МЕТОДИКА УСПЕШНОЙ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ
Подготовка специалистов по художественной гимнастике – это, прежде всего, обучение целесообразной организации учебно-тренировочного процесса с подробной проработкой каждой его структурной единицы. Вершиной процесса подготовки специалистов, объединяющей порой, казалось бы, разрозненные знания и умения, приобретённые в период обучения в ВУЗе, является тренерская (профессионально-ориентированная) практика. Чтобы успешно ориентироваться, планировать и осуществлять техническую подготовку гимнасток, целесообразно осознанно выделять в ней разделы и компоненты. А именно:вдумчивое планирование и организация недельного цикла тренировочной работы с точки зрения «полного охвата» и рационального распределения учебно-тренировочных разделов спортивной подготовки гимнасток.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 19.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА УСПЕШНОЙ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ
Художественная гимнастика относится к числу технико-эстетических видов спорта, отличительной особенностью которых является важность, ёмкость и многогранность технической подготовки спортсменов. Чтобы успешно ориентироваться, планировать и осуществлять техническую подготовку гимнасток, целесообразно осознанно выделять в ней разделы и компоненты. На современном этапе развития художественной гимнастики оправданно выделение 5-ти разделов в технической подготовке гимнасток:
1) беспредметная подготовка (обучение технике движений телом); 2) предметная подготовка (обучение технике движений предметом); 3) хореографическая подготовка;
4) музыкально-двигательная подготовка (обучение пониманию музыки и согласованию движений с музыкой); 5) композиционная подготовка (составление и отработка соревновательных и показательных композиций). По технике исполнения основные движения телом классифицируются по 9-ти технико-структурным группам: равновесия, наклоны, повороты, прыжки, специфические элементы, акробатические элементы, партерные элементы, шагово-беговые и танцевальные элементы. Каждая структурная группа движений телом имеет свою (внутреннюю) и достаточно сложную классификацию. Так, например, прыжки в художественной гимнастике классифицируются по 6-ти признакам: по способу подготовки, по способу отталкивания, по способу приземления, по позе тела в полёте, по движению туловища в полёте, по движению ног в полёте. Упражнения с предметами, при отношении к ним как к физическим телам, подчиняющимся общим законам механики, достаточно разделить на 5 технико-структурных групп:
1) удержание и баланс; 2) вращательные движения (вращения, вертушки, обкрутки);
3) фигурные движения (круги, мельницы, спирали, восьмёрки, змейки);
4) бросковые движения (броски, переброски, отбивы); 5) перекатные движения (по полу, туловищу и его частям). Однако, помимо того, что каждая структурная группа имеет достаточно сложную внутреннюю классификацию, отметим, что в современной художественной гимнастике применяются пять разных по форме, фактуре и размерам предметов – скакалку, мяч, обруч, булавы, ленту, – что оказывает существенное влияние на технику и методику обучения. Достаточно материалоёмкими, со сложной классификацией являются и остальные три раздела технической подготовки: хореографическая,
музыкально-двигательная и композиционная. Кроме этого большой объем тренировочного времени в художественной гимнастике отдаётся специально-физической подготовке – развитию гибкости, силы, быстроты, прыгучести, выносливости – и психолого-тактической подготовке спортсменок. Чрезвычайно большой объём учебно-тренировочных задач, требующих качественного решения в подготовке высококлассных гимнасток, с одной
стороны, предъявляет высокие требования, а с другой – усложняет выбор целесообразной организации учебно-тренировочной работы в художественной гимнастике. При этом наш более чем 30-летний опыт преподавания в институте – академии – университете физической культуры им. П.Ф. Лесгафта в качестве преподавателя специализации художественная гимнастика показывает, что подготовка специалистов по художественной гимнастике – это, прежде всего, обучение целесообразной организации учебно-тренировочного процесса с подробной проработкой каждой его структурной единицы. Вершиной процесса подготовки специалистов, объединяющей порой, казалось бы, разрозненные знания и умения, приобретённые в период обучения в ВУЗе, является тренерская (профессионально-ориентированная) практика. Особенно полезно, если она проводится на нескольких объектах как у успешно работающих тренеров, так и у тех, кто работает мало эффективно. Научно-теоретический журнал «Ученые записки», №2(24) – 2007 год 24 Очередной цикл профессиональной подготовки студентов и, в частности, профессионально-ориентированная практика показали, что в организации учебно-тренировочной работы на местах, как и в предыдущие годы, прослеживается два подхода. Первый – очень простой, если не сказать примитивный, характерный для мало эффективно работающих тренеров, но очень заманчивый и заразительный. Эта группа тренеров составляет соревновательные ком позиции в соответствии с возрастными и разрядными классификационными требованиями – как правило, одна композиция для нескольких гимнасток – и всю работу строят вокруг отработки этих композиций. Обобщённо говоря, их работа выглядит следующим образом: короткая разминка (чаще всего самостоятельная), далее работа над двумя-тремя соревновательными комбинациями (по элементам, частям, целостно) и «подкачка» или «растяжка» в конце. Другие – их меньшинство, но это успешно работающие тренеры –
