Классный час "Подвиг Эрмитажа"
На этом внеклассном мероприятии открывается героизм сотрудников Эрмитажа, своими усилиями в годы Великой Отечественной Войны сохранявшими народные ценности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
подвиг эрмитажа | 167 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Новоорловская средняя общеобразовательная школа»
Внеклассное мероприятие «Подвиг Эрмитажа»
Учитель ИЗО МХК
высшей категории
Спиричева С.Н.
2014/2015 уч.год
Цель мероприятия:
Раскрыть понятие «подвиг» на примере самоотверженного труда работников Эрмитажа в годы ВОВ;
Задачи:
А) обучающая: овладение учащимися знаний о деятельности Эрмитажа в годы войны;
Б) развивающая: формирование общеучебных умений на уроке искусства;
В) воспитательная: воспитывать уважительное отношение к деятельности музеев и их сотрудникам.
Тип урока: урок – конференция
Оборудование: компьютеры, проектор, экран.
Материалы для учителя: конспект урока
Зрительный ряд: презентации «Здания Эрмитажа», «Шедевры Эрмитажа», набор слайдов «Военный Эрмитаж», «Современный Эрмитаж», ссылка на витуальную прогулку по Эрмитажу;
Музыкальный ряд: Т.Альбинони «Адажио», А.Вивальди «Времена года. Весна», В.А.Моцарт «Менуэт».
План внеклассного мероприятия
- Вводно-мотивационный этап – Что такое подвиг?
- Операционно-содержательный этап – Знакомство с Эрмитажем.
- Рефлексивно-оценочный этап -
Сценарий урока
№ | Этапы урока | Действия учителя | Деятельность учащихся | Форма организации взаимодействия | Зрительный, музыкальный ряд | Формирование УУД | |
I | I. Вводно-мотивационный | Что такое подвиг? (включение детей в открытие новых знаний) - Здравствуйте, дорогие ребята! Мы собрались с вами, чтобы вместе разобраться в одном важном для каждого человека нравственном понятии. - Скажите, пожалуйста, что такое подвиг? (дети размышляют: подвиг – это самоотверженный поступок человека) - Каждый ли может совершить подвиг? (Нет) - Какими качествами должен обладать человек, идущий на подвиг? (смелый, любящий свою Родину и т.д.) - Можно совершить подвиг в одиночку? (да) - А можно совершить подвиг группой людей, целым коллективом? (да) - Знаете ли вы такие примеры? Сейчас выступят учащиеся, домашним заданием которых было подготовить сообщения о государственном музее Эрмитаж, находящимся в г.Санкт-Петербурге в России. Исходя из вышесказанного, что будет целью нашего мероприятия? «Раскрыть понятие «подвиг» на примере коллектива Эрмитажа» | Слушают учителя и вступают в обсуждение вопроса о подвиге Дети формулируют цель урока | Фронтальная беседа Постановка учебной цели | Уметь оформлять свои мысли в устной форме Активное включение каждого ребенка в процесс обсуждения Учить детей ставить цели | ||
II. Операционно-содержательный 2 чтец | §1. Знакомство с Эрмитажем. 1 чтец: Музей размещен в бывшей резиденции – Зимнем дворце. Государственный Эрмитаж – художественный и культурно – исторический музей. Входит в число лучших музеев мира, ему принадлежит первое место среди музеев России. В Эрмитаже представлены исторические и художественные памятники Востока и Запада, от эпохи палеолита до наших дней. Занимает 5 связанных друг с другом зданий на дворцовой набережной реки Невы: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж, Новый Эрмитаж, Эрмитажный театр, Восточное крыло Главного штаба. Начало экспозиции Эрмитажа положили закупки за границей голландской и фламандской живописи Петром 1 и Екатериной Великой. - Почему первые закупки предметов искусства делали императоры? (они ездили, у них были деньги) - Зачем Екатерине понадобилось создавать музей Эрмитаж? (чтобы прославить Россию) | Поисковая ситуация | Сообщение учеником новых знаний Рефлексия Фронтальный опрос | Презентация: на слайдах – здания музея Эрмитаж Показ портретов Петра и Екатерины | Уметь оформлять свои мысли в устной форме Уметь преодолевать страх перед аудиторией Ребенок умеет вести поиск и извлекать необходимую информацию Развивать рефлексию | ||
