Статья. Культура в современном обществе
Статья о развитии культуры в современности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._kultura_v_sovremennom_obshchestve.doc | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
Культура в контексте современности
Государству сегодня необходимо воспитывать людей, способных мыслить свободно, судить объективно, не загнанных в угол, теряющихся в собственных мыслях, не понимающих что происходит обывателей, каких из нас пытаются сделать, а людей действительно умеющих думать. При всем этом, необходимо учитывать, что для человека, даже самого свободно и креативно мыслящего, остается важным не потерять собственную идентичность в гонке за первенство. Ведь личность – это не только механизм, позволяющий государству развиваться, но и уникальная сущность, осознание ценности которой является залогом процветания как ее самой, так и мира в целом. Необходимо осознать зависимость и связь между человеком как частью и мировым целым. Возделывание души, гармония личности, как микрокосма определяет в глобальных масштабах и гармоничное существование целого, макрокосмоса.
Человеку свойственно восполнять утраты, как например, население страны всегда стремиться восполнить потери после войны посредством демографического взрыва. И человек, ощущая утрату фундаментальных ценностей, пытается заполнить пустующую нишу такого рода явлениями как массовая культура или напротив обращается к более конкретному, как например национализм, антиглобализм.
Прежде всего отметим, что для культуры необходима плодородная почва. «Хайдеггер подметил бесспорное: на асфальте ничего не растет. Культура, как живой цветок, вырастает на плодородной почве».[1] Наиболее почвенной, укорененной, таким образом можно назвать народную, или национальную культуру. Вытеснение же народных обычаев и традиций массовой культурой приводит к обезличиванию культуры как таковой, к ее угасанию. Становясь чем-то внешним для людей, народная культура исчезает в этой внешности. Сегодня многие высокоразвитые цивилизации ощущают на себе влияние технического прогресса: цивилизационные успехи все дальше отстраняют нас от культурных достижений. Необходимо чувствовать эту разницу между цивилизацией и культурой. Стремление ко все большему увеличению потребления различных новинок, растущий объем информации – все это отнюдь не свидетельство приобщенности к миру культуры. В этой гонке за высокой прибылью, доходами утрачивается человеческое в человеке. Мы словно теряем почву под ногами, пытаясь взлететь все выше. Культура, как фундамент духовного начала в человеке, растворяется, вырождается в массовость. Возможно, попытки восстановить духовное величие человека возможны, если обратиться к религии. Но странным и неправильным зачастую выглядит такое обращение сегодня, человек обращается лишь к внешней стороне, не стремясь к духовному возделыванию: ставит свечки, покупает церковную утварь, но внутреннее содержание человека остается прежним. Религия же должна представлять собой «вершину, сущностное средоточие и отличительный признак подлинности в культуре, ибо только духовное восхождение приближает писателя, художника, музыканта к вратам Культуры».[2] Именно в народной культуре многие авторы видят то светлое будущее, что приведет человечество к спасению. И за сохранение этого наследия не в последнюю очередь несет ответственность государство. Государство должно охранять культурное наследие, поддерживать его, так как именно благодаря духу культуры возможно гармоничное существование самого государства и отдельных индивидов в нем. Национальное, а не общечеловеческое объединяет людей, связанных общностью территории, традиций, обычаев в гражданское целое. Поэтому поддержание национального своеобразия должно являться одной из главных задач государства. «Обезличенность жизни, осуществляемая под флагами научно-технического прогресса, вхождения в мировую цивилизацию, ведет к унифицированной культуре, которую уже нельзя называть культурой, хотя, заметим, в наше время принято говорить о массовой культуре, о субкультурах, не вырастающих из национальных традиций».[3]
Массовую культуру можно охарактеризовать как существующую для продажи, это уже не творчество, а скорее индустрия, ориентированная на потребителя. Она не выражает изысканной высокой культуры, она заставляет потреблять то, что покажется выгодным ее продавцам. В какой-то мере массовая культура не оставляет альтернативы, она приглушает духовные поиски народа. Ее доступность приводит к обесцениванию того, что она предлагает. Искусство, как таковое перестает быть двигателем человеческого прогресса, наряду с наукой. Более того, оно становится двигателем регресса, способствует упрощению и оглуплению, воздействует на примитивные стороны сознания. Мы наблюдаем все чаще снижение уровня образованности. Зачастую человек, имеющий высшее образование, возможно не одно, не имеет представления о развитии и достижениях науки и техники, о высокой культуре. Этот разрыв можно считать следствием замены реальных знаний на их эквивалент – документ о высшем образовании, набор примитивных представлений о мире. [4]
Мы можем заметить, что в современном академическом искусстве все реже можно выделить действительно талантливых представителей определенного рода искусства. Искусство постмодерна больше не представляется труднодоступным – любой неумелый художник может воспроизвести так называемый шедевр постмодерниста.