используют сложную организацию учебно-тренировочного процесса. Характерной отличительной особенностью их системы является фрагментарное (мозаичное) построение тренировочных разделов. Структурной единицей организации их учебно-тренировочной работы являются фрагменты – отдельные логически выстроенные эпизоды работы, продолжительностью 10-20 (иногда и более) минут каждый. Так, например, в разделе беспредметной подготовки обязательными, регулярно повторяющимися фрагментами учебно-тренировочной работы являются: • шагово-беговая или шагово-танцевальная подготовка; • специфическая (волно-взмаховая) подготовка; • равновесно-вращательная подготовка; • прыжковая подготовка; • акробатическая подготовка. В работе с гимнастками среднего и старшего возраста нередко практикуется проведение смешанных фрагментов: шагово-прыжковая или танцевально- прыжковая подготовка; прыжково-акробатическая подготовка; равновесно- прыжковая подготовка; равновесно-прыжково-акробатическая подготовка и др. В разделе предметной подготовки чаще всего практикуются обучающие предметные уроки по трем-четырем видам многоборья из 5-ти: со скакалкой, с обручем, с мячом, с булавами, с лентой. Крайне редко, только тренеры-экспериментаторы практикуют предметные уроки с двумя-тремя сходными в обращении предметами, когда один предмет «учит» работе с другим. Чаще практикуется совмещение беспредметной и предметной подготовки, особенно в работе с гимнастками среднего звена – все 5 вышеназванных фрагментов беспредметной подготовки в сочетании с тем или иным вариантом движения одного из 5-ти предметов. Например, совершенствование техники равновесий, поворотов или прыжков в сочетании с работой предмета. В хореографической подготовке наиболее традиционным в современной художественной гимнастике является: • проведение уроков классической или народно-характерной хореографии в виде отдельных занятий или разминок; • разучивание танцевальных шагов, поз, движений рук в рамках шагово- танцевального фрагмента; Научно-теоретический журнал «Ученые записки», №2(24) – 2007 год 25 • составление, разучивание и отработка хореографических элементов в рамках показательного танцевального или танцевально-спортивного номера. Раздел музыкально-двигательной подготовки в современной художественной гимнастике имеет очень небольшой удельный вес в тренировочном процессе гимнасток и осуществляется, главным образом, в трёх вариантах: • музыкальные игры или задания с элементами музыкальной грамоты; • обсуждение музыки, избранной в качестве сопровождения соревновательных или показательных комбинаций; • работа над музыкальностью исполнения композиции. Здесь, однако, необходимо сделать одно существенное замечание: эффективно работающие тренеры, в отличие от мало успешных, стремятся каждый фрагмент тренировочной работы выполнять под специально подобранную музыку, разъясняя по ходу нюансы музыкальной грамоты и развивая у учениц умение согласовывать движения с музыкой. Раздел композиционной подготовки – составление, разучивание и совершенствование соревновательных и показательных композиций – имеет непосредственный выход на соревновательную подготовку гимнасток и, на первый взгляд, он наиболее важен, а потому должен занимать основное место в тренировочном процессе. Однако для эффективно работающих тренеров композиционная подготовка – лишь один из многих фрагментов учебно- тренировочной работы, который становится главным только в период
непосредственной подготовки к соревнованиям. По убеждению ведущих специалистов по художественной, гимнастике, соревновательные композиции – это эпизод в процессе подготовки гимнасток, итог всей предшествующей тренировочной работы, но только на данный конкретный период. Иными словами, это демонстрация возможностей гимнасток на текущий момент. Ко всему прочему, как уровень подготовленности спортсменок, так и соревновательные требования меняются очень часто – практически ежемесячно. Поэтому соревновательные композиции должны быть мобильными, а сами гимнастки подготовленными к регулярным переменам. Последнее возможно лишь в том случае, если подготовка гимнасток обеспечивается системой учебно-тренировочной работы, а не отдельно взятой соревновательной композицией. Принципиальным в современной художественной гимнастике является также отношение тренеров к специальной физической подготовке. Даже непрофессионального наблюдателя поражает гибкость и координация современных гимнасток. Специалист по физической культуре и спорту увидит в выступлениях гимнасток проявление и силы, и скоростно-силовых способностей, и вестибулярную устойчивость, и выносливость. Для ведущих тренеров по художественной гимнастике не существует «не важных» физических способностей, но существуют проблемы, связанные с эффективной организацией их развития. Осуществляется специальная физическая подготовка, главным образом, в рамках двух фрагментов учебно-тренировочного процесса: в процессе разминок и в рамках комплексов общей и специальной физической подготовки в конце учебно-тренировочных занятий. В этой связи необходимо, прежде всего, отметить особую двоякую роль подготовительной части (разминки) в учебно- тренировочном процессе гимнасток. Научно-теоретический