Классный час "Подвиг Эрмитажа"

Спиричева Светлана Николаевна

На этом внеклассном мероприятии открывается героизм сотрудников Эрмитажа, своими усилиями в годы Великой Отечественной Войны сохранявшими народные ценности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon подвиг эрмитажа167 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Новоорловская средняя общеобразовательная школа»

Внеклассное мероприятие «Подвиг Эрмитажа»

Учитель ИЗО МХК

высшей категории

Спиричева С.Н.

2014/2015 уч.год

Цель мероприятия:

Раскрыть понятие «подвиг» на примере самоотверженного труда работников Эрмитажа в годы ВОВ;

Задачи:

А) обучающая: овладение учащимися знаний о деятельности Эрмитажа в годы войны;

Б) развивающая: формирование общеучебных умений на уроке искусства;

В) воспитательная: воспитывать уважительное отношение к деятельности музеев и их сотрудникам.

Тип урока: урок – конференция

Оборудование: компьютеры, проектор, экран.

Материалы для учителя: конспект урока

Зрительный ряд: презентации «Здания Эрмитажа», «Шедевры Эрмитажа», набор слайдов «Военный Эрмитаж», «Современный Эрмитаж», ссылка на витуальную прогулку по Эрмитажу;

Музыкальный ряд: Т.Альбинони «Адажио», А.Вивальди «Времена года. Весна», В.А.Моцарт «Менуэт».

План внеклассного мероприятия

  1. Вводно-мотивационный этап – Что такое подвиг?
  2. Операционно-содержательный этап – Знакомство с Эрмитажем.
  3. Рефлексивно-оценочный этап -

Сценарий урока

Этапы  урока

Действия учителя

Деятельность учащихся

Форма организации

взаимодействия

Зрительный, музыкальный ряд

Формирование УУД

I

                                                                                                                   I. Вводно-мотивационный

Что такое подвиг? (включение детей в открытие новых знаний)

- Здравствуйте, дорогие ребята! Мы собрались с вами, чтобы вместе разобраться в одном важном для каждого человека нравственном понятии.

- Скажите, пожалуйста, что такое подвиг?

(дети размышляют: подвиг – это самоотверженный поступок человека)

- Каждый ли может совершить  подвиг? (Нет)

- Какими качествами должен обладать человек, идущий на подвиг? (смелый, любящий свою Родину и т.д.)

- Можно совершить подвиг в одиночку? (да)

 - А можно совершить подвиг группой людей, целым коллективом? (да)

- Знаете ли вы такие примеры?

Сейчас выступят учащиеся, домашним заданием которых было подготовить сообщения о государственном музее Эрмитаж, находящимся в г.Санкт-Петербурге в России.

Исходя из вышесказанного, что будет целью нашего мероприятия?

«Раскрыть понятие «подвиг» на примере коллектива Эрмитажа»

Слушают учителя и вступают в обсуждение вопроса о подвиге

Дети формулируют цель урока

Фронтальная беседа

Постановка учебной цели

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Активное включение каждого ребенка в процесс обсуждения

Учить  детей ставить цели

                                                                                                                   

                                                                                                               II. Операционно-содержательный

2 чтец

§1. Знакомство с Эрмитажем.

1 чтец:

Музей размещен в бывшей резиденции – Зимнем дворце. Государственный Эрмитаж – художественный и культурно – исторический музей. Входит в число лучших музеев мира, ему принадлежит первое место среди музеев России. В Эрмитаже представлены исторические и художественные памятники Востока и Запада, от эпохи палеолита до наших дней.

Занимает 5 связанных друг с другом зданий на дворцовой набережной реки Невы: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж, Новый Эрмитаж, Эрмитажный театр, Восточное крыло Главного штаба.

Начало экспозиции Эрмитажа положили закупки за границей голландской и фламандской живописи Петром 1 и Екатериной Великой.

- Почему первые закупки предметов искусства делали императоры? (они ездили, у них были деньги)

- Зачем Екатерине понадобилось создавать музей Эрмитаж?

