Система образования при Петре I

Чижикова Марина Германовна

Петровская эпоха создала уникальные возможности личного роста талантливых людей; развитие общей грамотности и духовности рассматривалось как приоритетная государственная задача.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_obrazovaniya_pri_petre_i.docx33.56 КБ

Предварительный просмотр:

Система образования при Петре  I

То, что именно с Петра I обычно начинается отсчет развития науки и образования в нашей стране, конечно, не случайно.

Годы правления первого российского императора – это первые десятилетия XVIII века. А XVIII век, как известно, это эпоха Просвещения – Европа переживает расцвет интереса к научному знанию. В России век Просвещения энергично начинается петровскими реформами. Вряд ли Петр читал Ф. Бэкона, но то, что «знание – сила», он довольно быстро понял сам. Сделав ставку на образование, царь – «и мореплаватель, и плотник» – и сам учился разным наукам и ремеслам, не покладая рук и не стесняясь своего царского сана.

К примеру, узнав от Я.Ф. Долгорукова об удивительных свойствах астролябии, он поручил привезти ее из Франции и с трудом нашел специалиста, который научил его пользоваться этим инструментом. Век Просвещения в России стартовал с создания в Москве, по указу Петра, Школы математических и навигацких наук. Так, вполне прагматично, по-петровски, с инженерно-технического крыла началось выстраивание системы отечественного образования. Отметим, что на первом месте в названии школы – математика.

Школа размещалась в Сухаревой башне, гигантском для тех лет сооружении. Там же была первая в России обсерватория. В этой школе учились дети почти всех знатных фамилий того времени: Волконские, Лопухины, Шаховские, Долгорукие, Хованские, Шереметевы и др. Дисциплина была строгой, учителя – известны своей ученостью. Достаточно сказать, что там преподавал сам Леонтий Филиппович Магницкий, автор «Арифметики» – первого в России учебника по математике, по которому учился и  Ломоносов. Главные вехи эпохи Просвещения в России – создание Академии наук (1724 год) и создание Московского университета (1755 год), исторически связанные между собой титанической личностью Ломоносова. Ученый-энциклопедист и просветитель, первый российский академик открыл новую страницу в истории страны – разработал проект первого российского университета, заложившего основы системы высшего образования и науки в нашей стране.

Созданный в середине XVIII века, Московский университет вскоре стал ведущим научно-образовательным центром страны. В нем создавались научные общества: Московское общество испытателей природы, Общество любителей российской словесности, Московское физико-медицинское общество и др.

На их основе складывались крупные научные школы, получившие всемирное признание и во многом обеспечившие авторитет нашей страны на мировой арене. Постепенно складывается российская высшая школа. Вслед за Московским университетом высочайшими указами учреждаются университеты в Дерпте, Вильно, Казани, Харькове, Санкт- Петербурге и других городах Российской империи. То, что университеты создавались решением верховной власти, означало, что развитие науки и образования в России стало осознаваться как важнейшая государственная задача. А успешное становление и динамичное развитие университетов показало, как сильна в российском обществе потребность в просвещении, науке и культуре.

Российское  образование в XVIII веке целиком связано с грандиозной личностью Петра I, великого реформатора, придававшего образованию первостепенную государственную значимость.

В своих циркулярах он требовал, чтобы подданные «сколь возможно, чтению и письму детей обучали». Кроме азбуки  рекомендовалось использовать часослов и псалтирь. С дворян был особый спрос: их дети должны были учить иностранные языки и другие науки. Важнейшим компонентом своих реформ Петр считал развитие европейски ориентированного, светского по характеру образования. В связи с этим было принято решение открыть государственные школы для подготовки образованных людей дворянских, купеческих и верхушки посада.

 Петровская эпоха создала уникальные возможности личного роста талантливых людей из народа; развитие общей грамотности и духовности рассматривалось как приоритетная государственная задача, образованность всячески приветствовалась. Так, в Москве, в палатах боярина В.Ф. Нарышкина на Покровке в начале 1705 года была учреждена школа для детей «бояр и окольничих, и думных, и ближних, и всего служивого и купецкого чина…» [1, c. 3].

