"Созвучие разных культур, или воспитание толерантности через музыку и танец."

Вогулкина Наталия Владимировна

Статья посвящена проблемам, связанным с толерантностью, которая стала актуальной в последнее десятилетие.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

~  ~

ГБУ ДО Центр Внешкольной Работы Центрального района

СОЗВУЧИЕ РАЗНЫХ КУЛЬТУР, или

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ЧЕРЕЗ МУЗЫКУ И ТАНЕЦ.

Педагог дополнительного образования Феденёва Т.С.

 Концертмейстер Вогулкина Н.В.

Санкт-Петербург

2016 г.

    «Любое общество, не имеющее этической, социальной и культурной            однородности, для обеспечения своей стабильности  нуждается в толерантности», - писал доктор философских наук  Л.В. Скворцов.

Терпимость, сострадание к другим народам издавна свойственно людям,  жившим и живущим  в наше время  на территории  России. Истоки этих качеств лежат в её огромных размерах  и многонациональности её уклада. Культуры разных народов нашей страны не только сохраняют свои национальные особенности, язык, но и обогащают друг друга.

     Понимание толерантности в России расходится с трактовкой этого понятия в Европе и Америке. Здесь главный вопрос – о границах толерантности. Западный мир сегодня переживает разрушение традиционной морали, нравственных, этических устоев, когда уродливое возводится в норму. Это явление, к сожалению, проникает и в нашу страну. Сегодня у многих современных детей наблюдается отсутствие понимания традиционных ценностей, нравственно-ориентационных моделей и идеалов. Дети уделяют меньше времени межличностному общению, не стало игр во дворах, которые были популярны раньше и которые их сближали. Главное, что сейчас оказывает влияние на развитие духовного мира ребёнка, - это информационное «оn-line» пространство. Там, в интернете, он находит модели своего поведения, формирует своё сознание, сталкивается с примерами интолерантности.  Поэтому, задача педагога – сформировать у ребёнка ценностные ориентации, отвлечь его от виртуальной жизни в пользу реальности, развить способность сопереживать, понимать эмоциональное состояние другого человека, умение находить пути друг к другу, избегая конфликтов.

    Для создания образа в искусстве, будь то музыка, танец, исполнителю необходимо «проникнуться» содержанием произведения, «сопережить» его и уловить особенности культуры, в рамках которой оно создано, обратить, «чужое» в «своё». Этот механизм сближает разные культуры и помогает человеку общаться с другими людьми, исходя из принципов толерантности. Система обучения и воспитания средствами хореографического и музыкального искусства связана с эстетической категорией прекрасного. Танец – вид искусства, где художественный образ воплощается через движение, организованное музыкой. Одним из наиболее распространённых видов танцевального искусства является народный танец. Он отражает разнообразие жизненных укладов, характерных особенностей народов мира.  «Посмотрите, народные танцы являются в разных углах мира: испанец пляшет не так, как швейцарец, шотландец, как теньеровский немец, русский, не так, как француз, как азиатец. Даже в провинциях одного и того же государства изменяется танец. Северный русс не так пляшет, как малороссиянин, как славянин южный, как поляк, как финн: у одного танец  говорящий, у другого бесчувственный; у одного бешеный, разгульный, у другого спокойный;…. Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий. Народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своём танце; у народа беспечного и вольного та же безграничная воля и поэтическое замозабвение отражаются в танцах; народ климата пламенного оставил в своём национальном танце ту же негу, страсть и ревность.» (Н.В.Гоголь  «Петербургские записки  1836 года»).

    Через национальную музыку и танец мы создаём условия для формирования у ребёнка национальной самоидентификации, понимания уникальности других культур, а также  доброжелательное отношение к «иному».  Народный танец тесно связан с музыкой, песней, особенностями национального костюма. Издавна он выполнял множественные воспитательные и общественные функции. Так было в Древней Руси, Древней Греции. В Африке, например, это ярко проявляется и в наше время. «…существуют закономерности, общие признаки, которые позволяют обобщать, группировать некоторые школы танца (как группируются родственные языки народов)…Основным корневым признаком, по которому мы различаем танцы народов, является система координации движений, то есть сочетание, связь движений ног, корпуса и рук»  (И.А.Моисеев). Можно классифицировать народные танцы по группам:

  • славянские танцы (Россия, Белоруссия, Украина, Польша и др.),
  • танцы народов Кавказа и Закавказья,
  • скандинавские танцы (страны Балтии, Финляндия, Швеция),
  • группа танцев народов Средней Азии (Узбекистан, Таджикистан).

Существуют и другие группы танцев, но мы выделили вышеперечисленные, благодаря тому, что эти страны -  наши ближайшие соседи. И ещё один аспект  выделения этих групп для изучения: в нашу страну прибывают мигранты из разных уголков мира. Как нам сосуществовать? На этот вопрос мы попытались ответить на примере нашей работы в классе хореографии.

