рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Юных инспекторов дорожного движения"

Горбунов Александр Евгеньевич

программа внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_obrazovanie_tbilisskiy_rayon.docx50.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Тбилисский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол  № 1

      от 29 августа 2014  года

Председатель педсовета

_____________  Л.П. Дудкина

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

Кружок «Юные инспекторы дорожного движения»

Социально  направление

Сроки реализации:               1 года

Возраст обучающихся:        9-10 лет

Учитель: Горбунов А.Е.

Программа разработана на авторской программы Литвиненко Т.В., учителя начальных классов МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Прогимназия № 8», г. Шебекино, Белгородской области

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения на основе «Примерных программ внеурочной деятельности». Начальное и основное образование / В. А.Горский, А.А.Тимофеев и др. – М. : Просвещение, 2011. ISBN978-5-09-021779-8 и авторской программы «Юные инспекторы дорожного движения» Н. Ф. Виноградовой.

Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь. Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных учреждений в данном направлении. Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.

Цель занятий по программе - создание условий для приобретения обучающимися знаний и навыков поведения на улице и проезжей части, воспитание культуры пешехода.

Задачи программы:

 •        обучить правилам безопасного поведения на дорогах и улицах;

  • познакомить    с    работой    современных    технических    устройств, используемых в различных службах ГИБДД;
  • дать опыт реальной деятельности по профилактике детского дорожного травматизма;
  • научить приёмам оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

  • привлечь школьников к активной пропаганде Правил дорожного движения;
  • вовлечь их в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма.

Направленность программы

Рабочая программа относится к программам социальной направленности.

Новизна и актуальность программы

  • Программа направлена на формирование у обучающихся углубленных знаний ПДД через вовлечение их в активных пропагандистов законопослушного поведения на улицах и дорогах.
  • Программа нацелена на развитие у обучающихся умения анализировать дорожную обстановку; формирование навыков грамотного поведения в роли участников дорожного движения.
  • При переходе на федеральные государственные стандарты второго
    поколения, современные требования к образованию предусматривают
    необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.

Принципы рабочей программы:

  • Непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом. Вовлечение каждого ребёнка в активную деятельность.
  • Развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности. Учёт возрастных особенностей детей.
  • Единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов
    дополнительного образования.
  • Системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
  • Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
  • Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к
    сложному).
  • Обеспечение защиты прав здоровья и жизни детей в рамках безопасного образовательного процесса.
  • Связь теории с практикой.

Направления реализации программы:

  • Создание   оптимального   педагогически   организованного   пространства проведения обучающимися свободного времени.
  • Проведение  необходимых для оптимальной занятости  обучающихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий.

  • Совершенствование содержания, форм и методов занятости обучающихся в свободное от учёбы время.
  • Информационная поддержка занятости обучающихся в свободное время.
  • Научно-методическое обеспечение занятости обучающихся во внеурочное время.

  1. Общая характеристика занятий

Рабочая программа составлена по трём основным видам деятельности:

  • обучение детей происходит на основе современных педагогических технологий теоретическим знаниям: правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице;
  • творческие работы обучающихся (изучение тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение креативных заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде);
  • практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).

Содержание занятий отвечает требованию к организации внеурочной

деятельности.

Рабочая программа предусматривает групповую и коллективную работу обучающихся, совместную деятельность обучающихся и родителей, закрепление получаемых знаний во время практических занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения.

Основными направлениями работы юных инспекторов движения следует считать:

  • воспитание на героических, трудовых традициях юных инспекторов движения в духе гуманного отношения к людям;
  • углублённое изучение Правил дорожного движения;
  • овладение методами предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и навыками оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
  • знакомство с оперативно-техническими средствами регулирования дорожного движения;
  • пропаганда Правил дорожного движения в школе с использованием технических средств;
  • знакомство с правилами для юных велосипедистов, воспитание коллективизма, дисциплинированности, ответственности за свои поступки;
  • вовлечение обучающихся в деятельность по профилактике дорожно-транспортного травматизма;
  • ознакомление детей с содержанием работы специалистов, обеспечивающих безопасность дорожного движения.

