Методическая разработка темы
Методическая разработка по психологии темы: « Понятие группы, структура группы, групповые явления» представлена конспектами уроков с мультимедийными презентациями. Конспекты занятий включают материалы для организации самостоятельной работы учащимися, творческие вопросы и упражнения, проблемы для дискуссий. Обилие примеров и практических заданий поможет учащимся в развитии навыков межличностного общения и освоении приемов диагностики коммуникативного поведения. Тема выстроена в личностно- ориентированном направлении с применением интерактивной педтехнологии и ИКТ.
Методическая разработка темы может быть применена преподавателями, мастерами ( ИПР ), студентам, интересующихся теоретическими и прикладными аспектами психологической науки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка темы по психологии | 269 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОНЯТИЕ ГРУППЫ, СТРУКТУРА ГРУППЫ, ГРУППОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ. Методическая разработка темы
Автор – разработчик: Татьяна Юрьевна Булатова методист, педагог- психолог
АННОТАЦИЯ:
Методическая разработка по психологии темы: « Понятие группы, структура группы, групповые явления» представлена конспектами уроков с мультимедийными презентациями. Конспекты занятий включают материалы для организации самостоятельной работы учащимися, творческие вопросы и упражнения, проблемы для дискуссий. Обилие примеров и практических заданий поможет учащимся в развитии навыков межличностного общения и освоении приемов диагностики коммуникативного поведения. Тема выстроена в личностно- ориентированном направлении с применением интерактивной педтехнологии и ИКТ.
Методическая разработка темы может быть применена преподавателями, мастерами ( ИПР ), студентам, интересующихся теоретическими и прикладными аспектами психологической науки.
Содержание:
- Актуальность
- Использование нетрадиционных методов работы с учащимися на уроках психологии при изучении темы «Понятие группы, структура группы, групповые явления»
- Механизм работы по теме « Понятие группы, структура группы, групповые явления»
- Список литературы
- Приложение
1.Актуальность.
Жизнь человека – сложный процесс, которая во многом зависит не только от самого человека, но и от окружающих его людей, Практически все сферы жизни человека включают в себя взаимодействие с другими людьми.
Это взаимодействие происходит в группе, или в коллективе, что является сущностью межличностных отношений и проявляется в общении. Статистики подсчитали, что до 70% времени в жизни большинства людей занимают процессы общения. В ситуации общения у человека, действительно, меняется очень многое: от выражения лица до взглядов на окружающее. Собственно говоря, само человеческое «я», внутреннее содержание личности возникает и формируется только в процессе общения с окружающими людьми.
На каждом новом этапе жизни личность оказывается в новой социальной ситуации, в новой микросреде, новой группе. Недаром говорят, что жизнь человека — сплошные хождения по... группам, которую просто невозможно представить без общения.
Тема «группы», в которых объединены люди в процессе своего общения - важнейший вопрос изучения социальной психологии и в значительной степени хорошо разработана в работах выдающихся психологов Л.С. Выготского, В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьев.
Проведенный анализ исследования других психологов К.А. Абульхановой-Славской, К.К. Платонова показывает ,что между качеством общения и эффективности любой деятельности существует прямая и сильная связь.
Поэтому в современном обществе отмечается рост потребности в психологических знаний у представителей самых разных областей знания, профессий, социальных групп. Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов особенно необходима специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек – человек» - политикам, бизнесменам, менеджерам и многим другим. А специалисты медицинской сферы , осуществляют самое активное общение с людьми, принадлежащим различным группам.
Умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе необходимо младшей медицинской сестре. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха. И уроки психологи могу стать хорошими помощниками. Ведь психология — не совсем обычный предмет.
Период обучения учащихся в ПУ совпадает в соответствии с возрастными особенностями юношеского возраста с кризисом рефлексии и сопутствующий этому кризису поиск ответов на вопросы о самом себе, жизненном смысле, перспективах собственного развития. Именно эта возрастная специфика позволяет реализовать основные задачи изучаемого курса, тем по психологии: помочь учащимся, с одной стороны, овладеть психологическими знаниями, способствующими личностному росту, а с другой — достичь конструктивности в решении жизненно важных, реально существующих у растущего человека проблем. Если необходимые умения не приобретаются на пороге взрослой жизни, человек оказывается незащищенным перед трудностями, стрессовыми ситуациями, терпит неудачу в неформальных отношениях, оказывается коммуникативно некомпетентным и личностно зависимым.
Полученные знания по теме « Понятие группы» помогут в дальнейшем учащимся правильно взаимодействовать с другими людьми, в коллективе, научит вступать в контакт, поскольку от этого умения зависит успех профессиональной деятельности и успех общения в профессии.
Из работ ученых - представителей личностно-ориентированного направления: Е.А. Бондаревской, А.С. Косоговой, Л.Н. Куликовой, Н.А. Переломовой, О.Л. Подлиняева при становление профессиональной компетентности будущего специалиста происходят только при изменении и интеграции внутренних процессов, направленных на целостное единство уникальности и неповторимости своеобразия каждой личности.
Правильно построенная совместная деятельность учащихся и преподавателя в процессе личностно-профессионального развития в учебной ситуации станет средством удовлетворения потребности в общении естественным образом создаются наиболее благоприятные условия для выявления причинно-следственных связей, развития способности к анализу и синтезу и т. д.
Современные педагогические технологии предполагают изменение учебной ситуации таким образом, чтобы педагог из «непререкаемого авторитета» стал внимательным и заинтересованным собеседником и соучастником процесса познания. Исходя из выше сказанного необходимо построение уроков психологии с применением интерактивных и информационных методов обучения.
Во-первых, интерактивные формы и методы обучения относятся к числу инновационных. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки.
Во-вторых, основные виды интерактивных методов являются условием для самореализации личности учащихся в учебной деятельности, а при использовании интерактивных методов, они должны оказывать воздействие на участников образовательного процесса, ведущее к такой стратегии, как сотрудничество.
Проведенные исследования в области психологии обучения показывают, что при обучении на уроках необходимо воздействовать, насколько это возможно, на все органы чувств обучаемых, чтобы улучшить их способность восприятия и - особенно - запоминания информации. Так, из информации, воспринятой только на слух, запоминается, как правило, лишь 20% . При одновременном слуховом и зрительном восприятии запоминание возрастает до 40%.
Наиболее успешное обучение обеспечивается тогда, когда происходит преодоление трудностей в процессе их обнаружения самим учащимся. Эти данные группируются следующим образом:
Восприятие и запоминание
10% - при чтении
20% - на слух
30% - визуально
40% - на слух и визуально
60% - при устном обсуждении темы
80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем
90% - при самостоятельном обнаружении и преодолении трудностей.
и применить на уроке психологии.
Убедиться в преимуществе и результативности стратегии интерактивного обучения возможно только при непосредственной ее реализации в педагогической деятельности.
Различные формы и методы интерактивного обучения были реализованы на уроках психологии с применением ИКТ. Тема « Понятие группы, структура группы, групповые явления» » сложна многообразием теоретических понятий и применение информационных методов обучения помогают лучше структурировать учебную информацию в текстовом виде, ввести наглядные изображения в виде схем, рисунков, таблиц. В этом случае эффективности образовательного процесса достигается за счет одновременного изложения педагога теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности. Что позволит не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Практически по каждой изучаемой теме психологии можно использовать на уроке тесты проверки знаний, компьютерное тестирование.
Результативность выполнения тестов высокая, поскольку они носят не только контролирующий характер, но и обучающий. Учащиеся могут посмотреть, в каких заданиях ими сделаны ошибки, сделать тест еще раз, и не только добиться правильного выполнения, но и запомнить нужный материал. Одним из приёмов интерактивного обучения применяемый на уроках, самотестирование в компьютерном варианте
2. Использование нетрадиционных методов работы с учащимися ПУ на уроках психологии при изучении темы «Понятие группы, структура группы, групповые явления»
В училище урок является традиционным видом работы. В литературе по психологии понятие «урок» обозначает разные виды занятий: как предметно-ориентированные, так и личностно-ориентированные.
Как сделать каждый урок психологии интересным, увлекательным и добиться того, чтобы урок развивал мыслительную активность учащихся, познавательный интерес?
Главное уроки психологии нельзя строить шаблонно, по единой установленной схеме, поэтому лучше всего уроки должны иметь самое разнообразное построение.
Поскольку, изучение психологии имеет, прежде всего, развивающее значение, то изучая тему: «Понятие группы» необходимо уделить внимание интерактивному обучению. Интерактивное обучение – это прежде всего личностно – ориентированное направление, погруженное в общение.
Учащиеся учатся формулировать собственное мнение, правильно выражать мысли, строить доказательства своей точки зрения, вести дискуссию, слушать другого человека, уважать альтернативное мнение. У них формируются навыки диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к сотрудничеству, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.
Сотрудничество рассматривается психологией как особая форма человеческих взаимодействий.
Конечно, не все темы программы по психологии могут быть проработаны с помощью интерактивного обучения, но большая часть, отдельные вопросы различных тем поддаются такому приему. Возможности уроков интерактивного обучения по теме « Понятие группы», значительно больше, чем у жестко регламентированного планированием и временем традиционного урока.
