Выступление на методическом объединение воспитателей на тему: "Игра как метод воспитания младших школьников"

Токарева Марина Александровна

 

Мы придаем такое важное значение детским играм, что если б устраивали учительскую семинарию, мужскую или женскую, то сделали бы теоретическое и практическое изучение детских игр одним из главных предметов."
                                     К.Д. Ушинский

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность использования игры в формировании  личности ребёнка  младшего школьного возраста

¯ ЗАДАЧИ   успешность адаптации ребенка к новой ситуации развития;

¯  сохранение и совершенствование на протяжении всего начального образования достижений  школьного периода развития;

¯  развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности и поведения, его эффективную социализацию;

¯  сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья и др. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_igra_kak_metod_vospitaniya_mladshih_shkolnikov.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

ГК ОУ РО общеобразовательной школы-интерната среднего (полного) общего образования №33 г.Новошахтинска

Выступление на МО воспитателей

«Игра как метод воспитания младших школьников»

                                                                                                       Воспитатель 3 класса

                                                                                                       Токарева М.А.

2015 г.

"Мы придаем такое важное значение детским играм, что если б устраивали учительскую семинарию, мужскую или женскую, то сделали бы теоретическое и практическое изучение детских игр одним из главных предметов."
                                 К.Д. Ушинский

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность использования игры в формировании  личности ребёнка  младшего школьного возраста

  • ЗАДАЧИ   успешность адаптации ребенка к новой ситуации развития;
  •  сохранение и совершенствование на протяжении всего начального образования достижений  школьного периода развития;
  •  развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности и поведения, его эффективную социализацию;
  •  сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья и др.

Игра – это  то средство, где воспитание переходит в самовоспитание.

Основные виды игр

  •  дидактические игры;
  • сюжетно-ролевые;

 

Подвижные игры

  • основные особенности- соревновательный, творческий, коллективный характер;
  • требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах

Дидактические игры различаются по

  • обучающему содержанию;
  • познавательной деятельности детей;
  •  игровым действиям  и правилам

Цели сюжетно-ролевых игр

  • развитие навыков общения;
  • развитие интеллектуальных способностей;
  • изучение культуры;
  • приобретение туристических навыков;
  • приобретение навыков действий в экстремальных ситуациях;
  • занять свободное время;
  • дать возможность проявиться определенным человеческим качествам;
  • знакомство с разными профессиями;
  • удовлетворение потребностей;
  • и т.д.

Сюжетно-ролевые игры

Основные компоненты:

  • тема;
  • содержание;
  • воображаемая ситуация;
  • сюжет;
  • роль

Таким образом, главными структурными компонентами творческой сюжетно-ролевой игры являются: 

Сюжет- который представляет собой отражение ребенком окружающей его действительности;

Содержание - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их деятельности, и развитие и усложнение, которого осуществляется последующим направлениям:

- усиление целенаправленности, а значит, и последовательности, связанности изображаемого;

- постепенный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой, обобщение изображаемого в игре (использование условных и символических действий, словесных замещений);

Роль - средство реализации сюжета.

Сюжеты игр разнообразны.
Условно их делят на: 
 

Бытовые 

(игры в семью, детский сад)

Производственные отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т. д.)

Общественные 

(игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу и т.д.).

Принципы организации игры:

  • Равенство всех участников игры
  • Объём самостоятельности соответствует     условным ступеням
  • Отсутствие соревнования, соперничества между участниками игры
  • Обязательная педагогическая поддержка, стимулирование и поощрение
  • Чередование коллективной, групповой, индивидуальной самостоятельной работы
  • Самостоятельность учащихся в выборе вида деятельности
  • Ориентация не только на результат, но и на процесс творческого поиска
  • Нравственная ответственность каждого участника игры за свой выбор, процесс и результат самостоятельной деятельности

Вывод: игра является для ребёнка эмоционально привлекательным видом деятельности, стимулирует его на активное самовыражение через роль. Успехи, достигнутые ребёнком в игре, могут улучшить его позицию в коллективе. Общественное одобрение поведения отдельных детей в игре способствует перестройке отношения к ним в коллективе. В тех случаях, когда ребёнок сам не может добиться эмоционально благополучной позиции в коллективе через игровую роль, педагог занимает скрытую для детей, но активную позицию и обеспечивает ребёнку успех в игре. Так же ролевые игры способствуют выбору профессии ребенка в будущем.

