Библиотечный урок в 1 классе

Материал для проведения урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Библиотечный урок18.56 КБ

Предварительный просмотр:

Библиотечный урок в 1 классе.

Тема. «ЗНАКОМСТВО С БИБЛИОТЕКОЙ»

ЦЕЛИ.

  1. Дать учащимся первых классов  базовые понятия по основам библиотечно-библиографической грамотности  (ББГ)-«библиотека», «книжный фонд», «читальный зал».
  2. Сформировать и закрепить первичные навыки самообслуживания в условиях школьной библиотеки.
  3. Прививать умение самостоятельно ориентироваться в мире книг-попросить подобрать себе книгу.
  4. В воспитательных целях ознакомить детей с «Правилами поведения в библиотеке».

Здравствуйте, дети!

Вот вы уже школьники! И на многие вопросы знаете ответ - откуда берется молоко, как растет хлеб, как называется дерево, что растет под твоим окном.

Есть такой дом на свете, в котором собраны для тебя путеводители по жизни. Дом этот большой или маленький, но всегда удивительный, называется он «библиотекой».

«Библио»  по- гречески  - книга, а «тека»-хранилище. А знаете,  сколько лшет существует библиотека? Почти 5 тысяч лет! Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них хранили? Книги! В Египте - написанные на папирусе, в Междуречье -выцарапанные на глиняных табличках. В Индии- составленные из нарезанных пальмовых листьев, в Китае -свитки из шелка. Некоторые из этих первых книг сохранились и до наших дней. Их теперь бережно хранят в самых крупных библиотеках.

И так, библиотека- это дом книг. Здесь живут и дружат между собой книги, ваши верные друзья. В библиотеке очень много, журналов и все это называется книжным фондом. А для того, чтобы мы могли быстро найти нужную книжку, каждая книга стоит на своем месте. Другими словами можно сказать, что каждая книга имеет свой дом и свою квартиру. Хорошо ориентироваться в этом мире книг вам поможет, конечно, библиотекарь.

В нашей библиотеке два отделения: абонемент и читальный зал. У слова «абонемент» много значений. Если хочешь знать все значения, загляни в словарь. В библиотеке оно означает место, где выдают книги на дом. Несколько дней книга твоя. Ты можешь рассматривать картинки, читать, перечитывать, выписывать что-то в тетрадь. И в назначенный библиотекарем срок книгу надо вернуть в библиотеку -ведь она нужна другим ребятам. А если не успел прочитать?  Не беда, приди в библиотеку и попроси продлить срок чтения книги.

У нас есть книги, которые на дом не выдаются. Это справочная литература- энциклопедии, словари. Это книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. И хорошо, что они всегда под рукой. С такими книгами нужно работать в читальном зале.

«В читальном зале тишина

Нам особенно нужна.

Уходите, разговоры,-

В вестибюли, коридоры!

Не мешайте нам читать

Фантазировать мечтать.

В тишине библиотечной

Каждый слышит голоса,

Речи птичьи, человечьи.

В каждой книге тишина

Здесь особенно нужна».

Так что такое читальный зал? (ответы учащихся)

Книги- как люди: рождаются, живут, стареют. Как и люди, могут болеть. А заболев, нуждаются в лечении. И все врачи знают: любую болезнь легче предупредить чем вылечить, и советуют беречь здоровье. И мы с вами должны книги и учебники: что?-БЕРЕЧЬ!

Правильно! Давайте и мы с вами запомним, что с книгами делать

      нельзя:

  • Нельзя книги перегибать.
  • Нельзя загибать книжные страницы.
  • Нельзя закладывать в книги карандаши, ручки. А как называется вещь, которой необходимо пользоваться при чтении книг? ЗАКЛАДКА.
  • Нельзя писать и рисовать в книгах.
  • Нельзя читать книги во время еды.

Больше всего книги любят бережное отношение. Очень любят чистоту.