Применяя методы интерактивного обучения можно взять много нового и полезного как для своего профессионального роста, так и для активизации познавательной деятельности учащихся.
При планировании уроков по теме « Понятие группы» необходимо придерживаться алгоритмом проведения интерактивного урока.
Алгоритм проведения интерактивного урока.
1. Подготовка занятия
2. Вступление:
2.1. Сообщение темы и цели занятия
3. Основная часть:
3.1. Выяснение позиций учащихся с фиксациями (Здесь есть одна сторона представления - только позиция аудитории)
3.2. Формирование целевых групп по общности позиций каждой из групп. Мы производим объединение сходных мнений разных участников вокруг некоторой позиции и создаем из аудитории набор групп с разными позициями. Затем – организация коммуникации между сегментами.
3.3. Есть три стороны - набор позиций учащихся, смыслообразование и создание нового набора позиций.
4. Выводы (рефлексия)
Несомненно интерактивное обучение – интересное, творческое, перспективное направление нашей педагогики.
Рассматривая особенности личностно- ориентированного подхода, можно также определить цель обучения психологии - овладение теоретическими и практическими знаниями и методами построения взаимодействия и общения с людьми в различных условиях их жизнедеятельности. Исходя из сказанного можно определить цель занятий по теме: «Понятие группы, структура группы, групповые явления»: познакомить с различными сторонами и закономерностями общения, показать, что его эффективно можно выстраивать, и определить наличие или отсутствие коммуникативных качеств у учащихся.
С целью обеспечения развития личности учащихся в ходе уроков по изучаемой теме необходимо ставить различные задачи, чтобы найти возможные варианты ответов на них
В зависимости от содержания учебного материала, уровня подготовки группы есть хорошая возможность использовать различные интерактивные методы обучения, которые могут осуществляться на любом этапе изучения темы.
Важнейшим условием урока является организация учебного пространства. Традиционная расстановка парт, когда учащиеся видят затылки впередисидящих и только одно лицо – лицо педагога, здесь не уместна. Есть оптимальные варианты расстановки учебных мест в зависимости от количества групп, числа учащихся в группе. При входе в класс, где учебное пространство организованно иначе, чем обычно, у учащихся возникает ответная реакция: готовность включиться в соответствующие обстановке формы учебных взаимодействий. Внутренняя готовность учащихся сокращает время, необходимое им для настройки на форму и содержание интерактивного обучения.
Другими словами, для учащихся должен быть создан максимальный физический комфорт. Столы лучше ставить "елочкой", чтобы каждый учащийся сидел вполоборота к педагогу и имел возможность общаться в малой группе.
И очень важно заранее подготовить пособия или раздаточные материалы, необходимые для работы на уроке.
Особое внимание обратить на формирование групп. Существует два основных принципа формирования – свободное (по желанию) и организованное педагогом. Конечно, деление учащихся на группы лучше построить на основе добровольности. Также уместно воспользоваться принципом организованного выбора, но при этом учитываю и мнение учащихся. Пример способа формирования:
- называю количественный состав группы, даю две - три минуты на сбор групп, иногда распределяю только «лидеров», остальных они набирают сами;
- учащиеся при входе берут карточки, определяющие их место в группе;
- на столе заданием вниз лежат карточки, которые объединены общей темой. Задание учащимся - быстро организовать тематические группы.
Организованное распределение происходит следующим образом:
- на столах заранее подготовлен список участников микрогруппы;
- при входе в класс раздают учащимся карточки-пропуски к тому или иному учебному столу;
Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в самом начале занятия и постараться не нарушать их. Например, важно договориться о том, что все участники будут терпимы к любой высказываемой точке зрения, будут уважать право каждого на свободу слова.
При организации групповой работы на уроке придерживаюсь следующих этапов, рекомендуемых Г.К.Селевко:
1. Подготовка к выполнению группового задания:
- постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
- выработка правил, инструктажа о последовательности работы (лучше, если вырабатывается самими учащимися);
- раздача дидактического материала по группам.
2. Групповая работа:
- знакомство с материалом, планирование работы в группе;
- распределение заданий внутри группы;
- индивидуальное выполнение задания;
- обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
- обсуждение общего задания (замечания, уточнения, дополнения, обобщения);
- подведение итогов группового задания, выводы.
3. Заключительная часть:
- анализ познавательной задачи; рефлексия;
- общий вывод о работе в группе и достижении поставленной задачи;
- дополнительная информация педагога на группу.
Эти формы эффективны в том случае, если на уроке будет обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у учащихся имеются первоначальные представления, полученные ранее на уроках или в житейском опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими. Любая проблема урока должна быть актуальной, интересной и значимой для учащихся.
Контроль за степенью усвоения учебного материала по психологии заключается в том, что контроль как учебное действие осуществляется не как проверка качества усвоения по конечному результату учебной деятельности, а как идущее по ее ходу и выполняемое самим учащимся действие активного прослеживания безошибочности своих мыслительных операций, их соответствия существу и содержанию изучаемой теории, служащей ориентировочной основой для правильного решения учебной задачи.
Текущим педагогическим контролем можно назвать все повседневные действия преподавателя, когда он на основе получаемых по каналам «обратной связи» сведений вносит те или иные коррективы в учебный процесс. Это могут быть корректирующие действия преподавателя в ходе лекции на основе любых сигналов из аудитории, начиная с той или иной, даже малейшей, степени спада ее внимания к излагаемой лекции и заканчивая демонстративным игнорированием студентами лекторской речи.
К формам текущего педагогического контроля относятся и некоторые виды письменных работ студентов. Это могут быть маленькие по объему тексты выполненных практических занятий, представляющих психологический анализ отдельных фактов, психологическую характеристику отдельных свойств конкретной личности. Письменные работы чаще проводятся на жизненном материале из будущей профессиональной деятельности студентов.
3. Механизм работы по теме « понятие группы структура группы, групповые явления».
Изучение темы « Понятие группы» проходит в несколько этапов. Теоретическую часть разбиваем на 4 части – отдельное изучение каждой сторон общения и осуждение коммуникативных качеств, изучение понятия группы и коллектива. Каждый этап сопровождается практическими упражнениями, играми, тестами.
Тема 1: « Общение, виды и функции общения»
Вся тема урока представлена на слайдах мультимедийной презентации «Общение», в которой кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса, содержащих краткий текст, основные понятия, схема общения, рисунки.
Формирование групп важный момент на уроке. Используя принцип формирования – организованного выбора. Учащиеся при входе берут жетоны, определяющие их место в группе.
Урок начинается с упражнения- разминки « Расшифруй слово». Для расшифровки учащимся дается слово «общение», которое служит своеобразным эпиграфом темы, помогает настроиться на тему. Разминка по времени занимает 5 минут, способствует созданию комфортной, творческой, дружеской обстановки, что помогает каждому принять активное участие в уроке.
Чтобы выделить значимость изучаемой темы обращаюсь к впечатлениям от общения с больным человеком или его родственниками во время прохождения практики, и предлагаю сделать анализ личных впечатлений.
При изучении новой темы использую игру «Шесть шляп» как интерактивный метод обучения. Оно включает целый ряд признаков:
• самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
• необычные условия работы;
• активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.
Концептуальной основой технологии игры взят метод «Шесть шляп мышления», созданный Эдвардом де Боно доктором медицины и психологии, руководителем Центра по изучению мышления Оксфордского университета.
На предыдущем уроке преподаватель дает д\з: предлагает поработать под полями «белой шляпы»- подумать над темой будущего обсуждения, собрать всю необходимую информацию, все необходимые данные, факты.
Почему выбраны шляпы?
Во-первых, каждой из шести шляп соответствует свой собственный, индивидуальный цвет, делающий ее легко различимой среди всех остальных и наделяющий ее характерными, присущими только ей одной чертами и качествами – цветовое различие делает каждую шляпу особенной, неповторимой. Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления и деятельности.
Во-вторых, шляпу очень легко надеть и снять. Это важно всегда, во всех ситуациях, когда человек должен уметь применять все ресурсы своего мышления, уметь менять тип мышления и деятельности в зависимости от поставленной задачи. Надевание «мыслеварительной» шляпы призвано помочь человеку обрести нужное состояние сознание, сосредоточиться на выполнении определенных операций.
В-третьих, «Шляпы мышления» дают структуру для использования параллельного мышления и ухода от споров, в большинстве ситуаций отнимающих время без всякой пользы. Как правило, каждый учащийся имеет свой взгляд на предмет, и чем выше интеллектуальные способности, тем сильнее он будет защищать свою позицию, свое представление о предмете. Использование «мыслеварительных» шляп открывает возможность договориться с собеседником, прийти к согласию. Заключенная в шляпах символика удобна для того, чтобы попросить кого-нибудь «развернуть» поток своих мыслей в нужном направлении. Можно попросить человека надеть черную шляпу и подумать о минусах, которые содержаться в его собственной идее, или, под полями желтой шляпы подумать о плюсах, которые, с той же очевидностью, содержаться в идеях других людей.
Проведение игры проводится по определенному сценарию, этапам и двум раундам.
Работа проходит в малых группах. Это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе.
Контрольно- оценочный этап урока заключается в «взаимооценивание в группе». При выставлении отметки за работу оцениваются содержание, качество, активное участие в работе группы.
