Методическая разработка на тему: "Пасхальные традиции как средство формирование нравственных качеств подростков (на примере России, Великобритании и Германии)"
Данные методические разрабротки можно использовать не только для работы с юными журналистами, но и в качестве внеклассного меропряития в образовательных организациях. Итогом работы занятия стали подготовленные полосы газет, а затем - сверстанный номер нашего издания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_trofimova_e.d.docx | 26.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему:
"Пасхальные традиции как средство формирование нравственных качеств подростков
(на примере России, Великобритании и Германии)"
Педагог дополнительного образования: Трофимова Екатерина Дмитриевна
Центр детского творчества № 6, объединение "Пресс-центр "Норд-Вест"
Время продолжительности занятия: 45 минут
Возраст учащихся: 14-16 лет
Задачи урока:
Обучающие: 1) познакомить учащихся с понятием
"спецвыпуск"
2) развить умения составить информационное сообщение
3) формировать умения работать с концепцией издания
Развивающие: 1) развить логическое мышление, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, планировать свою новость
2) развить способности к самостоятельному труду
3) развить познавательного интереса
Воспитательные: 1) развить способности работать в группе, достигать согласия, приходить к единому мнению
2) воспитать интерес к познанию мира, используя межпредметные связи.
Оформление: на доске - иллюстрации, изображающие пасхальные традиции в Германии, Великобритании и России.
Материал: Листы формата А4, фломастеры, карандаши, вырезки из Интернета о Пасхе
Основные этапы урока:
- Организационный – 2 мин.
- Проверка домашнего задания – 3 мин.
- Сообщение новых знаний – 20
- Викторина – 5 мин.
- Практическая работа – 10 мин.
- Подведение итогов урока и постановка домашнего задания – 5 мин.
Вид занятия: беседа с использованием проектно-исследовательской деятельности
Основные формы работы на уроке: индивидуальная, работа в группах, коллективная.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие, представление, определение настроения учащихся, сообщение цели и задач урока. Тема занятия "Пасхальные традиции как средство формирование нравственных качеств подростков (на примере России, Великобритании и Германии)". Ознакомление ребят с планом работы на уроке.
II. Проверка домашнего задания
Педагог | Учащиеся |
Начнем мы с традиционной проверки домашнего задания. Что было задано на дом? С материалами чуть позже, а лексическое значение слов давайте проверим сейчас. Итак, кто хочет поделиться найденной информацией. (учитель выбирает кого-то из ребят, остальные добавляют, если отличаются значения). Значения слов: Традиция - Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту. Пасха - весенний праздник в память воскресения Христа. Нравственность - правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Мораль - Правила нравственности, а также сама нравственность. Пост - Воздержание от скоромной пищи по предписанию церкви, а также период такого воздержания. Спасибо, что поделились своими знаниями. Эти слова нам сегодня пригодятся на занятии. | На дом было задано найти лексическое значение слов и подобрать две новости об этом. Ученики рассказывают, какие слова были заданы и предлагают свои варианты. Слова: традиция, Пасха, нравственность, мораль, Пост. |
III. Сообщение новых знаний
Педагог | Учащиеся |
Сегодня мы поговорим о пасхальных традициях не только в нашей стране, но и на примере Германии и Великобритании. Может, кто-то из вас знает что-либо об этом? Хорошо. а о германии что-нибудь известно? Давайте тогда вместе с вами сегодня и разберемся в особенностях празднования христианского праздника в трех странах: Германии, Великобритании и России. Для этого я попрошу вас начертить табличку из трех столбцов. Подпишите каждый столбик: Россия, Германия, Великобритания. |
В Великобритании яйца приносит пасхальный кролик, дети его очень любят и ждут. Принято дарить шоколадные яйца. Кажется, там тоже есть кролик... Записывают в таблицу необходимое. |
Таблица "Особенности празднования Пасхи в России, германии и Великобритании"
Россия | Германия | Великобритания |
Пасхальный обед | ||
Пасха – это день обильного угощения. После Великого Поста на стол в этот день выставляются самые разные и вкусные блюда. И среди них первое место занимают ритуальные кушанья. И, прежде всего, это пасхи, куличи и крашеные яйца. | Основным блюдом пасхального стола считается запеченная рыба, а к десерту преподносится печенье самых разнообразных форм. На любом столе в этот праздник обязательным атрибутом является букетик нарциссов, так как немцы такие цветы еще предпочитают называть «пасхальными колокольчиками». Таким образом, в Германии, нарцисс – главный символ Пасхи. | Для пасхального обеда традиции рекомендуют: |