 В 1714 году был  издан указ о всеобщей учебной повинности для детей всех сословий (кроме крестьян). Было постановлено: без свидетельства об окончании обучения « жениться не допускать и венечных памятей не давать» [1, c. 5].

К 1722 году в разных городах России были открыты 42 так называемые «цифирные школы», обеспечивающие начальное обучение математике. Гуманитарное обучение обеспечивалось духовными школами, преподавателей для которых готовила Славяно-греко-латинская академии.

К 1725 году было около 50 епархиальных школ. Количество учеников в цифирных школах сократилось в связи с открытием епархиальных школ, куда перешли почти все дети священников и дьяконов, и нежеланием «посадских людей» (купечества и ремесленников) отдавать своих детей в цифирные школы (их предпочитали обучать ремеслу). Поэтому основным контингентом цифирных школ стали солдатские дети и дети приказных, а часть школ пришлось закрыть.

Любимым детищем Петра была Академия наук. При ней был учрежден первый российский университет в Санкт-Петербурге, а при университете – гимназия. Вся эта система, созданная Петром, начала действовать уже после его смерти – в  1726 году. Профессуру приглашали в основном из Германии – среди  профессоров были знаменитости европейского уровня, например, математики Бернулли и Эйлер. Студентов в университете было сначала очень мало. В основном это были дети дворян или живших в России иностранцев; однако уже вскоре были введены стипендии и особые места для «казеннокоштных» студентов (учившихся за счет государства). Среди казеннокоштных студентов были разночинцы, и даже крестьяне (например, М.В. Ломоносов). В гимназии также учились дети солдат, мастеровых и крестьян, однако они обычно ограничивались низшими (младшими) классами.

В 1755 году аналогичный университет с двумя гимназиями при нем (для дворян и для разночинцев) был открыт в Москве. Курс дворянской гимназии включал русский язык, латынь, арифметику, геометрию, географию, краткую философию и иностранные языки; в гимназии для разночинцев учили главным образом искусствам, музыке, пению, живописи, преподавали и технические науки.

В 1732 г., возникли гарнизонные школы, дававшие не только начальное военное, но и начальное математическое и инженерное образование. Часть духовных («архиерейских») школ расширили свой курс за счет «средних» и «высших» классов и стали именоваться «семинариями». В них, кроме грамоты, изучались грамматика, риторика, философия и богословие.

Именно Петру мы обязаны введением гражданской азбуки, которой пользуемся и сейчас, и первыми переводами на русский язык западноевропейских учебников, прежде всего по предметам естественным, математическим и техническим - астрономия, фортификация и т.д. В XVIII  веке по-прежнему значительную роль в московском образовании играл Печатный двор, получивший при Петре 1 наименование «Московская типография» [1, c. 8].

Она печатала разнообразные календари и азбуки, часословы и псалтири. Набор шел уже не славянскими, а русскими литерами. Учебники, особенно азбуки, стояли на первом месте среди издаваемых в Москве книг светского содержания. Сентября по декабрь 1714 года в городе было распродано 1525 азбук, за весь следующий год – 9796,а в 1716 году – более пяти тысяч. Рекордными тиражами выходили календари, только за один 1709 год – 7200.

Петр 1 живо интересовался делами образования, обращая особое внимание на вопросы воспитания добропорядочных и рачительных подданных, верных патриотов. Под его личным контролем огромным тиражом было напечатано и распространено «Юности честное зерцало», этот замечательный памятник национальной педагогической культуры, наполненный отеческими советами по многим вопросам. Оно стало наиболее популярным домашним чтением в дворянских семьях.

Петр мечтал о создании единой внесословной системы образования. На деле созданная им система оказалась и не единой (профессиональная школа - духовная школа), и не внесословной. Не ставилась и задача общего образования, оно давалось попутно, как часть и условие профессионального образования. Но эта система сыграла гигантскую роль в развитии российского образования, «вписав» его в европейскую систему образования.

            В конце XVII – начале XVIII века,  России пришлось участвовать в многочисленных военных конфликтах и их  итоги,  показали,  отсталость страны,  в экономической и военной области.