На уроке самостоятельная работа учащихся построена на индивидуальной работе над составлением схемы « Мое окружение», что позволяет учащемуся разобраться и построить свою схему общения
В дальнейшем включение в выполнение упражнения « Угадай вид общения» группа определяет изображенный вид общения. Это дает учащимся возможность в формировании умений и навыков практической работы в усвоении различных видов общения и к анализу составных частей общения, возможность больше понять характер их взаимосвязи.
Для закрепления полученных психологических знаний на уроке лучше всего использовать через опыт переживания, действия и самоанализа. Для этого учащимся предложены вопросы различного типа.
Тема 2: «Вербальные и невербальные средства общения»
Этот урок из серии «ориентировочных». Оно является очень важным, так как учащиеся сами для себя вырабатывают правила эффективного общения.
Этот урок построен на интересе учащихся к познанию этой темы. Всем хочется научиться «читать людей, как книгу».Подростков привлекает новизна проведения уроков с мультимедийной презентации « Вербальные невербальные средства общения», которая на протяжении всего урока дополняет объяснения педагога. В презентации показаны самые основные моменты темы, рисунки жестов, основные понятия, определения, которые учащиеся списывают в тетрадь, тогда как педагог, не тратит время на повторение, успевает рассказать больше.
Урок начинается с проверки домашнего задания,сообщаю тему, проблему урока, и план работы на уроке.
Учащимся необходимо показать преимущества прямого общения лицом к лицу. Поэтому предлагаю учащимся разминку - упражнение «Спина к спине». Использую интерактивный метод работа в парах « Двойка». Данная форма работы позволяет учащимся приобрести новый опыт общения; научиться выбивать лучшие приемы общения, учится слушать и слышать человека, который находится рядом с тобой. Затем происходит обмен впечатлениями к полученному личному опыту учащихся. Это позволяет плавно перейти к основной части урока.
Выполнение психологического теста «Понимаете ли вы язык мимики?» проводиться для изучения невербального общения, в целях самопознания.
Тест очень уместен и полезен, и относится к относительно простым общепсихологическим тестам. Его проведение несложное по выполнению и занимает небольшое количество времени. Учащимся предлагается угадать изображения различных эмоций, переживания, состояния, которые передаются мимикой. Затем дается время для самопроверки.
На уроках с учащимися по специальности младшая медицинская сестра нельзя использовать сложные психологические тесты по причине недостаточной подготовленности учащихся и, следовательно, дидактической нецелесообразности.
Использование педагогом эмпирического описания жестов по Д. Ниренберг и Г. Калеро позволяет сформировать у учащихся представление о скрытых мотивах поведения, поступков людей. Объяснение этого материала происходит в форме лекции-информации с применением слайдов.
Первая часть лекции содержит материалы для изучения невербального и вербального общения, эмоций и чувств, социальных аспектов общения. Проработка этих разделов формирует у учащихся умение различать основные компоненты коммуникативного процесса и оценивать их влияние на межличностное взаимодействие, а также стимулирует развитие аналитических способностей.
Предложенная лекция по психологии представляет собой обучающий монолог преподавателя. Несет основные функции: информационную (сообщает учебный материал); систематизирующую ( новые знания даются в систематизированном виде); разъясняющую ( преподаватель разъясняет наиболее трудные вопросы, понятия); развивающую (стимулируют мыслительную деятельность учащихся).
На протяжении всей лекции анализируются вербальные, невербальные средства, особенности эмоциональных переживаний. Этому способствуют проблемные вопросы, поставленные преподавателем на лекции и самостоятельная работа учащихся с карточками – заданиями. Проведение компьютерного тестирования « Какой я в общении» на заключительном этапе урока активизирует интерес учащихся, что хорошо влияет на повышение познавательной активности учащихся, создает у них положительную мотивацию.
Учащиеся на протяжении всего урока ориентируются на творческую работу с постоянным самоанализом. Таким образом, формируется способность к целостному восприятию ситуаций межличностного взаимодействия, мгновенной их самодиагностике.
В конце урока проводится рефлексия:
Я –
Понял…
Узнал…
Задумался…
Удивился…
Хочу похвалить…
Похвалю себя за ….
В конце урока целесообразно дать домашнее задание на составления правил эффективного общения младшей медицинской сестры с больным человеком
Тема 3: « Общение, как восприятие людьми друг друга»
Этот урок – тренинг, в котором основное внимание уделяется практической отработке изучаемого материала, когда в процессе моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам, на развитие у обучающихся не только эффективных навыков межличностного взаимодействия, но и на повышение общего уровня их компетентности в этой области.
На этом уроке упор делается на использование самых разнообразных интерактивных методов и форм обучения.
Слайды презентации « Общение как восприятие» наглядно, иллюстративно демонстрируют понятия этой темы и предложенные задания.
Начинается урок с активирующих вопросов, направленных на выяснении того, что уже известно учащимся о общении и его видах.
Обязательно сообщение темы и проблемы урока.
Упражнение - разминка: «Выброс пальцев» дает психологического настрой на тему. После потепления взаимоотношений в группе переходим к основной части урока.
За основу мини- дискуссии берем интерактивный метод «Дерево решений». Упражнение «Дерево решений» является техникой принятия решений. Группа учащихся делится на 3 или 4 мини группы с одинаковым количеством. Каждой мини группе в конверте предлагается для обсуждения одно из средств общения, учащиеся должны представить недостатки и достоинства данного средства общения, где его можно использовать. Делают анализ и группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.
Используя в этом упражнении и следующем упражнение « Портрет общительного человека» форму работы «Тройки и четверки» при ограничении времени и пространства – это наиболее эффективный способ сблизить учащихся. Она позволяет учащимся лучше узнать, а главное почувствовать друг друга. Данная форма работы позволяет почувствовать учащимся свою самостоятельность в интеллектуальной и социальной сферах.
В упражнении « Портрет общительного человека» с учащимися приступаем к работе над понятием коммуникативный человек. Учащиеся творчески трудятся применяя цветную бумагу, клей, ножницы, фломастеры, карандаши и составляют портрет коммуникативного человека.
Основой упражнения «Потерпевшие кораблекрушение», которое проводится в конце урока, является интерактивный метод анализа конкретных ситуаций. При проведении упражнения учащимся предъявляется ситуация. Им необходимо принять решение по определенной системе поведения в предложенных условиях. Заир-Бек Е.С. данный метод называет ситуационными играми. В них участвуют 3-4 мини группы, каждая из которых вырабатывает и аргументирует собственный вариант решения классификации. Предметом анализа являются следующие вопросы: какие виды поведения помогали или мешали процессу достижения согласия? Появился ли лидер? Кто участвовал, а кто нет? Кто оказывал влияние? Какова была атмосфера в группе? Стремилась ли группа включить каждого в процесс решения? Это упражнение своеобразный переход к изучению следующей темы 4.
После чего проводится рефлексия – игра « Клубок». Рефлексия, помогает определить, насколько достигнуты цели проведенного урока. Выводы учащихся не ограничиваются перечислением и краткой формальной характеристикой, а включают размышления.
Тема 4: «Группы и коллективы. Методы психологического исследования группы»
Это пожалуй один из нелегких уроков, где теоретический материал значителен по объему. Он важен, так как ориентирует учащихся на основные понятия темы, необходимо закрепить навыки конструктивного взаимодействия, в основе которого лежит, безусловно, позитивное отношение к окружающим.
Формирование групп важный момент на уроке. Используя принцип формирования – организованного выбора, для этого проводится тест «Геометрические фигуры». Учащиеся определяют свой психотип, определяющий их место в группе.
Основной формой работы на уроке будет интерактивная лекция. Она построена на одновременном изложении педагогом теоретических сведений и показа слайдового материала презентации «Понятие группы». Урок проходит интересно. Учащиеся много узнают. Чтобы поддерживать атмосферу творчества и положительного настроя необходимо периодически «оживлять» группу. Использовать юмор. Не случайно ведены игра, упражнения, тесты.
Очень важный момент на уроке для учащихся — осознание себя как целого, своих свойств и особенностей, места каждого участника в групповом пространстве. Упражнение – тест «Я в пространстве группы способствует этому. Упражнение не требуют длительного времени для проведения и дает хороший эффект, так как используются приемы, помогающие участникам понять группу и свое место в ней, что очень важно для достижения целей группы. Упражнение игра для объединения и стабилизации группы, создание благополучных межличностных отношений.
Проведение ситуационной игры « Землетрясение» помогает выяснить, готовы ли члены коллектива уступать друг другу, способны ли они учитывать интересы друг друга, когда приходится принимать совместные решения. Основой упражнения является интерактивный метод анализа конкретных ситуаций. При проведении упражнения учащимся предъявляется ситуация. Им необходимо принять решение по определенной системе поведения в предложенных условиях. В работах участвуют мини группы, каждая из которых вырабатывает и аргументирует собственный вариант решения ситуации. Это игра моделирует ситуацию, в которой выявляется степень организованности коллектива. Следует обратить внимание на то, как учащиеся договариваются о содержании и способах выполнения задания.
Обучающийся эффект на уроке достигается не только по причине усвоения теоретической информации, сколько в процессе обсуждения, когда на эмоциональной волне учащиеся высказывают различные суждения, что позволяет учащимся глубже узнать себя, свои возможности, свою группу а это главное условие, без которого невозможно развитие личности.
