Программа лагеря с дневным пребыванием детей на базе Центра "Созвездие" "Весёлые каникулы. Приключения на Диком Западе" (лагерь практических навыков)
В течение многих лет на базе Центра творчества детей и юношества «Созвездие» в летний период функционирует лагерь дневного пребывания. Ежегодно педагогический коллектив Центра стремиться организовать содержательный отдых детей и подростков, реализуя различные программы и проекты летнего отдыха и оздоровления. Данные программы были направлены на нравственно-эстетическое воспитание, развитие творческих способностей детей. Впервые в этом году Центр «Созвездие» организует детский оздоровительный лагерь с использованием новой современной социальной и педагогической технологии - лагерь практических навыков. В 2014 году на базе Центра «Созвездие» реализована программа «Школа Робинзона» (лагерь практических навыков). Положительный опыт реализации использован пр разработке данной программы.
Программа «Веселые каникулы. Приключения на Диком западе» - это программа летнего оздоровления, образования и отдыха для детей, которая включает в себя методики, основанные на предоставлении ребёнку возможности проявить самостоятельность, ответственность и другие важные качества, так необходимые для его личностного роста.
Направленность программы –туристическая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
veselye_kanikuly._priklyucheniya_na_dikom_zapade.doc | 938.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Советский районный Центр развития творчества
детей и юношества «Созвездие»
программа лагеря с дневным пребыванием детей
на базе МБОУ ДОД СРЦРТДию «Созвездие»
лагерь практических навыков
Авторы-составители программы:
Жгунова О.А., заместитель директора,
Палиани Г.Н., педагог-организатор,
Сидорова О.Г., педагог дополнительного образования
г. Советский, 2015 г.
Содержание программы
- Информационная карта программы………………………………………………………………3
- Пояснительная записка……………………………………………………………………………6
- Цель, задачи программы……….………………………………………………………………….8
- Этапы и сроки реализации …………………………………………………………….…………8
- Место реализации программы……………………………………………………………………9
- Механизм реализации программы……………………………………………………………….9
Содержание
Игровая модель смены
Система поощрения
Формы работы
Педагогические принципы
Схема управления программой
- Кадровое обеспечение программы………………………………………………………………13
- Ожидаемые результаты программы……………………………………………………………..13
- Финансово-экономическое обоснование программы…………………………………………..14
Информационная карта программы
Название программы | Лагерь практических навыков «Веселые каникулы. Приключения на Диком западе» (программа детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием на базе МБОУ ДОД СРЦРТДиЮ «Созвездие») |
Авторы- составители программы | Жгунова О.А., заместитель директора МБОУ ДОД СРЦРТДиЮ «Созвездие» (начальник ДОЛ) Сидорова о.Г., педагог дополнительного образования (педагог-организатор ДОЛ), Палиани Г.Н., педагог- организатор (воспитатель ДО) |
Руководитель программы | Васянин О.Н. – директор МБОУ ДОД СРЦРТДиЮ «Созвездие» |
Территория реализации программы и проекта | г. Советский |
Юридический адрес участника | 628242, г. Советский, ХМАО, ул. 50 лет Пионерии, д.4 |
Телефон | Факс (34675) 3-24-30 , тел. 3-87-85 (бух.) |
Форма проведения программы | Детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей- лагерь практических навыков. |
Цель | Сформировать социально-значимые навыки, способствующие личностному росту ребенка в современных условиях посредством привития навыков решения нестандартных ситуаций. |
Срок реализации | Июнь 2015 года (положительный опыт реализации программы может быть использован при организации детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе Центра «Созвездие» в июле, августе 2015 года). |
Общее количество и возраст участников программы | 50 человек (1 смена) |
География участников программы
| Дети в возрасте от 7 до 11 лет (включительно). Идея и содержание программы может быть адаптировано для подростков в возрасте 12-18 лет. |
Условия участия в программе | Добровольное |
История программы | В течение многих лет на базе Центра творчества детей и юношества «Созвездие» в летний период функционирует лагерь дневного пребывания. Ежегодно педагогический коллектив Центра стремиться организовать содержательный отдых детей и подростков, реализуя различные программы и проекты летнего отдыха и оздоровления. Данные программы были направлены на нравственно-эстетическое воспитание, развитие творческих способностей детей. Впервые в этом году Центр «Созвездие» организует детский оздоровительный лагерь с использованием новой современной социальной и педагогической технологии - лагерь практических навыков. В 2014 году на базе Центра «Созвездие» реализована программа «Школа Робинзона» (лагерь практических навыков). Положительный опыт реализации использован пр разработке данной программы. Программа «Веселые каникулы. Приключения на Диком западе» - это программа летнего оздоровления, образования и отдыха для детей, которая включает в себя методики, основанные на предоставлении ребёнку возможности проявить самостоятельность, ответственность и другие важные качества, так необходимые для его личностного роста. |
