Обобщение педагогического опыта. Сценарий игровой программы «Путешествие в страну сказок Пушкина»
Прикладная методическая продукция предназначена для заместителей директоров по ВР, учителей русского языка и литературы, а также для педагогов-организаторов. Сценарий рассчитан для учащихся 5 классов. В целях приобщения к прекрасному, расширения знаний об А.С.Пушкине, заполнения пробелов в знании истории русской общественности 19 века планируется проведение данного мероприятия.
Разработан сценарий, посвященный жизни великого русского поэта, на котором воссоздается Пушкинская эпоха через стихи, костюмы, декорации. Данный сценарий можно использовать и каждый год 19 октября, в день открытия Царскосельского лицея или в рамках недели русского языка и литературы.
Обобщение опыта по данному сценарию полезно тем, что дает возможность больше погрузиться в сценарий. Вся вспомогательная литература, используемые герои и образы, а также задания -указаны в данном обобщении опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta.docx | 38.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
центр внешкольной работы Калининского района Санкт-Петербурга «Академический»
Обобщение опыта
педагога-организатора
Поповой Анны Андреевны
Сценарий игровой программы «Путешествие в страну сказок Пушкина»
Санкт-Петербург
2015 год
2015 год был объявлен Годом литературы в России. В этот период работа образовательных учреждений была особо направлена на воспитание читательского интереса к произведениям выдающихся писателей и поэтов, пропаганду красоты и величия родного слова, любви к книге, как к источнику знаний.
Кто как не Александр Сергеевич Пушкин ассоциируется с русской литературой, с поэзией, со сказкой.
Творческое наследие А.С. Пушкина является живым достоянием нашей современности, оно раскрывается в наши дни во всем своем величии и многообразии. Сегодня поэзия Пушкина воспринимается как неотъемлемая часть круга детского чтения и сопровождают юного читателя в течении многих лет его взросления. Трудно переоценить значение пушкинских творений для формирующейся личности: они открывают маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщают его к культурным общечеловеческим ценностям и богатству родного языка.
В данной методической разработке представлен сценарий проведения игровой программы, посвященной творчеству А.С. Пушкина.
Сценарий театрализованной игровой программы рассчитан для учащихся младших классов.
Перед проведение игровой программы необходимо провести предварительную работу.
Программа рассчитана на знание сказок:, , , , ,
Предварительная работа:
1. Чтение сказок А.С. Пушкина:
-«Сказка о попе и работнике его Балде»;
-«Сказка о рыбаке и рыбке»;
-«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»;
-«Сказка о золотом петушке»;
-«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь»;
- поэма «Руслан и Людмила».
2. Разгадывание сказочных загадок А.С. Пушкина;
3. Знакомство с иллюстрациями к сказкам А.С. Пушкина;
4. Просмотр мультфильмов и художественных фильмов по сказкам А.С. Пушкина.
Цели и задачи:
- Создание условий для развития творческих способностей, для воспитания уважения к литературному наследию страны;
- Привить устойчивый интерес к чтению;
- Расширить знания о творчестве А.С. Пушкина;
- Развить умение работать в коллективе.
Действующие лица:
Девочка Маша, Кот Ученый.
Реквизит:
- Таблички с героями и названиями сказок;
- «Волшебные предметы»: зеркало, удочка, цепь, яблоко, петушок, орех, стрела, золотая рыбка, скакалка, ведерко, мячик;
- Спортивный инвентарь: гимнастические мячи, кегли, обручи;
-Таблички с фразами героев сказок;
-Посадочные билеты;
-Жетоны для викторины;
-Презентация с заставками и викториной.
