рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Юных инспекторов дорожного движения"
программа внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_obrazovanie_tbilisskiy_rayon.docx | 50.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Тбилисский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от 29 августа 2014 года
Председатель педсовета
_____________ Л.П. Дудкина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
Кружок «Юные инспекторы дорожного движения»
Социально направление
Сроки реализации: 1 года
Возраст обучающихся: 9-10 лет
Учитель: Горбунов А.Е.
Программа разработана на авторской программы Литвиненко Т.В., учителя начальных классов МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Прогимназия № 8», г. Шебекино, Белгородской области
- Пояснительная записка
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения на основе «Примерных программ внеурочной деятельности». Начальное и основное образование / В. А.Горский, А.А.Тимофеев и др. – М. : Просвещение, 2011. ISBN978-5-09-021779-8 и авторской программы «Юные инспекторы дорожного движения» Н. Ф. Виноградовой.
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь. Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных учреждений в данном направлении. Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Цель занятий по программе - создание условий для приобретения обучающимися знаний и навыков поведения на улице и проезжей части, воспитание культуры пешехода.
Задачи программы:
• обучить правилам безопасного поведения на дорогах и улицах;
- познакомить с работой современных технических устройств, используемых в различных службах ГИБДД;
- дать опыт реальной деятельности по профилактике детского дорожного травматизма;
- научить приёмам оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
- привлечь школьников к активной пропаганде Правил дорожного движения;
- вовлечь их в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма.
Направленность программы
Рабочая программа относится к программам социальной направленности.
Новизна и актуальность программы
- Программа направлена на формирование у обучающихся углубленных знаний ПДД через вовлечение их в активных пропагандистов законопослушного поведения на улицах и дорогах.
- Программа нацелена на развитие у обучающихся умения анализировать дорожную обстановку; формирование навыков грамотного поведения в роли участников дорожного движения.
- При переходе на федеральные государственные стандарты второго
поколения, современные требования к образованию предусматривают
необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.
Принципы рабочей программы:
- Непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом. Вовлечение каждого ребёнка в активную деятельность.
- Развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности. Учёт возрастных особенностей детей.
- Единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов
дополнительного образования. - Системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
- Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
- Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к
сложному). - Обеспечение защиты прав здоровья и жизни детей в рамках безопасного образовательного процесса.
- Связь теории с практикой.
Направления реализации программы:
- Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения обучающимися свободного времени.
- Проведение необходимых для оптимальной занятости обучающихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий.
- Совершенствование содержания, форм и методов занятости обучающихся в свободное от учёбы время.
- Информационная поддержка занятости обучающихся в свободное время.
- Научно-методическое обеспечение занятости обучающихся во внеурочное время.
- Общая характеристика занятий
Рабочая программа составлена по трём основным видам деятельности:
- обучение детей происходит на основе современных педагогических технологий теоретическим знаниям: правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице;
- творческие работы обучающихся (изучение тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение креативных заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде);
- практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).
Содержание занятий отвечает требованию к организации внеурочной
деятельности.
Рабочая программа предусматривает групповую и коллективную работу обучающихся, совместную деятельность обучающихся и родителей, закрепление получаемых знаний во время практических занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения.
Основными направлениями работы юных инспекторов движения следует считать:
- воспитание на героических, трудовых традициях юных инспекторов движения в духе гуманного отношения к людям;
- углублённое изучение Правил дорожного движения;
- овладение методами предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и навыками оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
- знакомство с оперативно-техническими средствами регулирования дорожного движения;
- пропаганда Правил дорожного движения в школе с использованием технических средств;
- знакомство с правилами для юных велосипедистов, воспитание коллективизма, дисциплинированности, ответственности за свои поступки;
- вовлечение обучающихся в деятельность по профилактике дорожно-транспортного травматизма;
- ознакомление детей с содержанием работы специалистов, обеспечивающих безопасность дорожного движения.
III. Место занятий в учебном плане.
Год | Количество | Количество | Длител | Всего | Все |
обучения | детей в | занятий в | ьность | часов в | го часов в |
группе | неделю | занятия /часы/ | неделю | год | |
1 | | 2 | 45 мин | 2 | 68 |
В рабочую программу внесены изменения в количестве часов практики
и теории в связи с тем, что часть практических работ целесообразно провести в соответствии с погодными условиями местности (практические занятия на велосипеде).
