технологий в системе дополнительного образования.

4. Использование компьютерных технологий для подготовки к занятиям.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Анализ уровня информатизации учреждения

В настоящее время перечень компьютерной техники МБУ ДО «Дом детского творчества» включает в себя:

Компьютер

Ноутбук

Проектор

Принтер

Общее количество

27

7

2

10

из них:

изготовленных 5 и менее лет

9

7

от 6 до 10 лет

8

старше 10 лет

10

Стационарно установленных из них:

в административных кабинетах

5

6

в методическом кабинете

8

2

в других учебных кабинетах

12

2

не работающие

2

Учащиеся и педагоги используют цифровые образовательные ресурсы для подготовки домашних заданий, творческих и проектных работ, написания рефератов и др.

У учреждения есть кабельное подключение к сети Интернет. Планируются работы по объединению всех компьютеров учреждения в единую локальную компьютерную сеть и подключение точек доступа WiFi.

Увеличение количества компьютеров способствовало установлению равного доступа к полноценному образованию различным категориям обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями.

Количество педагогов, которые в своей педагогической практике способны реализовать нижеперечисленные профессиональные задачи

Сделать поурочное планирование с использованием ИКТ

100%

Подготовить урок с использованием ИКТ

более 80%

Подобрать программное обеспечение для учебных целей

от 20% до 40%

Найти учебные материалы в Интернет

более 90%

Эффективно использовать ИКТ на занятиях

более 80%

Использовать ИКТ для взаимодействия с коллегами или родителями

более 80%

Использовать Интернет-технологии для организации помощи учащимся

более 60%

Использование педагогами в повседневной практике школы цифровых инструментов и технологии

Текстовый редактор

Используют редко до 20%

Используют часто более 80%

Электронные базы данных

Используют редко до 20%

Используют часто более 80%

Электронные таблицы

Используют редко до 20%

Используют часто более 80%

Программы для создания презентаций

Используют редко до 20%

Используют часто более 80%

Распечатка дополнительных материалов и упражнений

Используют редко до 20%

Используют часто более 80%

Программы для работы с видео, звуком и графикой

Используют редко от 20% до 40%

Используют часто от 40% до 60%

Электронная почта

Используют редко до 20%

Используют часто от 60% до 80%

Использование педагогами ИКТ в перечисленных ниже формах учебной работы

Объяснение нового материала или инструктирование группы

Используют редко до 20%

Используют часто более 80%

Выполнение упражнений для закрепления нового материала

Используют редко до 20%

Используют часто более 80%

Контроль знаний, тестирование

Используют редко до 20%

Используют часто более 80%

Работа с родителями

Используют редко до 20%

Используют часто более 80%

Факультативная и кружковая работа

Используют редко до 20%

Используют часто более 80%

Организовано постоянное повышение квалификации педагогов в области ИКТ. Обучение педагогического коллектива осуществляется дифференцировано, с учетом уровня владения ИКТ. В течение 2015-2016 учебного года повышение квалификации в области ИКТ-компетенции прошли 21% учителей, в целом 95% педагогов владеют современными информационно-коммуникационными технологиями.

ПРОБЛЕМЫ УЧРЕЖДЕНИЯ

  • Число педагогов, владеющих компьютерными технологиями не 100%, поэтому необходимо целенаправленное обучение всего педагогического коллектива. Большая часть педагогов готова к использованию информационно-коммуникационных технологий для решения повседневных и нетиповых производственных задач, участвовать в телекоммуникационных проектах, олимпиадах, викторинах, но для этого необходимы дополнительные технические средства. Необходимо оборудование кабинета специально для работы педагогов, обучение всего педагогического коллектива навыкам работы с компьютерной техникой и программным обеспечением;
  • Отсутствие в штатном расписании квалифицированного специалиста, осуществляющего техническое обслуживание компьютерного оборудования значительно затрудняет процесс выявления и устранения неполадок с информационными средствами, а так же замедляет процесс разработки проектов в рамках реализации программы информатизации;
  • Работа по информатизации учреждения замыкается на группе педагогических работников, которые заинтересованы в использовании ИКТ в обучении;
  • Нехватка компьютеров, имеющих выход в глобальную сеть Internet, не дает возможность в полной мере использовать современные Internet-технологии в работе педагогов и учащихся;
  • Трудности возрастных педагогов с использованием современных информационных ресурсов.

Технологический аспект реализации Программы

1. Установка лицензионных систем программного обеспечения;

2. Подключение всех ПК к единой сети Internet.

Методический аспект реализации Программы

  • Использование ИКТ-инструментов для сопровождения личного портфолио педагога;
  • Освоение инструментов дистанционного обучения;
  •  Освоение инструментария профессионального сетевого взаимодействия с коллегами.

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

В результате реализации Программы информатизации образовательный процесс в учреждении должен перейти на качественно новый уровень.

