Танцевально-игровые элементы на занятиях с детьми 5-8 лет

Чвялева Ирина Викторовна

Развитие творческих способностей ребенка посредством использования танцевально-игровых элементов на занятиях хореографией

Скачать:


Предварительный просмотр:

Танцевально-игровые элементы на занятиях с детьми 5-8 лет

Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого. Это средство для выражения чувств, исследования отношений и самореализации. Современные дети мало двигаются, мало играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм. Родители и педагоги все больше обеспокоены тем, как, где и когда можно предоставить детям возможность активно и творчески поиграть.

Занятия с использованием танцевально-игровых элементов, ненавязчиво в игровой форме научат детей основным танцевальным движениям, танцевальным и музыкальным играм, основным позам танца, дыхательной гимнастике, через которые ребенок научится чувствовать музыку и психологически раскрепостится.

Через игру легче развить творческие способности ребенка, и как результат - танцевальную выразительность, эмоциональную отзывчивость к музыке, зрительную и музыкальную память, слух, координацию движений, гибкость, правильно поставить корпус и осанку, научить правильно отличать сильную музыкальную долю от слабой.

Играя, ребенок преодолевает барьеры общения со сверстниками (если есть проблемы такого рода), застенчивость и страх.

Ирга помогает переключиться с одного вида деятельности на другую, а, используя танцевальные игры, можно поддерживать внимание и интерес ребенка на протяжении всего занятия.

Существует утверждение, что танцевальная игротерапия является профилактикой детских комплексов и неврозов. Когда дети понимают, что в коллективе присутствует доброта, любовь, поддержка взрослого, они раскрываются, и дарят любовь друг к другу. Они не смеются над ошибками соседа, а все вместе исправляют. Даже начало занятия, которое начинается с поклона, можно начать в игровой форме, предложить представить себя в образе принцесс или других сказочных персонажей. Движения становятся более грандиозными, появляется красивая осанка, красивые стопы, умение держать голову.

Танцевальные игры позволяют детям импровизировать, подражать, что помогает детям самовыражаться в танце, развиваясь физически, духовно и эмоционально. В первую очередь, игра помогает снять напряжение не только в мышцах, но и во всем теле. Игра — это получение удовольствия, взаимодействия друг с другом, совместное творчество.

Педагогические задачи хореографа направлены на то, чтобы ориентировать каждого ребенка на приобщение к танцевально-музыкальной культуре, применять полученные знания, умения и навыки хореографического творчества в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта, индивидуальности, самореализации.

Соответственно, в игровой форме занятия хореографией с детьми будут проходить позитивнее, с большим интересом и положительным результатом.

Несколько танцевальных игр, используемых мною на занятиях, проверенных временем, опытом и детьми:

Магниты (игра в парах, помогающая детям поддерживать друг с другом контакт, доверять друг другу, чувствовать друг друга)

Играющие стоят друг напротив друга на близком расстоянии и прикасаются друг к другу ладошками. Между ладошками находятся "магниты": теннисные мячики, брусочки, кубики и т. п. Под плавную, спокойную музыку играющие выполняют движения руками и одновременно перемещаются медленными шагами в пространстве, приседают, совершают наклоны и т. д. Важно не уронить "магниты" и чувствовать их "притяжение", то есть приспосабливаться к движениям друг друга, предугадывать их и гибко, без слов обмениваться ролью ведущего.

Ромашка (данная игра помогает педагогу выявить лидеров, а у детей развивает память и отношения в команде)

В игре участвуют несколько команд в зависимости от количества игроков. Они становятся в кружки, спиной к центру. Это «ромашка». По команде ведущего под музыку игроки разбивают «ромашки» и танцуют. Как только музыка прекращается, все должны вернуться на свои места, образовать «ромашку». Побеждает та команда, первая составившая цветок. Игра повторяется несколько раз.