(чтобы прославить Россию)

Поисковая ситуация

Сообщение учеником новых знаний  

Рефлексия

Фронтальный опрос

Презентация: на слайдах – здания музея Эрмитаж

Показ портретов Петра и Екатерины

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Уметь преодолевать страх перед аудиторией

Ребенок умеет вести поиск и извлекать необходимую информацию

Развивать рефлексию

2 чтец.

С тех пор коллекция искусства Эрмитажа пополнялась новыми экпонатами. Все российские императоры считали своим долгом расширять Эрмитаж, тем самым прославлять Россию.

- Сколько экспонатов было приобретено перед Великой Отечественной войной?

(Перед началом войны в Эрмитаже насчитывалось уже 673 000 экспонатов)

Но так было не всегда…

Учатся слушать и слышать

Поиск ответа в интернете

Сообщение учеником новых знаний  

Работа в парах у компьютера и с энциклопедиями

Документы Интернета

Поиск и сохранение информации

Находить информацию и сохранять главное

§1. Героизм Эрмитажа в годы ВОВ

3 чтец

22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война и сотрудники музея сразу же вместе с добровольцами приступили к эвакуации коллекций Эрмитажа. На Урал, в составе двух эшелонов, было отправлено более двух миллионов произведений искусства. Продолжалась работа по упаковке третьего эшелона, когда вокруг Ленинграда сомкнулось кольцо блокады. Подвалы зданий Эрмитажа превратились в бомбоубежища, как музей он не работал. Однако сотрудники Эрмитажа продолжали вести научную работу и даже устраивали лекции по искусствоведению. В эвакуации сотрудники несли дежурства в помещениях, где хранились экспонаты, писали статьи, читали лекции в госпиталях. За время эвакуации не пропал ни один экспонат.

В самом Эрмитаже велась работа по укрытию оставшихся коллекций. В условиях блокады, голода и холода проводилась консервация вещей. Здания и их богатейшие интерьеры по возможности сохраняли от ветров, снегов и дождей. Для защиты от воздушных налетов в Эрмитаже были сформированы подразделения гражданской обороны, а в надежных подвалах зданий оборудовали 12 бомбоубежищ, в которых до начала 1942 г. постоянно жили около двух тысяч человек. Всей этой большой и трудной работой руководил директор Эрмитажа И.А.Орбели.

- Зачем было нужно отправить ценности музея в безопасное место?

(чтобы сохранить для будущего поколения, вера в победу)

- Почему в условиях войны, когда человеческая жизнь стоила мало, сотрудники музея продолжали вести научную работу, даже проводили лекции по искусствоведению? (чтобы поддерживать дух у себя и других; оставаться человеком в любых условиях).

Умение слушать и слышать

Дети неполно раскрывают тему, учитель дораскрывает ее, задав дополнительные вопросы

Подводящий диалог

Подводящий диалог

Сообщение учеником новых знаний  

Сообщение новых знаний

Проблемная ситуация

Рефлексия

Музыка Томазо Альбинони «Адажио» звучит во время всего рассказа о блокадной жизни Эрмитажа

Музыка Томазо Альбинони «Адажио» звучит во время всего рассказа о блокадной жизни Эрмитажа

Поиск и отбор информации

Четко и внятно выступать перед аудиторией

Умение находить ответы на вопросы

Эмоциональное оценивание событий

4 чтец

Сюда попадали, помимо сотрудников Эрмитажа, сотрудники Русского музея, музея революции, Академии Художеств – люди, связанные с искусством.

Здесь шли постоянные разговоры об искусстве, чтобы передать свои знания другому. Тревоги иногда длились по 7 часов подряд.

