Интегрированный урок литературы и МХК "Серебряный век" в искусстве

Анисимова Галина Викторовна

Интегрированный урок посвящён искусству "Серебряного века". Обзорно знакомит учащихся с основными направлениями в искусстве России конца 19 начала 20 веков.В приложении дан образец теста на закрепление изученного материала. Прилагается Презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_2.docx44.61 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок литературы и МХК

«Серебряный век в искусстве» в 10 классе

                                         Подготовили и провели:

        Анисимова Галина Викторовна-

                       учитель музыки и МХК

  Батюченко Елена Алексеевна-

                                                   учитель русского языка и литературы

Цели урока:

  • знать временные рамки культуры Серебряного века, основные течения и их принципы;
  • знать исторические процессы этого периода и наиболее значительные достижения в разных областях культуры;
  • уметь работать самостоятельно, в группах и в парах, уметь работать с таблицами, тестами, уметь обобщать и делать выводы.
  • развивать  творческие способности кадет, эстетический вкус.
  • воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине, ее истории, культуре, литературе, искусству, живописи.

Оборудование: презентация, музыка, рабочие листы,

Предварительная подготовка:  сообщений группы «Литературоведов» о течениях и направлениях серебряного века, стихотворения Блока, Есенина, Маяковского, Ахматовой наизусть;  сообщения группы «Искусствоведов» о Скрябине, о картинах.

Конспект урока.

1.Организационный момент.

2.Учитель литературы.

-Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. И не только потому, что у нас присутствуют гости. Но и потому, что я буду вести урок не одна, а совместно с учителем  МХК.

Надеемся, что урок у нас будет насыщенным, познавательным и пройдёт плодотворно.

Итак, начнём.

Посмотрите, пожалуйста, на стенд. Чьи это портреты? (Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тютчев, Толстой, Фет, Достоевский и т.д.)

Скажите, а в какое время жили эти выдающиеся художники слова? (в 19 веке)

- Как часто называют 19 век? (золотой).

 – Почему именно «золотой»? (как драгоценный металл, нам дорого их творчество)

Учитель: кончается век 19-ый, который мы называем золотым. На смену идёт новое время.

- Подумайте, как по аналогии можно назвать время, когда на смену метрам художественного слова приходит огромное количество молодых, талантливых, творческих людей? Может быть, поможет вам в этом отрывок из «Поэмы без героя» Анны Ахматовой

Были святки кострами согреты,
И валились с мостов кареты,
И весь траурный город плыл
По неведомому назначенью,
По Неве или против теченья, -
Только прочь от своих могил.
На Галерной чернела арка,
В Летнем тонко пела флюгарка,
И Серебряный месяц ярко 
Над Серебряным веком стыл.

(серебряный век).

- Подумайте, как можно сформулировать тему сегодняшнего урока? Возьмите рабочие листы  и запишите тему. СЛАЙД

- Ребята, исходя из темы, поставьте цели на урок. СЛАЙД

Цели урока:

  • знать временные рамки культуры Серебряного века, основные течения и их принципы;
  • знать исторические процессы этого периода и наиболее значительные достижения в разных областях культуры;
  • уметь работать самостоятельно, в группах и в парах, уметь работать с таблицами, тестами, уметь обобщать и делать выводы.

Учитель: Серебряный век… - Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова, какие ассоциации они вызывают? (Возможные ответы: серебряный век – блеск, яркость, звон, утонченность, хрусталь, бокалы, хрупкость, мгновенность, отражения, блики, прозрачность, свечение, туман, тайна, волшебство, уста, шепот… )

Учитель: Звуковой облик слов «Серебряный век» создает в нашем воображении особый мир, настраивает на разговор о прекрасном. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже XIX-XX веков, отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, живописи, музыки, театра, скульптуры и т.д.

-Каково же основное содержание эпохи, именуемой Серебряным веком? Ответить мы попытаемся с позиции 2-х групп:«Литературоведов» и «Искусствоведов», которые заранее получили задания при подготовке к уроку. И ещё: у каждого из вас на парте лежат РАБОЧИЕ ЛИСТЫ, которые вы будете заполнять в процессе урока, оценивая свою работу и работу своих товарищей; эти листы вы сдадите нам в конце урока.

