Авторская программа «Акробатика в художественной гимнастике» для детей дошкольного возраста
Акробатические упражнения - одно из эффективных средств совершенствования устойчивости к различным ускорениям при перемещениях человека в пространстве.
Акробатические упражнения в художественной гимнастике используются как средство физической и общей двигательной подготовки гимнасток. Они способствуют развитию силы, ловкости, гибкости пространственной ориентации и являются прекрасным средством тренировки вестибулярного аппарата. Навыки, приобретенные на занятиях акробатическими упражнениями, отличаются выраженной прикладностью и могут быть использованы в самых разнообразных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
akrobatika_v_hudozhestvennoy_gimnastike.docx | 183.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторская программа «Акробатика в художественной гимнастике»
для детей дошкольного возраста
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа составлена на основе общей программы по художественной гимнастике
и новых правил соревнований международной федерации художественной гимнастики на 2013 – 2016 годы.
Слово «акробатика» произошло от греческого слова «акробатэс» - хожу на цыпочках, лезу вверх.
Акробатические упражнения - одно из эффективных средств совершенствования устойчивости к различным ускорениям при перемещениях человека в пространстве.
Акробатические упражнения в художественной гимнастике используются как средство физической и общей двигательной подготовки гимнасток. Они способствуют развитию силы, ловкости, гибкости пространственной ориентации и являются прекрасным средством тренировки вестибулярного аппарата. Навыки, приобретенные на занятиях акробатическими упражнениями, отличаются выраженной прикладностью и могут быть использованы в самых разнообразных ситуациях.
Цель: повышение качество выполнения гимнастических упражнений художественной гимнастики развивая вестибулярную устойчивости к различным ускорениям при перемещениях гимнастки в пространстве
Задачи:
- Содействовать укреплению здоровья и гармоническому развитию всех органов и систем растущего организма.
- Развивать и совершенствовать вестибулярный анализатор средствами акробатических упражнений. Последовательное овладение акробатическими упражнениями.
- Всесторонняя физическая подготовка с преимущественным развитием скоростно – силовых качеств, гибкости, ловкости и прыгучести.
- Специальная техническая подготовка и формирование гимнастического стиля выполнения упражнений.
Принципы и подходы в организации образовательного процесса:
Для рациональной организации детей на занятиях физической культуры используются методы
000000000
способы
Особенности проведения занятий
Наиболее рационально изучать акробатические упражнения фронтальным методом.
За время, отведенное на акробатику следует выполнить 5 – 8 упражнений, повторяя каждое
4 – 8 раз
Примерная схема чередования упражнений:
перекаты – кувырки – стойки – соединения кувырков – мосты – прыжки – перевороты – соединения стоек с перекатами и кувырками – выполнение упражнений в виде соревнования или игры.
Методы обучения
Изучение акробатических упражнений осуществляется при помощи методов расчлененно – конструктивного и целостного обучения.
Расчлененно – конструктивного – изучаемый элемент расчленяется на составные части, которые последовательно осваиваются детьми.
Метод целостного обучения используется при изучении технически несложных элементов и соединений, а также в случаях, когда формируемый навык не поддается расчленению. Для формирования двигательного навыка использование подводящих упражнений, дополнительных ориентиров, варьирование условий.
Метод программированного обучения по схеме
- название упражнения
- техника выполнения
- что нужно знать при освоении данного упражнения
- что нужно уметь
Для закрепления и совершенствования упражнения используют метод стандартного упражнения – самостоятельное выполнение освоенного упражнения.
Метод переменного упражнения. Создание изменяющихся условий при выполнении освоенного упражнения.
Структура занятия
Группы Части занятий | длительность частей занятий | ||
начальная подготовка | |||
Подготовительная часть | 10 – 15 мин | Организация детей. Функциональная подготовка организма | Упражнения на внимание ОРУ Подготовительные упражнения Скоростные упражнения |
Основная часть | 25 – 30 мин | Освоение двигательным умениям и навыкам и их совершенствование Воспитание физических качеств и способностей к анализу движений | Изучение основных упражнений связанных с проявлением:
|
Закрепление и совершенствование основных упражнений связанных с проявлением:
упражнения на выносливость | |||
Заключительная часть | 3 – 5 мин | Физиологически оправданное завершение тренировки | Реабилитационные упражнения на дыхание на расслабление упражнения на внимание |
Типы занятий
В основу предложенной классификации физкультурных занятий положены три главных принципа:
- отбор содержания развития;
- методы и приемы развития;
- характер образовательных задач
Содержание программы
В художественной гимнастике используются упражнения акробатики
Акробатические упражнения обогащают выразительную пластику комбинаций, вносят необходимый контраст, возникающий за счет перехода из стойки на ногах в партер, в положение, лежа в группировке. Кроме того, они повышают элемент риска в упражнениях с предметами, подчеркивают спортивную направленность художественной гимнастики.
Существует прямая зависимость между вестибулярной устойчивостью и качеством выполнения сложных гимнастических упражнений, связанных с вращением тела. От уровня вестибулярной устойчивости зависит точность дифференцировки в пространстве и качество формирования двигательных навыков.