С целью проверки эффективности изученной темы на последнем этапе урока выделяется время для проведения компьютерного тестирования по пройденной теме. Тест представляет вопрос с вариантами ответов. При выполнении которого учащийся самостоятельно делает выбор. Полученные результаты показывают у 69 % учащихся средний уровень, а у 23 % высокий уровень усвоения темы. 8% учащихся имеет низкий уровень усвоения темы по основной причине не посещение (Смотри приложение №8).
Получены достаточно неплохие результаты. Исходя из этого можно сказать, что поставленные цели уроков были достигнуты.
И так, в заключение следует сказать, что использование нетрадиционных уроков или их элементов в процессе преподавания психологии доступно каждому педагогу, стоит только немного отойти от стандарта и задуматься о том, что сделать такого на уроке, что заинтересовало бы учащихся, заставило их задуматься о том, что психология нужна им, если не в будущей профессии, то просто для того, чтобы чувствовать себя успешным человеком, который может построить свое общение и в личной жизни, и с коллегами.
Опыт проведения уроков по теме « Понятие группы» с использованием интерактивных методов обучения показывает их эффективность, т.к. происходит изменение мотивации учащихся, проявляется познавательный интерес, желание применять полученные знания на практике.
Мой опыт, хотя и кратковременный, преподавания психологии кажется достаточно интересным. Интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление нашей педагогики.
Список литературы:
1.Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учебно-методическое пособие для преподавателей и аспирантов вузов. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС.1999.
2. Горелов И. Н., Житников В. Ф., Зюдько М. В. и др. Умеете ли вы общаться? М.: Просвещение, 1991.
3. Журавлев А. Л., Соснин В. А., Красников М. А. Социальная психология: Учебное пособие. – М: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. – 416 с.
4. Забродин Ю. М., Попова М. В. Психология в школе: Экспериментальный учебный курс для подростков. М.: Всероссийский научно-практический центр профориентации и психологической поддержки населения, 1994.
5. Коломинский Я. А, Человек: психология. М.: Просвещение, 1980
6. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. М.,1989; Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. Учебное пособие. 4-изд., испр. и доп. М: УМК “Психология”, 2003.
7. Мелибруда Е. Я — Ты — Мы. Психологические возможности улучшения общения / Пер. с польск. М.: Прогресс, 1986.
8. Робер М. А, Тильман Ф. Психология индивида и группы. М.: Прогресс, 1988.
9. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. М.: Физкультура и спорт, 1988.
10. Фаст Дж. Знак чувства бессловесный. Ниренберг Калеро Г. Словно раскрытую книгу прочти человека. Минск; Попурри, 1996.
11. Юсупов И. М. Психология взаимопонимания. Казань: Татарск. книжн. изд-во, 1991.
4. Приложение 1
Тема программы: « Понятие группы, структура группы, групповые явления»
Тема урока: « Общение, виды и функции общения»
Проблема урока: Зачем человеку общение
Цели урока:
- актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы
-организовать учебную деятельность по усвоению знаний в рамках темы урока
-создать условия для усвоения понятий: общение, виды общения, структура и основные функциями, с приемами общения
- создать условия для развития познавательных, интеллектуальных способностей учащихся
- способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи, развитие базовых коммуникативных умений
- помочь учащимся осмыслить практическую значимость изучаемого материала, выбрать для себя наиболее эффективную позицию общения
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Форма проведения: урок с элементами игры
Средства обучения: ПК, слайдовая презентация « Общение» (приложение 2), жетоны, шляпы,
Методы обучения: словесный, наглядно-иллюстративный (демонстрация слайдов); игровой (использование игр); практический (выполнение упражнений), интерактивный метод «Шесть шляп мышления».
Подготовительная работа на предыдущем уроке домашнее задание, поработать под полями «белой шляпы» подумать над темой будущего рассуждения по теме: «Общение», собрать всю необходимую информацию, все важные факты
Межпредметные связи: Деонтология, производственное обучение, геронтология.
Ход урока:
1. Формирование групп по общности позиций каждой из групп.
В рамках технологии «Шесть шляп мышления» в начале урока создаются четыре творческие группы.
- На прошлом занятии Вам было дано домашнее задание, поработать под полями «белой шляпы». Каждый подходит к столу и из белой шляпы достает жетон такого цвета под полями шляпы которой вы хотите сегодня работать на уроке .
Педагог предлагает учащимся сесть за столы, где находится шляпа такого же цвета, что их жетон.
2. Сообщение темы и проблемы урока, плана работы на уроке:
Слайд 1
- Тема сегодняшнего урока « Общение» имеет непосредственное отношение к вашей профессиональной деятельности. Никакая деятельность без общения не осуществима. Общение с пациентами, родственниками, знакомыми, с коллегами по работе.
На уроке мы должны ответить на вопрос: «Зачем человеку общение?»
- Общались ли вы с больными или с их родственниками. Как это произошло?
Приведите примеры своих жизненных ситуаций.
-Приведенные вами примеры показывают насколько значима тема для младшей медицинской сестры.
Слайд 2
-Наш план работы по изучения новой темы:
1.Понятие общения
2.Фукции и структура общения
3.Виды общения
4. Стратегия и тактика общения
Упражнение разминка: « Расшифруй слово».
Слайд 3
Группы выполняют работу самостоятельно. Каждая группа расшифровывает каждую букву слова «общение». По окончании работы учащиеся обсуждают результаты исследования и объясняют свой выбор.
О- объединение, открытость;
Б- близость, безопасность;
Щ- щедрость;
Е- единение, единомыслие;
Н- необходимость;
И- искренность, истина…
-Столько хороших, важных слов раскрывает нам слово «общение»
3. Игра «Шесть шляп мышления»
- У нас с вами получились четыре группы, которые работают под полями: зелёной, желтой, черной, синей шляп. Каждая из групп, поочередно работает в определенной ролевой позиции:
Слайд 4-9
• Новаторы - «зеленая шляпа» (презентуют свой проект, свою идею остальным членам рабочей группы);
• Пессимисты - «черная шляпа» (выделяют все отрицательные, непродуманные, неучтенные моменты презентуемой идеи);
• Оптимисты - «желтая шляпа» (выделяют все положительные, выгодные, позитивные моменты презентуемой идеи);
• Эксперты - «синяя шляпа» (обобщают и анализируют полученную информацию и обосновывают свое мнение).
Слайд 10
Вопросы для обсуждения:
- Что такое общение?
- Цели общения?
- Что включает в себя процесс общения?
Слайд 11
Раунд первый длится 16 минут:
• 3 минуты - выступление новаторов;
• 2 минуты - уточняющие вопросы новаторам от участников из других творческих групп;
• 3 минуты - работа в группах оптимистов, пессимистов и экспертов по выявлению позитивных и негативных моментов представленной идеи, обобщению и анализу полученной информации;
• 4 минуты на выступление оптимистов и пессимистов (по 2 минуты на каждую из двух творческих групп);
• 2 минуты - работа группы экспертов по определению эффективности работы каждой группы с точки зрения поставленной перед данной группой цели деятельности;
• 2 минуты - выступление экспертов.
3.1 Выяснение позиций учащихся с фиксациями:
Слайд 12
- Общение – это форма жизнедеятельности, сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, обусловленный потребностями в совместной деятельности.
Слайд 13
Цели общения:
-Обмен информацией;
-Взаимодействие;
-Восприятие и понимание другого человека.
-Установление контакта;
Слайд 14
Процесс общения включает в себя:
-Сообщение и получение информации, обмен мнениями, замыслами, решениями, сообщениями;
-Побуждение, стимулирование активности партнёра;
-Координация действий;
-Обмен эмоциями;
-Установление отношений – осознание своего места в межличностных связях ( ролевых, деловых)
-Мы с вами рассмотрели основные понятия общение, цели, процесс общения. Переходим к рассмотрению функции общения
Слайд 15.
Раунд второй длится 3 минуты.
Слайд 16
Вопросы группам?
-Сколько функций у общения?
-Назовите их?
-Как понимаете?
• Эксперты - «синяя шляпа» (обобщают и анализируют полученную информацию Обобщение наборов позиций учащихся, смыслообразование и создание нового набора позиций.
Слайд 17
- В психологии выделяют три стороны общения:
-информативную (обмен информацией);
-интерактивную (выработка стратегии и координация совместных действий индивидов);
-перцептивную (адекватное восприятие и понимание друг друга).
Общение полноценно, когда в нем присутствуют все три названные стороны.
- «Взаимооценивание работы в группе»
- Индивидуальная работа на тему «Мое окружение». Слайд 18
Учащимся предлагается вспомнить, кто, какие люди находятся вокруг них каждый день, каждую неделю, каждый год в разных жизненных ситуациях. Это нужно для того, чтобы составить свою схему общения. Чем ближе и чаще вы встречаетесь и общаетесь с тем или иным человеком, тем ближе следует расположить его на схеме общения.
После обсуждения результатов индивидуальной работы на доске составляется обобщенная схема нашего окружения и общения. Слайд 19.