1. Педагог должен обладать следующими компетенциями:

  •  иметь представления о правовых и этических нормах работы с информацией (лицензионное ПО, пароль, логин);
  •  уметь применять санитарные нормы и правила при работе с компьютером;
  •  иметь представление об информационных и образовательных ресурсах (электронных педагогических СМИ, образовательных порталах) и уметь ими воспользоваться;
  •  уметь использовать презентационное оборудование и средства (проводить выступления с использованием презентаций);
  •  уметь работать с различными видами информации на уровне пользователя (готовить текстовые, графические документы, использовать таблицы и расчет в них);
  •  владеть комплексом инструментов выбранной для использования в работе компьютерной среды совместно с традиционными средствами организации обучения на занятии (демонстрации, практикумы, лаборатории);
  •  освоить и применять в работе инструменты тестирования и аттестации учащихся при помощи информационных технологий;
  •  осуществлять сопровождение личного портфолио педагога – методической папки.

ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  1. Овладение педагогами, учащимися навыками ИКТ и их использование в образовательном процессе (100% педагогов, 100% учащихся).
  2. Создание действующей инфраструктуры, позволяющей повысить эффективность образовательной и управленческой деятельности в учреждении.
  3. Повышение качества управленческих решений за счёт использования более полной и достоверной оперативной информации на всех уровнях образовательного процесса.
  4. Автоматизация документооборота, информационно-коммуникативное обеспечение образовательного пространства.
  5. Качественно новый уровень оказания образовательных услуг
  6. Систематизация цифровых образовательных ресурсов и пополнение медиатеки учреждения. Наличие в учебном процессе электронных учебных материалов, в том числе с региональной спецификой. Наличие в учебном процессе электронных средств информационно-технологической поддержки и развития учебного процесса.
  7. Улучшение материальной базы: автоматизированные рабочие места педагогов, соединенные в единую локальную сеть с выходом в Интернет.
  8. Создание системы тестирования и оценки качества образования с использованием специализированного программного обеспечения как части общероссийской системы.
  9. Достижение отвечающего современным требованиям уровня подготовки педагогов учреждения в области информационных технологий. Методическая поддержка и возможность непрерывного повышения квалификации педагогических и административных работников в области новых информационных технологий не реже 1 раза в 5 лет.

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

1) Повышение квалификации кадров

  • Организация обучения всех педагогических работников основам использования информационных технологий

ежегодно по мере поступления информации

  • Повышение уровня компьютерной грамотности педагогических кадров через курсовую подготовку в учреждении
  • Организация посещения курсов повышения квалификации по использованию информационных технологий в профессиональной деятельности
  • Проведение обучающих семинаров - практикумов для педагогических работников по использованию ИКТ в образовательном процессе:
  • на занятиях,
  • при подготовке и проведении педагогических советов, родительских собраний, воспитательных мероприятий
  • Подготовка информационно-методических материалов по применению информационных технологий в управлении образованием, в образовательной деятельности
  • Организация помощи в техническом обеспечении и обслуживании системы обработки и передачи педагогической информации на всех возможных видах носителей

постоянно

  • Организация  методической поддержки  в подготовке занятий с использованием ИКТ, в поиске учебных и методических материалов в Интернет

2) Мероприятия учреждения с использованием ИКТ

  • Организация проведения открытых занятий с использованием ИКТ педагогов, владеющих современными методами преподавания и готовых к их творческому применению с целью обмена опытом

ноябрь, февраль ежегодно

  • Организация работы по использованию материалов, опубликованных в сети Internet для подготовки занятий, написанию конспектов, докладов и рефератов учащимися

в течение учебного года

  • Привлечение администрации и педагогов к использованию компьютеров в управленческой и учебной работе

в течение учебного года

  • Создание электронных Портфолио методических объединений и педагогов

в течение учебного года

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ

  • Издание методического сборника «Интерактивные технологии в работе педагога»

апрель 2017 года

3) Городские и областные мероприятия с использованием ИКТ

  • Организация участия педагогов в конкурсах, проектах, семинарах, конференциях с использованием информационных технологий, в том числе и дистанционных

по мере поступления информации

  • Систематическое пополнение Web-сайта учреждения

1 раз в неделю в течение года

РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ

  • Организация работы газетой «Новый взгляд»

один раз в месяц

в течение учебного года

  • Развитие навыков пользователей компьютера и цифрового оборудования

в течение учебного года

  • Поддержка на качественном уровне самоподготовки учащихся, их исследовательскую деятельность с использованием Internet-ресурсов
  • Разработка новых дополнительных образовательных программ по ИКТ для учащихся и родителей
  • Организация участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях, в том числе дистанционных

по мере поступления информации

ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИАТЕКИ

  • Пополнение фонда обучающих и контролирующих программ, включая мульти-медиа технологии

ежегодно, в течение учебного года

  • Пополнение электронных библиотек, ведение справочников и архивов

УКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ

  • Приобретение компьютерного оборудования для обеспечения учебно-воспитательного процесса, создание телекоммуникационной инфраструктуры учреждения

в течение учебного года

  • Приобретение лицензионного программного обеспечения учебного процесса (операционная система, офис, антивирусное ПО, специализированные программы)
  • Внедрение систем обеспечения информационной безопасности при работе в Интернет