Возникла острая необходимость в подготовке профессиональных кадров для всех сфер государственной жизни. Петр начал с организации профессиональных школ, где изучались бы военные и технические науки. 10 января 1701 года Петр I издал указ о создании Артиллерийской школы, а 14 января – Школы математических и навигацких наук. Помимо этого были основаны техническое училище, медицинское училище и ряд других учебных заведений профессиональной направленности [2, c. 134].

Значение активно проводимых реформ не ограничивалось профессиональным образованием, а их влияние не ограничивалось только Россией. Профессиональные школы или училища, по сути, были предтечей системы высшего образования в России. Например, Школа математических и навигацких наук (в различных документах она именуется также «Навигацкой школой» и реже – «Штюрманской школой») была не просто школой в современном понимании этого слова.

Так, в младших классах здесь преподавались грамматика и арифметика, в средних – геометрия, плоская и сферическая тригонометрия и, наконец, в высших классах – астрономия, математическая география, геодезия, навигация и т.д.

Полный курс обучения – от младших до «верхних классов» – составлял более десяти лет. Уже во время обучения ученики привлекались к практической работе в Адмиралтейском приказе и Адмиралтейской канцелярии. Наиболее способные выпускники старших курсов направлялись на стажировку за границу, по окончании которой сдавали специальные экзамены и устраивались на государственную службу, Петр I  лично экзаменовал выпускников [3, c. 187].

Школа математических и навигацких наук подготовила около 1000 специалистов для флота, строителей, инженеров, учителей и специалистов в других областях. По характеру и количеству преподаваемых дисциплин, по строгой организации учебного процесса и по тому значению, которое имели выпускники этой школы для России, а также учитывая личное участие царя в работе школы, можно сказать, что данная школа явилась одним из первых высших учебных заведений России.

После переезда высших классов Школы математических и навигацких наук из Москвы в Петербург в 1715 г. она была переименована в Морскую академию («Академию морской гвардии»). Младшие классы оставались в Москве и выполняли роль подготовительного училища для академии [3, c. 189].

Очевидно, что профессиональные школы, созданные Петром I, не только подняли на высокий уровень отношение к высшему образованию, но и стояли у истоков системы высшего профессионального образования в России [1, с.17].

Кроме того, петровские реформы имеют и общемировое значение. В передовых европейских странах история создания профессионального образования была несколько короче, чем в России. Хотя Англия одной из первых осуществила промышленную революцию, система профессионального технического образования возникла в ней намного позже середины XVIII века. Во Франции первые профессиональные училища были созданы после буржуазной революции 1794 года. Типичным было Училище естественных и технических наук в Париже, во многом похожее на Школу математических и навигацких наук, государственную, с бесплатным обучением. Здесь также не преподавались богословские дисциплины. Парижское училище появилось почти на век позже московской Школы математических и навигацких наук.

Первой в Западной Европе система профессионального образования появилась в Германии, однако это произошло на 10 лет позже, чем в России [1, с. 17]. В 170- г. заместитель председателя Харлеского училища в Германии Шимллер пытался открыть профессиональное училище для взрослых, где бы изучались математика, механика и ремёсла. Но этот проект просуществовал недолго: учащихся было всего 10 человек

Первые 20 лет XVIII века в России ознаменовались небывалым развитием наук, что было востребовано общественным и социальным развитием страны на новом этапе ее истории. Большие успехи были достигнуты в естественных и математических науках, географии, земных и астрономических измерениях, черчении, навигации, исследовании недр, биологии и агрономии, механике.

Назрела насущная необходимость в создании научного учреждения, в котором можно было бы объединить разрозненные исследования и создать благоприятные условия для проведения научных работ, – Академии наук.

Еще в 1697 г. на необходимость подобного учреждения указывал немецкий философ Готфрид Лейбниц, с которым Петр лично познакомился в 1711 г. в Торгау. Лейбниц оставил несколько записок о том, «как надо вести науки в России» [4, с. 150].

В 1712 г. в своем письме Петру I он отметил как особый знак судьбы то, что наука, развивающаяся во всём мире, «дошла и до скифов» и что «царь является свыше избранным для этого орудием». При этом, на его взгляд, царь Петр находится в таком положении, что может взять лучшее, с одной стороны – из Китая, с другой – из Европы. Науками в России заниматься стали недавно, поэтому вполне возможно избежать сделанных другими ошибок: «известно, что вновь построить здание можно лучше, чем сотни лет чинить и улучшать старое» [4, с. 154].