Особая информация и примечания | Лагерь практических навыков «Веселые каникулы. Приключения на Диком западе»- уникальная возможность для ребенка с интересом и пользой провести двадцать один день летних каникул, отдохнуть, приобрести новые полезные навыки и качества, расширить кругозор, приобрести настоящих друзей и зарядится отличным настроением. Приключения в «Веселые каникулы. Приключения на Диком западе»- это приключения в течение летней лагерной смены отрядов и отдельных участников на суше и на «море», на горных вершинах и лесных тропах, в действительных или вымышленных мирах. Направленность программы –туристическая. |
Введение
В течение многих лет на базе Центра творчества детей и юношества «Созвездие» в летний период функционирует лагерь дневного пребывания. Ежегодно педагогический коллектив Центра стремиться организовать содержательный отдых детей и подростков, реализуя различные программы и проекты летнего отдыха и оздоровления. Данные программы были направлены на нравственно-эстетическое воспитание, развитие творческих способностей детей.
Впервые, в июне 2014 года на базе Центра «Созвездие» был организован детский оздоровительный лагерь с использованием новой современной социальной и педагогической технологии - лагерь практических навыков. Положительный опыт реализации программы использован при разработке данной программы.
«Веселые каникулы. Приключения на Диком западе»- это программа летнего оздоровления, образования и отдыха для детей, которая включает в себя методики, основанные на предоставлении ребёнку возможности проявить самостоятельность, ответственность и другие важные качества, так необходимые для его личностного роста.
Наш лагерь– это увлекательное и познавательное приключение, это солнце, воздух и друзья, это полное отсутствие свободного времени, это насыщенная программа на каждый день, это уникальный коллектив педагогов, это качественное двухразовое питание, это здоровый образ жизни во всём, это особый дух и настроение, это образовательная среда, которая реально меняет людей к лучшему, это лагерь который остаётся в сердцах навсегда.
Лагерь практических навыков «Веселые каникулы. Приключения на Диком западе»- уникальная возможность для ребенка с интересом и пользой провести двадцать один день летних каникул, отдохнуть, приобрести новые полезные навыки и качества, расширить кругозор, приобрести настоящих друзей и зарядится отличным настроением. Приключения в «Веселые каникулы. Приключения на Диком западе»- это приключения в течение летней лагерной смены отрядов и отдельных участников на суше и на «море», на горных вершинах и лесных тропах, в действительных или вымышленных мирах. Приключения -форма организации досуга наиболее ярко воспринимающаяся детьми в младшем школьном возрасте. Именно дети данной возрастной категории составляют основного контингента участников смены детского оздоровительного лагеря за последние 4 года.
Участие в программе -это захватывающее состязание с самим собой и другими, где невозможно победить без находчивости и общительности, чувства плеча товарища и доброты, братства и взаимопомощи, культа здоровья, актерских способностей, экспромта. Это интенсивная педагогическая технология быстрого формирования коллектива, выявления лидеров, психологический тренинг личности через создание ситуации выбора поведения в экстремальных ситуациях с последующей рефлексией и самооценкой. Это большая игра в которой захотят участвовать все.
Педагогическая идея программы – это формирование личности как самостоятельной единицы, способная решать разноплановые задачи в нестандартных ситуациях.
1.Пояснительная записка
1.1.Концептуальные подходы.
В современном мире все больше углубляется процесс автоматизации и компьютеризации, многие современные дети вырастают оторванными от реальности, проводят время за компьютером и телевизором, передвигаются только на автобусах и автомобилях, и, как результат, вырастают несамостоятельными, физически слабыми и подверженными любым заболеваниям. По данным всероссийской статистики отмечается ухудшение состояния физического и психического здоровья детей, общая заболеваемость за последние годы увеличилась на 29,4%. Существует и другая крайность: отрицательное влияние улицы и, как результат этого - детская преступность, вредные привычки, беспризорность.