С помощью специально подобранных упражнений можно оказывать положительное влияние на функциональное состояние вестибулярного анализатора. Необходимо специально тренировать вестибулярный анализатор. Специальные вращательные движения следует выполнять на каждом занятии, чередуя активные виды вращений с пассивными.
Содержание
Группа начальной подготовки 1 года обучения
акробатика
- кувырки вперёд: в сед на колене, с быстрым подъёмом
- кувырки назад: на колени, в упор присев
- стойка на лопатках без рук
- стойка на груди с длительной фиксацией положения
- стойка на локтях
- опускание в «мост» без помощи
Группа начальной подготовки 2 года обучения
акробатика
- стойка на лопатках с разнообразной работой ногами
- стойка в «мостике» на одной ноге
- стойка в «мостике» на одной руке
- переворот боком вправо и влево
- переворот вперёд на две ноги с помощью
- переворот назад в положение, лёжа на животе, руки вверх с помощью
Учебно-тренировочные группы 1 года обучения
акробатика
- стойка на груди с разнообразной работой ногами
- стойка на руках ноги вместе у опоры
- стойка на руках ноги врозь с помощью
- переворот вперёд на две ноги из упора присева, толчком двух ног с помощью
- переворот назад на две ноги, толчком двух ног с помощью
- опускание в «мост» без помощи на одну руку
Учебно-тренировочные группы 2 года обучения
акробатика
- переворот вперёд с колен через стойку на локтях
- переворот боком вправо и влево на одной руке
- переворот назад в положение, лёжа на животе, руки вверх
- кувырки вперёд без рук
- переворот вперёд на две ноги из упора присева, толчком двух
- переворот назад на две ноги, толчком двух
Упражнения для развития равновесия
- комплексы динамических и акробатических упражнений, направленных на укрепление
вестибулярного аппарата
- удержание устойчивого положения после вращательных движений
- прыжки через гимнастическую скамейку
- перевороты боком на гимнастической скамейке
- простейшая работа предметом с закрытыми глазами
- игры: «Тоннель», «Узкий мостик», «Прогулка в горы», «Мы -пожарные», «Весёлое путешествие
Учебно-тренировочные группы 3 года обучения
Упражнения для развития функции равновесия
- комплексы динамических и акробатических упражнений, направленных на укрепление
вестибулярного аппарата
- «Пружинки» на одной ноге, с закрытыми глазами
- стойки на различной опоре
- удержание устойчивого положения после больших прыжков
- удержание устойчивого положения после вращательных движений
- перевороты назад на гимнастической скамейке
- работа предметом с закрытыми глазами
- Игры: «Делай точней», «Тоннель»
акробатика
- перекат назад через плечо в стойку на груди
- кувырки вперёд без зрительного контроля
- переворот вперёд из положения, лёжа на животе через стойку на груди
- переворот вперёд на две ноги
- переворот назад на одну ногу
Учебно-тренировочные группы 4 года обучения
Упражнения для развития равновесия
- комплексы динамических и акробатических упражнений, направленных на укрепление
вестибулярного аппарата
- удержание устойчивого положения после вращательных движений
- прыжки через гимнастическую скамейку
- мгновенная остановка после выполнения больших прыжков
- комплексы акробатических упражнений, направленных на укрепление вестибулярного
аппарата
- перевороты вперёд на гимнастической скамейке
- разнообразная работа предметом с закрытыми глазами
акробатика
- переворот вперёд на одну ногу
- переворот вперёд на одну ногу со сменой ног
- переворот назад на одну ногу со сменой ног
- в стойке на локтях, вытянув ноги над полом, поворот вокруг себя на 90`.
Учебно-тренировочные группы 5 года обучения
Упражнения для развития функции равновесия
- комплексы динамических и акробатических упражнений, направленных на укрепление
вестибулярного аппарата
- «Пружинки» на одной ноге, с закрытыми глазами
- удержание устойчивого положения после больших прыжков
- удержание устойчивого положения после вращательных движений
- перевороты назад на гимнастической скамейке
- игры: «Делай точней», «Тоннель»
- работа предметом с закрытыми глазами
- разнообразные броски и ловли скакалки с закрытыми глазами
акробатика
- стойка на руках без помощи
- в стойке на локтях, вытянув ноги над полом, поворот вокруг себя на 180`.
- переворот назад из седа, махом одной ноги
- переворот назад на одну руку
Литература
Ашмарина Б. А. | «Теория и методика физического воспитания | М. просвещение | 1990 г. |
И.В. Винер Н.М. Горбулина О.Д. Цыганкова | Физическая культура. Гимнастика. 1 – 4 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений | Москва «Просвещение» | 2011г. |
Карпенко Л.А. | Методические указания по использованию современных средств художественной гимнастики. | ГДОИФК Л. | 1998 г. |
Л. Кечеджиева М. Ванкова М.Чипрянова | Обучение детей художественной гимнастике | Москва «Физкультура» | 1985г. |
В.П. Коркин | Спортивная акробатика Учебник для институтов физической культуры | М - Физкультура и спорт | 1981г. |
Т.С. Лисицкая | Художественная гимнастика. Учебник для институтов физ. культуры | М. Физкультура и спорт | 1982г. |