2 чтец. С тех пор коллекция искусства Эрмитажа пополнялась новыми экпонатами. Все российские императоры считали своим долгом расширять Эрмитаж, тем самым прославлять Россию. - Сколько экспонатов было приобретено перед Великой Отечественной войной? (Перед началом войны в Эрмитаже насчитывалось уже 673 000 экспонатов) Но так было не всегда… | Учатся слушать и слышать Поиск ответа в интернете | Сообщение учеником новых знаний Работа в парах у компьютера и с энциклопедиями | Документы Интернета | Поиск и сохранение информации Находить информацию и сохранять главное | |||
§1. Героизм Эрмитажа в годы ВОВ 3 чтец 22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война и сотрудники музея сразу же вместе с добровольцами приступили к эвакуации коллекций Эрмитажа. На Урал, в составе двух эшелонов, было отправлено более двух миллионов произведений искусства. Продолжалась работа по упаковке третьего эшелона, когда вокруг Ленинграда сомкнулось кольцо блокады. Подвалы зданий Эрмитажа превратились в бомбоубежища, как музей он не работал. Однако сотрудники Эрмитажа продолжали вести научную работу и даже устраивали лекции по искусствоведению. В эвакуации сотрудники несли дежурства в помещениях, где хранились экспонаты, писали статьи, читали лекции в госпиталях. За время эвакуации не пропал ни один экспонат. В самом Эрмитаже велась работа по укрытию оставшихся коллекций. В условиях блокады, голода и холода проводилась консервация вещей. Здания и их богатейшие интерьеры по возможности сохраняли от ветров, снегов и дождей. Для защиты от воздушных налетов в Эрмитаже были сформированы подразделения гражданской обороны, а в надежных подвалах зданий оборудовали 12 бомбоубежищ, в которых до начала 1942 г. постоянно жили около двух тысяч человек. Всей этой большой и трудной работой руководил директор Эрмитажа И.А.Орбели. - Зачем было нужно отправить ценности музея в безопасное место? (чтобы сохранить для будущего поколения, вера в победу) - Почему в условиях войны, когда человеческая жизнь стоила мало, сотрудники музея продолжали вести научную работу, даже проводили лекции по искусствоведению? (чтобы поддерживать дух у себя и других; оставаться человеком в любых условиях). | Умение слушать и слышать Дети неполно раскрывают тему, учитель дораскрывает ее, задав дополнительные вопросы Подводящий диалог Подводящий диалог | Сообщение учеником новых знаний Сообщение новых знаний Проблемная ситуация Рефлексия | Музыка Томазо Альбинони «Адажио» звучит во время всего рассказа о блокадной жизни Эрмитажа Музыка Томазо Альбинони «Адажио» звучит во время всего рассказа о блокадной жизни Эрмитажа | Поиск и отбор информации Четко и внятно выступать перед аудиторией Умение находить ответы на вопросы Эмоциональное оценивание событий | |||
4 чтец Сюда попадали, помимо сотрудников Эрмитажа, сотрудники Русского музея, музея революции, Академии Художеств – люди, связанные с искусством. Здесь шли постоянные разговоры об искусстве, чтобы передать свои знания другому. Тревоги иногда длились по 7 часов подряд. - Зачем стремились передать знания другому? (Если убьют, чтобы другой рассказал) | Дети неполно раскрывают тему, учитель дораскрывает ее, задав дополнительные вопросы Подводящий диалог | Сообщение новых знаний Проблемная ситуация | Музыка Томазо Альбинони «Адажио» | Эмоциональное оценивание событий | |||