Забавы, игры | ||
Дети ходят по домам и произносят фразу: "Христос Воскрес!". Им отвечают: Воистину Воскрес! | И угощают сладостями и яйцами.Игра - поиск шоколадных яиц, спрятанных Пасхальным кроликом. | |
Особенности | ||
Накануне Пасхи во всех храмах проходят всенощные бдения и крестный ход вокруг церкви. К этому времени уже во всех домах испекли традиционную праздничную выпечку – куличи, которые символизируют собой тело Христа, и выкрасили яйца. И прямо с утра, верующие отправляются по домам с угощением, даря другу крашеные яйца, приговаривая при этом: «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!». Этот обычай приветствия-поздравления, сопровождаемый обниманиями и поцелуями, получил название «христосование». Праздник христианской Пасхи продолжается семь дней и называется Святой неделей или Седьмицей. | В Страстную пятницу большинство немцев предпочитают, есть рыбу. В Германии перед наступлением Пасхи, а именно в пятницу, субботу никто не работает. В вечер субботы устраиваются большие пасхальные костры, как символ окончания зимы и сожжение всех неприятных чувств. Утро в пасхальное воскресенье у немцев начинается с завтрака в семейном кругу. Накануне вечером родители прячут корзинки со сладостями, маленькими подарочками и пасхальными яйцами. Взрослые и дети ждут Пасху с одинаковым нетерпением, ведь это означает четыре выходных дня подряд – начиная со Страстной пятницы и вплоть до пасхального понедельника (Дня Святого Духа). Многие используют эти дни для семейных прогулок или поездок, тем более, что у школьников в это время каникулы. | В Ланкашире, Чешире, Стаффордшире, Уорвикшире, а возможно и в других графствах, в старину существовал смешной обычай переносить друг друга на руках. В Пасхальный Понедельник мужчины носили женщин, а в Пасхальный Вторник женщины — мужчин. Двое крепких мужчин или женщин скрещивали между собой кисти рук таким образом, что получалось своеобразное «сидение» для третьего. Таким манером удавалось «проехать» несколько ярдов по улице! В некоторых местах существует традиция играть на Пасху в футбол, где вместо мяча используется маленькая деревянный бочонок, наполненный элем. Эль выпивается, когда заканчивается игра. Одна из типичных пасхальных традиций сохранилась в Рэдли близ Оксфорда. Прихожане берутся за руки и «обнимают» свой храм — образуют вокруг него живой круг. |
IV. "Викторина"
Педагог | Учащиеся |
Я думаю, что дома вы еще больше, может быть, даже вместе с родителями, познакомитесь с традициями Пасхи и занесете эту информацию в нашу газету. А теперь я предлагаю вам проверить свои знания о пасхальных традициях в разных странах и посмотреть, насколько хорошо вы усвоили новый материал. Итак, викторина.
(по разным рецептам добавляют разные ингредиенты, но бессменным остается - творог, яйца)
(Пасхальный кролик)
(Поиск шоколадных яиц)
Молодцы, ребята. Вы верно отвечали на вопросы, значит, новую информацию хорошо усвоили. | Отвечают на вопросы викторины Учащиеся называют: крашение яиц, приготовление куличей и творожной пасхи, освящение пасхальной пищи, христосование с возгласом "Христос воскресе!" и ответом "Воистину воскресе!", праздничные пасхальные службы в церкви, крестные ходы, пасхальный колокольный звон - благовест (после молчания колоколов во время Страстной седмицы), пасхальная трапеза, пасхальные игры: катание яиц и т.д. |
V. Практическая работа
Педагог | Учащиеся |
А сейчас мы с вами разработаем макет газеты, которую вы дома будете верстать. Еще раз вспомним, что такое "макет"? Только печатная форма? Сегодня мы с вами создаем рисованную версию газеты, а дома вы подготавливаете электронную версию для дальнейшего тиражирования. | Макет - это напечатанная или нарисованная версия газеты. Нет, еще и электронная (при помощи верстки издания). |
VI. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания
Учитель подводит итоги урока, акцентирует внимание на тех вопросах, которые вызвали затруднение у воспитанников.
Я попрошу вас ответить на вопросы:
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что осталось непонятным?
- Как данное занятие формирует представление о работе в журналистике?
Домашнее задания. Дома вы должны сверстать продуманный на занятии макет и принести на следующее занятие. (Приложение: подготовленная по итогам занятия газета "Пасха радость нам несет" от апреля 2015 г. )
Использованная литература:
1. http://www.lingvaflavor.com/pasxa-v-anglii
2. http://www.vagante.ru/countries/germany/tradition/germania_tradition_01.htm
3. http://www.advantour.com/rus/russia/traditions/easter.htm
4. http://foma.ru/narodnyie-tradiczii-prazdnovaniya-pasxi.html
5. http://www.o-germany.com/?p=25