- Зачем стремились передать знания другому? (Если убьют, чтобы другой рассказал)

Дети неполно раскрывают тему, учитель дораскрывает ее, задав дополнительные вопросы

Подводящий диалог

Сообщение новых знаний

Проблемная ситуация

Музыка Томазо Альбинони «Адажио»

Эмоциональное оценивание событий

5 чтец

Очень холодно и очень хочется есть. Двести пятьдесят граммов суррогатного хлеба по рабочей карточке, 125 – по карточке служащего. Лукуллово пиршество – студень из столярного клея. Накануне войны Эрмитаж готовился к ремонту. И на его склад завезли столярный клей и олифу. Полкило клея и литр олифы, выписанные главным архитектором, спасали жизнь многим истощенным людям в Эрмитаже. Из столярного клея варили студень, на олифе жарили блокадные пирожки из где-то раздобытых очистков мерзлых картофелин.

- Найдите в хрониках, как выглядел этот блокадный хлеб!

- А теперь найдите, какой хлеб кушаем мы с вами!

- Будем ли кто-нибудь из вас выбрасывать этот вкусный, питательный хлеб в мусорное ведро, зная, какой хлеб ели ленинградские дети? (нет, это кощунство)

Дети неполно раскрывают тему, учитель дораскрывает ее, задав дополнительные вопросы

Подводящий диалог

Подводящий диалог

Сообщение новых знаний

Проблемная ситуация

Рефлексия

Музыка Томазо Альбинони «Адажио»

Поиск в Интернете фото

(мини-исследование)

Эмоциональное оценивание событий

Поиск и отбор информации

Четко и внятно выступать перед аудиторией

6 чтец

Весной 1942 г. лопнули трубы в подвалах под залами античного искусства. Там хранилась часть коллекции фарфора, которую не успели эвакуировать из Ленинграда. Фарфор закопали в мягкий песок, но все залила вода. В высоких резиновых сапогах в кромешной тьме научные сотрудницы, двигаясь, чтобы не наступить на хрупкий фарфор, несколько часов вынимали вещь за вещью. 16 тысяч предметов! А потом по темной крутой лестнице, нащупывая ступени ногами, выносили все спасенное на свет, мыли от грязи, сушили. И все диву дались, т.к. ничего не было разбито. Это лишь один пример из блокадной жизни музея и его хранителей.

- Найдите Эрмитажный форфор, ребята!

- Благодаря кому эта красота украшает витрины музея?

Дети неполно раскрывают тему, учитель дораскрывает ее, задав дополнительные вопросы

Подводящий диалог

Сообщение новых знаний

Проблемная ситуация

Рефлексия

Музыка Томазо Альбинони «Адажио»

Эмоциональное оценивание событий

Поиск и отбор информации

Четко и внятно выступать перед аудиторией

7 чтец

Гранитные атланты держали на своих могучих плечах карниз эрмитажного портика. Люди, охранявшие Эрмитаж, не были атлантами. Они были дистрофиками. Но своими худыми, просвечивающими руками они поддерживали весь Эрмитаж.

Сообщение новых знаний

Музыка Томазо Альбинони «Адажио»

8 чтец

«Мертвый, как гробница, Эрмитаж» - так с болью и горечью написала об Эрмитаже поэтесса Вера Инбер. Застывший от холода над Невой он таким казался, но таким не был. А о том, как он жил и боролся, рассказывает мемориальная доска с именами погибших сотрудников Эрмитажа.

- Давайте посмотрим на эту мемориальную доску! Почтим их память молчанием! (звучит метроном)

Сообщение новых знаний

Поисковая работа

Рефлексия

Музыка Томазо Альбинони «Адажио»

Поиск картинки в Интернете

Умение вести поиск и отбор информации

§2. Эрмитаж в наше время.

9 чтец

28 января 2014 года в фойе Эрмитажного театра открылась выставка. Она называется «Эрмитаж в годы блокады». Среди событий нынешней памятной ленинградской недели яеваря ота экспозиция занимает негромкое, но особое место. Выставка продлится месяц, и за это время сюда придут и все эрмитажники, поскольку это для них домашняя история, семейная, ведь в Эрмитаже работают династии, и непременно все посетители эрмитажа, путешествующие по залам музея.