журнал «Ученые записки», №2(24) – 2007 год 26 В общей теории физической культуры принято считать, что основное назначение подготовительной части учебно-тренировочных занятий заключается в целенаправленной подготовке занимающихся к решению задач основной части урока. Однако наши многолетние наблюдения за работой ведущих специалистов по художественной гимнастике с занимающимися как младшего возраста, так и самой высокой квалификации показали, что данное определение недостаточно полное. Основное назначение подготовительной части в работе с занимающимися младшего и среднего звена – это подготовка опорно- двигательного аппарата гимнасток к будущим спортивным достижениям, и поддержание высокого уровня готовности у квалифицированных гимнасток. Кроме того, опытные специалисты придают большое значение разнообразию разминок, добиваясь тем самым более разностороннего и гармоничного развития спортсменок. В работе с квалифицированными гимнастками такой подход позволяет также бороться с монотонностью в гимнастике высших достижений, служит снятию нервно-психического напряжения, повышает интерес и двигательную активность занимающихся, что, в конечном итоге, продлевает и делает более успешной их спортивную карьеру. В настоящее время можно выделить следующие варианты разминок, применяемых в художественной гимнастике: • гимнастические – у опоры и на середине зала; • хореографические – классическую, народно-характерную, модерн; • танцевально-гимнастические (в современном стиле) – ритмическую и аэробную; • партерные – гимнастические и хореографическую. В заключительной части учебно-тренировочных занятий специальная физическая подготовка гимнасток осуществляется в двух вариантах: • целенаправленное развитие одной, но чаще пары физических способностей; • комплексное воздействие на развитие нескольких физических способностей. Таким образом, обобщая выше сказанное, следует подчеркнуть, что в арсенале эффективно работающего тренера должны быть, как минимум: 1) два-три варианта разминок (например, партерная, у гимнастической стенки, классическая, в современном стиле); 2) пять фрагментов беспредметной подготовки (шагово-танцевальная, равновесно-вращательная, прыжковая, специфическая, акробатическая); 3) от двух до четырёх фрагментов предметной подготовки с определёнными (заданными или выбранными) предметами; 4) несколько вариантов композиционной подготовки (включающей как соревновательные, так и показательные композиции); 5) несколько вариантов специальной физической подготовки для заключительной части урока; 6) несколько вариантов музыкально-двигательной и психолого-тактической подготовки. Однако очертить содержание эффективной учебно-тренировочной работы – это лишь полдела. Не менее важно умело распределять эту работу в обозримых рамках. Наиболее удобен для этих целей недельный цикл учебно- тренировочных занятий, т.к. большинство разделов нуждаются в регулярном повторении. Готовых рецептов здесь быть не может, ибо планирование работы – это ещё один очень важный, но плохо просматриваемый и мало изученный аспект тренерского таланта. Однако некоторые замечания сделать необходимо. Научно-теоретический журнал «Ученые записки», №2(24) – 2007 год 27 Проблема многообразия предметной и следующей за ней композиционной подготовок тренеры решается, путем распределения этих видов
подготовки по разным дням недельного цикла. Аналогичным образом поступают с
разными вариантами разминки и специальной физической подготовкой. Базовую беспредметную подготовку осуществляют поурочно, но разносят её фрагменты по разным частям урока, либо же делают акценты на те или иные фрагменты, уделяя им больше времени и располагая их в наиболее выгодных частях учебно-тренировочных занятий. Так, в частности, шагово-танцевальный фрагмент не нуждается в предварительной разминке и может осуществляться в начале урока, а акробатическая подготовка может служить тем же целям, что и специально-физическая, т.е. проводиться в конце тренировки. Специфическая (волно-взмаховая) подготовка – прекрасное средство релаксации при условии хорошего освоения техники этих движений и также может «кочевать» по разным частям учебно-тренировочных занятий. А вот порядок равновесно- вращательной и прыжковой подготовок целесообразно регулярно менять местами. Музыкально-двигательную и психолого-тактическую подготовки достаточно планировать в соответствующий период подготовки гимнасток. Например, один раз в неделю или блоками по несколько занятий подряд. Подытоживая всё выше сказанное, отметим, что ключевыми аспектами успешной работы специалистов в современной художественной гимнастике являются следующие: 1. Фрагментарная организация учебно-тренировочной работы. Т.е. логически выстроенная в рамках основных разделов технической, физической и психолого-тактической подготовок. 2. Осознание и воплощение не только текущего (оперативного), но, главным образом, перспективного назначения большинства фрагментов учебно-тренировочной работы. 3. Проведение, если не всех, то большинства разделов учебно- тренировочных работы под музыку и, как следствие, выполнение большой и ответственной «домашней» работы по подбору музыки и составлению музыкальных фонограмм для фрагментов урока. 4. Вдумчивое планирование и организация недельного цикла тренировочной работы с точки зрения «полного охвата» и рационального распределения учебно-тренировочных разделов спортивной подготовки гимнасток.