Доклад на тему "Проблема поддержки и развития одаренных и талантливых детей"
Проблема поддержки и развития
одаренных и талантливых детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maksimchenko_doklad_gotovovyy.docx | 21.62 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОБЛЕМА ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ
ОДАРЕННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ
Наша общеобразовательная школа многие годы, как известно, ориентировалась на «среднего» ученика. Правда, индивидуальные развития учитывались, по необходимости, в работе с детьми отстающими, неуспевающими. Что же касается школьников с повышенной восприимчивостью к учению, то их особенностям можно было не придавать значения, ими не интересоваться.
Но одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда походят требования стандартной образовательной системы. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Такие дети зачастую опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития. Стремление к творческой деятельности считается отличительной характеристикой одаренных детей. Они высказывают собственные идеи и отстаивают их, как правило, проявляют повышенную самостоятельность в процессе обучения и потому в меньшей степени, чем их одноклассники, нуждаются в помощи взрослых. Излишнее вмешательство учителей и чрезмерная опека родителей могут оказать негативное влияние на ход обучения одаренных учащихся и привести к потере самостоятельности и мотивации к освоению нового.
Одаренные дети есть везде. Проблема в том, что не всегда одаренность ребенка адекватно оценивается педагогом хотя бы уже потому, что традиционное обучение может препятствовать проявлению тех или иных признаков одаренности. Поэтому перед школой встают вопросы: «Чему и как учить?», «Как способствовать оптимальному развитию одаренных детей?».
Существует такой распространенный стереотип, что учить одаренных детей - одно сплошное удовольствие, и общение с ними легко и приятно. Да, работать с такими детьми значительно интереснее, что же до легкости и приятности - это вопрос спорный.
Одаренные дети очень разные: очень живые, даже иногда просто нахальные, и тихони, еле слышно произносящие ответ невероятно сложной задачи. Очень обаятельные, очаровательные и неловкие, стеснительные, оттаивающие лишь к концу встречи с незнакомым человеком (и то, если этот человек им понравился).
Поэтому одаренность, особенно творческая одаренность - большое счастье и большое испытание и для обладателей этого Дара, и для педагогов и родителей. Взрослым надо знать, что:
- Выявление одаренных детей – продолжительный процесс. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна.
- Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как «одаренного» либо как «неодаренного» на данный момент времени - значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок.
Одарённых детей насчитывают от 2-5 % от общего количества детей. Их намного меньше, чем тех, которые не проявляют склонности к одарённости. Но, если помнить, что каждый ребёнок – это кладезь потенциальных возможностей, то необходимо приложить все усилия, чтобы помочь ему максимально реализовать себя.
И наиболее благоприятные условия для этого может дать система дополнительного образования, как составная часть непрерывного образования и естественный партнер общеобразовательной школы, где на первый план выходит личность ребёнка, а не учебные программы в своём формализованном виде.
Но в решении данной проблемы сегодня существует ряд противоречий:
- между социальным заказом на подготовку одаренных детей
- и низким социальным статусом работников образования, культуры и искусства, во многом объясняющее нежелание родителей одаренных детей профессионально ориентировать их на эту сферу деятельности;
- между потребностями воспитанников в сопровождении их исследовательской и творческой деятельности и недостатком у педагогов знаний об особенностях проявления детской одаренности, и методах ее выявления и развития;
- между важностью признания успехов одаренных детей для их успешной самореализации и недостаточностью финансовых средств, для обеспечения участия воспитанников в различных конкурсах и фестивалях.
И хотя основным условием развития и поддержки детской одаренности является личность учителя, именно от педагогов, к сожалению, нередко исходят опасности. Первая — это эксплуатация неординарных способностей ученика ради престижа учебного заведения, что часто идет во вред ребенку. Вторая — это неосознанное стремление руководителя реализоваться через учеников, что ведет к кажущейся успешности результата за счет нивелирования личного эстетического опыта и индивидуальности детей. В обоих случаях одаренный ребенок оказывается не целью, а средством для решения задач взрослых.
Если всех этих трудностей удается избежать, то именно область дополнительного образования, становится исключительно значимой для выявления и поддержки одаренного и талантливого ребенка, где особое значение имеет система продуктивной, творческой деятельности, основанная на внутренних мотивах воспитанников, дающая право на собственное мнение и ошибку и создающая возможность для экспериментирования.
Мировой опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть.
Выявление, поддержка и развитие детской одаренности продиктовано, прежде всего, гуманистическими соображениями, желанием привлечь внимание к большему числу детей. При понимании всей теоретической сложности проблемы доминирующим должно оставаться стремление не “упустить” ни одного ребенка, требующего внимания педагога.