 На уроках истории вы говорили об этом периоде, конце 19- начале 20 века. Итак, какой же была Россия рубежа веков?

1) Осенью 1894 г. на российский престол вступил император Николай II.

Начало XX в. для России было бурным и тяжелым. В условиях назревающей революции правительство стремилось к сохранению существующего строя без каких-либо существенных политических изменений.

1905 г. стал переломным, Либералы активизировали свою деятельность накануне революции 1905 г.

2)Однако набирало силу и рабочее, и крестьянское движения В 1900-1904 гг. впервые в истории политические выступления пролетариата и крестьянства совпали по времени. Весной 1902 г. в 14 губерниях Европейской России вспыхнули крестьянские восстания.

-Какие важнейшие исторические события происходили в России в начале 20 века?

Россия пережила три революции:

-1905 года; -Февральскую и Октябрьскую 1917 г.,

-Русско-японскую войну 1904-1905 гг.

-Первую мировую войну 1914-1918гг.,

-Гражданскую войну

УЧИТЕЛЬ: М. Цветаева, называет литературу «очевидцем всех времён истории». Посмотрим, что же волновало русскую литературу в «двадцатом удивительном столетье...»

- Как вы думаете, что чувствует человек и не просто человек, а творческая личность в это кризисное время? (Тревогу, переживания, неуверенность……)

-Именно в это время, в начале 20 века, получает распространение декадентство. СЛАЙД

А вместе с таким литературным направлением, как реализм СЛАЙД

Ведущее место в литературе начинает занимать модернизм и множество его течений: символизм, акмеизм, футуризм, новокрестьянская поэзия.

Учитель: -Ведущее место в литературе занимает поэзия

- Почему именно поэзия заняла тогда в культуре ведущее место?(Потому что помогает лучше передать чувства, индивидуальные переживания человека).

Учитель: Для этого времени характерна активная литературная жизнь: книги и журналы, поэтические вечера и состязания, литературные салоны и кафе, обилие и разнообразие поэтических талантов.

- Какие направления и стили характеризуют «Серебряный век»? Об этом нам расскажут ребята из группы «Литературоведов». Вы познакомитесь с основными течениями «Серебряного века» и должны будете записать их основные принципы в своих РАБОЧИХ ЛИСТАХ.

(Презентация 2) «Серебряный век в русской поэзии» .

Серебряный век - это время духовного новаторства, крупного скачка в развитии отечественной культуры. Именно в этот период родились новые литературные жанры, обогатилась эстетика художественного творчества, прославилась целая плеяда выдающихся просветителей, деятелей науки, писателей, поэтов, художников.

-Каковы же основные течения в поэзии Серебряного века и наиболее яркие их представители?

Течений было много, мы выделим как основные 4 – это символизм, акмеизм, футуризм и новокрестьянская

СИМВОЛИЗМ

Учитель: Самым первым и самым значительным течением в конце 19- в начале 20 века был символизм, что в переводе с греческого языка означает «знак», «символ».

Наиболее яркими представителями такого течения, как символизм были А.Блок, В.Брюсов, А. Белый

-Расскажите. Каких основных принципов, придерживались символисты. Не забывайте делать пометки в рабочих листах.

Основными принципами символизма были:

- Во-первых, установка на сотворчество с читателем

- Мифотворчество (в своих стихах поэты-символисты часто обращались к мифам, использовали мифологические образы)

- Мистические идеалы и вера в обновление мира

- Открытие многозначности слова (для символистов слово-это некий символ, знак, который читатель должен разгадать, причём каждый читатель может понимать слова-знаки по-своему)

- для символистов также характерна - Музыкальность поэзии

Учитель  Вот, например, отрывок из поэмы А. Блока « Двенадцать » (ученик читает отрывок из поэмы «Двенадцать »).

Двенадцать

  Черный вечер.

        Белый снег.

        Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

        Ветер, ветер —

На всем божьем свете!

        Завивает ветер

        Белый снежок.

Под снежком — ледок.

        Скользко, тяжко,

        Всякий ходок

Скользит — ах, бедняжка!

        От здания к зданию

        Протянут канат.