5 чтец Очень холодно и очень хочется есть. Двести пятьдесят граммов суррогатного хлеба по рабочей карточке, 125 – по карточке служащего. Лукуллово пиршество – студень из столярного клея. Накануне войны Эрмитаж готовился к ремонту. И на его склад завезли столярный клей и олифу. Полкило клея и литр олифы, выписанные главным архитектором, спасали жизнь многим истощенным людям в Эрмитаже. Из столярного клея варили студень, на олифе жарили блокадные пирожки из где-то раздобытых очистков мерзлых картофелин. - Найдите в хрониках, как выглядел этот блокадный хлеб! - А теперь найдите, какой хлеб кушаем мы с вами! - Будем ли кто-нибудь из вас выбрасывать этот вкусный, питательный хлеб в мусорное ведро, зная, какой хлеб ели ленинградские дети? (нет, это кощунство) | Дети неполно раскрывают тему, учитель дораскрывает ее, задав дополнительные вопросы Подводящий диалог Подводящий диалог | Сообщение новых знаний Проблемная ситуация Рефлексия | Музыка Томазо Альбинони «Адажио» Поиск в Интернете фото (мини-исследование) | Эмоциональное оценивание событий Поиск и отбор информации Четко и внятно выступать перед аудиторией | |||
6 чтец Весной 1942 г. лопнули трубы в подвалах под залами античного искусства. Там хранилась часть коллекции фарфора, которую не успели эвакуировать из Ленинграда. Фарфор закопали в мягкий песок, но все залила вода. В высоких резиновых сапогах в кромешной тьме научные сотрудницы, двигаясь, чтобы не наступить на хрупкий фарфор, несколько часов вынимали вещь за вещью. 16 тысяч предметов! А потом по темной крутой лестнице, нащупывая ступени ногами, выносили все спасенное на свет, мыли от грязи, сушили. И все диву дались, т.к. ничего не было разбито. Это лишь один пример из блокадной жизни музея и его хранителей. - Найдите Эрмитажный форфор, ребята! - Благодаря кому эта красота украшает витрины музея? | Дети неполно раскрывают тему, учитель дораскрывает ее, задав дополнительные вопросы Подводящий диалог | Сообщение новых знаний Проблемная ситуация Рефлексия | Музыка Томазо Альбинони «Адажио» | Эмоциональное оценивание событий Поиск и отбор информации Четко и внятно выступать перед аудиторией | |||
7 чтец Гранитные атланты держали на своих могучих плечах карниз эрмитажного портика. Люди, охранявшие Эрмитаж, не были атлантами. Они были дистрофиками. Но своими худыми, просвечивающими руками они поддерживали весь Эрмитаж. | Сообщение новых знаний | Музыка Томазо Альбинони «Адажио» | |||||
8 чтец «Мертвый, как гробница, Эрмитаж» - так с болью и горечью написала об Эрмитаже поэтесса Вера Инбер. Застывший от холода над Невой он таким казался, но таким не был. А о том, как он жил и боролся, рассказывает мемориальная доска с именами погибших сотрудников Эрмитажа. - Давайте посмотрим на эту мемориальную доску! Почтим их память молчанием! (звучит метроном) | Сообщение новых знаний Поисковая работа Рефлексия | Музыка Томазо Альбинони «Адажио» Поиск картинки в Интернете | Умение вести поиск и отбор информации | ||||
