презентация по нормативно-правовым документам Концепция и Стратегия развития системы ДО
В современных условиях государство предъявляет к системе дополнительного образования высокие требования. В нормативно-правовых документах все чаще появляется слово "миссия" педагога. Что же это значит? Чего ожидает государство от преподавателей ДШИ? Попробуем разобраться на основе Концепции и Стратегии развития системы ДО. Вашему вниманию предлагается презентация ( к сожелению в урезанном виде без аудио и видео материалов), в которой я попыталась обозначить ключевые моменты Концепции и Стратегии. Буду рада, если документ будет кому-то полезен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация по нормативно-правовым документам стратегия и концепция развития системы ДО | 27.63 КБ |
Предварительный просмотр:
- Концепция и стратегия развития дополнительного образования детей
- 2014-2015гг
- Концепция предполагает:
- Общественное понимание необходимости и миссии дополнительного образования (далее ДО) для наиболее полного обеспечения права человека на свободный выбор видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение личности.
- Конкурентные преимущества ДО, которые следуют из вариативности содержания и форм организации образовательного процесса.
- Миссию ДО, направленную на формирование мотивации к познанию, труду, творчеству, приобщению к ценностям и традициям российского народа, что обеспечит конкурентоспособность личности, общества и государства.
- Преимущества дополнительного образования:
- Персонализация, основанная на вариативности развивающих образовательных программ и их выборе детьми (семьей) в соответствии с интересами, склонностями и ценностями.
- Открытость, предполагающая взаимодействие с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями, занимающихся тем же или близким видом деятельности.
- Дополнительное образование –
«социальный лифт» для детей с ограниченными возможностями - В настоящее время в условиях информационной социализации ДО может стать инструментом формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности, адаптивности к темпам социальных и технологических перемен.
- Проблемы сферы дополнительного образования:
- Вариативность и обновляемость программ не всегда обеспечивает качество образовательных услуг;
- Система ДО испытывает острый дефицит в современном оборудовании, инвентаре, учебных пособиях, компьютерной технике, интернет-связи;
- Уровень зарплаты, не способствующий массовому привлечению талантливых молодых специалистов;
- Обновление содержания ДО происходит медленно (отсутствие разработанных программ и методик по работе с детьми с ОВЗ);
- Отсутствие нормативного регулирования в вопросах привлечения негосударственного сектора для модернизации инфраструктуры ДО;
- Обозначив приоритеты и проблемы, правительство разработало цели, задачи, принципы и механизмы развития ДО
- Расширение обязательств государства по бюджетному финансированию ДО;
- Содействие государственно-частному партнерству в сфере игровой индустрии, производящей безопасные компьютерные игры общеразвивающего и обучающего характера;
- Организация сетевого взаимодействия организаций разного типа;
- Партнерство государства, бизнеса, институтов гражданского общества и семьи;
- Обеспечение инновационного характера развития системы ДО при использовании лучших традиций отечественной сферы ДО и успешных мировых практик;
- Поддержка образовательных программ для детей из группы социального риска, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей из семей с низким социально-экономическим статусом;
- Опора на инициативы детей и семьи, использование ресурсов семейных сообществ;
- Основные направления реализации концепции
- Внедрение механизмов поддержки организаций ДО, реализующих программы для детей в сельской местности;
- Поддержка семейных, детско-взрослых практик дополнительного образования детей;
- Проведение информационно-просветительской кампании для мотивации семей к вовлечению детей в занятия ДО, повышении родительской компетенции в воспитании детей;
- Разработка механизмов мотивации бизнеса в развитии ДО детей с использованием системы налоговых льгот и преференций;
- Стимулирование благотворительности физических и юридических лиц;
Реализация концепции будет осуществляться в два этапа 2014-2017 гг. и 2018-2020гг. Предполагается постоянный мониторинг реализации концепции со стороны Минобрнауки и Минкультуры России.
- ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е
от 29 мая 2015 г. № 996-р
МОСКВА
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия).
2. Минобрнауки России:
с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в 6-месячный срок разработать план мероприятий по реализации Стратегии и внести его в Правительство Российской Федерации;
совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить реализацию Стратегии.
Председатель Правительства
Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 29 мая 2015 г. № 996-р
С Т Р А Т Е Г И Я
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.
Цель, задачи, приоритеты Стратегии
Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
- Что такое воспитание?
- Воспитание – это педагогически рациональное управление процессом развития личности ребенка (Закон РФ «Об образовании»).
- Воспитание – это целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном самоопределении; создание условий для самореализации личности (программа «Юные москвичи на пути в III тысячелетие»).
- Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности (Х.Й.Лийметс, Л.И.Новикова, В.А.Караковский и др.)
- Воспитание в образовательном смысле – это специально организованная целенаправленная деятельность по формированию и развитию сознания и самопознания ребенка, формированию нравственной позиции и ее закреплению в поведении.
Таким образом в определениях можно выделить общие признаки:
- Целенаправленность воздействий на воспитанника;
- Социальная направленность этих воздействий;
- Создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений;
- Освоение человеком определенного комплекса социальных ролей.
- Цель, задачи и приоритеты стратегии воспитания
- повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования, физической культуры и спорта, культуры и уровня психолого-педагогической поддержки для социализации детей;
- создание условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за ее результаты;
- обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей
- Основные направления развития воспитания
- создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми;
- создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания
- развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно- эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;
- развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей
- Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности предусматривает:
- развитие сопереживания и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
- создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения, по формированию российской гражданской идентичности;
- формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;
- Приобщение детей к культурному наследию предполагает:
- эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического;
- создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
- поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
- Ожидаемые результаты
- повышение престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей;
- повышение роли системы общего и дополнительного образования в воспитании детей, а также повышение эффективности деятельности организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;
- повышение общественного авторитета и статуса педагогических и других работников, принимающих активное участие в воспитании детей;
- доступность для всех категорий детей возможностей для удовлетворения их индивидуальных потребностей, способностей и интересов в разных видах деятельности независимо от места проживания, материального положения семьи и состояния здоровья;