№ п/п | Темы | Количество часов авторской программы | Количество часов рабочей программы | ||||
Всего | Теория | Практика | Всего | Теория | Практ ика | ||
1 | Понятие об участниках дорожного движения | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 |
2 | Правила безопасного поведения на дорогах и улицах | 8 | 2 | 6 | 8 | 3 | 5 |
3 | Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста | 8 | 2 | 6 | 8 | 3 | 5 |
4 | Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда | 8 | 2 | 6 | 6 | 3 | 3 |
5 | Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта | 10 | 2 | 8 | 10 | 2 | 8 |
6 | Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП | 8 | 2 | 6 | 8 | 2 | 6 |
7 | Профилактика детского дорожного травматизма | 8 | 2 | 6 | 8 | 2 | 6 |
8 | Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного движения | 8 | 2 | 6 | 8 | 3 | 5 |
9 | Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо» | 6 | 2 | 4 | 6 | 2 | 4 |
10 | Выступление агитбригады юных инспекторов дорожного движения | 2 | 1 | 1 | 4 | 2 | 2 |
Итого | 68 | 17 | 51 | 68 | 23 | 45 |
IV.Личностные, метапредметные и предметные
результаты программы:
Личностные:
- принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Юные инспектора дорожного движения»;
- способность к самооценке;
- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях. Метапредметные:
- навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- умение ставить и формулировать проблемы;
• навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной
форме, в том числе творческого характера;
- установление причинно-следственных связей; Регулятивные:
- использование речи для регуляции своего действия;
• адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и
других людей по исправлению допущенных ошибок;
• умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно;
• умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и
результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные:
В процессе обучения дети учатся:
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы; слушать собеседника;
- обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
• предлагать помощь и сотрудничество;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Ожидаемые результаты освоения рабочей программы:
будут знать:
- историю возникновения ПДД;
- безопасный путь из дома до школы;
- дорожные знаки; сигналы светофора;
- виды транспорта;
- причины ДТП;
- правила поведения в транспорте.
научатся:
- применять знания Правил дорожного движения на практике, безопасно переходить улицу и дорогу самостоятельно и с группой школьников, помогать младшим товарищам при переходе улиц и дорог;
- выделять нужную информацию; читать информацию по дорожным знакам; -оценивать дорожную ситуацию;
- оказывать первую неотложную доврачебную помощь пострадавшим в ДТП.
получат навыки:
- дисциплины, осторожности;
- предвидения опасности на дороге, не переходящие в чувство боязни и
страха.
Формы подведения итогов:
Итоги освоения обучающимися материалов программы подводятся в форме
- игр-состязаний;
-отчётного театрализованного представления по мотивам правил безопасного поведения на дорогах и улицах;
- тестирование.
V. Содержание курса
1. Понятие об участниках дорожного движения.
Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка и дорожные знаки, сигналы светофора и регулировщика дорожного движения.
Практическая работа: изучение действий участников дорожного движения по конкретным дорожным знакам.
2. Правила безопасного поведения на дорогах и улицах.
Правила для пешеходов и водителей транспортных средств. Виды перекрёстков и правила разъезда на них. Ответственность за нарушение правил.Практическая работа: разбор действий пешеходов и велосипедистов в конкретных дорожных ситуациях.
3. Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста.
Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрёстках. Правила движения для велосипедистов. Порядок движения группы велосипедистов. Разбор дорожной обстановки на маршруте, определение опасных для движения мест.
Практическая работа: подготовка велосипеда к походу.
4. Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ
велосипеда.
Особенности устройства велосипеда. Назначение основных частей велосипеда. Физические основы устойчивости двухколёсного велосипеда. Освоение приёмов безопасного падения. рактическая работа: освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда.
5. Правила безопасного дорожного движения пешеходов и
автотранспорта.
Изучение правил дорожного движения. Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения.
Практическая работа: сюжетно-ролевые игры по разбору наиболее часто возникающих ситуаций нарушения пешеходов ПДД
6. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему в ДТП.
Состав и назначение автоаптечки. Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшему в дорожно-транспортном происшествии. Обработка ран и способы остановки кровотечения. Виды перевязочных средств и правила наложения повязок. Правила транспортировки пострадавших.Практическая работа: отработка различных приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшему.
