Разработка урока по обществознанию

Сметанина Ольга Валерьевна

Разработка урока по обществознанию для учащихся 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_obshchestvoznaniyu_smetanina_o.v.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: обществознание

Класс: 6 класс

Тема урока: «Клуб грамотных налогоплательщиков»

Учитель истории и обществознания: Сметанина Ольга Валерьевна

ОУ: МБОУ «СОШ №26»

Цели урока:  формирование экономической грамотности    позитивной гражданской позиции обучающихся.

УУД:

Личностные: воспитание чувства само и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к налогам и налогообложению физических лиц.

Регулятивные: расширение кругозора школьников, обогащения их словаря

понятиями из сфер налогообложения, экономики, права, совершенствование

представлений школьников о государстве и его функциях, раскрытие сущности налогов, основных их видов, развитие творческих способностей учащихся, выявление индивидуальных умений личности.

Коммуникативные: формирование положительного эмоционального отношения к системе налогообложения и воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.

Задачи урока:
1.Сформировать у обучающихся  знания о видах налогов и системе налогообложения.
2. Способствовать развитию у обучающихся познавательного интереса. 
3. Создать условия для развития их творческих способностей и самостоятельности в обучении.

4. Создать условия для формирования активной гражданской позиции учащихся, показать значение изучаемого материала в личной социализации.

Предполагаемый результат: обучающиеся должны усвоить понятие налога, способы его расчета; у них должность быть сформировано адекватное отношение к уплате налогов, как к гражданской обязанности каждого человека. 

Структура урока:

Этапы урока

Мероприятия

Время

I.    Организационный

1. Приветствие

2. Ознакомление с темой урока

5 минут

II.   Мотивационный

1.Постановка задач урока

2.Определение конечной цели занятия

5 минут

III. Обучающий

1.Беседа с учащимися по теме урока

2. В игровой форме ученики знакомятся с налогами

20 минут

IV. Итоговый

1.Подведение итогов

2.Объяснение домашнего задания

3.Приёмы оценивания: рефлексия

10 минут

Средства обучения: проектор, компьютер, презентация к уроку, 3 стола для команд, карточки-задания, листы с терминами, ручки, карандаши.

Ход урока

I.Организационный этап

Учащиеся делятся на 3 группы.

Учитель: тему сегодняшнего урока вы назовете мне сами, если воспользуетесь подсказкой. Высказывания знаменитых людей, живших в разное время, помогут вам. Все их высказывания посвящены теме нашего сегодняшнего занятия.
Ключевое слово пропущено. Что же это за понятие, которое мы будем сегодня изучать?

Учащиеся должны определить, что пропущено слово «налоги»

Не платит _____________ только медведь в берлоге

___________ платятся, и жизнь в гору катится

___________ нервы государства

___________ для государства то же, что и паруса для корабля

                                                                                            Екатерина II Великая

___________ для тех, кто их выплачивает, признак не рабства, а свободы

Учитель: Тема нашего урока «Налоги».

II. Мотивационный этап

Как вы заметили, отношение к налогам во все времена было неоднозначным.
Даже такой сведущий человек, как У.Черчилль, считал, что хороших налогов не бывает. А американский писатель О.Холмз назвал налоги ценой за цивилизованное общество. Так что же представляют собой налоги — зло или благо" .Мы с вами должны составить об этом свое собственное мнение.

Учитель: Вы все уже много раз слышали о налогах, у каждого, наверное, есть представление об этом понятии. Попробуйте сами дать определение налога.

Выслушиваются и обобщаются определения, данные учащимися.

III.Обучающий этап

Учитель: В экономике бывает много разных определений одного и того же
понятия. Одно из самых распространенных и точных было дано еще в начале
прошлого века в знаменитом словаре Брокгауза и Эфрона.

Налоги — периодические принудительные платежи граждан и из их имуществ и доходов, идущие на нужды государства и общества и установленные в законодательном порядке.

Учащиеся  определение записывают в тетрадь

Учитель: Когда-то налоги платили и с печной трубы и с собачьего хвоста...

В настоящее время налоги в нашей стране взимаются :

 - с доходов (прибыли, заработной платы, доходов от ценных бумаг);
 - с имущества, передачи имущества;

 - с юридически значимых действий;

 -  с ввоза и вывоза товаров за границу.

У налога, как элемента налоговой системы, есть своя структура. Он
подразделяется на базу, количественное выражение того, с чего исчисляется налог, и ставку, размер налога на единицу налоговой базы.

Например, подоходный налог в России. Все граждане России платят 13 копеек с каждого заработанного рубля. Базой налога является сумма заработанных доходов, а ставка равна 13%.

А еще у каждого налога есть срок уплаты, например, кто владеет квартирой, машиной, дачным участком, должен обязательно заплатить налоги, например срок уплаты имущественного налога в 2013 году 01 ноября. 

Просмотр видеоролика

А теперь представим ситуацию, что в нашем городе наши законодатели
решили ввести новый налог —
сбор с владельцев собак.

Первая группа выступит от имени местных законодателей с инициативой введения этого закона. Ваша речь должна быть краткой, убедительной и начинаться словами:
"Мы, депутаты городского совета считаем, что нужно ввести сбор с владельцев собак, потому что...."

Вторая группа будет выражать интересы владельцев собак и обосновывать почему вводить налог не нужно. Ваша речь должна начинаться словами:

" Мы, владельцы собак считаем, что..."
Третья группа выступит от имени остальных жителей города.

Время на подготовку — 5 минут.

Выслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Как видите, на введение новых налогов у разных сторон различные
точки зрения. Законодатели обычно видят в налогах возможность решения какой-либо проблемы, стоящей перед ними, а те, кому приходится платить налог из собственного кармана, находят аргументы против такого новшества.

Следующее задание:

Команды вытаскивают один из вопросов и один из учащихся от каждой
команды должен выступить с речью на 1 минуту по данной теме:

1. Почему люди не любят платить налоги?

2. Почему государство не любит тех, кто не любит платить налоги?
3. Какие налоги вы ввели бы в родном городе, районе, чтобы улучшить там жизнь?
Учитель
: Итак, мы подошли к финалу нашего урока. Что же вы сегодня узнали".
(Выслушиваются ответы)

Составили ли вы свое мнение о налогах? (Выслушиваются ответы)

IV. Итоговый

Подводятся итоги работы групп.

Записываем домашнее задание: выразить рисунком своё отношение к налогам

V.Рефлексия:

Учащимся предлагается выразить свое отношение к налогам при помощи разноцветных яблок, которые они должны прикрепить на дерево Знаний.

Красное яблоко: налоги нужно платить всегда, так как это соблюдение законов государства,

Жёлтое яблоко: нужно платить только справедливые с нашей точки зрения налоги, а от тех, которые нам не нравятся, можно уклониться.

Зелёное яблоко: налоги вообще не нужно платить, так как любой налог — это грабеж.

Подводятся итоги голосования.