        На канате — плакат:

«Вся власть Учредительному Собранию!»

Старушка убивается — плачет,

Никак не поймет, что значит,

        На что такой плакат,

        Такой огромный лоскут?

Сколько бы вышло портянок для ребят,

        А всякий — раздет, разут...

- О каком событии говорит А.Блок?

-КАК вы догадались?

-Ветер, мороз,плакат, обрывки фраз из народа- символы революции . О революции тогда говорить открыто было нельзя, и поэты использовали символы

- АКМЕИЗМ.

Что это за направление? Послушаем литературоведов. Делаем записи в рабочих листах

Представители акмеизма: А.Ахматова, Н.Гумилёв, Б.Пастернак и др.

 Акмеизм также является одним из течений модернизма. В переводе с греческого языка акмеизм означает «высшая степень чего-либо, цветущая сила». Это течение тесно связано с символизмом, акмеисты пытались преодолеть некоторые недостатки символистов.

Основные принципы акмеизма – это

- Отношение к поэзии как к мастерству

- Утверждение красоты жизни в её конкретно-чувственных проявлениях

- Возрождение традиций «золотого века» русской поэзии

- Романтические мотивы

- Возвращение ценностей и красоты реального мира

Учитель  Анна Ахматова – одна из ярких представительниц акмеизма. В 1961 году Анна Ахматова написала стихотворение «Родная земля», приуроченное к 20-летию начала Великой Отечественной войны.Послушаем стихотворение.

Стихотворение  «Родная земля»  (ученик читает стихотворение   ).

В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно — своею. 

- Что является основным образом этого стихотворения? (земля)

- Как вы догадались, что Ахматова говорит о земле?

- О какой земле здесь говорит поэтесса?

-  Высшая ценность человека- земля. Речь идет о вечном символе — плодородном черноземе, который хлеборобы до сих пор почитают своим кормильцем.

-ФУТУРИЗМ.

 Что это такое? Послушаем литературоведов. Делаем записи в РАБОЧИХ ЛИСТАХ.

Представители футуризма: В.Маяковский, В.Хлебников, Д.Бурлюк;

 Футуризм в переводе с латинского языка означает «будущее».

Футуристы отводили себе роль прообраза искусства будущего, разрушали культурные стереотипы. Цель их творчества – побуждение к действию.

Принципы футуризма:

- Футуристы отрицали старое и утверждали новое искусство, считали, что оно призвано преобразить окружающий мир

- Хотели обновить поэтический язык (для них характерно словотворчество)

- Эстетическое бунтарство, эпатаж

- Новые функции искусства как выражения творчества масс

Стихам этих поэтов характерны приёмы звукоподражания, использование лозунгов, плакатов, новых ритмов, необычных рифм и многое другое.

Учитель Очень ярким представителем футуристов был Владимир Маяковский. Вот, например, его вступление в поэму «Во весь голос»    (ученик читает стихотворение   ).

Во весь голос  (Первое вступление в поэму) 
Уважаемые 
товарищи потомки! 
Роясь 
в сегодняшнем 
окаменевшем дерьме, 
наших дней изучая потемки, 
вы, 
возможно, 
спросите и обо мне. 
И, возможно, скажет 

ваш ученый, 
кроя эрудицией 
вопросов рой, 
что жил-де такой 
певец кипяченой 
и ярый враг воды сырой. 
Профессор, 
снимите очки-велосипед! 
Я сам расскажу 
о времени 
и о себе. 

- Что необычное вы заметили в манере написания стихотворения Маяковского? (лесенка, каждое слово весомо)

-Четкий  ритм, необычные рифмы – это отличало поэзию футуристов.

НОВОКРЕСТЬЯНСКИЕ ПОЭТЫ. Еще называют это течение имажинизм

Что особенное было в их творчестве? Послушаем литературоведов. Делаем записи в РАБОЧИХ ЛИСТАХ

Наиболее яркие представители новокрестьянской поэзии – это С.Есенин, Н.Клюев, А.Ширяевец.

 Главными устоями, объединявшими поэтов "новокрестьянской" плеяды,- были любовь к родине, культ трудовой нравственности, кровная связь с родной природой.