7. Профилактика детского дорожного травматизма.
Разработка маршрутов по схеме безопасного движения по наиболее часто встречающимся маршрутам движения. Знакомство со статистическими данными дорожно-транспортных происшествий.
Практическая работа: тренинг по безопасному вождению велосипеда «педального автомобиля», участие в сюжетно-ролевой игре на тему «ПДД».
8. Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков ПДД.
Организация утренников, смотров, викторин, КВН и соревнований по ПДД. Подготовка конкурса эрудитов по истории транспортных средств и на знание ПДД.
Практическая работа: проведение смотров, викторин, конкур
VII. Тематическое планирование
№ п/ п | Тема учебного занятия | ч | Содержание деятельности | Воспитательная работа | |
Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия | ||||
| 1. Понятие об участниках дорожного движения 2 часа | ||||
1 | Элементы улиц и дорог | 1 | Элементы улиц и дорог |
| Расширение общего кругозора по проблеме безопасного поведения на улицах и дорогах; |
2 | Дорожная разметка и дорожные знаки, сигналы светофора и регулировщика дорожного движения. | 1 |
| Дорожная разметка и дорожные знаки, сигналы светофора и регулировщика дорожного движения. | |
| 2.Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда 6 часов | ||||
3 | Особенности устройства велосипеда | 1 | Особенности устройства велосипеда |
| Развитие навыков управления велосипедом в условиях дорожного движения; логического и пространственного мышления, воображения, памяти |
4 | Назначение основных частей велосипеда | 1 | Назначение основных частей велосипеда |
| |
5 | Физические основы устойчивости двухколесного велосипеда | 1 | Физические основы устойчивости двухколесного велосипеда |
| |
6 | Основы маневрирования на велосипеде в условиях площадки для фигурного вождения велосипеда | 1 |
| Основы маневрирования на велосипеде в условиях площадки для фигурного вождения велосипеда | |
7 | Освоение приемов безопасного падения | 1 |
| Освоение приемов безопасного падения | |
8 | Практическая работа: освоение приемов практических и ремонтных работ велосипеда | 1 |
| Практическая работа: освоение приемов практических и ремонтных работ велосипеда | |
| 3. Правила безопасного поведения на дорогах и улицах 8 часов. | ||||
9 | Правила для пешеходов и водителей транспортных средств | 1 | Правила для пешеходов и водителей транспортных средств |
| Формирование культуры участника ДД |
10 | Виды перекрестков и правила разъезда на них. | 1 | Виды перекрестков и правила разъезда на них. |
| |
11 | Ответственность за нарушение правил. | 1 | Ответственность за нарушение правил. |
| |
12 13 14 15 16 | Разбор действий пешеходов и велосипедистов в конкретной ситуации | 5 |
| Разбор действий пешеходов и велосипедистов в конкретной ситуации | |
| 4. Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста 8 часов | ||||
17 18 | Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрестках. | 2 | Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрестках. | Разбор движения пешеходов ир а водителей транспортных средств на сложных перекрестках. | Развитие навыков управления велосипедом в условиях дорожного движения; |
19 | Правила движения для велосипедистов | 1 | Правила движения для велосипедистов |
| |
20 | Порядок движения группы велосипедистов | 1 | Порядок движения группы велосипедистов |
| |
21 | Разбор дорожной обстановки на маршруте | 1 |
| Разбор дорожной обстановки на маршруте | |
22 23 24 | Подготовка велосипеда к походу | 3 |
| Подготовка велосипеда к походу | |
| 5. Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта 10 часов | ||||
25 26 | Изучение правил дорожного движения. | 2 | Изучение правил дорожного движения. |
| Воспитание отрицательного отношения к нарушителям норм поведения и Правил дорожного движения |
27 28 29 | Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения | 3 |
| Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения | |
30 | Работа на тренажерах | 1 |
| Работа на тренажерах | |
31 32 33 34 | Освоение правил работы с электронными экзаменаторами | 4 |
| Освоение правил работы с электронными экзаменаторами | |
| 6.Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП 8 часов | ||||
35 | Состав и назначение автоаптечки | 1 | Состав и назначение автоаптечки |