В наше время размываются границы между массовой и элитарной культурой. Последняя, конечно, имеет место быть и развиваться, но мы все чаще можем наблюдать, как высоко культурные произведения используются в рекламе, репродукции великих художников заполняют офисы и штампуются на этикетках товаров массового производства. Таким образом, создается видимость приобщения к высокой культуре, на деле оказывающейся пустой коробкой в красивой оболочке. Произведения искусства бездумно копируются, не оцененные по достоинству. «Органная месса Баха относится к высокой культуре, но если она используется в качестве музыкального сопровождения в соревнованиях по фигурному катанию, то автоматически зачисляется в разряд массовой культуры, не теряя при этом своей принадлежности высокой культуре».[5] К сожалению, такое представление о высокой культуре зачастую оказывается недоступным. И многие заявляют о своей культурной грамотности, не имея ни малейшего понятия об истинном значении творений этой культуры, зная ее лишь отрывочно, воображают себя знатоками. И подобное представление порождает путаницу среди населения, считающего, что элитарная культура давно вылилась в массы. Мы можем полагать, что это далеко не так. И то, что принято считать массовой культурой – отождествляют с культурой низов, с посредственным представлением о высоком искусстве.
Таким образом, достижения цивилизации не смотря на свою прогрессирующую значимость, по сути, тянут человека назад (на дно) в главном, что может возвысить человека – в культуре. «Культура, столкнувшись с всесилием цивилизации, повисает в пустоте, у нее нет опоры, она более никому не нужна. Наступает невменяемость культуры».[6] Конечно, цивилизация привнесла в мир немало благ, сделала жизнь более комфортной, а комфорт более доступным. И было бы глупо отказываться от ее достижений, но многие из них столь противоречивы, что стоит задуматься, насколько необходимы человеку машины класса люкс, сжигающие уйму бензина и выбрасывающие в воздух невероятное количество нечистот, если все это способно привести мир к экологической катастрофе и вымиранию? И самое главное, другой вопрос: в борьбе за выживание сможет ли культура сохранить себя, не дать уничтожить себя развитой цивилизацией? И на чьей стороне окажется человек в этой борьбе, способен ли он осознать значимость и драматичность сложившейся ситуации? Эти вопросы не могут найти ответа сегодня. Но задать их нужно каждому из нас, и может быть, наконец задумавшись человечество найдет решение поставленной проблемы.
[1] Корольков А.А. Образование между культурой и цивилизацией [Электронный ресурс] / А.А. Корольков. – Режим доступа к статье: http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/37876.php
[2] Корольков А.А. Образование между культурой и цивилизацией [Электронный ресурс] / А.А. Корольков. – Режим доступа к статье: http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/37876.php
[3] Там же.
[4] Юрьев А.И. Стратегическая психология глобализации: психология человеческого капитала / А.И. Юрьев. – Спб.: Logos, 2006. - с. 55.
[5] Кравченко А.И. Культурология: Словарь [Электронный ресурс] / А.И. Кравченко. – М.: Академический проект, 2000. – Режим доступа к словарю: http://www.countries.ru/library/typology/elitcult.htm
[6] Корольков А.А. Образование между культурой и цивилизацией [Электронный ресурс] / А.А. Корольков. – Режим доступа к статье: http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/37876.php