III. Место занятий в учебном плане.

Год

Количество

Количество

Длител

Всего

Все

обучения

детей в

занятий в

ьность

часов в

го часов в

группе

неделю

занятия /часы/

неделю

год

1     |

2

45 мин

2

68

В рабочую программу внесены изменения в количестве часов практики

и теории в связи с тем, что часть практических работ целесообразно провести в соответствии с погодными условиями местности (практические занятия на велосипеде).

№ п/п

Темы

Количество часов авторской программы

Количество часов рабочей программы

Всего

Теория

Практика

Всего

Теория

Практ ика

1

Понятие об участниках дорожного движения

2

1

1

2

1

1

2

Правила безопасного поведения на дорогах и улицах

8

2

6

8

3

5

3

Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста

8

2

6

8

3

5

4

Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда

8

2

6

6

3

3

5

Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта

10

2

8

10

2

8

6

Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП

8

2

6

8

2

6

7

Профилактика детского дорожного травматизма

8

2

6

8

2

6

8

Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного движения

8

2

6

8

3

5

9

Подготовка и

проведение

соревнований

«Безопасное колесо»

6

2

4

6

2

4

10

Выступление агитбригады юных инспекторов дорожного движения

2

1

1

4

2

2

Итого

68

17

51

68

23

45

IV.Личностные, метапредметные и предметные

результаты программы:

Личностные:

  • принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • положительная  мотивация  и  познавательный   интерес   к  занятиям   по программе «Юные инспектора дорожного движения»;

  • способность к самооценке;
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях. Метапредметные:
  • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • умение ставить и формулировать проблемы;

•        навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной
форме, в том числе творческого характера;

  • установление причинно-следственных связей; Регулятивные:
  • использование речи для регуляции своего действия;

•        адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и
других людей по исправлению допущенных ошибок;

•        умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно;

•        умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и
результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные:

В процессе обучения дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • ставить вопросы; слушать собеседника;
  • обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

•        предлагать помощь и сотрудничество;

  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Ожидаемые результаты освоения рабочей программы:

будут знать:

  • историю возникновения ПДД;
  • безопасный путь из дома до школы;
  • дорожные знаки; сигналы светофора;
  • виды транспорта;
  • причины ДТП;
  • правила поведения в транспорте.

научатся:

  • применять знания Правил дорожного движения на практике, безопасно переходить улицу и дорогу самостоятельно и с группой школьников, помогать младшим товарищам при переходе улиц и дорог;
  • выделять нужную информацию; читать информацию по дорожным знакам; -оценивать дорожную ситуацию;
  • оказывать первую неотложную доврачебную помощь пострадавшим в ДТП.

получат навыки:

-        дисциплины, осторожности;

-        предвидения опасности на дороге, не переходящие в чувство боязни и
страха.

Формы подведения итогов:

Итоги освоения обучающимися материалов программы подводятся в форме

-        игр-состязаний;

-отчётного театрализованного представления по мотивам правил безопасного поведения на дорогах и улицах;

-        тестирование.

V. Содержание курса

1.        Понятие об участниках дорожного движения.

Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка и дорожные знаки, сигналы светофора и регулировщика дорожного движения.

Практическая работа: изучение действий участников дорожного движения по конкретным дорожным знакам.

2.        Правила безопасного поведения на дорогах и улицах.

Правила для пешеходов и водителей транспортных средств. Виды перекрёстков и правила разъезда на них. Ответственность за нарушение правил.Практическая работа: разбор действий пешеходов и велосипедистов в конкретных дорожных ситуациях.

3.        Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста.

Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрёстках. Правила движения для велосипедистов. Порядок движения группы велосипедистов. Разбор дорожной обстановки на маршруте, определение опасных для движения мест.

Практическая работа: подготовка велосипеда к походу.

4.        Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ
велосипеда.

Особенности устройства велосипеда. Назначение основных частей велосипеда. Физические основы устойчивости двухколёсного велосипеда. Освоение приёмов безопасного падения. рактическая работа: освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда.

5.        Правила безопасного дорожного движения пешеходов и
автотранспорта.

Изучение правил дорожного движения. Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения.