Дидактические игры.

Опиши животное.

Чей хвост?                                               Чье ухо?

Корова-коровий                                  Корова-коровье

Заяц-заячий                                      Заяц-заячье

Кролик-кроличий                                Овца-овечье

Ёж-ежиный                                       Лошадь-лошадиное

Белка-беличий                                  Кошка-кошачье

Лиса-лисий                                       Коза-козье

Коза-козий                                       Поросёнок-поросячье

Кошка-кошачий                               Ёж-ежиное

Лошадь-лошадиный                        Белка-беличье

Овца-овечий                                    Волк-волчье

                           

                             Сделано   из…..

Сок из винограда-виноградный

Сковорода из чугуна- чугунная

Сок из сливы -сливовый

Посуда из дерева -деревянная

Шапка из меха -меховая

Верёвка из пеньки -пеньковая

Сок из моркови -морковный

Венок из цветов -цветочный

Блузка из шёлка-шёлковая              

            Развивающие игры.

Игра   «   Слушай и исполняй.»

Цель-развитие внимания и памяти.

Ведущий называет несколько действий, но не показывает их.

Разрешается повторить это задание 1-2 раза. Затем дети должны

Повторить эти действия в своих движениях  в той последовательности,

в какой они были названы ведущим.

1  задание.        Повернуть голову направо, повернуть голову прямо,

                          опустить голову вниз, поднять голову вверх.

2  задание.         Поднять правую руку вверх, поднять левую руку

                            вверх, опустить обе руки вниз.

3  задание.          Повернуться налево ( на 90 градусов ) присесть, встать.

4  задание.           Поднять правую ногу, стоять на одной левой ноге,

                              Поставить правую ногу на место.

Игра  «   Чаша доброты»

Цель- эмоциональное развитие.

И. п.- сидя на полу ( можно лёжа ).

Инструктор-Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой

свою любимую чашку. Мысленно наполняйте её до краёв своей добротой.

Представьте рядом другую чужую чашку, она пустая. Отлейте в неё из

своей чашки доброты. Рядом ещё одна пустая чашка, ещё и ещё…

Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас

посмотрите в свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в неё своей

доброты. Вы можете поделиться своей добротой с другими, но ваша

чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза. Спокойно и  уверенно

скажите- « Это я! У меня есть такая чаша доброты!    

       

  Подвижные игры.

Игра « Головоломка »

Цель-развитие навыков сотрудничества и двигательного контроля.

Участники разбиваются на пары (а затем тройки ), ложатся на пол

голова к голове. Между головами находится мяч, который необходимо

поднять при помощи голов и подняться самим. Некоторое время можно

передвигаться по комнате, удерживая мяч головами.

Игра «Тропинка»

Цель-развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации.

Дети делятся на две команды с одинаковым количеством игроков.

Каждая команда берётся за руки, образуя два круга и по сигналу

ведущего дети начинают движение по кругу в правую сторону до тех пор,

пока ведущий не даст задание, которое выполняется обеими командами.

Если ведущий говорит «ТРОПИНКА !»- участники каждой команды

становятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди  стоящего,

приседают, наклоняя голову чуть-чуть вниз. Если ведущий говорит «КОПНА», все участники игры направляются к центру своего круга,

соединив руки в центре. Если ведущий говорит «КОЧКИ», все игроки

приседают, положив руки на голову. Эти задания чередуются ведущим.

Кто быстрее выполнит задание, тот получает один балл. Выигрывает

команда, набравшая наибольшее количество баллов. Игра сопровождается

музыкой.               Игра «Минута шалости»

        Цель-развитие произвольности, активного внимания

Дети предоставляются сами себе. Дети в пределах  определённой

площади могут делать всё, что хотят. Они договариваются  с

ведущим об условном сигнале, сообщающем об остановке.