Детский лагерь- это место, где может быть очень эффективно построена педагогическая работа по самоопределению личности ребенка через включение его в различные виды деятельности, в том числе и в каникулярное время. Главным направлением в работе педагогического отряда является психологическая, социальная, оздоровительная поддержка. Создание комфортной психологической среды для каждого ребенка предполагает помощь в обретении внутренней свободы, раскованности в проявлении своих эмоций.
Психологи (Л.С. Выготский и другие) выделили основные группы главных интересов детей и подростков. К ним относятся:
- доминанта романтики - стремление к неизвестному, рискованному, приключениям, героизму,
- эгоцентрическая доминанта - интерес к собственной личности;
- доминанта усилия - тяга подростков к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, что может проявляться в упрямстве, хулиганстве, борьбе против авторитетов, протесте и так далее.
Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение летнего периода навыки и умения, способности дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая значительно больших успехов, чем их менее творчески развитые сверстники.
Велика роль игровой технологии, действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него, как неперспективного.
Программа является краткосрочной (продолжительность-21 день), ориентирована на детей в возрасте 6-11 лет, так как именно данная возрастная категория составляет 98% контингента, посещающих детский оздоровительный лагерь на базе Центра «Созвездие» за последние 4 года. Программа «Веселые каникулы. Приключения на Диком западе»-туристической направленности.
Программа разработана с учетом законодательных нормативно-правовых документов: федерального, регионального и муниципального уровней и с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей.
Программа «Веселые каникулы. Приключения на Диком западе» опирается на следующие принципы:
- «Дойти до каждого» - это основной принцип работы лагеря. В отряде 25 человек, что является почти оптимальным для организации работы внутриотрядной жизни.
- «Уважай личность ребёнка». Создаётся атмосфера бережного отношения к личности ребенка.
- «У каждого своё дело, а вместе мы команда». Каждый в лагере занят своим делом, у каждого своя - ответственность, но общий результат.
1.2. Новизна и отличительная особенность программы.
Отличительная особенность данной программы от других программ детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием заключается в использовании современной социально-педагогической технологии- лагерь практических навыков, содержание которого ориентировано на выработку практических навыков решения разноплановых задач в нестандартных ситуациях. Этим же и обусловлена новизна данной программы. Данная программа является приемником программы «Школа Робинзона», реализованной в 2014 году.
Еще одной отличительной особенностью программы является то, что в механизм реализации программы- приемы, методы, квест- технологии, используемые в разработке детских компьютерных играх.
1.3. Актуальность и социальная значимость программы.
Актуальность данной программы заключается в том, что туризм– это важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта, нравственного оздоровления и культурного развития нации. Туризм способствует решению многих социальных проблем. «Комнатные» дети благодаря занятию туризмом познают реальный мир, а дети улиц приобщаются к морально-нравственным ценностям и здоровому образу жизни. Таким образом, в современных условиях туризм становится важным средством формирования позитивных жизненных ценностей, интересов и стремлений; средством всестороннего развития Личности.
2. Цель, задачи программы
2.1. Цель программы
Цель программы– Сформировать социально-значимые навыки, способствующие личностному росту ребенка в современных условиях посредством привития навыков решения нестандартных ситуаций.
2.2. Задачи программы.
Задачи:
- организовать активный оздоровительный отдых детей в приключенческом духе,
- ориентировать детей на получение ими навыков решения нестандартных ситуаций; формирование мотивации к применению накопленных знаний, умений, навыков в повседневной жизни,
- формировать у участников программы компетенции социально-личностного характера: логическое мышление, способствовать приобретению навыков саморегуляции, самоопределения; укреплению здоровья, закаливанию организма, содействие правильному физическому развитию воспитанников; способствовать формированию гражданских качеств, культуры межличностных взаимоотношений.