Практическая работа: сюжетно-ролевые игры по разбору наиболее часто возникающих ситуаций нарушения пешеходов ПДД

6.        Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему в ДТП.

Состав и назначение автоаптечки. Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшему в дорожно-транспортном происшествии. Обработка ран и способы остановки кровотечения. Виды перевязочных средств и правила наложения повязок. Правила транспортировки пострадавших.Практическая работа: отработка различных приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшему.

7.        Профилактика детского дорожного травматизма.

Разработка маршрутов по схеме безопасного движения по наиболее часто встречающимся маршрутам движения. Знакомство со статистическими данными дорожно-транспортных происшествий.

Практическая работа: тренинг по безопасному вождению велосипеда «педального автомобиля», участие в сюжетно-ролевой игре на тему «ПДД».

8.        Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков ПДД.

Организация утренников, смотров, викторин, КВН и соревнований по ПДД. Подготовка конкурса эрудитов по истории транспортных средств и на знание ПДД.

Практическая работа: проведение смотров, викторин, конкур

VII. Тематическое планирование

№ п/ п

Тема учебного занятия

ч

Содержание деятельности

Воспитательная работа

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

 

1.  Понятие об участниках дорожного движения 2 часа

1

Элементы улиц и дорог

1

Элементы улиц и дорог

 

Расширение общего кругозора по проблеме безопасного поведения на улицах и дорогах;

2

Дорожная разметка и дорожные знаки, сигналы светофора и регулировщика дорожного движения.

1

 

Дорожная разметка и дорожные знаки, сигналы светофора и регулировщика дорожного движения.

 

2.Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда 6 часов

3

Особенности устройства велосипеда

1

Особенности устройства велосипеда

 

Развитие навыков управления велосипедом в условиях дорожного движения; логического и пространственного мышления, воображения, памяти

4

Назначение основных частей велосипеда

1

Назначение основных частей велосипеда

 

5

Физические основы устойчивости двухколесного велосипеда

1

Физические основы устойчивости двухколесного велосипеда

 

6

Основы маневрирования на велосипеде в условиях площадки для фигурного вождения велосипеда

1

 

Основы маневрирования на велосипеде в условиях площадки для фигурного вождения велосипеда

7

Освоение приемов безопасного падения

1

 

Освоение приемов безопасного падения

8

Практическая работа: освоение приемов практических и ремонтных работ велосипеда

1

 

Практическая работа: освоение приемов практических и ремонтных работ велосипеда

 

3.  Правила безопасного поведения на дорогах и улицах 8 часов.

9

Правила для пешеходов и водителей транспортных средств

1

Правила для пешеходов и водителей транспортных средств

 

Формирование культуры участника ДД

10

Виды перекрестков и правила разъезда на них.

1

Виды перекрестков и правила разъезда на них.

 

11

Ответственность за нарушение правил.

1

Ответственность за нарушение правил.

 

12 13 14 15 16

Разбор действий пешеходов и велосипедистов в конкретной ситуации

5

 

Разбор действий пешеходов и велосипедистов в конкретной ситуации

 

4. Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста 8 часов

17 18

Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрестках.

2

Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрестках.

Разбор движения пешеходов ир а водителей транспортных средств на сложных перекрестках.

Развитие навыков управления велосипедом в условиях дорожного движения;

19

Правила движения для велосипедистов

1

Правила движения для велосипедистов

 

20

Порядок движения группы велосипедистов

1

Порядок движения группы велосипедистов

 

21

Разбор дорожной обстановки на маршруте

1

 

Разбор дорожной обстановки на маршруте

22 23 24

Подготовка велосипеда к походу

3

 

Подготовка велосипеда к походу

 

5. Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта 10 часов

25 26

Изучение правил дорожного движения.

2

Изучение правил дорожного движения.

