Конспект открытого урока «Что такое новости?»
Конспект открытого урока «Что такое новости?»
Время продолжительности занятия: 45 минут
Цель урока: развитие компетентности в написание новостей
Задачи урока:
Обучающие: 1)познакомить учащихся с понятием «новость»
2) развить умения составить информационное сообщение по предложенной схеме
Развивающие: 1) развить логическое мышление, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, планировать свою новость
2) развить способности к самостоятельному труду
3) развить познавательного интереса
Воспитательные: 1) развить способности работать в группе, достигать согласия, приходить к единому мнению
2) воспитать интерес к познанию мира, используя межпредметные связи.
Оформление: Учащиеся в течение всего занятия просматривают презентацию по теме, работая в интерактивном режиме. Воспитанники слушают фрагменты радио сообщений и смотрят телевизионные новости.
Материал: в начале урока учащиеся получают раздаточный материал – лист А4, на котором в таблице размещены значении новости из словарей. Презентация.
Основные этапы урока:
- Организационный – 2 мин.
- Проверка домашнего задания – 3 мин.
- Сообщение новых знаний – 20
- Игра «Новость или факт?» – 5 мин.
- Практическая работа – 10 мин.
- Подведение итогов урока и постановка домашнего задания – 5 мин.
Вид занятия: лекция с элементами беседы
Основные формы работы на уроке: индивидуальная, работа в группах, коллективная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока «Что такое новости?»
Время продолжительности занятия: 45 минут
Цель урока: развитие компетентности в написание новостей
Задачи урока:
Обучающие: 1)познакомить учащихся с понятием «новость»
2) развить умения составить информационное сообщение по предложенной схеме
Развивающие: 1) развить логическое мышление, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, планировать свою новость
2) развить способности к самостоятельному труду
3) развить познавательного интереса
Воспитательные: 1) развить способности работать в группе, достигать согласия, приходить к единому мнению
2) воспитать интерес к познанию мира, используя межпредметные связи.
Оформление: Учащиеся в течение всего занятия просматривают презентацию по теме, работая в интерактивном режиме. Воспитанники слушают фрагменты радио сообщений и смотрят телевизионные новости.
Материал: в начале урока учащиеся получают раздаточный материал – лист А4, на котором в таблице размещены значении новости из словарей. Презентация.
Основные этапы урока:
- Организационный – 2 мин.
- Проверка домашнего задания – 3 мин.
- Сообщение новых знаний – 20
- Игра «Новость или факт?» – 5 мин.
- Практическая работа – 10 мин.
- Подведение итогов урока и постановка домашнего задания – 5 мин.
Вид занятия: лекция с элементами беседы
Основные формы работы на уроке: индивидуальная, работа в группах, коллективная.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие, представление, определение настроения учащихся, сообщение цели и задач урока. Тема занятия «Что такое новости?». Ознакомление ребят с планом работы на уроке.
II. Проверка домашнего задания
Учитель | Ученики |
Начнем мы с традиционной проверки домашнего задания. Что было задано на дом? С материалами чуть позже, а лексическое значение слов давайте проверим сейчас. Итак, кто хочет поделиться найденной информацией. (учитель выбирает кого-то из ребят, остальные добавляют, если отличаются значения). Значения слов: Максимум – (от лат. maximum — наибольшее) наибольшее или предельное количество (противоположное — Минимум); наибольший объём, величина; крайний предел, высшая степень. Прецедент - а, м. (книжн.). Случай, служащий примером или оправданием для последующих случаев этого же рода. Создать п. (дать повод для подобных случаев в будущем). Установить п. (найти в прошлом сходный случай). Подобный поступок не имеет прецедентов в прошлом. Судебный п. (решение суда, обязательное для решения аналогичных дел в будущем; спец.). Авторитет – 1. только ед. Общепризнанное значение, влияние. Пользоваться вполне заслуженным авторитетом. Иметь а. Приобрести а. 2. Лицо, пользующееся авторитетом (в 1 знач.). Этот ученый — а. в своей области. Респектабельный - почтенный, вызывающий уважение, солидный. Использовали словарь Ушакова и Ожегова. Спасибо, что поделились своими знаниями. Эти слова нам сегодня пригодятся на занятии. | На дом было задано найти лексическое значение слов и подобрать две новости. Ученики рассказывают, какие слова были заданы и предлагают свои варианты. Слова: максимум, прецедент, авторитет, респектабельный. |
III Сообщение новых знаний