6. Упражнение « Угадай вид общения». Слайд 20
- Можно назвать несколько видов общения: дружеский, деловой, отстраненный, подавляющий. Давайте поподробнее рассмотрим каждый:
Слайд 22
Учащиеся: Дружеское общение непринужденное, раскованное, откровенное. Собеседники чувствуют себя свободно, спокойно, открыто выражают свои чувства. Дружеский стиль общения помогает передать свои чувства, переживания. - Какие чувства и эмоции испытывают собеседники? (Радость, удовольствие, спокойствие)
Слайд 23
Учащиеся: Деловое общение — это общение людей, которые объединены общим делом: вместе работают, учатся. Деловой стиль общения помогает достичь успеха в делах, сообща решить ту или иную проблему.
- Где можно встретить деловой стиль общения? (В офисе, на деловых переговорах, начальник-подчиненный, учитель-ученик).
Слайд 24
Учащиеся: Отстраненный стиль общения используется там, где люди никак не связаны по жизни, и нет надобности раскрывать себя в общении. Такой стиль общения мы используем, когда, например, спрашиваем прохожего на улице, который час.
- Опираясь на картинку, скажите, где еще можно встретить отстраненный стиль общения? (Продавец-покупатель, в парикмахерской, в ресторане).
Слайд 25
Учащиеся: Подавляющий стиль общения используется, когда одному хочется подавить волю другого человека — заставить его что-то сделать или отказаться от своих планов.
Слайд 26 -29
- На предложенных картинках угадайте какой стиль общения используют изображенные герои?
6. Рекомендации по стратегии тактике общения. Слайд с 30 -36
7. Рефлексия:
- Как вы думаете, каким стилем общения должен владеть человек, который умеет общаться? (Умеет общаться тот, кто владеет разными стилями общения и свободно переходит от одного к другому)
- Какие еще виды общения вы знаете? Какие вы используете чаще всего и почему?
(Для того, что человек себя чувствовал успешно нужно научиться владеть различными видами общения.)
8. Домашнее задание: Приглядывайтесь к окружающим вас людям, их лицам, походке, одежде, рукам, их дому, книгам и т.п., попытайтесь определить их профессию, семейное положение, увлечения, интересы, характер, мысли и настроение в данный момент.
Тема программы: « Понятие группы, структура группы, групповые явления»
Тема урока 2: « Вербальные и невербальные средства общения »
Проблема урока: Научиться «читать других людей как книгу
Цели урока:
- актуализировать понятие “общение ” в ходе познавательной деятельности учащихся
- способствовать развитию мыслительных процессов, навыков рефлексии.
-создать условия для рассмотрения человека в общении как проявление знаков внимания
- создать условия для развития познавательных, творческих способностей
- способствовать развитию умения определять знаки внимания проявляющихся в процессе совместной деятельности и необходимых для достижения положительного результата.
- помочь учащимся оценить свою степень общительности, определить понятие слушания как активного или пассивного процесса;
Тип урока: комбинированный
Форма проведения: урок- лекция
Средства обучения: ПК, слайдовая презентация « Вербальные и невербальные средства общения» (приложение 3), карточки – задания (приложение 7)
Методы обучения: словесный; наглядно-иллюстративный (демонстрация слайдов); игровой (использование игр); практический (выполнение упражнений), интерактивный метод
Межпредметные связи: Деонтология, геронтология, производственное обучение.
Ход урока:
1.Сообщение темы и проблемы урока, плана работы на уроке:
- Сегодня на уроке продолжаем тему предыдущего урока. Каждый из нас с разными людьми общается по-разному. Это зависит от человека, с которым общаешься, или от ситуации общения.
Слайд 1, 2
-Наш план работы:
- Средства общения.
- Вербальные средства общения.
- Невербальные средства общения.
- Общение как восприятие людьми друг друга.
- Методы психологического воздействия.
2. Упражнение - разминка « Спина к спине».
Учащиеся садятся на стульях спиной друг к другу, выбирают тему и общаются. Затем происходит обмен впечатлениями.
Слайд 3
Обсуждение. Было ли вам удобно общаться? Почему? Насколько важно внимание к собеседнику при общении?
- Каждому из нас при разговоре хочется, чтобы его внимательно слушали, — это приятно, чувствуется, что тебя воспринимают всерьез, не как пустое место, собеседник искренне интересуется тобой и тем, что ты говоришь. Как определить, насколько сильно собеседник вовлечен в предмет разговора, действительно ли его волнуют обсуждаемые вопросы? С другой стороны, как дать почувствовать приятному тебе человеку, что ты заинтересован в общении с ним, в выслушивании его точки зрения и понимании того, что он хочет сказать? То есть, как понять внимательно или невнимательно тебя слушают и как самому проявить внимательность или невнимание в разговоре?
3. Тест «Понимаете ли вы язык мимики?»
Слайд 4
- Предлагаю проверить себя! На плакате двенадцать выражений лица, в которых закодировано двенадцать эмоциональных состояний. Попытайтесь их расшифровать, а после я открою правильные ответы, и каждый сравнит свой ответ с ключом:
Слайд 5,6
Ключ
1) Безразличие; 2) враждебность; 3) веселье; 4) сильная злость;
5) грусть; 6) застенчивая радость; 7) плохое самочувствие; 8) злость;
9) бурная радость; 10) глубокая печаль; 11) скепсис; 12) скорбь.
Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т.п. Причем легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление, труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции – печаль, гнев, отвращение.
Слайд 7
4. Лекция - информация « Вербальные и невербальные средства общение. Активное и пассивное слушание »
Слайд 8
-Общение – это любое взаимодействие людей. Слайд 9 Средства общения могут быть вербальным и невербальным. Если вербальная коммуникация - это язык слов, то невербальная коммуникация - это язык чувств.
Конечно же главную роль в общении играет речь. В процессе “говорения” важно буквально все: как обращаются к собеседнику, что говорится вначале, а что потом, соответствуют ли слова тону высказываний и т.д. Еще древние философы отмечали, что ведение беседы — настоящее искусство. Между тем часто в жизни бывает, что мы хотим сказать одно, а, сами того не осознавая, говорим другое или вообще не находим слов для выражения какой-то важной мысли или чувства.
Слайд 10
К вербальным средствам общения относятся:
- Язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка.
- Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.
Слайд 11,12
К невербальным средствам относятся:
-Мимика – движение мышц лица, – отражающая внутреннее эмоциональное состояние, способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова.
-Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.
Приведите примеры из жизни где вы применяете вербальное и невербальное общение?
Что же человек чувствует, демонстрируя тот или иной жест? Как он относится к человеку, партнеру по взаимодействию? Насколько он искренен (честен) с вами?
Американские психологи Джерерд Ниренберг и Генри Калеро в своей книге «Читать человека - как книгу» приводят группы жестов, выражающие различные позиции человека в процессе общения. Слайд 13
Слайд 14
Жесты искренности. Среди жестов, обозначающих искренность, можно выделить следующие: раскрытые руки ладонями вверх; пожимание плечами, сопровождающиеся жестом раскрытых рук (обозначение открытой натуры); расстегивание пиджака (доброжелательно настроенные по отношению к вам люди часто расстегивают или даже снимают пиджак в вашем присутствии).
Слайд 15
Жесты защиты. Это наша реакция на возможную угрозу для нас в конфликтной ситуации. Если собеседник скрестил руки, сжал кулаки, то это первый признак защитной реакции.
Слайд 16
Жесты оценки. Жесты, имеющие отношение к задумчивости и мечтательности: жесты «рука у щеки» (люди, опирающиеся на руку, обычно глубоко погружены в раздумья); жесты критической оценки — подбородок опирается на ладонь, указательный палец вытягивает вдоль щеки; собеседник сидит на крае стула, локоть на крае стола, наклоненная голова - жест внимательного слушания; почесывание подбородка (при принятии решения); протирание стекол очков, манипуляция с ручкой, карандашом - жесты размышления и паузы; расхаживание, пощипывание переносицы, потирание кончика носа может свидетельствовать о размышлениях, психоэмоциональном напряжении.
Слайд 17
Жесты скрытности: рука прикрывает рот, избежание прямого визуального контакта; потирание мочки уха.
Слайд 18
Жесты доминантности. Превосходство может быть выражено скрещенными на груди руками и поднятым вверх подбородком, расставленными на ширине плеч ногами и заведенными за спину скрещенными руками, когда собеседник облокачивается широко расставленными руками на край стола и смотрит на вас сверху вниз.
Жесты готовности: руки на бедрах. Вариация этой позы в положении сидя - человек сидит на краю стула, локоть одной руки и ладонь другой опираются на колени.
Жесты неуверенности: манипуляции с пальцами рук, с ручками и карандашами. Другие жесты этой группы — переплетенные пальцы рук, при этом большие пальцы нервно потирают друг друга; пощипывание кожи; трогание спинки стула перед тем, как на него сесть.
Слайд 19
Жесты фрустрации: потирание рукой шеи, желание освободится от туго затянутого галстука (потирание ворота рубашки), тесно сцепленные напряженные руки, поправление элементов одежды, прически.
Слайд 20
Жесты нервозности: покашливание, прочищение горла.
Жесты скуки: постукивание по полу ногой или щелканье колпачком ручки; голова в руке, то есть рука служит подпоркой голове, «отсутствующий» взгляд; машинальное рисование на бумаге; пустой взгляд («я смотрю на вас, но не слушаю»)
Слайд 21
Жесты доверчивости: пальцы соединяются наподобие купола.