 

Воспитание отрицательного отношения к нарушителям норм поведения и Правил дорожного движения

27 28 29

Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения

3

 

Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения

30

Работа на тренажерах

1

 

Работа на тренажерах

31 32 33 34

Освоение правил работы с электронными экзаменаторами

4

 

Освоение правил работы с электронными экзаменаторами

 

6.Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП 8 часов

35

Состав и назначение автоаптечки

1

Состав         и         назначение автоаптечки

 

Воспитание самостоятельности и умения рационально организовывать свою деятельность в процессе дорожного движения, воспитание человеколюбия

36

Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшим в ДТП

1

Классификация      возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшим в ДТП

 

37

Обработка ран и способы остановки кровотечения

1

 

Обработка ран и способы остановки кровотечения

38

Виды перевязочных средств и правила наложения повязок Транспортировка пострадавших

1

 

Виды перевязочных средств и правила наложения повязок Транспортировка пострадавших

39 40 41 42

Практическая работа: отработка различных приемов оказания первой доврачебной помощи пострадавшему

4

 

Практическая работа: отработка различных приемов оказания первой доврачебной помощи пострадавшему

 

7. Профилактика детского дорожного травматизма 8 часов

43

Виды назначение автогородков

1

Виды                     назначение автогородков

 

Формирование умений прогнозировать своё поведение как участника ДД, наборов терминов и понятий, в ДД и способствующих дальнейшему усвоению основ безопасного поведения на дорогах

44

Устройство автогородка, назначение его основных элементов и технического обслуживания

1

Устройство автогородка, назначение его основных элементов и технического обслуживания

 

45

Разработка маршрутов по схеме безопасного движения и безопасного поведения на занятиях в автогородке

1

 

Разработка маршрутов по схеме безопасного движения и безопасного поведения на занятиях в автогородке

46 47 48 49 50

Практическая работа: тренинг по безопасному вождению велосипеда, участие в настольной игре на тему правил дорожного движения

5

 

Практическая работа: тренинг по безопасному вождению велосипеда, участие в настольной игре на тему правил дорожного движения

 

 

 

 

8. Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного движения 8 часов

51 52 53

Организация утренников, КВНа, смотров, викторин, соревнований по правилам безопасного дорожного движения

3

Организация утренников , смотров, викторин, КВНа и соревнований по правилам безопасного дорожного движения

 

Формирование культуры участника дорожного движения; воспитание отрицательного отношения к нарушителям норм поведения и Правил дорожного движения

54 55 56 57 58

Практическая работа: проведение смотров,    викторин,    КВНа    и соревнований       по правилам безопасного дорожного движения

5

 

Практическая работа: проведение смотров,    викторин,    КВНа    и соревнований       по       правилам безопасного дорожного движения

 

9. Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо» 6 часов

59 60

Подготовка              соревнований «Безопасное колесо»

2

 

 

Профессиональная ориентация детей на выбор профессии водителя ТС или сотрудника ГИБДД

61 62 63 64

Практическая работа: проведение соревнований

4

 

 

 

9.Выступление агитбригады юных инспекторов дорожного движения 4 часа

65

Подведение   итогов   работы   по программе

1

Подведение итогов работы по программе

 

Профессиональная ориентация детей на выбор профессии водителя ТС

66

Подготовка выступлений агитбригад юных инспекторов ДД

1

Подготовка выступлений агитбригад юных инспекторов ДД

 

67 68

Практическая работа: проведение выступлений агитбригады

2

 

 

VII. Описание материально- технического обеспечения программы

№п/п

Наименование объектов и средств материально-

Технического обеспечения

Количество

Библиотечный фонд

Лобашкина В.А., Яковлев Д.Е. Безопасность дорожного движения.

1

Кирьянов В.Н. профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

1

Всероссийская  газета «Добрая дорога детства»

ежемесячно

Печатные пособия

Ижевский П.В. Безопасное поведение на улицах и дорогах.

20

Бабина Р.П. Азбука пешехода

20

Игры и игрушки

Дорожные правила пешехода

1

Оборудование

Уголок безопасности дорожного движения

2

Сигналы светофора

1

Сигналы регулировщика

1

Дорожные знаки

1

Первая помощь при ДТП

1

Правила дорожного движения для велосипедистов

2

              Согласовано                                                           Согласовано

на заседании МО                                      заместитель директора по ВР

______________________                             _______________С.В.Шуваев                                  

______________________                             ____________________2014 г.                                                          МБОУ «СОШ № 5»

от_______________2014 г.

________________________