3.Этапы и сроки реализации программы
Период | Основные направления деятельности, задачи |
Аналитический этап (январь 2015года) | Основное направление деятельности: -изучение литературы, -определение целей, задач, -составление программы, прогнозирование результатов |
Подготовительный этап (январь-май 2015 года) | Основное направление деятельности: -разработка педагогической основы программы и сюжетно-игровой модели, -подбор кадрового состава, - подбор методического материала; - формирование пакета психолого-педагогических диагностик и анкет для подростков, - изготовление атрибутики, сценических костюмов, - установление внешних связей с социальными учреждениями, учреждениями культуры, - оформление информационных стендов для ребят и родителей, -проведение обучающего мероприятия для педагогических работников, задействованных в реализации программы. |
Основной этап ( июнь 2015 года)
(1-3 день смены) Основной период смены. (4-17 день смены)
Заключительный период смены (18-21 день смены) | Задача: сплочение коллектива, командообразование, создание благоприятного микроклимата в условиях временного коллектива. Основной деятельностью этого этапа является: -встреча детей, знакомство, сплочение коллектива, -создание благоприятного микроклимата в коллективе, -формирование органов самоуправления; -организация первичной диагностики уровня индивидуального здоровья; -проведение анкетирования и тестирования детей, с целью определения их психического состояния; |
Задачи: - формирование практических навыков у участников смены, -формирование навыков принятия решений в нестандартных ситуациях, - создание условий для самовыражения подростков посредством включения в разнообразную деятельность, -формирование гражданского и правового самосознания подрастающего поколения. Основной деятельностью которого является: -реализация основной идеи смены; -вовлечение детей в различные виды коллективно-творческих дел; -проведение познавательных, развлекательных, спортивно-массовых, профилактических, коррекционных мероприятий в рамках реализации программы лагеря; -ежедневное наблюдение за состоянием детей со стороны воспитателей. | |
Задача: -раскрытие творческих способностей детей, - закрепление навыков межличностных отношений. Основные виды деятельности этого этапа являются: -подведение итогов; -итоговое анкетирование участников, с целью выявления степени удовлетворённости организацией летнего отдыха, | |
Обобщающий этап (июль 2014 года) | Задача: подведением итогов апробации. Основные виды деятельности -анализ реализации программы, -определение результативности реализации программы по разработанным критериям и показателям. |
4. Место реализации программы
Программа реализуется на базе МБОУ ДОД СРЦРТДиЮ «Созвездие».
5. Содержание программы
5.1. Содержание программы
Приключения в «Веселые каникулы. Приключения на Диком западе»- это приключения в течение летней лагерной смены отрядов и отдельных лидеров на суше и на «море», на горных вершинах и лесных тропах, в действительных или вымышленных мирах. Это захватывающее состязание с самим собой и другими, где невозможно победить без находчивости и общительности, чувства плеча товарища и доброты, братства и взаимопомощи, культа здоровья, актерских способностей, экспромта. Это интенсивная педагогическая технология быстрого формирования коллектива, выявления лидеров, психологический тренинг личности через создание ситуации выбора поведения в экстремальных ситуациях с последующей рефлексией и самооценкой. Это большая игра в которой захотят участвовать все.
Содержание программы направлено на формирование и развитие практических навыков в условиях временного детского коллектива и организацию досуга. Эта задача может быть достигнута через знакомство и проживание в соответствии с образом жизни в лагере, а так же через отрядную программу, во время спецкурсов, участие в различных мероприятиях.
5.2.Механизм реализации программы.
Содержание программы просматривается через следующие взаимосвязанные модули:
5.3. Сюжет смены.
Предполагается создание игровой смены в виде приключенческой игры «Веселые каникулы. Приключения на Диком западе». Участники знакомятся с легендой и ребятам предлагается отправиться в увлекательное приключение по Дикому западу. В основе- методика компьютерной игры «Ферма» (квсет-технология).
Согласно легенды, каждый отряд- одна ковбойская семья, отрядные комнаты- ранчо. Задача каждой семьи заработать как можно больше прибыли для своего ранчо, сделать его преуспевающим. Для выполнения поставленных задач, каждому отряду необходимо обустроить ранчо, изготовить изделия, которые можно выставить на продажу или обменять на «рынке», а также изготовить полезные вещи и принимать активное участие в различных тематических мероприятиях.
За жизнью на ранчо, деятельностью семей наблюдают:
- шериф (начальник ДОЛ),
- помощник шерифа (педагог– организатор),
- управляющий (воспитатели),
- помощник управляющего (вожатый).
Внутри каждой семьи (отряда) распределяются социальные роли исходя их тематики смены. По итогам комплексной игры выявляется победитель.