§2. Эрмитаж в наше время. 9 чтец 28 января 2014 года в фойе Эрмитажного театра открылась выставка. Она называется «Эрмитаж в годы блокады». Среди событий нынешней памятной ленинградской недели яеваря ота экспозиция занимает негромкое, но особое место. Выставка продлится месяц, и за это время сюда придут и все эрмитажники, поскольку это для них домашняя история, семейная, ведь в Эрмитаже работают династии, и непременно все посетители эрмитажа, путешествующие по залам музея. Здесь они увидят, как выглядели в годы войны залы живописи с пустыми рамами. Полотна были отправлены в тыл, а рамы оставались на месте. Увидят и особый план зданий Эрмитажа. На нем отмечены места попадания снарядов и авиабомб. 30 снарядов попали в Эрмитаж! Первый разорвался в 1941 г., взрывная волна вышибла зеркальные окна зала Афины, последний разорвался в 1944, за 25 дней до того, как была снята блокада. - Давайте посмотрим фото с этой юбилейной выставки! (просмотр) | Дети неполно раскрывают тему, учитель дораскрывает ее, задав дополнительные вопросы Подводящий диалог | Сообщение учеником новых знаний Поисковая работа | Показ слайдов военной хроники: разрушенный и пустой Эрмитаж Музыка Томазо Альбинони «Адажио» Документы Интернета | Поиск и отбор информации Четко и внятно выступать перед аудиторией | |||
10 чтец Архивные документы, фотографии, приказ о назначении дежурных дневной и ночной смен на крышах музея. Во время воздушных бомбардировок в их задачу входило тушить зажигательные бомбы. На выставке представлена медаль «За оборону Ленинграда» директора Эрмитажа в годы блокады Иосифа Абгаровича Орбели. - Давайте посмотрим на эту медаль! - Какая она? (простая, железная) - А какой она была для Иосифа Орбели? (самая дорогая) | Дети неполно раскрывают тему, учитель дораскрывает ее, задав дополнительные вопросы Подводящий диалог | Сообщение учеником новых знаний Проблемная ситуация Рефлексия | Музыка Томазо Альбинони «Адажио» Документы Интернета | Поиск и отбор информации Четко и внятно выступать перед аудиторией Умение вести поиск информации | |||
11 чтец Рассказывает одна из ветеранов Эрмитажа Л.Н.Воронихина: «В двадцатиколонном зале, через который мы проходили, колонны массивные. И вот представьте себе его абсолютно черной ночью, и ты идешь с маленьким фитильком, когда уже не было света. Бывало, идешь и смотришь. Потому что упадешь, а все голодными были, еле держались на ногах, и никто тебя не найдет». - Что заставляло их идти по этому огромному залу ночью? (они дежурили, чувство долга) | Дети неполно раскрывают тему, учитель дораскрывает ее, задав дополнительные вопросы Подводящий диалог | Сообщение учеником новых знаний Проблемная ситуация Рефлексия | Музыка Томазо Альбинони «Адажио» | Поиск и отбор информации Четко и внятно выступать перед аудиторией | |||
12 чтец Из писем, приходящих в Эрмитаж: «Совершенно случайно наткнулась на радиопередачу по книге С.Варшавского и Б.Реста «Спасение Эрмитажа», прослушала, потом нашла в инете текст книги – прочитала залпом. Никогда не читала таких книг. Да в общем-то особо никогда не задумывалась о закулисной жизни музеев: что там, да как там… А тут!... Совершенно неожиданная для меня тема – спасение Эрмитажа в годы Великой Отечественной, в частности – в годы блокады! Первая мысль: Боже!!! Сколько всего я еще не знаю!!! Вторая: Боже!!! На что же бывает способен человек! Я сейчас про его героизм, самоотверженность, а также про преданность своему делу. Может, и фанатичную – но достойную уважения и преклонения! - Ребята, поднимите руки, кто тоже так считает! | Дети неполно раскрывают тему, учитель дораскрывает ее, задав дополнительные вопросы Ситуация выбора | Сообщение учеником новых знаний Рефлексия | Музыка Томазо Альбинони «Адажио» | Поиск и отбор информации Четко и внятно выступать перед аудиторией Ученик осознает смысл учения Умеет делать нравственный выбор, найти самого себя | |||