Здесь они увидят, как выглядели в годы войны залы живописи с пустыми рамами. Полотна были отправлены в тыл, а рамы оставались на месте. Увидят и особый план зданий Эрмитажа. На нем отмечены места попадания снарядов и авиабомб. 30 снарядов попали в Эрмитаж! Первый разорвался в 1941 г., взрывная волна вышибла зеркальные окна зала Афины, последний разорвался в 1944, за 25 дней до того, как была снята блокада.

- Давайте посмотрим фото с этой юбилейной выставки! (просмотр)

Дети неполно раскрывают тему, учитель дораскрывает ее, задав дополнительные вопросы

Подводящий диалог

Сообщение учеником новых знаний  

Поисковая работа

Показ слайдов военной хроники: разрушенный и пустой Эрмитаж

Музыка Томазо Альбинони «Адажио»

Документы Интернета

Поиск и отбор информации

Четко и внятно выступать перед аудиторией

10 чтец

Архивные документы, фотографии, приказ о назначении дежурных дневной и ночной смен на крышах музея. Во время воздушных бомбардировок в их задачу входило тушить зажигательные бомбы. На выставке представлена медаль «За оборону Ленинграда» директора Эрмитажа в годы блокады Иосифа Абгаровича Орбели.

- Давайте посмотрим на эту медаль!

- Какая она? (простая, железная)

- А какой она была для Иосифа Орбели? (самая дорогая)

Дети неполно раскрывают тему, учитель дораскрывает ее, задав дополнительные вопросы

Подводящий диалог

Сообщение учеником новых знаний  

Проблемная ситуация Рефлексия

Музыка Томазо Альбинони «Адажио»

Документы Интернета

Поиск и отбор информации

Четко и внятно выступать перед аудиторией

Умение вести поиск информации

11 чтец

Рассказывает одна из ветеранов Эрмитажа Л.Н.Воронихина: «В двадцатиколонном зале, через который мы проходили, колонны массивные. И вот представьте себе его абсолютно черной ночью, и ты идешь с маленьким фитильком, когда уже не было света. Бывало, идешь и смотришь. Потому что упадешь, а все голодными были, еле держались на ногах, и никто тебя не найдет».

- Что заставляло их идти по этому огромному залу ночью? (они дежурили, чувство долга)

Дети неполно раскрывают тему, учитель дораскрывает ее, задав дополнительные вопросы

Подводящий диалог

Сообщение учеником новых знаний

Проблемная ситуация

Рефлексия

Музыка Томазо Альбинони «Адажио»

Поиск и отбор информации

Четко и внятно выступать перед аудиторией

12 чтец

Из писем, приходящих в Эрмитаж:

«Совершенно случайно наткнулась на радиопередачу по книге С.Варшавского и Б.Реста «Спасение Эрмитажа», прослушала, потом нашла в инете текст книги – прочитала залпом.

Никогда не читала таких книг. Да в общем-то особо никогда не задумывалась о закулисной жизни музеев: что там, да как там…

А тут!... Совершенно неожиданная для меня тема – спасение Эрмитажа в годы Великой Отечественной, в частности – в годы блокады!

Первая мысль: Боже!!! Сколько всего я

еще не знаю!!!

Вторая: Боже!!! На что же бывает способен человек! Я сейчас про его героизм, самоотверженность, а также про преданность своему делу. Может, и фанатичную – но достойную уважения и преклонения!

- Ребята, поднимите руки, кто тоже так считает!

Дети неполно раскрывают тему, учитель дораскрывает ее, задав дополнительные вопросы

Ситуация выбора

Сообщение учеником новых знаний  

Рефлексия

Музыка Томазо Альбинони «Адажио»

Поиск и отбор информации

Четко и внятно выступать перед аудиторией

Ученик осознает смысл учения

Умеет делать нравственный выбор, найти самого себя

§3. Прогулка по современному Эрмитажу. Под торжественную музыку дети видят роскошные залы современного музея!