Весь период участники погружены в атмосферу приключений, выполняют определенные задания, способствующие знакомству или выработке практических навыков, необходимых в повседневной жизни и обеспечивающие яркий, эмоциональный досуг.
Приложение №1
к приказу Центра «Созвездие»
от 21.04.2015 года №35
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | суббота |
Знакомство, распределение обязанностей, оформление ранчо Мастер-класс «Изготовление визитной карточки отряда», «Маска» Открытие лагеря. «Однажды на Диком западе»(Международный день защиты детей) | 2 июня Мастер-класс «Элементы костюма настоящего ковбоя» Легенды прерий (знакомство с древними легендами) | 3 июня Мастер-класс Работа «рынка» (продажа, обмен изделий, изготовленных семьями) «Ковбойское многоборье» (спортивное состязание) | 4 июня Мастер-класс «Тотем семьи» «ФОРТ-Додж» (комплексная игра на решение нестандартных ситуаций) | 5 июня Мастер-класс «Конкурс на лучшего ковбоя» | 6 июня Трудовой десант Работа «рынка» Конкурс рисунка на противопожарную тему |
8 июня Мастер-класс «Подарок другу» «Свой среди чужих» (конкурс сценического искусства, конкурс пантомимы) | 9 июня Акция «Ладошка» (Международный день друзей) «Покоритель Дикого Запада»(Гинесс -шоу) | 10 июня «День рождения Шерифа» ( День сюрпризов) Безопасное колесо | 11 июня Мастер-класс «Ориентирование на местности» «День перемирия» (День России) | 12 июня выходной | 13 июня выходной |
15 июня День ковбойской шляпы Мастер-класс «Изготовление ковбойской шляпы» Работа «рынка» «Испытания Красного каньона» (Состязания шляпами) | 16 июня
Акция «Росток» «Поиск карты в хижине Старого Билли»(приключенческая игра) | 17 июня Мастер-класс
| 18 июня Работа «рынка» «Ранчо ковбоя Зоркий Глаз» (Поиск клада) | 19 июня Мастер-класс «Изготовление цветов» «Шоу для настоящих ковбоев» | 20 июня Ковбойская вечеринка |
22 июня Мастер-класс «Изготовление ранчо, салуна из спичек» День урожая. Фестиваль цветов. | 23 июня Мастер-класс Работа «рынка» Фестиваль родео | 24 июня «Ранчо приключений» (поиск фигурок животных) Конкурс ЮИД | 25 июня Мастер-класс «Добро пожаловать в салун! | 26 июня Работа «рынка» «Раз ковбой, два ковбой.. Закрытие лагеря. Кантри-дискотека. | ------------------------ |
***План –график мероприятий предполагается дополнить мероприятиями оздоровительной и досуговой направленности.
5.4. Формы работы.
В основе реализации программы используется следующие формы работы:
1. отрядные мероприятия, направленные на сплочение команды, на формирование микроклимата коллектива, выявление лидеров (КТД, беседы, тренинги, игры, упражнения и др.),
2. мастер-классы (практические занятия, практикумы по развитию логического мышления и т.д.),
3. общелагерные (большие) мероприятия (игровые концертные шоу-программы; спортивные мероприятия, коллективно-творческие дела; интеллектуальные, познавательные игры и многое другое),
4. оздоровительные процедуры (расширение спектра закаливающих процедур игры на свежем воздухе, спортивные мероприятия, и др.),
5. психолого- педагогическое сопровождение (диагностика).
5.5.Система поощрения участников.
В лагере существует:
- внутриотрядная система стимулирования – это устная похвала, выражение заинтересованности, одобрения; «персональное» спасибо по итогам занятия конкретному ребенку; индивидуальные грамоты, дипломы за победу в конкурсе, соревновании. Данная система способствует личностному росту участников смены. Участники программы так же на протяжении всего периода участвуют в мероприятиях различной направленности. По итогам смены выявляются активисты, проявившие себя в большей степени. Им вручаются дипломы, памятные подарки. Каждый участник смены будет поощрен в грамотами и подарками в различных номинациях. Каждый участник получит в подарок диск с фотографиями, памятный календарь и массу знакомств и положительных эмоций.
- отрядная система стимулирования- Все отряды участвуют в общелагерных делах. За победу в том или ином деле, отряд получает кусок фрагмента карты (согласно легенде смены). В конце смены все кусочки собираются воедино, согласно легенде смены.