| Воспитание самостоятельности и умения рационально организовывать свою деятельность в процессе дорожного движения, воспитание человеколюбия |
36 | Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшим в ДТП | 1 | Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшим в ДТП |
| |
37 | Обработка ран и способы остановки кровотечения | 1 |
| Обработка ран и способы остановки кровотечения | |
38 | Виды перевязочных средств и правила наложения повязок Транспортировка пострадавших | 1 |
| Виды перевязочных средств и правила наложения повязок Транспортировка пострадавших | |
39 40 41 42 | Практическая работа: отработка различных приемов оказания первой доврачебной помощи пострадавшему | 4 |
| Практическая работа: отработка различных приемов оказания первой доврачебной помощи пострадавшему | |
| 7. Профилактика детского дорожного травматизма 8 часов | ||||
43 | Виды назначение автогородков | 1 | Виды назначение автогородков |
| Формирование умений прогнозировать своё поведение как участника ДД, наборов терминов и понятий, в ДД и способствующих дальнейшему усвоению основ безопасного поведения на дорогах |
44 | Устройство автогородка, назначение его основных элементов и технического обслуживания | 1 | Устройство автогородка, назначение его основных элементов и технического обслуживания |
| |
45 | Разработка маршрутов по схеме безопасного движения и безопасного поведения на занятиях в автогородке | 1 |
| Разработка маршрутов по схеме безопасного движения и безопасного поведения на занятиях в автогородке | |
46 47 48 49 50 | Практическая работа: тренинг по безопасному вождению велосипеда, участие в настольной игре на тему правил дорожного движения | 5 |
| Практическая работа: тренинг по безопасному вождению велосипеда, участие в настольной игре на тему правил дорожного движения | |
| |||||
| |||||
| |||||
| 8. Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного движения 8 часов | ||||
51 52 53 | Организация утренников, КВНа, смотров, викторин, соревнований по правилам безопасного дорожного движения | 3 | Организация утренников , смотров, викторин, КВНа и соревнований по правилам безопасного дорожного движения |
| Формирование культуры участника дорожного движения; воспитание отрицательного отношения к нарушителям норм поведения и Правил дорожного движения |
54 55 56 57 58 | Практическая работа: проведение смотров, викторин, КВНа и соревнований по правилам безопасного дорожного движения | 5 |
| Практическая работа: проведение смотров, викторин, КВНа и соревнований по правилам безопасного дорожного движения | |
| 9. Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо» 6 часов | ||||
59 60 | Подготовка соревнований «Безопасное колесо» | 2 |
|
| Профессиональная ориентация детей на выбор профессии водителя ТС или сотрудника ГИБДД |
61 62 63 64 | Практическая работа: проведение соревнований | 4 |
|
| |
| 9.Выступление агитбригады юных инспекторов дорожного движения 4 часа | ||||
65 | Подведение итогов работы по программе | 1 | Подведение итогов работы по программе |
| Профессиональная ориентация детей на выбор профессии водителя ТС |
66 | Подготовка выступлений агитбригад юных инспекторов ДД | 1 | Подготовка выступлений агитбригад юных инспекторов ДД |
| |
67 68 | Практическая работа: проведение выступлений агитбригады | 2 |
|
|
VII. Описание материально- технического обеспечения программы
№п/п | Наименование объектов и средств материально- Технического обеспечения | Количество |
Библиотечный фонд | ||
Лобашкина В.А., Яковлев Д.Е. Безопасность дорожного движения. | 1 | |
Кирьянов В.Н. профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. | 1 | |
Всероссийская газета «Добрая дорога детства» | ежемесячно | |
Печатные пособия | ||
Ижевский П.В. Безопасное поведение на улицах и дорогах. | 20 | |
Бабина Р.П. Азбука пешехода | 20 | |
Игры и игрушки | ||
Дорожные правила пешехода | 1 | |
Оборудование | ||
Уголок безопасности дорожного движения | 2 | |
Сигналы светофора | 1 | |
Сигналы регулировщика | 1 | |
Дорожные знаки | 1 | |
Первая помощь при ДТП | 1 | |
Правила дорожного движения для велосипедистов | 2 |
Согласовано Согласовано
на заседании МО заместитель директора по ВР
______________________ _______________С.В.Шуваев
______________________ ____________________2014 г. МБОУ «СОШ № 5»
от_______________2014 г.
________________________