Отличительные принципы новокрестьянской поэзии - это

- Поэтизация деревенского быта и сельской природы

- Связь труженика с миром природы и устного творчества

- Чувство неприязни к жизни шумного и душного города

Учитель У истоков новокрестьянской поэзии стоял Николай Клюев. А мы послушаем отрывок из стихотворения другого представителя этого течения – Сергея Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…» (ученик читает стихотворение).

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою".
 

- По каким признакам мы можем отличить поэзию имажинистов? (связь с деревней)

- Какие примеры можем привести из стихотворения С.Есенина?

- Вы, наверное, заметили связь поэзии с крестьянской деревней (хаты, околицы, веселый пляс и т.д.)

-Заслушав группу литературоведов, давайте сделаем вывод:

- Каково же значение Серебряного века?

- Она выражала настроения эпохи

- Искала новые пути в литературе

- Открыла большое количество творческих индивидуальностей

- Активизировала читателя, привлекала его к сотворчеству

Таким образом, можно сказать, что поэзия конца 19 – начала 20 веков занимала ведущее место в русской культуре и развивалась под влиянием классической литературы XIX века

Учитель литературы: Итак, мы убедились с вами, как много было новых имён в созвездии поэзии «Серебряного века», стремящихся выразить настроение, нерв, музыку эпохи, ищущих новые пути в искусстве, для которых «Жизнь и поэзия – одно…»

А теперь давайте предоставим слово ещё одной группе ребят – «Искусствоведам», которые расскажут о «Серебряном веке» в других видах искусства.

Учитель МХК(Презентация 3) «Серебряный век в живописи и музыке».

Мы убеждаемся, что в произведениях определённой эпохи явления, наблюдающиеся в одном виде искусства, также свойственны и другим видам. Символизм проникает в музыку.

Звучит “Поэма экстаза” А. Скрябина.

«Я хочу не осуществления чего бы то ни было, а бесконечного подъёма творческой деятельности, который будет вызван моим искусством». Такое признание было сделано однажды Александром Николаевичем Скрябиным – выдающимся творческим деятелем Серебряного века, чьё музыкальное, композиторское и философское видение мира оказались необычайно взаимосвязаны

Вокруг имени Скрябина велись горячие споры. Слишком необычайна, слишком сложна была эта противоречивая натура.

Сообщение учащегося о Скрябине.

Музыка Скрябина была нова и непривычна. Пианист Дроздов говорил: “... новая, неведомая стихия властно охватила наше сознание. Словно мятежный вихрь сорвался со струн рояля и увлёк нас в свой стремительный полёт. Слышались вопли и шум борьбы. Чувствовался порыв пленённого героя. Рвущего оковы, гибнущего в последнеё схватке, но не сдающегося.”

“Поэма огня” или “Прометей” - это симфония написана в 1910 году. В партитуру “Прометея” впервые в истории музыки введена световая строка, предназначенная для придуманной Скрябиным световой клавиатуры.

А. Блок вспоминал в своём дневнике: “ Изобретение Скрябина: световой инструмент - рояль с немыми клавишами, проволоки от которых идут к аппарату, освещающему весь погруженный во мрак зал в цвета, соответствующие окраске “нот”.

“Как вам, например, кажется... У вас есть чувство созерцания звука в свете? Кажется вам, что звуки светятся цветами? - это спрашивает композитор у юного Бориса Пастернака.

Музыкальные и философские идеи Скрябина, его поиски и эксперименты захватили всё существо юного Пастернака, серьёзно занимавшегося музыкой и мечтавшего стать композитором. Для него великий импровизатор и мечтатель становится настоящим кумиром. Шесть лет отдал юный музыкант своей мечте: бесчисленные музыкальные импровизации, сочинительство, опыты...

В последние годы жизни Скрябин мечтал о грандиозном синтетическом “действе” - “Мистерии”, где бы объединились музыка, слово, танец, краски, даже ароматы

Видеофрагмент из “Прометея”

Великий Генрих Нейгауз справедливо заметил однажды: «Поэма экстаза» – так я назвал бы весь творческий и жизненный путь Скрябина. Он горел и сгорел – вот почему его музыка, как звезда, как солнце, излучает свет»

Учитель: - « Живопись - это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат» писал Леонардо да Винчи.