6. Схема управления программой
6.1. Схема управления программой:
- Кадровое обеспечение
7.1. Кадровый состав и его функционал:
- руководитель программы, руководитель смены -1 человек,
- воспитатель -4человека,
- педагог-организатор - 1 человек,
- педагог дополнительного образования (организует проведение мастер-классов)-1 человек,
- медицинский работник (поддерживает здоровьесберегающие условия и обеспечивает медицинское сопровождение программы)-1 человек,
- педагог-психолог (изучает способности и интересы детей, проводит диагностику по уровню развития коллектива, реализует коррекционно-развивающую программу)--1 человек,
- звукооператор (обеспечивает музыкальное сопровождение общих мероприятий и оказывает помощь воспитателям в подборе музыкального сопровождения мероприятия внутри отряда)-1 человек.
Кадровый состав сформирован из сотрудников Центра «Созвездие» за исключением медицинского работника. К работе детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей привлекается медицинский работник МБОУ СОШ №4 (согласно договора).
8. Ожидаемые результаты
8.1. Ожидаемые результаты.
Участник, пройдя данную программу:
- приобретет практические навыки, необходимые в повседневной жизни, знания для выживания в природной среде в экстремальных ситуациях и решения нестандартных ситуаций,
- расширит кругозор по вопросам географии, биологии, экологии,
-встретит единомышленников и получить поддержку в дружеском взаимодействии,
-приобретет возможность проявить себя в различных моделях взаимодействия, получит навыки, необходимые в дальнейшей жизни,
-сформируются социальные и культурные нормы поведения,
-спортивная деятельность повысит уровень физического развития (силу, ловкость, выносливость) и волевые качества личности: решительность, целеустремленность. Приобретут необходимые
Участие в программе благотворно скажется на духовном и интеллектуальном развитии детей, будут динамично развиваться логическое мышление, познавательные процессы, лидерские и организаторские навыки.
Использование и реализация предложенных форм работы послужит созданию условий для реализации способностей и задатков детей, что окажет существенное влияние на формирование интереса к различным видам деятельности в том числе к туризму.
В ходе реализации программы участники получат следующие умения и навыки:
- туристические навыки (изучение основ туристической техники и преодоление полосы препятствий. В процессе обучения дети познакомятся с искусством вязания узлов, научатся ориентироваться по звездам, компасу, разжиганию костра, умению сложить несколько видов костра, ставить палатку и оборудовать временное жилище.).
- навыки саморегуляции,
- умение взаимодействовать в коллективе;
- приобретение навыков проектирования; опыт участия в спортивно - туристических мероприятиях, военно- патриотических мероприятиях.
Эффективность освоения участниками программы оценивается следующими критериями:
- физический критерий: снижается заболеваемость, увеличивается выносливость;
- социальный критерий: увеличивается количество новых знакомых, развиваются коммуникативные навыки посредством постоянного общения в коллективе, возрастает степень сплоченности в коллективе;
- психический критерий: уравновешенность, умение владеть собой, оптимизм, волевые качества личности.
Ожидаемый результат:
Параметр | Критерии оценивания | Методы |
| -увеличение количества сформированности практических умений, -умение решать стандартные ситуации нестандартными подходами -самоорганизация деятельности | Внешнее наблюдение за работой ребенка, Заполнение мониторинговой карты социальных компетенций ребенка, анализ |
| -охват детей спортивно-массовыми мероприятиями, -отсутствие заболеваний, -отсутствие травм, -количество и продолжительность валеологических мероприятий (игры на свежем воздухе, количество спортивных мероприятий) | Анализ |
| -активность , - инициативность -удовлетворенность от поступков, социальной значимости | Собеседование |
| -умение слушать и слышать собеседника (толерантность). - бесконфликтное общение, - навыки самоконтроля, -формирование адекватной самооценки, - коммуникабельность, - формирование ценностных ориентаций, -эмоциональная устойчивость, -наличие мотивации на познавательную деятельность. | Наблюдение в первый период смены и на выходу(последний день смены), социометрия Каждый ребенок диагностируется педагогическим работников индивидуально по всем параметрам согласно баловой системе: 0баллов-критерий не сформирован 1балл-сформитрован частично 2балла-сформирован не в полном объеме 3балла-критерий сформирован в полном объеме |
| -активность , - инициативность -удовлетворенность от поступков, социальной значимости | Наблюдение, анализ ситуации |
В результате участия в программе, участники смены приобретут опыт успешной самореализации, эффективного взаимодействия с окружающими, что в совокупности с полученными ими навыками, будет способствовать повышению их социальной активности
8.2. Методы диагностики.
