Библиотечный урок в 1 классе
Предварительный просмотр:
Библиотечный урок в 1 классе.
Тема. «ЗНАКОМСТВО С БИБЛИОТЕКОЙ»
ЦЕЛИ.
- Дать учащимся первых классов базовые понятия по основам библиотечно-библиографической грамотности (ББГ)-«библиотека», «книжный фонд», «читальный зал».
- Сформировать и закрепить первичные навыки самообслуживания в условиях школьной библиотеки.
- Прививать умение самостоятельно ориентироваться в мире книг-попросить подобрать себе книгу.
- В воспитательных целях ознакомить детей с «Правилами поведения в библиотеке».
Здравствуйте, дети!
Вот вы уже школьники! И на многие вопросы знаете ответ - откуда берется молоко, как растет хлеб, как называется дерево, что растет под твоим окном.
Есть такой дом на свете, в котором собраны для тебя путеводители по жизни. Дом этот большой или маленький, но всегда удивительный, называется он «библиотекой».
«Библио» по- гречески - книга, а «тека»-хранилище. А знаете, сколько лшет существует библиотека? Почти 5 тысяч лет! Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них хранили? Книги! В Египте - написанные на папирусе, в Междуречье -выцарапанные на глиняных табличках. В Индии- составленные из нарезанных пальмовых листьев, в Китае -свитки из шелка. Некоторые из этих первых книг сохранились и до наших дней. Их теперь бережно хранят в самых крупных библиотеках.
И так, библиотека- это дом книг. Здесь живут и дружат между собой книги, ваши верные друзья. В библиотеке очень много, журналов и все это называется книжным фондом. А для того, чтобы мы могли быстро найти нужную книжку, каждая книга стоит на своем месте. Другими словами можно сказать, что каждая книга имеет свой дом и свою квартиру. Хорошо ориентироваться в этом мире книг вам поможет, конечно, библиотекарь.
В нашей библиотеке два отделения: абонемент и читальный зал. У слова «абонемент» много значений. Если хочешь знать все значения, загляни в словарь. В библиотеке оно означает место, где выдают книги на дом. Несколько дней книга твоя. Ты можешь рассматривать картинки, читать, перечитывать, выписывать что-то в тетрадь. И в назначенный библиотекарем срок книгу надо вернуть в библиотеку -ведь она нужна другим ребятам. А если не успел прочитать? Не беда, приди в библиотеку и попроси продлить срок чтения книги.
У нас есть книги, которые на дом не выдаются. Это справочная литература- энциклопедии, словари. Это книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. И хорошо, что они всегда под рукой. С такими книгами нужно работать в читальном зале.
«В читальном зале тишина
Нам особенно нужна.
Уходите, разговоры,-
В вестибюли, коридоры!
Не мешайте нам читать
Фантазировать мечтать.
В тишине библиотечной
Каждый слышит голоса,
Речи птичьи, человечьи.
В каждой книге тишина
Здесь особенно нужна».
Так что такое читальный зал? (ответы учащихся)
Книги- как люди: рождаются, живут, стареют. Как и люди, могут болеть. А заболев, нуждаются в лечении. И все врачи знают: любую болезнь легче предупредить чем вылечить, и советуют беречь здоровье. И мы с вами должны книги и учебники: что?-БЕРЕЧЬ!
Правильно! Давайте и мы с вами запомним, что с книгами делать
нельзя:
- Нельзя книги перегибать.
- Нельзя загибать книжные страницы.
- Нельзя закладывать в книги карандаши, ручки. А как называется вещь, которой необходимо пользоваться при чтении книг? ЗАКЛАДКА.
- Нельзя писать и рисовать в книгах.
- Нельзя читать книги во время еды.
Больше всего книги любят бережное отношение. Очень любят чистоту.
Чтобы стать настоящим читателями, надо знать правила пользования библиотекой. Как нужно вести себя в библиотеке? Почему?
Правило № 1 В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим
читателям.
Правило № 2 Книги надо возвращать во время, ведь их ждут другие
Читатели. В нашей библиотеке книгу можно взять на 14дней.
Правило № 3 С библиотечными книгами надо обращаться особенно
бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше ребят.
Правило № 4 Библиотечные книги нельзя терять, иначе в школьной
библиотеке не останется не одной книги.
Правило № 5 Книги в библиотеке (из фонда открытого доступа) надо ставит
точно на место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не
сможет найти эту книгу для другого ученика
А вот это, ребята, читательский формуляр, куда записываются все книги, которые вы прочтете за всю вашу школьную жизнь.
А теперь отгадайте загадки о сказках и сказочных героях!
У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный.
Он имел предлинный нос,
Что за сказка?-Вот вопрос?
«Золотой ключик»
Был похож на мяч немножко,
И катался по дорожкам.
Укатился ото всех,
Кроме «рыжей», вот так смех!
«Колобок»
Лисичка дом себе нашла,
Мышка добрая была.
В доме том, в конце концов
Стало множество жильцов.
«Теремок»
Круглый шар из печки – прыг,
Он как мяч, к прыжкам привык.
По дорожке покатился,
И никто не удивился.
(Колобок)
Кто-то по лесу идёт,
Короб на спине несёт.
Вкусно пахнет пирогами.
Что за сказка перед вами?
(Маша и медведь)
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(Емеля)
Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!
(Снегурочка)
Крылья птицы как заря,
Красная под ней земля,
А из клюва пышет жар,
В небе будто бы пожар.
(Жар-птица)
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети?
(Семеро козлят)
На метле вчера летала,
С высоты большой упала.
Эй, избушка, курьи-ножки,
Мчись к бабуле по дорожке.
(Баба – Яга)
Летит стрела к одной лягушке,
Пронзит сердечко у квакушки,
Лягушка эта не простая,
На ней корона золотая.
(Царевна-лягушка)
Домик в поле появился,
Он в жилище превратился
Для мышей, ежа, синицы
Белки, пчелки и лисицы. (Теремок)
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
Три веселых поросенка
Взяли в дом к себе волчонка
Чтобы он их защищал
И от хищников спасал.
(Три поросёнка)
Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, ещё собака Жучка
Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали?
(Репка)
(Авторские сказки)
Необычный мишка я,
«Пух» – фамилия моя,
Имя тоже я имею,
Угадай его скорее.
(Винни-Пух, Александр Милн)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор…
(Айболит, К. И. Чуковский)
На цветочных лепесточках
Веселилась я всю ночку!
Самовар большой достала,
Со шмелями пировала.
(Муха-Цокотуха, К. И. Чуковский)
Постучался в нашу дверь
Необычный чудо-зверь -
Он в коричневой рубашке,
Ушки-блюдца нараспашку.
(Чубурашка, Э. Успенский)
Жил на свете кроха мальчик,
Был малютка ростом с пальчик,
Под дождем он танцевал,
С солнечным лучом играл.
(Мальчик с пальчик, Ш. Перро)
В красной шапочке идет,
Пирожки с собой несет.
За кустами волк сидит
И за девочкой следит.
(Красная шапочка, Ш. Перро)
Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали.
(Дюймовочка, Г.-Х. Андерсен)
У каждого читателя в библиотеке есть читательский формуляр. В нем будут записываться книги, которые вы прочтете за всю вашу школьную жизнь.