§3. Прогулка по современному Эрмитажу. Под торжественную музыку дети видят роскошные залы современного музея! - Ребята, какой же современный Эрмитаж? (красивый, величественный, богатый) - Значит, труд сотрудников музея был не напрасен?( нет, они сохранили его для нас) | Просмотр слайдов | Ситуация разрыва между военным и современным Эрмитажем Рефлексия Фронтальный опрос | Набор слайдов «Современный Эрмитаж» Музыка В.А.Моцарта «Менуэт» | Эмоциональное оценивание событий Развитие рефлексии | |||
13 чтец До 1852 г. посещать Эрмитаж могла только избранная публика. Билеты заказывали в придворной канцелярии и посещали музей в парадной одежде. Только в 1863 г. доступ в музей стал свободным. Сейчас стоимость посещения Главного музейного комплекса Эрмитажа: Основной билет – 400 руб. Бесплатно: Дошкольникам и школьникам, студентам; Пенсионерам; Солдатам и матросам; Сотрудникам музеев РФ; Героям Советского Союза, РФ; Героям Соц.Труда; Ветеранам ВОВ, инвалидам ВОВ; Лицам, награжденным медалью «За оборону Ленинграда» или житель блокадного Ленинграда, инвалиды 1,2 группы. - Каким людям можно войти бесплатно? (детям, пенсионерам, заслуженным людям) | Умение слушать Осознавать смысл информации Умение строить высказывание в соответствии с вопросами Рефлексия | Сообщение учеником новых знаний рефлексия | Музыка В.А.Моцарта «Менуэт» | Поиск и отбор информации Четко и внятно выступать перед аудиторией Эмоциональное оценивание событий Развитие рефлексии | |||
«История одного шедевра» (домашнее задание) | Сообщение учеником новых знаний | Показ этих картин | |||||
Просмотр | Презентация «Шедевры Эрмитажа | ||||||
14 чтец «Это интересно»! Коты Эрмитажа с момента основания музея несут особую свою службу и охраняют культурное наследие России от грызунов. Сегодня в Эрмитаже служат десятки котов. Каждый из них имеет паспорт с фотографией и считается высококвалифицированным специалистом по очистке музейных подвалов от грызунов. История «государевой службы» котов начинается в 18 в. императрица Елизавета Петровна, страдая от полчищ крыс и мышей, издала «Указ о высылке ко двору котов». Появился отряд крысоловов, присланным в дар от казанского хана. Коты прижились. В 20 в. коты по-прежнему служили дворцу, но вряд ли кто-то выжил в годы блокады… В военное время котенок на черном рынке стоил безумно дорого – 1,5 буханки хлеба! Котам нового призыва пришлось схлестнуться с грызунами по полной программе. И была битва титанов! О ней сотрудники рассказывают легенды. С тех пор о котах и кошках Эрмитажа заботятся. Кошек кормят, лечат, уважают за добросовестный труд. «День Эрмитажного кота» - 21 апреля – праздник в музее. В этот день проходят мероприятия, посвященные эрмитажным котам. | Сообщение новых знаний | Поиск и отбор информации Четко и внятно выступать перед аудиторией | |||||
Рефлексивно-оценочный этап | - Ребята, интересовались ли вы раньше какими-нибудь музеями? (нет, не знают) - Понравился ли вам материал об Эрмитаже? (да, конечно) - Изменилось ли у вас отношение к музеям? (да, много работы) - Что вы чувствовали, когда ребята нам рассказывали о трудных годах блокадного Эрмитажа? (сопереживание, сострадание) - Что для вас сейчас значит Эрмитаж? (гордость России) - Зачем нужно сохранять предметы искусства в музеях? (передать потомкам) - Если будете в СанктПетербурге, пойдете в Эрмитаж? (да, конечно!) Спасибо. До свидания. | Рефлексия Умение строить высказывание в соответствии с вопросами | Фронтальная работа | Эмоциональное оценивание событий Развитие рефлексии | |||
III | |||||||
Список литературы:
http://www.world-war.ru/ermitazh-v-dni-blokady/
http://www.spbin.ru/encyclopedia/museums/hermitage.htm
http://art.sovfarfor.com/