Знакомство с произведениями искусств разных эпох начиная с первобытного общества
Искусство и власть, на примере первобытного искусства и современных традиций
Скачать:
Предварительный просмотр:
Древнейшие сохранившиеся художественные произведения были созданы в первобытную эпоху, примерно шестьдесят тысяч лет тому назад.
Первобытное (или, иначе, примитивное) искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени - всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в удалённых уголках планеты, до наших дней.
Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности - искусству - одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заострённый камень выполнял в трудовой деятельности.
Что натолкнуло человека на мысль изображать те или иные предметы? Как знать, стала ли раскраска тела первым шагом к созданию изображений, или человек угадал знакомый силуэт животного в случайном очертании камня и, обтесав его, придал большее сходство? А может быть, тень животного или человека послужила основой рисунка, а отпечаток руки или ступени предшествует скульптуре? Определённого ответа на эти вопросы нет. Древние люди могли прийти к идее изображать предметы не одним, а многими путями.
До недавнего времени учёные придерживались двух противоположных взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие - схематические знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы появились приблизительно в одно время. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.
На эти и многие другие вопросы отвечает история открытия первобытного искусства.
Первобытное искусство.
Первые произведения искусства каменного (первобытного) века были созданы около XXV тыс. до н.э. Это примитивные человеческие фигурки, преимущественно женские, вырезанные из бивня мамонта или мягкого камня. Нередко их поверхность испещрена углублениями, означавшими, вероятно, меховую одежду.
Помимо ''одетых'' статуэток встречаются обнаженные женские фигуры с непропорционально широкими бедрами и огромной грудью. Это так называемые ''Венеры каменного века''. На их бедрах можно различить небольшой поясок наподобие набедренной повязки, а иногда и татуировки. Интересны прически статуэток, порой достаточно сложные и пышные. К этому же периоду относятся вырезанные из кости или камня фигурки животных.
Для произведений искусства раннего каменного века, или палеолита, характерна простота форм и расцветок. Наскальные рисунки представляют собой, как правило, контуры фигур зверей, выполненные яркой краской - красной или желтой, а изредка - заполненные круглыми пятнами или полностью закрашенные. Такие ''картины'' были хорошо видны в полумраке пещер, освещавшихся только факелами или огнем дымного костра.
В начальной стадии развития первобытное изобразительное искусство не знало законов пространства и перспективы, а также композиции, т.е. намеренного распределения на плоскости отдельных фигур, между которыми обязательно существует смысловая связь.
Первые образы наскальной живописи - росписи в пещере Альтамира (Испания), относящиеся примерно к XII тыс. до н.э. - были обнаружены в 1875 г., а уже к началу первой мировой войны на территории Испании и Франции насчитывалось около 40 подобных ''картинных галерей''.
Рисунки хорошо сохранились благодаря особому микроклимату пещер. Как правило, они расположены на стенах, удаленных от входа. Например, чтобы увидеть росписи в пещере Нио (Франция, около XII тыс. до н.э.) нужно преодолеть расстояние в 800м. Иногда в пещерные ''галереи'' пробирались сквозь узкие колодцы и щели, часто ползком, переплывами подземные реки и озера.
Постепенно человек не только овладевал новыми способами обработки мягкого камня и кости, что способствовало развитию скульптуры и резьбы, но и стал широко использовать яркие природные минеральные краски. Древние мастера научились передавать объем и форму предмета, применял краску различной густоты, изменял насыщенность тона.
Сначала животные на рисунках выглядели неподвижными, но позднее первобытные ''художники'' научились передавать движение. На пещерных рисунках появились фигуры животных, полные жизни: олени бегут в паническом страхе, лошади мчатся в ''летучем галопе'' (передние ноги поджаты, задние выброшены вперед). Кабан страшен в ярости: он скачет, оскалив клыки и ощетинившись.
Пещерные росписи имели ритуальное назначение - отправляясь охотиться, первобытный человек рисовал мамонта, кабана или лошадь, чтобы охота была удачной, а добыча - легкой. Это подтверждается характерными наложениями одних рисунков на другие, а также их многочисленностью. Так изображение большого количества быков в росписях Альтамира не какой - либо художественный прием, а просто результат многократного прорисовывания фигур.
Триумфальная арка во Франции – Триумфальные ворота в России
Триумфальная арка
Одной из наиболее знаменитых достопримечательностей Парижа признана Триумфальная арка.
Триумфальная арка в Париже
Это грандиозное архитектурное строение находится в 8-м округе Парижа на площади Шарля де Голля, которая ранее называлась площадью Звезды. Это верхняя часть Елисейских полей
Вид на Триумфальную арку и близлежащие улицы
Возведена она была по приказанию императора Наполеона, которое он отдал сразу же после победы в Аустерлицком сражении. Арка прославляла победы наполеоновской армии во времена Великой Французской Революции и Первой империи.