- Ребята, какой же современный Эрмитаж? (красивый, величественный, богатый)

- Значит, труд сотрудников музея был не напрасен?( нет, они сохранили его для нас)

Просмотр слайдов

Ситуация разрыва между военным и современным Эрмитажем

Рефлексия

Фронтальный опрос

Набор слайдов «Современный Эрмитаж»

Музыка В.А.Моцарта «Менуэт»

Эмоциональное оценивание событий

Развитие рефлексии

13 чтец

До 1852 г. посещать Эрмитаж могла только избранная публика. Билеты заказывали в придворной канцелярии и посещали музей в парадной одежде. Только в 1863 г. доступ в музей стал свободным.

Сейчас стоимость посещения Главного музейного комплекса Эрмитажа:

Основной билет – 400 руб.

Бесплатно:

Дошкольникам и школьникам, студентам;

Пенсионерам;

Солдатам и матросам;

Сотрудникам музеев РФ;

Героям Советского Союза, РФ;

Героям Соц.Труда;

Ветеранам ВОВ, инвалидам ВОВ;

Лицам, награжденным медалью «За оборону Ленинграда» или житель блокадного Ленинграда, инвалиды 1,2 группы.

- Каким людям можно войти бесплатно? (детям, пенсионерам, заслуженным людям)

Умение слушать

Осознавать смысл информации

Умение строить высказывание

в соответствии с вопросами

Рефлексия

Сообщение учеником новых знаний  

рефлексия

Музыка В.А.Моцарта «Менуэт»

Поиск и отбор информации

Четко и внятно выступать перед аудиторией

Эмоциональное оценивание событий

Развитие рефлексии

«История одного шедевра»

(домашнее задание)

Сообщение учеником новых знаний  

Показ этих картин

Просмотр

Презентация «Шедевры Эрмитажа

14 чтец

«Это интересно»!

Коты Эрмитажа с момента основания музея несут особую свою службу и охраняют культурное наследие России от грызунов. Сегодня в Эрмитаже служат десятки котов. Каждый из них имеет паспорт с фотографией и считается высококвалифицированным специалистом по очистке музейных подвалов от грызунов. История «государевой службы» котов начинается в 18 в. императрица Елизавета Петровна, страдая от полчищ крыс и мышей, издала «Указ о высылке ко двору котов». Появился отряд крысоловов, присланным в дар от казанского хана. Коты прижились. В 20 в. коты по-прежнему служили дворцу, но вряд ли кто-то выжил в годы блокады… В военное время котенок на черном рынке стоил безумно дорого – 1,5 буханки хлеба!

Котам нового призыва пришлось схлестнуться с грызунами по полной программе. И была битва титанов! О ней сотрудники рассказывают легенды.

С тех пор о котах и кошках Эрмитажа заботятся. Кошек кормят, лечат, уважают за добросовестный труд.

«День Эрмитажного кота» - 21 апреля – праздник в музее. В этот день проходят мероприятия, посвященные эрмитажным котам.

Сообщение новых знаний

Поиск и отбор информации

Четко и внятно выступать перед аудиторией

Рефлексивно-оценочный этап

- Ребята, интересовались ли вы раньше какими-нибудь музеями? (нет, не знают)

- Понравился ли вам материал об Эрмитаже? (да, конечно)

- Изменилось ли у вас отношение к музеям? (да, много работы)

- Что вы чувствовали, когда ребята нам рассказывали о трудных годах блокадного Эрмитажа? (сопереживание, сострадание)

- Что для вас сейчас значит Эрмитаж? (гордость России)

- Зачем нужно сохранять предметы искусства в музеях? (передать потомкам)

- Если будете в СанктПетербурге, пойдете в Эрмитаж? (да, конечно!)

Спасибо. До свидания.

Рефлексия

Умение строить высказывание

в соответствии с вопросами

Фронтальная работа

Эмоциональное оценивание событий

Развитие рефлексии

III

Список литературы:

http://www.world-war.ru/ermitazh-v-dni-blokady/

http://www.spbin.ru/encyclopedia/museums/hermitage.htm

http://www.km.ru/referats/

http://www.erudition.ru/ref/

http://ezop.su/

http://art.sovfarfor.com/

http://250.hermitage.ru/

http://russia.tv

http://publ.lib.ru

http://classic-art.ru