Представление педагогического опыта
Предварительный просмотр:
Представление педагогического опыта
учителя мордовского (мокшанского, эрзянского) языка
МОУ «Ялгинская средняя общеобразовательная школа»
Давыдкиной Олеси Николаевны
Любое обучение - это передача молодому поколению культуры, накопленной человечеством. Это значит, что никакое обучение невозможно без накопления знаний об окружающей действительности - природе, обществе, человеке, его истории и культуре. В практике преподавания мордовского языка сложился подход, при котором мордовский (мокшанский, эрзянский) язык рассматривается в основном как средство приобщения к культуре изучаемого языка, поэтому ученики менее всего готовы вести разговор на языке о своем крае, городе, селе. Необходимость же обучения мордовскому языку с учетом национально-регионального компонента продиктована тем, что понимание иной культуры возможно только на основе знания своего региона.
Методическая проблема, над которой я работаю - «Применение инновационных технологий на уроках мордовского (мокшанского, эрзянского) языка, воспитание любви к родному краю»
Сущность моей практической работы заключается в создании условий для формирования творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся. Считаю актуальным использования в обучении разумное сочетание различных приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение делать выводы и умозаключения, выдвигать гипотезы.
В своей профессиональной деятельности я руководствуюсь задачами современного образования: содействовать развитию универсальных умений, позволяющих выпускникам школы самостоятельно обучаться в течение всей жизни, уметь решать возникающие перед ними проблемы. Добиваюсь организации процесса обучения таким образом, чтобы он обеспечивал умственное развитие школьника, используя две системы обучения: традиционную и развивающую.
Цель моей педагогической деятельности - через уроки мордовского языка приобщить детей к культурному наследию, истории, вооружить их знаниями в этой области.
На своих уроках создаю условия для формирования нового стиля мышления, для которого характерны открытость, альтернативность принимаемых решений и развития таких качеств ученика как рефлексивность, коммуникативность, креативность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Вся моя работа направлена на решение следующих задач:
-развитие познавательного интереса к предмету;
-развитие мышления, памяти, внимания;
-содействовать формированию умения приобретать знания, то есть учить учиться;
-создание ситуации успеха для каждого ребенка;
-способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся в процессе обучения.
Решению этих задач, по моему мнению, способствуют следующие принципы:
-научность и доступность;
-системность и последовательность;
-посильность;
-сознательность и активность школьников в овладении знаниями.
Для осуществления поставленной цели я использую следующие методы обучения:
- словесные,
- наглядные,
- практические,
- исследовательские,
- репродуктивные,
- объяснительно-иллюстративные.
Чтобы знания учеников не носили формальный характер, тренировочные упражнения превращаю в творческие, используя метод сравнения, классификации, группировки, анализа, составления, обобщения.
Пользуюсь следующими приёмами обучения:
-постановка проблемных вопросов, учебных и языковых задач;
-ассоциативные загадки;
-контроль, самоконтроль, самообучение учащихся;
-выборные, игровые, занимательные компоненты урока;
-похвала, поощрение, создание ситуации успеха.
При работе с учебником использую различные приемы:
- найти ответ на вопрос;
- задать вопрос к информации;
- выделить главное;
- составить план ответа;
- составить схему;
- классифицировать;
- проанализировать рисунок;
Большое внимание на уроках выделяю к словарной работе.
Самыми успешными являются приемы:
- составить кроссворд или викторину,
- на определенную букву алфавита придумать слово и т.д.
Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к предмету, помогают им усвоить любой учебный материал.
Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях, когда им предлагают просто запомнить. Сами условия игры требуют от него сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержание разыгрываемых действий и сюжетов.
Придаю большое значение методической оснащенности урока - максимальное внимание уделяю оформлению кабинета, пополняю копилку наглядного и дидактического материала.
Этот материал поддерживает интерес школьников к мордовскому языку, активирует познавательный интерес учащихся. Наглядные пособия обеспечивают восприятие программного материала и прочное усвоение знаний.
Каждый урок заканчиваю рефлексией (личностным отношением к прошедшей работе). Использую разные формы:
- ответить на вопрос;
- закончить предложение, высказывание;
- поднять карточку определенного цвета;
Постоянно занимаюсь самообразованием.
Контроль:
– коллективный;
- выступления на практических конференциях, семинарах;
- открытые уроки;
- индивидуальные отчеты на совещаниях при директоре, МО
- обобщение собственного педагогического опыта .
Плодотворная работа с детьми позволила мне достичь определенных результатов:
- у многих учащихся сформировалась положительная мотивация изучения мордовского (мокшанского, эрзянского) языка ;
- более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие;
- обогащается культурный баланс, что позволяет учащимся добиваться
- развиваются творческие способности учащихся
Ежегодно участвуем во Всероссийской предметной олимпиаде по мордовскому (мокшанскому,эрзянскому) языку, где завоёвываем призовые места на муниципальном уровне.
Проводимая мною работа позволяет получать неплохие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей.
Конечно на достигнутом я не собираюсь останавливаться, ведь не только я учу детей, но и многому учусь у них. Сейчас в поиске новых, более эффективных методов работы. Сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств обучения позволяет создавать рабочую атмосферу на уроках и во внеурочное время, развивает творческие способности школьников, формирует умения и навыки учебного труда и умение пополнять и обновлять свои знания.
Возможность тиражирования:
В целях обмена опытом, хоть и являюсь еще молодым педагогом, с коллегами провожу открытые уроки, внеклассные мероприятия, выступаю на педсоветах, совещаниях, МО учителей, научно - практических конференциях, делюсь накопленными материалами.
Все материалы и опыт работы представлены на моем личном сайте: http://nsportal.ru/korneeva-olesya-nikolaevna
и на сайте МОУ «Ялгинская средняя общеобразовательная школа».