Учитель | Ученики |
Тема нашего урока «Что такое новости?» Кто-то может сразу сказать, что же такое новость? Молодцы. Я предлагаю вашему вниманию таблицу, в которой представлены определения новостей из толковых словарей (Ожегов, Ушаков, Ефремов). Прочитайте, пожалуйста. Получается, что универсального определения нет. А для нас, журналистов, это ключевое понятие. Внимание на слайд. На экране: «Среди нескольких определений новостей нет универсального, то есть такого, которое могло бы удовлетворить всех и объяснить, что же такое новость и как найти, вычленить настоящие новости из потока событий или происшествий, происходящих каждый день. Самое распространенное определение новости приписывается Джону Богарту и Чарльзу Дана: «Когда собака кусает человека, это не новость, потому что такое случается часто. Но когда человек кусает собаку, – это новость». Джеральд Джонсон, репортер балтиморской газеты «The Sun», писал: «Новость – это то, что интересует хорошего газетчика». Согласны ли вы с таким восприятием новости? Новость – это нечто, что кто-то где-то очень хочет скрыть. Все остальное – реклама. Приписывается Вильяму Херсту и лорду Нортклифу. Новостью может быть человек, информация, событие… Мы с вами под новостью будем понимать информацию, которой широкая публика не знала до ее публикации. Новость важна для многих людей, она сообщает о неизвестном доныне, часто необычном событии. Давайте запишем себе в тетрадь это. Как же определить – новость перед нами или что-то другое? По параметрам. Параметры новостей: воздействие: событие интереснее, если его последствия скажутся на большом количестве людей. Знаменитости: нам свойственно любопытство. Интересна информация об известных, знаменитых людях, об их работе, повседневной жизни, увлечениях. Необычное: события или люди, не вписывающиеся в обыденность, чем-то выделяющиеся, странные или экстраординарные всегда интересны для читателей. Приведите примеры. Рассмотрим подробнее: Знаменитости Необычное Параметры мы с вами посмотрели, а что помогает новости стать новостью?
Близость в пространстве … и во времени Структура новости должна строиться по принципу «перевернутой пирамиды». Обязательный заголовок, Лид, основная часть. Построение о т общего - к частному. Каждый последующий абзац менее интересен для читателя, нежели предыдущий. Это удобно и для читателя и для редактора, который с легкостью отбросит ненужный абзац. Пример новости, построенный по этому принципу. Как вы думаете, какой должна быть новость? Спасибо за работу, давайте, сравним ваши ответы и то, что есть у меня. Новость должны быть:
Прочитайте про себя эти критерии, чтобы запомнить. | Ребята своими словами пытаются формулировать лексическое значение понятия «Новость». Ребята выражают свое согласие/несогласие Ребята записывают в тетрадь Ребята приводят свои примеры на параметры новостей. Ребята предлагают свои варианты. Ребята предлагают свои варианты: интересной, увлекательной, забавной, трагической, содержать проблему и т.д. |
IV. Игра «Новость или факт?»
Учитель | Ученики |
А теперь – практическая работа. Я предлагаю вам информационный повод, а вы говорите – новость это или нет.
Молодцы, ребята. Вы верно определяли, где новость, а где – факт (если неверно, значит «Ребята, у вас еще впереди и вы обязательно научитесь определять, где новость, а где - факт»). Предлагаются вопросы, на которые должно отвечать информационное сообщение. Стихотворение Киплинг. Понравилось вам стихотворение? | Учащиеся отмечают, где новость, а где – факт. Спорят и приходят к единому мнению, либо распределяют новости в две колонки (и новость и факт). Да/ Нет |
V. Практическая работа
Учитель | Ученики |
Рисуем в тетради схему – отличие новостей в разных СМИ. Я просила вас принести по два материла, которые вы считаете новостными. Разобьемся на группы. У вас есть 2 минуты, чтобы выбрать тот материал, который вы считаете новостью (один) и зачитать вслух. Теперь вы сами можете оценивать, новость перед вами или не новость. Вспомним про наши слова. Задание: составить, используя эти слова новость в два предложения. | Учащиеся рисуют таблицы и слушают радиосообщение, просматривают теленовости. Учащиеся совещаются и вбирают лучший от группы материал. Затем зачитывают. Ребят составляют новость, желающие зачитывают. |
VI. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания
Учитель подводит итоги урока, акцентирует внимание на тех вопросах, которые вызвали затруднение у воспитанников.
Домашнее задания. Дома вы должны подготовить две новости о нашем Железнодорожном районе. Просьба, новости оперативно присылать.