Диагностика проводится в виде:
-входящего и исходящего анкетирования,
-собеседования,
-наблюдения,
-рефлексии,
- психологические игры,
-тренинги.
В программе используются психодиагностические методики, с помощью которых будут отслеживаться эффективность социально-педагогической деятельности, корректировки программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей был разработан диагностический комплекс, который включает следующие методики:
- Социометрическая методика. Основная цель – выявление динамики взаимоотношений в группе, статуса членов группы и уровня сплоченности временного детского коллектива. Результаты данной методики используются для планирования работы по улучшению взаимоотношений между детьми в отряде, с целью повышения статуса тех детей и подростков, которые имеют неблагоприятное статусное положение в отряде, улучшению психологического климата в коллективе.
- Модифицированный тест Люшера. Основная цель – отслеживание эмоционального состояния ребенка и отряда в целом. Результаты данной диагностической методики оперативно используются в воспитательной, коррекционной и профилактической работе.
- Анкета для педагогического коллектива. Основная цель – выявление отрицательных и положительных сторон в организации, управлении и реализации программы смены. Результаты анкетирования используются при планировании последующих смен с учетом выявленных недостатков.
Аналитическая работа начинается с запуска и анализа анкет и строится на ежедневном анализе результатов психолого-педагогической диагностики, анализе дня и мероприятий на всех уровнях программы.
По итогам смены проводится анализ диагностических данных, рейтинг мероприятий, где оценивается эффективность реализации программы.
- Финансово-экономическое обоснование программы.
8.1.Материально-технические условия::
- здание Центра «Созвездие» (4 игровые комнаты, 1 актовый зал), так же задействована территория, прилегающая к зданию Центра «Созвездие»,
- туристическое оборудование (имеется в наличие Центра «Созвездие»)
- игровой комплекс для организации досуга детей (формируется за счет грантовой поддержки).
8.2. Информационные условия
Информационные условия обеспечения программы предусмотрены на:
-внутреннем уровне: через функционирование отрядных уголков;
-внешнем уровне: освещение различных мероприятий, жизнедеятельности лагеря в СМИ; подготовка памяток для родителей.
8.3. Финансовые условия.
Расходы, связанные с проведением профильной смены отдыха и оздоровления для детей финансируются из средств субвенций бюджета Ханты-Мансийского автономного округа- Югры.
Для успешной реализации программы в рамках организации летней оздоровительной компании 2014года необходимо привлечение внебюджетных средств на пополнение материально-технической базы для осуществления интересного досуга и яркой эмоциональной составляющей каникулярного отдыха детей.
9. Последействие
Положительный опыт реализации программы:
- может быть использован при организации детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе Центра «Созвездие» в июле, августе 2015 года,
- положен в основу программы организации лагеря туристической направленности для подросткового возраста, в которой необходимо предусмотреть выработку практических навыков в рамках проведение туристических походов различной сложности
- положен в основу организации в каникулярный период палаточного лагеря для подростков, в том числе, находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации.
Список использованной литературы
- «Педагогика временного детского коллектива», учебное пособие. — Владивосток, 2002.
- «Пути развития системы детского отдыха». Материалы НПК в рамках встречи руководителей и организаторов детского отдыха регионов Сибири и Дальнего Востока, ВДЦ «Океан». - Владивосток 2003.
- «Обучение жизненно важным навыкам в школе» под редакцией Н.П. Майоровой. «Педагогика каникул» А.А. Маслов.- Омск 2006.
- «Здравствуй, лето!» С. В. Титов. – Волгоград 2001.
- «Ах, лето!» С. В. Савинова, В. А. Савинов. – Волгоград 2003
- «Кипарис» Ю. Н. Григоренко, У. Ю. Кострецова . Москва 1999.
- «Летний оздоровительный лагерь» Нормативно – правовая база» Е. А. Гурбина. Волгоград 2006.
- Школа подготовки вожатых. А. А. Маслов. Омск – 2006.
- http://www.skillcamp.ru/index.php/letnie-kanikuly/105