В 1718 г. Петр беседовал со многими российскими и иностранными деятелями о создании в России академии наук. Однако долгое время не могли определить функции будущей академии: будет ли академия научно-исследовательским или образовательным учреждением. Наконец, в 1724 г. Петр принял к решение, что создаваемая академия будет выполнять обе функции – и научно-исследовательскую, и просветительскую [1, с. 30]. В январе того же года им были подписаны составленный ранее план создания академии и ее устав.

Российская Академия наук значительно отличалась от европейских академий.

Во-первых, она была создана как научно-исследовательское учреждение, но при Академии были организованы также университет (в 1726 г.) и средняя школа, все вместе составляющие единое целое. Такая структура академии не требовала больших финансовых затрат и имела значительные преимущества в сравнении с раздельной организацией трех разных учреждений [5, с. 65]. План работы академии требовал от ее членов не только быть в курсе последних достижений по своей научной специальности, но и готовить задания для студентов, а также читать лекции в университете при Академии (в 1726 г. занятия вели 17 профессоров, приглашённых из Германии) [5, c. 67].

Во-вторых, в университете при Академии было создано 3 отделения (факультета), как и во всех университетах Европы, что подчёркивало строгое соответствие европейским научным и образовательным стандартам.

Историки просвещения полагают, что идея академической свободы и единства исследования и преподавания, выдвинутая и активно проводимая в жизнь Вильгельмом фон Гумбольдтом в основанном при его участии в Берлинском университете, имеет исключительное значение в истории высшего образования. Однако, если внимательно рассмотреть план Петра I о создании Академии наук, то можно обнаружить удивительные совпадения с идеями Гумбольдта, хотя и в несколько ином варианте. Петр указывал на две основные функции академии – исследование и преподавание, т.е. академик должен был совмещать научную работу с преподаванием. Внимание Гумбольдта было сосредоточено на университете, поэтому для него приоритетным было преподавание в университете, которое сочеталось с научными исследованиями.

Некоторые исследователи считают, что три основных правила организации университета: самоуправление, единство обучения с научно-исследовательской работой и система свободного обучения – в определенной мере являются обобщением опыта Гёттингенского университета.

план  Петра I по организации и созданию Академии наук и университета при ней был осуществлен раньше создания Гёттингенского университета. Берлинский же университет Фридриха Вильгельма (ныне Университет им. Гумбольдта) был основан уже в начале следующего столетия.

Следовательно, можно определенно утверждать, что царь Петр первым в мире выдвинул идею «сочетания обучения с научным исследованием».

  В годы правления Петра I возникла система профессионального образования,  а также  открылось большое количество школ – цифирные, гарнизонные, епархиальные школы, Навигацкая, Артиллерийская, Инженерная школы и др.

Изменилось содержание образования: на первом месте – не церковные, а светские науки,  для овладения новыми,  ранее не веденными знаниями,  молодых дворян отправляют за границу на учебу,  а сама учеба – становится одним из видов государственной службы.

Создаются светские учебники,  и издается первая печатная газета «Ведомости»,  открывается  первая библиотека и первый музей – Кунсткамера в 1714 году в Петербурге.  Развивается отечественная наука: внедряются русские изобретения, организуются географические, геологические и иные экспедиции

Список литературы

  1. Анисимов,  Е.В. Петр I: рождение империи [Текст] / Е.В. Анисимов // Вопросы истории. – 1989. – № 7. – С. 3 - 20.
  2. Змеев, В. Высшая школа России: XVIII век [Текст] / В. Змеев // Высшее образование в России. – 2002. № 3. – С. 134-135.
  3. Константинов,  Н.А. История педагогики [Текст] / Н.А. Константинов.– М.: «Академия»,  2009. С. 187-189.
  4. Якушев,  А.  Иностранные профессора в университетах России [Текст] /  А. Якушев, В. Гавва, Э. Галушанян  // Высшее образование в России. – 2004. – №2. – С. 159.
  5. Шнедельбах,  Г. Университет Гумбольдта  [Текст] / Г. Шнедельбах// Логос. – 2002. – № 4-5. – С. 66-67.