Жесты самоконтроля: руки заведены за спину, ноги со скрещенными лодыжками, кисти рук напряженно сжимают подлокотники кресла.
Слайд 22 -30
- Важнейшая невербальная составляющая процесса общения — умение слушать. Когда человек внимательно слушает другого человека, в нем буквально все — глаза, поза, выражение лица обращены к говорящему, что, в свою очередь, оказывает влияние на собеседника, помогает ему сформулировать свои мысли, раскрыться, быть максимально искренним. Рассеянность, безучастность, равнодушие могут привести к обратному результату. Но на процесс беседы оказывает влияние и множество других “невербальных мелочей”, таких, как время и место, где она происходит, ее длительность и т.д.
Слайд 31,32
- Слушать можно по-разному. Если вы не проявляете интереса к разговору, не демонстрируете никаких знаков внимания, отделываетесь редким «угу» или «хм», по которому трудно определить ваше отношение к происходящему, то это — пассивное слушание, при нем участие в общении минимально. Так происходит, когда тема разговора или общение с данным человеком вам неинтересны, вы хотели бы отделаться от него или прекратить обсуждение вопроса. Если эмоции партнера направлены на вас, вы их вызвали или просто оказались поблизости, «под горячую руку», главная задача — не заразиться от собеседника его эмоциями, не впасть в то же эмоциональное состояние, которое уж точно приведет к бурному конфликту, «выяснению отношений». Выслушайте его, может даже думая о чем-то другом, приятном, а когда он «выплеснется и иссякнет», активно включайтесь в конструктивное обсуждение: «А теперь давай спокойно обсудим, что произошло и как быть». Вид слушания, при котором вы вовлечены в процесс общения и стараетесь понять собеседника, называется активным слушанием.
Вопросы:
Что такое общении?
Примеры вербального и невербального общения».
Что такое пассивное слушание? Ответ предлагается дать в письменном виде. Оценку за работу педагог озвучивает на следующем занятии.
4. Компьютерное тестирование: « Какой я в общении» (Приложение 4)
- Слово «диагноз» скорее медицинское, чем психологическое, но для нас оно будет означать возможность узнать о себе что – то новое. Я думаю вам будет интересно получить исходную информацию об уровне вашей общительности. Мы это сделаем с помощью теста « Какой я в общении?»
5.Самостоятельная работа учащихся:
Работа с карточкой – заданием:
-Сейчас все, прочитают предложенные диалоги и затем ответят на вопрос, какой вид общения использует каждый из участников диалога.
Диалог 1.
- Подскажите, пожалуйста, как пройти в библиотеку!
- Дойдете до конца улицы, повернете направо и увидите трехэтажное здание библиотеки.
- А на автобусе я смогу туда добраться?
- Да, вам нужен третий номер.
- Спасибо! (отстраненный стиль общения)
Диалог 2.
- Привет! Ты не хочешь пойти со мной в кино?
- Что-то не очень хочется.
- А почему? Настроение плохое? Давай сходим, заодно развеселишься!
- Ну хорошо, уговорил (дружеский стиль общения)
Диалог 3.
- Почему ты не вымыл посуду?
- Я опаздываю на тренировку.
- Я тебе еще раз повторяю, пока ты не закончишь уборку, я тебя никуда не пущу!
(подавляющий стиль общения)
Диалог 4.
- Я считаю, что в данном уравнении необходимо применить именно это правило.
- Это совершенно правильно! Наконец-то мы нашли верное решение.
- Может быть, теперь мы сможем отдохнуть и сходить погулять?
- Я рад, что ты предложил это, потому что я очень люблю прогулки!
(делов ой, дружеский стили общения)
Слайд 34
6.Рефлексия:
Я –
Понял…
Узнал…
Задумался…
Удивился…
Хочу похвалить…
Похвалю себя за ….
Каждому полезно подумать над словами выдающегося бизнесмена Генри Форда: «Мой секрет успеха заключается в умении понять точку зрения другого человека и смотреть на вещи и с его, и со своей точек зрения».
7. Домашнее задание: Дается задание: перечислить и записать слова, которые следует использовать для общения с определенной категорией людей в различных ситуациях:
в качестве приветствия (утреннего, вечернего);
для вежливой просьбы;
для приглашения в гости, театр, кино;
для утешения в трудную минуту;
в телефонном разговоре.
1-я группа записывает слова для общения с родственниками больного человека; 2-я группа – с друзьями; 3-я группа – с больным пожилым человеком ; 4-я группа – со знакомыми; 5-я группа – с незнакомыми людьми.
Тема программы: « Понятие группы, структура группы, групповые явления»
Тема урока 3: « Общение, как восприятие людьми друг друга»
Проблема урока: Что такое умение общаться
Цели урока:
- актуализировать потребность давать и получать обратную связь как необходимое условие открытого доверительного общения.
-организовать учебную деятельность по дополнению своего образа Я новой информацией
-создать условия для усвоения для овладения навыками общения и получения обратной связи;
- способствовать формирование основных навыков эффективного общения;
- помочь учащимся осмыслить практическую значимость изучаемого материала, выработать свой индивидуальный стиль общения.
Тип урока: комбинированный
Форма проведения: урок - тренинг
Средства обучения: ПК, слайдовая презентация (приложение 5), ватманы, фломастеры, шаблон фигуры, цветная бумага, клей, макет фигуры человека (приложение 6)
Методы обучения: словесный; наглядно-иллюстративный (демонстрация слайдов); игровой (использование игр); практический (выполнение упражнений, теста), интерактивный
Межпредметные связи: Деонтология, геронтология, производственное обучение
Ход урока:
- Проверка домашнего задания :
Перечислите слова, которые следует использовать для общения в различных ситуациях:
1. слова для общения с родственниками больного человека ;
2. слова для общения – с друзьями;
3. слова для общения с больным пожилым человеком
4. слова для общения – со знакомыми;
5. слова для общения - с незнакомыми людьми.
-в качестве приветствия (утреннего, вечернего);
-для вежливой просьбы;
-для приглашения на неприятные медицинские процедуры;
-для утешения в трудную минуту;
-в телефонном разговоре.
После подведения итогов работы педагог просит учащихся сделать вывод о том, одинаково ли они общаются с разными категориями людей. В чем состоят различия такого общения?
2.Сообщение темы и проблемы урока, плана работы на уроке:
- Сегодня на уроке продолжаем тему. Выполняя на прошлых занятиях упражнения, тесты мы старались научиться «читать» невербальные знаки общения и поработали над тем, как дать понять собеседнику, что мы его слышим, понимаем, одобряем, как выразить наше к нему отношение. Каждый день мы с вами общаемся с различными людьми. Но у разных людей способности к общению не одинаковы. Они проявляются в умении общаться: Вопрос: что вы понимаете под умением общаться? ( Умение устанавливать и развивать контакты с людьми, делать общение ярким, приятным, содержательным).
Проблема нашего урока: «Что такое умение общаться»
Слайд 1, 2
-Наш план работы:
1.Средства общения
2.Общение как восприятие людьми друг друга
3. Коммуникативная компетентность
Слайд 3
Упражнение “Выброс пальцев”
-В рыцарские времена в обращение между людьми было введено рукопожатие. Этот жест указывал на то, что рыцарь безоружен и открыт для общения с партнером. Сейчас этот жест играет ту же роль: когда мы пожимаем руку партнеру, мы без слов говорим ему, что считаем его своим другом.
- Думаю, мы имеем все основания для того, чтобы обменяться рукопожатием. Только сделаем это необычно. Сейчас на счет “три” мы, стоя в кругу, выбросим любое количество пальцев правой руки. Наша задача – не договариваясь, постараться выбросить одинаковое количество пальцев. У кого в круге окажется одинаковое количество пальцев, пожимают друг другу руки.
Преподаватель: Наше время- время активных, предприимчивых деловых людей. Проблема общения является одной из самых важных для достижения успеха в жизни: это искусство нравиться людям, искусство слушать и искусство понимать человеческие эмоции.
И этому искусству сегодня на уроке мы должны научиться.
Вопросы:
- Дайте определение понятия общения? (общение – это передача информации) Слайд 4
- Какие виды общения существуют? (вербальное и невербальное). Слайд 5
Слайд 6
3. Упражнение «Дерево решений».
По желанию учащихся группа делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учащихся. Каждой мини группе предлагается для обсуждения одно из средств общения. Не забывая делать записи на своем «дереве» (лист ватмана), где учащиеся выявляют плюсы и минусы поставленной перед ним проблемы, затем подробно анализируют все возможные варианты решений.
Слайд 7
Проблема
+ (преимущества) | - (недостатки) |
Потом мини группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.
4. Работа над понятием “коммуникативный человек”.
- Кто такой общительный человек?
-Кто такой коммуникативный человек?
- Общительный человек чувствует себя уверенно в самых различных ситуациях бытового, социального, делового и профессионального общения. Общительного человека называют коммуникативным (т.е это человек, который легко вступает в контакт, умеет нравиться людям, легко находит общий язык с другими людьми). (Слово коммуникативный помещается на доске). Слайд 7
Каждый из нас, я думаю, хотел бы быть общительным “коммуникативным” человеком или человеком, умеющим общаться? Давайте задумаемся – а кто же это такой, и какие качества ему присущи?