Хореограф (цели игры могут быть различны: повторение знакомой лексики танца, закрепление новых танцевальных элементов или придумывание своего танца)

Ребёнок занимает место педагога. Звучит любая разнохарактерная муэыка, для каждого ребёнка разная. "Хореограф" должен предложить свои движения, дети повторяют. После того, как отрывок прозвучал, "хореограф " выбирает понравившегося танцора, игра продолжается.

Найди свое место (научить детей ориентироваться в пространстве, координировать движения, обучить импровизации, ориентированию в музыке, вниманию, развитию воображения)

Дети стоят по залу в шахматном порядке. Под музыку дети исполняют импровизационный танец по заданию педагога по всему залу. Как только педагог выключит музыку, дети быстро занимают свои места, которые были определены каждому в начале игры, и встают в позу по заданию педагога.

Магазин игрушек (научить детей пластичности выполнения движений, воображению и фантазии, умению импровизации, ориентированию в музыке, вниманию. Учить быстро реагировать на начало и окончание звучания музыки, менять движения в соответствии со сменой характера музыки)

Дети делятся на две группы: «покупатели» и «игрушки». Под музыку «игрушки» исполняют импровизационный танец. Как только музыка замолчала, «игрушки» останавливаются и замирают в различных позах. «Покупатели» выбирают понравившиеся игрушки. Далее группы детей меняются местами.

Успей передать (развитие артистичности и воображения)

Дети становятся в круг. В руках у двух детей платок. Под музыку платок начинают передавать из рук в руки. Как только музыка обрывается, передача прекращается, и тот, у кого в этот момент окажется в руках платок, выходит в центр круга и под хлопки детей (или музыкальный отрывок) танцуют известные движения. Затем игра продолжается дальше.

Учитель и ученики

Когда играет веселая музыка, учитель отворачивается, а дети свободно танцуют (хулиганят). Когда музыка останавливается, учитель поворачивается, дети принимают нужное положение, делая вид, что вели себя хорошо. Те, кто стоит не правильно пропускают одну игру.

Таким способом закрепляются позиции рук и ног, положение рук на талии. Старшим детям можно дать задание устоять на одной ноге или на полупальцах.

Шары и пузыри (уметь ориентироваться в пространстве)

Дети делятся на две команды: шары - большие, стремятся занять как можно больше пространства, медленно перемещаясь по залу и вращаясь вокруг себя, стараясь не пропустить пузыри.

Задача пузырей - передвигаться быстро и не задевать шары, забегая в разные закоулочки.

Попутно можно выполнять различные упражнения (подскоки, перескоки, легкий бег, галоп). Затем

команды меняются.

Доведи меня и не потеряй (очень хорошо развивается ориентация в пространстве, взаимопомощь и внимательное отношение к партнеру)

Дети строятся в пары. Один закрывает глаза, а второй держа его за руку, старается перевести на другую сторону зала, при этом, не столкнувшись ни с какой другой парой.

Дискотека (развитие чувства ритма и музыкальности)

Дети становятся по кругу, руководитель в центре. Звучит любая веселая танцевальная музыка. Руководитель указывает на любого ребенка и считает 4 счета, а тот должен танцевать под музыку, следующие 4 счета танцует другой (тот, на кого укажет руководитель).

Главное условие – движения не должны повторятся! Педагог должен следить, чтобы все дети потанцевали, и хвалить за оригинальные движения.

Кто запомнил лучше всех

Дети ходят по кругу, взявшись за руки: «Мы все вместе танцевали, очень многое узнали, кто запомнил лучше всех, вот того и ждёт успех! Ну-ка Аня выходи, что нам делать покажи!» Ребёнок должен показать только то движение, которое выучили сегодня. Все дети повторяют за Аней. Так несколько раз.

Загадочный танец (игра для эмоциональной разрядки и закрепления танцевальных движений)

Дети стоят по кругу. Выбирается водящий, который выходит из зала или просто отворачивается. Затем нужно выбирать ребенка, который будет показывать движения, а все дети повторяют движения за этим ребенком.

Звучит музыка, водящий (который выходил из зала), встает в круг танцующих детей. Он должен отгадать показывающего ребенка. После чего тот, кто показывал движения, становится водящим. И игра начинается сначала.