Чтобы стать настоящим читателями, надо знать правила пользования библиотекой.     Как нужно вести себя в библиотеке? Почему?

Правило № 1  В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим

читателям.

Правило № 2  Книги надо возвращать во время, ведь их ждут другие

Читатели. В нашей библиотеке книгу можно взять на 14дней.

Правило № 3  С библиотечными книгами надо обращаться особенно

бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше ребят.

Правило № 4   Библиотечные книги нельзя терять, иначе в школьной

библиотеке не останется не одной книги.

Правило № 5   Книги в библиотеке (из фонда открытого доступа) надо ставит

точно на место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не

сможет  найти эту книгу для другого ученика

А вот это, ребята, читательский формуляр, куда записываются все книги, которые вы прочтете за всю вашу школьную жизнь.

А теперь отгадайте загадки о сказках и сказочных героях!

У отца был мальчик странный,

Необычный, деревянный.

Он имел предлинный нос,

Что за сказка?-Вот вопрос?

«Золотой ключик»

Был похож на мяч немножко,

И катался по дорожкам.

Укатился ото всех,

Кроме «рыжей», вот так смех!

«Колобок»

Лисичка дом себе нашла,

Мышка добрая была.

В доме том, в конце концов

Стало множество жильцов.

«Теремок»

Круглый шар из печки – прыг,

Он как мяч, к прыжкам привык.

По дорожке покатился,

И никто не удивился.

(Колобок)

Кто-то по лесу идёт,

Короб на спине несёт.

Вкусно пахнет пирогами.

Что за сказка перед вами?

(Маша и медведь)

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне.

(Емеля)

Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка!

(Снегурочка)

Крылья птицы как заря,

Красная под ней земля,

А из клюва пышет жар,

В небе будто бы пожар.

(Жар-птица)

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом…

Кем же были эти

Маленькие дети?

(Семеро козлят)

На метле вчера летала,

С высоты большой упала.

Эй, избушка, курьи-ножки,

Мчись к бабуле по дорожке.

(Баба – Яга)

Летит стрела к одной лягушке,

Пронзит сердечко у квакушки,

Лягушка эта не простая,

На ней корона золотая.

(Царевна-лягушка)

Домик в поле появился,

Он в жилище превратился

Для мышей, ежа, синицы

Белки, пчелки и лисицы. (Теремок)

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

Три веселых поросенка

Взяли в дом к себе волчонка

Чтобы он их защищал

И от хищников спасал.

(Три поросёнка)

Что за сказка: кошка, внучка,

Мышь, ещё собака Жучка

Деду с бабой помогали,

Корнеплоды собирали?

(Репка)

(Авторские сказки)

Необычный мишка я,

«Пух» – фамилия моя,

Имя тоже я имею,

Угадай его скорее.

(Винни-Пух, Александр Милн)

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор…

(Айболит, К. И. Чуковский)

На цветочных лепесточках

Веселилась я всю ночку!

Самовар большой достала,

Со шмелями пировала.

(Муха-Цокотуха, К. И. Чуковский)

Постучался в нашу дверь

Необычный чудо-зверь -

Он в коричневой рубашке,

Ушки-блюдца нараспашку.

(Чубурашка, Э. Успенский)

Жил на свете кроха мальчик,

Был малютка ростом с пальчик,

Под дождем он танцевал,

С солнечным лучом играл.

(Мальчик с пальчик, Ш. Перро)

В красной шапочке идет,

Пирожки с собой несет.

За кустами волк сидит

И за девочкой следит.

(Красная шапочка, Ш. Перро)

Родилась у мамы дочка

Из прекрасного цветочка.

Хороша, малютка просто!

С дюйм была малышка ростом.

Если сказку вы читали,

Знаете, как дочку звали.

(Дюймовочка, Г.-Х. Андерсен)

У каждого читателя в библиотеке есть читательский формуляр. В нем будут записываться книги, которые вы прочтете за всю вашу школьную жизнь.