Слайд 8
Упражнение « Портрет общительного человека»
Для этого вы остаетесь разделены на 3-4 группы. Сейчас каждой группе я раздам пакеты со всем необходимым для того, чтобы группа могла создать свой портрет человека. В каждом пакете находится “не общительный человек” (ведущий показывает шаблон фигуры человека. – у него нет ничего, даже одежды. Также в пакете вы найдете цветную бумагу, клей, ножницы, фломастеры. На отдельных листах необходимо написать черты характера, которые присущи общительному человеку.
В течение 10 минут подумайте и обсудите в группе те качества и свойства, которые определяют общительного человека. Обсудите, как вы эти качества и свойства отразите на портрете. Ваша задача – отобразить не только внешние черты (цвет глаз, форму носа и т.д.), но и внутренние – его характер, способности.
Если во время выполнения задания у вас возникнут вопросы – обращайтесь ко мне. Если есть вопросы сейчас – спрашивайте.
(Через 5 минут напоминает, что время подходит к концу и необходимо закончить задание через несколько минут (не более 2).
5. Мини – рассказы:
От каждой группы по очереди выступают представители, демонстрируя группе портрет и рассказывают о тех качествах и свойствах, которые, по мнению их группы, присущи образованному человеку. По окончании мини-рассказов преподаватель предлагает закрепить портреты на магнитной доске, чтобы они были видны всем.
Преподаватель: Спасибо всем, вы отлично поработали. Посмотрите, перед нами целых 2 человека, обладающих коммуникативными качествами,... (называет 5–6 качеств). При этом я думаю, все согласятся, что пока никто из нас не является по-настоящему общительным человеком, мы все только стремимся к этому идеалу.
Слайд 10
6. Упражнение «Потерпевшие кораблекрушение»
Это упражнение предназначено для исследования эффективного поведения в ситуациях межличностного и коллективного взаимодействия в процессе принятия группового решения.
Каждый член группы получает следующее задание (на выполнение отводится 7 мин.):
Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но вы примерно находитесь на расстоянии 6 тысяч миль к юго-западу от ближайшей земли.
Ниже дан список предметов, которые остались целыми и неповрежденными после пожара. В дополнение к этом предметам вы располагаете прочным надувным спасательным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас. Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять долларовых банкнот...
Ваша задача — классифицировать ниже перечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру 1 около самого важного предмета, цифру 2 — у второго по значению и так далее до последнего, наименее важного, по вашему мнению.
Слайд 11
Зеркало
Канистра с водой
Карта Тихого океана
Надувные подушки
Две коробки шоколада
Рыболовная снасть
Маленький радиоприемник
Противомоскитная скидка
Репеллент, отпугивающий акул
Двадцать квадратных метров непрозрачного пластика
Бутылка рома
Пятнадцать метров нейлонового каната
После того как завершена индивидуальная классификация, мини-группе (5-6 чел.) дается 5 мин для выполнения общего задания. Надо прийти к единому мнению относительно места в классификации каждого из предметов.
Группа старается каждую оценку дать таким образом, чтобы все члены группы могли с ней согласиться хотя бы отчасти. Предлагается использовать следующие рекомендации для достижения согласия:
Избегайте защищать свои индивидуальные суждения. Подходите к задаче логически.
Избегайте менять свое мнение только ради достижения согласия, не старайтесь уклониться от конфликта. Поддерживайте только те решения, с которыми вы можете согласиться хотя бы отчасти.
Избегайте таких методов «уменьшения конфликта», как голосование, компромиссные решения с целью достижения согласия при решении групповой задачи.
Рассматривайте различие мнений как помощь, а не как помеху при принятии решений.
После обсуждения в мини-группах каждая из них предлагает и аргументирует свой вариант классификации. При этом обращается внимание и на сам процесс принятия группового решения. Предметом анализа следующие вопросы: какие виды поведения помогали или мешали процессу достижения согласия? Появился ли лидер? Кто участвовал, а кто нет? Кто оказывал влияние? Какова была атмосфера в группе? Стремилась ли группа включить каждого в процесс решения?
После выполнения задачи преподаватель и те члены группы, которые выступали в качестве наблюдателей, рассказывают о том, как развивался процесс межличностного и группового взаимодействия.
Слайд
7. Рефлексия
Упражнение « Клубок».
Каждый учащийся называет то что, ему сегодня понравилось, дает краткий отзыв, говорит что нового узнал на уроке, после чего передает клубок соседу, и так пока все скажут своё мнение. Последний участник, которому передают кубок, является педагог. Он говорит слова благодарности учащимся за их активность.
8. Домашнее задание:
Попробуйте за 3 дня пообщаться с 50 людьми, знакомыми и незнакомыми (просто перекинуться несколькими словами, спросить что-то). Сделайте анализ вашего общения.
Тема программы: « Понятие группы, структура группы, групповые явления»
Тема урока 4: « Группы и коллективы. Методы психологического исследования группы».
Проблема урока: «Почему человеку труднее жить в одиночестве, чем в окружении других людей?».
Цели урока:
- актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы
-организовать учебную деятельность по усвоению знаний в рамках темы урока
-создать условия для усвоения понятий: группы, большая группа структура группы, коллектив
- создать условия для развития коммуникативных, интеллектуальных способностей учащихся
- способствовать развитию навыка работы в группах
- помочь учащимся осмыслить практическую значимость изучаемого материала
Тип урока: комбинированный с проверкой и оценкой знаний
Форма проведения: урок-исследование
Средства обучения: ПК, слайдовая презентация «Общение как восприятие» (приложение 5), тест в электронном виде (приложение 10)
ватманы, фломастеры, листы бумаги.
Методы обучения: словесный; наглядно-иллюстративный (демонстрация слайдов); игровой (использование игр); практический (выполнение упражнений, тестов), интерактивный.
Межпредметные связи: Деонтология, геронтология, производственное обучение
Ход урока:
1. Активирующие вопросы, проверка домашнего задания:
-Назовите правила, которые помогают нравиться людям, легко вступать в контакт. (Лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать; Люди склонны слушать другого только после того, как выслушали их )
- Чтобы расположить к себе собеседника нужно сделать 4 “психологических подарка” . Какие? (комплимент, улыбка, имя собеседника, поднятие его значимости.)
- Сделать человеку комплимент. Приведите примеры.
- Чувство юмора и искренняя улыбка могут сыграть решающую роль в затруднительной ситуации.
- Человек относится более доброжелательно к тем собеседникам, которые называют его по имени (отчеству).
- Собеседнику необходимо внушать сознание его значимости и делать это искренне. (“Я хотел бы с вами посоветоваться).
2. Сообщение темы, проблемы , плана урока:
Слайд 1
Мы с вами знаем, что умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха. В процессе жизни и деятельности люди вступают в общение между собой, образуют группы, коллективы, Залог успеха любых начинаний делового человека, какую бы задачу он ни решал, - в группе ( коллективе) создание климата делового сотрудничества, доверия и уважения. Сегодня тема нашего урока «Понятие группы и коллектива»
Слайд 2
План:
1.Понятие группы (малой и большой)
2. Структура группы
3. Особенности группы
4. Методы психологического исследования группы.
- Как можно выразить свое отношение к собеседнику? Вспомните ситуации, в которых поведение вашего собеседника помогало или мешало общению. Как это проявлялось? Что вы при этом чувствовали?
3. Формирование групп.
Слайд 3
Тест «Геометрические фигуры»
Учащимся предлагается выбрать одну из фигур (круг, зигзаг, треугольник, квадрат), выбрать одну из фигур, которая ему близка, с которой он себя идентифицирует. После этого делятся на 4 группы. В каждой группе должен присутствовать каждый психологический тип, тем самым правильно распределяться роли (лидера, исполняющих, поддерживающих, генератора идей).
Педагог предлагает познакомиться с характеристикой каждой из фигуры.
Круг – Эта фигура символ гармонии, самый доброжелательный из 5 форм. “Круги” стабилизируют группу. Это лучшие коммуникаторы, обладают высокой чувствительностью и развитой эмпатией. “Круги”, относятся к “правополушарным” мыслителям.
Зигзаг – эта фигура символизирует творчество, ей свойственны образность, интуитивность, интегративность. Доминирующим стилем мышления является синтетический стиль. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального – вот что нравится “зигзагам”. Такое мышление позволяет им строить целостные, гармоничные концепции и образы. “Зигзаги” относятся к “правополушарным” мыслителям.
Треугольник – символизирует лидерство. “Треугольники” - энергичные, неудержимые личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их. Они способны брать ответственность на себя, решительны, конкурентны, уверенны в себе. Доминирующие установки – победа, выигрыш, успех! “Треугольники” быстро и успешно учатся, но прежде всего – тому, что способствует достижению их цели. Они глубоко и быстро анализируют любую ситуацию. У них аналитическим “левополушарным” мышлением, способностью глубоко и быстро анализировать ситуацию.