-Из рассказа предыдущей группы, мы услышали, насколько разнообразна, необычна, интересна была литература. Группе «Искусствоведов» было дано задание - исследовать направления в изобразительном искусстве конца 19-нач 20 в. Предоставим им слово.

(Слайд 2-4)Ученик 1. Прочные позиции удерживали художники Реалисты - представители русской академической школы и наследники передвижников (И. Репин, М. Нестеров, В. Суриков и др.).

Музыка тоже успешно развивала лучшие традиции русских композиторов «Могучей кучки». Вместе с тем продолжала поиски в области формы и содержания.

Учитель. Но не они определяли лицо русского искусства начала XX века! «Время неслыханных перемен» и «невиданных мятежей» (А.А.Блок).

(Слайд 5-7)Ученик 1. Русские художники конца 19 и начала 20 в. увлеклисьимпрессионизмом. А.Серов, И.Грабарь, К. Коровин.

(Слайд 8)Ученик 2. Законодателем моды стал стиль «Модерн». Последователи этого направления объединились в творческое общество «Мир искусств».

(Слайд 9-10) Одним из художников этого общества был Н.Рерих.

(Слайд 11)Учитель. Один из современных исследователей отмечал: «Всякий стиль неповторим, но стиль модерн – самый неповторимый среди всех стилей».Согласны ли вы с подобной точкой зрения?

Ученик 3. Мне кажется, что модерн соединил в себе все направления: романский, готический, классицизм, барокко, русский стиль.

(Слайд 12) Это мы видим в постройках Ф.О.Шехтеля, В.Валькотта.

Учитель. Да, в столицах возводились постройки в стиле модерн, или как его еще называли неоклассицизм.

(Слайд 13)Ученик 3. Мы провели исследования в градостроительстве нашего города, и нашли интересные постройки этого периода. В Симбирске конец 19 – нач. 20 века называли эпохой ФАНТАЗЕРОВ.

В этом году исполняется 135 лет со дня рождения российского архитектора, инженера и дизайнера - Федора Ливчака. В Ульяновске сохранилось более двух десятков его строений.

(Слайд 14) В 2014 году исполняется 150 лет выдающемуся русскому архитектору Августу Шоде.

(Слайд 15)Учитель. В 1907 году в Москве открылась выставка под названием «Голубая роза». Представители «Голубой розы» были тесно связаны с поэтами-символистами. Насколько мы можем понять и «расшифровать» поэтические слова В.Я.Брюсова в стихотворении «Творчество»?

Тень несозданных созданий

Колыхается во сне,

Словно лопасти латаний

На эмалевой стене.

Фиолетовые руки

На эмалевой стене

Полусонно чертят звуки

В звонко-звучной тишине…

Ученик 2. Мне кажется, символ можно истолковать словами, но истинный смысл понять нельзя, можно только догадываться.

(Слайд 16) Символизм в живописи был представлен такими разными художниками, как М.Врубель и К. Петров-Водкин.

В созданных образах Михаилом Врубелем нашли отражения не только духовные поиски, но и внутренние противоречия сложного времени, в которое он жил. Реальность, мечта и фантазия переплелись в его полотнах невероятным образом. «Царевна лебедь».

(Слайд 17) «Демон» Врубеля – олицетворяет борьбу мятущегося человеческого духа, страх перед неизвестностью.

(Слайд 18) В домашнем задании опишите, какие символы вы можете увидеть в картине Петрова-Водкина «Купание Красного коня»?

(Слайд 19) Но символизм в русской живописи не был единым стилем.

«Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет», «Ослиный хвост»… Чем объясняется многообразие и пестрота направлений в искусстве?

Ученик 2. Наверное, им было интересно экспериментировать, искать новые формы и пути в изобразительном искусстве.

(Слайд 20) Крупнейшие русские художники  «авангардисты»: В.Кандинский, М.Шагал, П.Филонов и др., каждый со своим «авторским» стилем.