    Изучение фольклора разных народов, знакомство детей, занимающихся в коллективе с их особенностями и обычаями, музыкой и танцами очень актуально. Это способствует спокойной обстановке внутри коллектива, умению общаться, даёт дополнительные знания, развивает интеллект ребёнка. В этой связи очень важен и необходим союз педагога – хореографа и концертмейстера. Их тесное сотрудничество способно дать большой результативный эффект в формировании творческого мышления и воспитания художественного вкуса наших учащихся. Раньше в той или иной мере люди принимали участие в активном общении с музыкой и танцем: пели и танцевали во время обрядов и праздников, играли на музыкальных инструментах, слушали мамины колыбельные. Замечательной традицией классической музыки всегда была связь с музыкой народной. Фольклор, и не только русский, занимал большое место в творчестве  композиторов разных национальностей. Уместно вспомнить сочинения грузинского композитора А.М. Баланчивадзе, уроженца Армении А.И. Хачатуряна, азербайджанца К. Караева.

      На наших уроках хореографии звучит национальная музыка, и мы изучаем танцы разных народов. В репертуаре нашего ансамбля есть башкирский, украинский, татарский, белорусский, мордовский, еврейский, киргизский танцы. Радость и горе, мечта и разочарование  - всё это отражается в народном танце, который неразрывно связан с жизнью, бытом, традициями и верованиями людей. Это – своеобразная летопись жизни народа в его тесной связи с природой. Например, в Карелии есть девичий хоровод «ожидание», рисунок которого повторяет  очертания береговой полосы Белого моря. Так девушки, участницы хоровода, ожидали ушедших в море любимых. Изучая, например, таджикский танец, мы обращаем внимание детей на то, что аккомпанементом к нему могут быть не только песня, но и ритмическая игра на ударных инструментах: дойра (бубен) и дав (барабан). Характерной особенностью таджикского танца является частая смена ритма (в одном танце сменяется до 10 ритмов). Ведущая роль отводится рукам, которые придают  танцу особую выразительность. Женский танец отличается мягкостью и пластичностью, а мужской построен на резких и сильных движениях. Для женского русского танца характерны величавость, лиричность, открытость движений, что перекликается с основными чертами характера народа, средой его обитания. В русском же мужском  танце  мы видим удаль, стремительность, широту, также присущие русскому национальному характеру. Работая над репертуаром, мы рассказываем детям об особенностях разучиваемого танца, принадлежности его к той или иной этнической  группе, показываем изображения национальных костюмов, ходим на выставки в Этнографическом музее. Живя в Северной столице, мы имеем возможность посещать национальные праздники и фестивали, проходящие в нашем городе и пригородах: например, праздник татарский Сабантуй, который ежегодно проходит во Всеволожском районе, фольклорные фестивали финно-угорский народов в г. Сестрорецке и другие. Большую помощь в освоении танцев разных народов играет народно-характерный экзерсис, отражающий конкретную национальную принадлежность с особенностями её ладо - гармонического склада, темпо – ритма, часто неквадратной структурой музыкального материала, рисунка и характера движений. В классе хореографии могут обучаться дети, не знающие русского языка, поскольку язык танца - язык жестов и движений, понятен всем. Выдающийся советский балетмейстер Р.В. Захаров писал: «Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека она передаёт без помощи речи, средствами движения и мимики». А музыка, сопровождающая танец, «является мировым языком и не нуждается в переводе, ибо говорит душе». (Бертольд Авербах – немецкий писатель и поэт.) В практике нашей работы за последние пять лет появились дети из других иностранных государств: Армении, Таджикистана, США. Доброжелательность, открытость, готовность прийти на помощь друг другу – так можно охарактеризовать взаимоотношения детей, сложившиеся в нашем многонациональном коллективе. Согласно данным опроса компании SIS Corporation 2014 года 80% школьников нашего города имеют друзей другой национальности, а у 33% школьников – это близкие друзья.

     Соприкасаясь с культурой разных народов, дети учатся толерантному общению, приобретают способность противостоять негативным внешним воздействиям, так как понимают важность традиционных ценностей.

Библиография

Группа авторов «Мировая художественная культура ХХ века. Кино, театр, музыка» СПб, Питер, 2008.

Захаров Р.В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта./Р.В. Захаров. –М.: Искусство, 1989.

Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности./ Е.Ю. Клепцова.

 –М.: Академический проект, 2004.

Коллектив авторов (под  общей редакцией М.П. Мчедлова). Толерантность.

- М.: Республика, 2004.

Моисеев И.А. О народно-характерном танце: материалы семинара//Бюллетень Хореографического училища ГАБТ СССР, 1957-58.

Скворцов, Л.В. Толерантность: иллюзия или средство спасения? /  Л.В.Скворцов // Октябрь. -1997. - №3

Смирнов, И.В. Искусство балетмейстера/  И.В. Смирнов. – М.: Просвещение, 1986.

Чурко, Ю. Белорусский народный танец/ Ю. Чурко.- Минск.: Наука и техника, 1972.