Первый камень ее был заложен самим Наполеоном в 1806 году. Над воплощением в жизнь задумки императора трудился архитектор Жан Шальгрен, который до окончания строительства не дожил. Строительство растянулось на 30 лет, и уже в 1836 году грандиозное сооружение открылось восхищенным взорам парижан и гостей столицы Франции. Заканчивал работы архитектор Абель Блуэ уже во время правления Луи Филиппе. Сам же Наполеон так и не успел порадоваться красоте Триумфальной арки. Уже в 1840 году под ней прошел траурный кортеж с прахом великого императора.
Со смотровой площадки, расположенной на крыше Триумфальной арки, открывается замечательный вид на город. Двенадцать улиц как ручьи стекаются к площади. Как на ладони лежат Елисейские поля, спускающиеся на площадь Согласия, к Лувру и Тюильрийскому саду. С другой стороны хорошо видна авеню де ла Гранд-Арме, а за ней современные небоскребы Парижа.
Триумфальная арка выстроена в классической П-образной форме, в античном стиле. Арочный пролет овальной формы. Размеры этого сооружения впечатляют: 49,51 м – высота арки, 44,82 м – ширина, 29,19 м – высота свода. С боковых сторон арки (с севера и с юга) тоже есть небольшие проемы. По красоте и величию сооруженная арка превзошла всех своих предшественниц.
Украшена арка скульптурными изображениями исторических событий Франции. На восточном фасаде изображено то, как триумфально французская армия выступала в поход, на западном – ее возвращение. Четыре двенадцатиметровых барельефа украшают пилоны арки.
Барельеф
Самая знаменитая композиция – «Марсельеза», автором которой был Франсуа Рюда. Барельеф запечатлел момент, когда в 1792 году в поход против прусского войска, чтобы освободить Лотарингию, выступали волонтеры. «Марсельеза» отличается динамичностью. Воины охвачены единым порывом, стремлением к свободе. Во главе выступает богиня, которая олицетворяет родину, победу, революционный подъем и знаменитую народную песню Марсельезу.
Подписание Венского мира тоже нашло свое отображение на стенах арки. Этому событию посвящена композиция «Триумф», выполненная скульптором Корто. И «Марсельеза», и «Триумф» украшают арку со стороны Елисейских полей. С противоположной стороны расположены барельефы Этекса «Апофеоз мира» и «Сопротивление». О славе трубят в фанфары и крылатые девы, расположенные над проемом арки. Их автором был скульптор Жан Жак Прадье.
Триумфальные ворота в Москве
В середине 1814 г., к торжественной встрече возвращавшихся из Западной Европы победоносных русских войск, у Тверской заставы (в конце нынешней улицы Горького) была сооружена деревянная Триумфальная арка. Но памятник быстро ветшал, и через 12 лет, в 1826 г., было решено заменить деревянную Триумфальную арку каменной. Составление проекта поручили крупнейшему русскому архитектору Осипу Ивановичу Бове. В том же году он разработал и первоначальный ее проект. Однако решение о новой планировке парадной площади у главного въезда в Москву из Петербурга привело к необходимости переделки проекта. Новый вариант, над которым Бове работал почти два года, был принят в апреле 1829 г.
Торжественная закладка арки состоялась 17 августа того же года. В основание будущего памятника была вмурована бронзовая доска с надписью: «Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 г. и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы, разрушенного в 1812 г. нашествием галлов и с ними двунадесяти языков».
Постройка Триумфальных ворот — единственного в Москве памятника арочного типа, сооруженного после войны 1812 г.,— растянулась на пять лет из-за недостатка денежных средств и безразличия со стороны городских властей. Только 20 сентября 1834 г. состоялось открытие этого своеобразного памятника, отражающего военную мощь, славу и величие России, героизм ее воинов-победителей. Бове создал яркий, выразительный образ непокоренной Москвы, восставшей «из пепла и развалин», как говорилось в одной из надписей на арке.
У Тверской заставы ансамбль Триумфальных ворот простоял 102 года. В 1936 г. площадь у Белорусского вокзала, на которой возвышалась арка, решили перепланировать и расширить для разгрузки транспортной магистрали улица Горького — Ленинградское шоссе. Триумфальная арка, кордегардии (помещения для воинского караула) и остатки соединявшей их когда-то кованой ограды были разобраны. Богатое скульптурное убранство арки 32 года хранилось в филиале Музея архитектуры имени А. В. Щусева (на территории бывш. Донского монастыря).
В 1966 г. принято решение о восстановлении Триумфальной арки на новом месте. Над проектом трудился коллектив 7-й мастерской «Моспроекта-3». Руководимый одним из старейшин московской реставрации В. Либсоном, ведущий коллектив реставраторов в составе архитекторов Д. Кульчинского и И. Рубена, инженеров М. Гранкиной и А. Рубцовой смело взялся за дело.
Наиболее подходящим местом архитекторами была признана нынешняя площадь Победы. Теперь Триумфальная арка ставилась без кордегардий и ограды не как проезжие ворота, а как монумент с таким расчетом, чтобы ее с обеих сторон обтекали оживленные транспортные потоки, а она объединяла и украшала пространство между окружающими домами, в то же время не сливаясь с ними.