(Слайд 21-24) В «Абстракционизме» Василия Кандинского отказ от изображения реальных предметов и явлений в живописи; стремление выразить стихийность в динамике пятен или объемов. «Цвет – это клавиши; глаз – молоточек; душа – многострунный рояль» говорил Кандинский. Свои работы он называл «Импрессия 3», «Концерт», «Импровизация 26», «Импровизация 209», «Композиция 6» и т.д.

(Слайд 25) «Супрематизм» К.С.Малевича: сочетание окрашенных в локальные цвета простых геометрических фигур. Фигуры парящие в пространстве.

(Слайд 26) «Черный квадрат – это предельно простой и ясный символ космоса, абсолютно недоступный для человеческого сознания…» - писал сам автор.

Учитель. Какие же мы сделаем выводы из всего этого многообразия.

(Слайд 32)Ученик. Мы увидели, что в искусстве происходит отказ от старых художественных традиций, смелые эксперименты. Художники стали раскрепощенными и свободными в своем творчестве.

Ученик. Существовало множество направлений, каждое из которых провозглашало свою идею и стремилось реализовать ее в творчестве. В них и по сей день сложно разобраться.

Учитель МХК: - Ну что ж, ребята, давайте обобщим всё, о чём мы говорили и сделаем выводы. Как вы думаете, почему в русском искусстве эпоха конца 19 – начала 20 веков получила название «Серебряный век»? Что нового вы узнали для себя на уроке?

-Таким образом, конец 19 – начало 20 веков подарил миру не несколько десятков имён в литературе, а целую плеяду талантливейших людей в разных областях искусства, каждый из которых индивидуален и самобытен по-своему. Это был феноменальный расцвет в культуре.

- А теперь проведём небольшое тестирование, которое поможет нам выяснить, как вы усвоили сегодняшнюю тему. РаБОЧИЕ ЛИСТЫ

ТестированиеСЛАЙДЫ.

1.Укажите временные границы «серебряного века» русской поэзии.

1) начало 20 века

2) конец 19 – начало 20 века

3) начало-середина 20 века

2.Какого из художественного объединения начала 20 века не существовало?

1)«Бубновый валет»

2) «Голубая роза»

3) «Пиковая дама»

3.Название какого поэтического течения переводится как «знак»?

1) акмеизм

2) футуризм

3) символизм

4.Кто из названных русских художников конца 19-начала20 веков не входил в творческое общество «Мир искусства»?

1)А.Н.Бенуа

2)Н.К.Рерих

3)В.В.Кандинский

5.Название какого поэтического течения переводится как «будущее»?

1) акмеизм

2) футуризм

1) символизм

6.В начале творческого пути А.Скрябин продолжил традиции группы:

1)«Мир искусства»

2) «Могучая кучка»

3) «Русские сезоны»

7.Название какого поэтического течения переводится как «высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора».

1) акмеизм

2) футуризм

3) символизм

8.Картина «Демон» принадлежит кисти художника:

1) А.Серов

2) М.Нестеров

3) М.Врубель

-А теперь оцените результаты тестирования по ключу

- Достигли ли вы целей урока?

8. Домашнее задание.

1) по литературе:

а) индивидуальное задание - подготовить презентацию-рассказ о поэтах «Серебряного века» (о Блоке, Маяковском, Есенине, Ахматовой);

2)по МХК

б)Написать эссе на тему « Можно ли говорить о «музыкальности» живописи Врубеля и «живописности» музыки Скрябина»?

9. Рефлексия.

- Ребята, на этом наш урок окончен. Всем спасибо. Каждый из вас получит за работу оценку после того, как вы сдадите свои «РАБОЧИЕ листы».

Рабочий лист____________________________________________________

(Ф.И.)

п/п

Этапы урока

рабочие записи

материал понятен

хочу узнать дополнительно

1

Тема урока

2

Цели урока

4

Словарная работа

реализм

модернизм

символизм

акмеизм

футуризм

новокрестьянская поэзия(имажинизм)

5

Серебряный век поэзии

А.Блок

А.Ахматова

В.Маяковский

С.Есенин

6

Серебряный век в музыке

Скрябин

7

Серебряный век в живописи

реалисты

импрессионисты

авангардисты

8

Тест

1)                            5)

2)                            6)

3)                            7)

4)                            8)

9

Домашнее задание