Квадрат – символизирует порядок, аккуратность, практичность. “Квадраты” обычно организованы, трудолюбивы, рациональны, настойчивы. Доминирующие установки для них – консерватизм, пунктуальность, осторожность. Выносливость, терпение и методичность обычно делают “квадрата” высоклассным специалистом в своей области, эрудитом. “Квадраты”, как правило, не выносят беспорядка, рисковых ситуаций, нарушений режима, суматохи. Характеризуются аналитическим “левополушарным” мышлением, способностью глубоко и быстро анализировать ситуацию.
3. Упражнение «Я в пространстве группы»
Педагог кладет в центр круга или прикрепляет к стенке лист ватмана, набор цветных мелков. «Это — пространство нашей группы», — объясняет он, показывая на чистый лист. Каждому учащемуся предлагается взять мелок и на листе очертить область любого размера и формы, которая для него обозначала бы его место в группе. Области могут перекрываться, это вполне допустимо. Место для своего островка каждый выбирает по желанию: в центре, ближе к краю, у самого края. Затем обсуждаются чувства, которые вызывает картина в целом; каждый вправе сказать, нравится ли ему, что его «островок» оказался перекрыт «островками» других (или наоборот, не перекрыт) и т.д. Как правило, такое действие сопровождается сильными чувствами.
4. Интерактивная лекция
Слайд 4
Психология и поведение отдельного человека как личности зависит
от общества. В обществе люди объединены друг с другом в разнообразные соединения , называемыми группами
Слайд 5
Группа- сложно устроенное общество, в котом люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения.
Слайд 6,7
Группы бывают: большими и малыми. Большие группы представлены государствами, нациями, народностями, другими социальными объединениями, выделяемыми по профессиональным , религиозным и другим всевозможным признакам.
Слайд 8
Малая группа представляет собой небольшое объединение людей (от 2 ,3 до 20-30 человек) занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. В малой группе человек проводит большую часть своей жизни. Наиболее значимые для человека является семья, школьный класс, компания приятелей. Слайд 9
Рассмотрим классификацию малых групп .Слайд 10
Условные, или номинальные, группы представляют собой искусственно выделяемые исследователем объединения людей. Условные группы людей объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т.п.).
Реальные группы людей, реально существующие как общности в определенном пространстве и времени, характеризуются тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями. Естественные группы делятся на формальные и неформальные (другое название — официальные и неофициальные). Первых отличает то, что они создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций, вторые возникают и действуют как бы вне рамок этих организаций. Все естественные группы можно разделить на высокоразвитые и слаборазвитые. Слаборазвитые малые группы характеризуются тем, что в них нет достаточной налаженных деловых и личных взаимоотношений, четкого распределения обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной работы. Вторые представляют собой социально-психологические общности, отвечающие всем перечисленным выше требованиям.
Слайд 11
Существуют параметры группы: композиции группы (или ее количественный состав или её размер), структура группы (каналы коммуникации), тон межличностных отношений – психологическим климатом группы.
Слайд 12
Особенности группы:
-Позиция — это понятие, обозначающее официальное положение человека в той или иной подсистеме отношений. Она определяется связями данного человека с остальными членами группы. От позиции, занимаемой человеком в группе, зависит степень его потенциального влияния на поступки остальных членов группы.
-Статус индивида в группе — это реальная социально-психологическая характеристика его положения в системе внутригрупповых отношений, степень действительной авторитетности для остальных участников. (председатель совета, староста и т.п.).
- Внутренняя установка человека в системе внутригрупповых отношений — это личное, субъективное восприятие им своего собственного статуса, то, как он оценивает свое реальное положение, свой авторитет и степень влияния на остальных членов группы. Действительный статус и его восприятие человеком могут совпадать или расходиться.
-Роль определяется как нормативно заданный и коллективно одобряемый образец поведения, ожидаемого от человека, занимающего в группе определенную позицию. Роль может определяться официальной должностью, может избираться самим членом группы (скажем, роль лидера, шута).
Слайд 13
Среди высокоразвитых малых групп особо выделяются коллективы Группы, которые достигли высокого уровня развития отношений, называются коллективами.
Слайд 14
Замечена закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон личности и торможения того, что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отстоит от коллектива, (а ближе к корпорации), тем больше возможности она представляет для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с одновременным торможением лучших устремлений.
Слайд 15
Чтобы группа смогла стать коллективом, должны произойти значительные изменения в структуре мотивации каждого из её членов. Гуманность, забота о товарище , как и требовательность к нему становится нормой взаимоотношений. Так возникает психологический климат в коллектива, благоприятный для развития личности. Высокая сплоченность группы создается в результате совместной деятельности, имеющей общественно полезный характер. Именно она составляет основу общения между членами группы и всех межличностных отношений.
Статическую картину внутригрупповых отношений можно получить с помощью методики, которая называется социометрия. Слово «социометрия» буквально обозначает «социальное измерение». Чаще всего этот термин используют для характеристики комплекса методик. Таких методик в психологии довольно много и рассмотреть их все не представляется возможным. Одну мы уже провели упражнение - тест « Я в пространстве группы». Предлагаю перейти к другой.
5. Игра “Землетрясение”
Инструкция дается каждой группе: “Представьте себе, что ваша группа оказалась в зоне землетрясения. Комната, в которой мы находимся сейчас, представляет реальную угрозу для жизни, так как в любой момент может обрушиться потолок. Что делают в такой обстановке? К сожалению, люди часто начинают паниковать, впадают в истерику, все одновременно пытаются прорываться к выходу и тем самым губят себя. Вам нужно принять решение о том, кто и в какой последовательности будет выходить из комнаты. При этом нужно помнить, что шансы первого человека остаться в живых составляют почти 100 %, ведь у него достаточно времени, чтобы спокойно, но быстро, выйти из здания и перейти в безопасное место. Шансы второго человека уже немного меньше, так как время идет и угроза возрастает. У третьего по очереди человека шанс уменьшается еще на какой-то процент и т. д. Вы прекрасно понимаете, что у человека, который будет последним в этой очереди, шансов практически нет, скорее всего, что он погибнет под развалинами. Так что речь идет о жизни и смерти.
Вам нужно принять за очень ограниченное время ответственное решение установить очередность выхода из этой комнаты, потолок которой может с минуты на минуту обрушиться. Но сначала вы примите это решение самостоятельно. Для этого вам нужно взять лист бумаги, переписать имена всех присутствующих, а затем с правой стороны рядом с каждым поставить порядковый номер, соответствующий очередности выхода этого человека из комнаты, рассуждая примерно так: “Первым должен выходить Игорь, так как он самый молодой из нас, вторым пойдет Аня, так как она...” Принимая решение, имейте в виду, что вы должны определить очередь для всех членов группы до последнего человека.
Когда вы примите индивидуальное решение, нужно собраться в круг и приступить к выработке группового решения, помня, что решение принимается, когда за него проголосуют все члены группы без исключения. Время, которое есть в распоряжении группы, неизвестно, так как когда обрушится потолок трудно сказать, может быть через минуту, а может быть через пять минут. Главное - остаться в живых. Если вы не сможете договориться, вы погибните все, так как эвакуация начнется лишь после того, как каждый будет знать свою очередь, то есть после принятия всех решений. На игру отводится 7 минут.
Если группа сумела принять все решения при 100 % голосовании, следует поздравить участников с благополучным завершением и попросить их подумать, что помогло успешно выйти из столь критической ситуации. Если группа не смогла принять за отведенное время решения по каждому человеку. Педагог объявляет, что все участники погибли, и просит подумать над причинами, которые привели к этой трагедии.
Вопросы для обсуждения:
Что мешало в принятии решения?
С какими трудностями столкнулись при принятии группового решения?
Почему потерпели неудачу?
Что помогало принять групповое решение?
После обсуждения вопросов, зачитываются результаты разделения по группам, и объясняется причина некоторых неудач участников.
6.Самотестирование: Учащимся предложены тесты на ПК на закрепление изученной темы.
7. Рефлексия:
Учащимся предлагается закончить предложения:
Сегодня на уроке…
Работа в группе мне …
Хочется пожелать, чтобы… и др.
8. Домашнее задание: Напишите рекомендации младшим медицинским сестрам по общению с коллегами по работе.
Приложение 7
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Карточка № 1
Диалог 1.
- Подскажите, пожалуйста, как пройти в библиотеку!
- Дойдете до конца улицы, повернете направо и увидите трехэтажное здание библиотеки.
- А на автобусе я смогу туда добраться?
- Да, вам нужен третий номер.
- Спасибо! (отстраненное общение)
Карточка № 2
Диалог 2.
- Привет! Ты не хочешь пойти со мной в кино?
- Что-то не очень хочется.
- А почему? Настроение плохое? Давай сходим, заодно развеселишься!
- Ну хорошо, уговорил (дружеское общение)
Карточка № 3
Диалог 3.
- Почему ты не вымыл посуду?
- Я опаздываю на тренировку.
- Я тебе еще раз повторяю, пока ты не закончишь уборку, я тебя никуда не пущу! (подавляющее общение)
Карточка № 4
Диалог 4.
- Я считаю, что в данном уравнении необходимо применить именно это правило.
- Это совершенно правильно! Наконец-то мы нашли верное решение.
- Может быть, теперь мы сможем отдохнуть и сходить погулять?
- Я рад, что ты предложил это, потому что я очень люблю прогулки!
(деловой, дружеское общение)
ПРИЛОЖЕНИЕ 9