Сценарий
Литературно-музыкальной программы
«Путешествие в страну сказок Пушкина»
№ | Содержание |
Эпизод 1 Маша Кот Маша Кот Маша Кот Маша Кот Маша Кот Эпизод 2 Кот Маша Кот Кот Маша Кот Кот Маша Кот Маша Кот Эпизод 3 Кот Маша Кот Маша Кот Маша Кот Маша Кот Маша | Фонограмма «Вход в зал» Фонограмма «Начало» Комната. Здравствуйте, ребята! Скоро мой День Рождения и, конечно же, будет много подарков. А что бы вы хотели получить на День Рождения? Вот и я бы хотела получить в подарок плеер или телефон, а лучше новый компьютер! Но родители опять подарят книгу со сказками. А я же не маленькая в сказки верить, да и научиться тут нечему. Мрр..мяу..Как это нечему? Маша оглядывает комнату, ищет, откуда раздался голос. Кто здесь? Ребята, вы кого-нибудь видели?…Хм, наверное, показалось! Выходит Ученый Кот. Мяу..не показалось! Ты кто? Как тебя зовут? Барсик? Ты что, умеешь разговаривать? Но этого не может быть! Может, может! И не Барсик я никакой, а самый настоящий Ученый Кот! Зря ты, Маша, в сказки не веришь и не читаешь их. А ты знаешь сказку о царе Салтане? Нет..Я не знаю такой сказки. А кто написал сказку эти строки? Жил старик со своею старухой Нет.. Ребята! Может быть, вы знаете автора этой сказки? (дети отвечают) Правильно, ребята! Это А.С. Пушкин – великий русский поэт! Давайте все вместе отправимся в путешествие по стране сказок, и вы поможете мне объяснить Маше, почему сказки так важны! Тогда в путь! Фонограмма «Активизация» (Кот и Маша разучивают активизацию по строчке с ребятами. На каждую строку выполняется определенное движение. Дети повторяют слова и движения за героями.) Активизация «В пути» Нам сегодня Дома не сидится. (Топают ногами) Хотим мы В разных сказках побывать! (Машут руками из стороны в сторону) И много-много нового узнать! (Хлопают в ладоши) Фонограмма «Перемещение» На экране заставка «Сказочный лес» Мерцает свет, декорации меняются на лес, герои попадают в сказку Фонограмма «Волшебный лес» На сцене стоит столб с указателями «Белочка с зеркальцем», «Золотой петушок на зеленом дубе», «Балда летит на ковре-самолете». Кот и Маша подходят к табличке, Маша читает надписи вслух. Маша, посмотри, тут же все перепутано! Все герои не на своих местах! Ребята, помогите мне соединить героев с их сказкой. Фонограмма «Активизация» Активизация «Путаница» Приглашаются ребята с синими билетами. Они выстраиваются в 2 команды по 6 (8) человек. Первый ребенок по сигналу стартует, добегает до обруча, делает один оборот обруча через себя, добегает до табличек с героями и названиями сказок, берет одну и бежит к своей команде. То же самое проделывают остальные ребята. В итоге у команды набирается 3 таблички с героями и три со сказками. Они должны приклеить названия друг напротив друга в правильном порядке. Побеждает команда, которая быстро и правильно выполнила задание. (Гвидон – сказка о Царе Салтане; Золотая рыбка- Сказка о рыбаке и рыбке; Семь богатырей – Сказка о мертвой царевне; Кот ученый – поэма «Руслан и Людмила») Маша переворачивает столб, на обратной стороне правильные варианты сказок. Как здорово! Теперь все герои в своих сказках! Ребята, вы такие молодцы и так хорошо знаете сказки! А мы отправляемся дальше, навстречу приключениям! Приготовились! Фонограмма «Активизация» Активизация «В пути» Нам сегодня Дома не сидится. Хотим мы В разных сказках побывать! И много-много нового узнать! На экране появляется картинка зеленого дуба из поэмы «Руслан и «Людмила» - Видишь, Маша, этот могучий дуб? С этого места начинается вход в сказочное Лукоморье. Я уже много лет живу в Лукоморье и знаю всех сказочных героев. А вы знаете, кто еще живет в Лукоморье? Ребята, давайте вместе попробуем вспомнить всех персонажей поэмы «Руслан и Людмила». Мы с Ученым Котом будем читать отрывок, а вы будьте очень внимательны и считайте, какие еще герои встречаются в Лукоморье. Кот и Маша читают по 2 строчки из поэмы. Ребята отвечают по поднятой руке, победитель получает небольшой приз. Из поэмы «Руслан и Людмила» У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо – песнь заводит, Налево – сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей; Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской; Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несёт богатыря; В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой, Там царь Кощей над златом чахнет; Там русский дух… там Русью пахнет! И там я был, и мёд я пил; У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел, и кот учёный Свои мне сказки говорил. (14 жителей) Побеждает тот ребенок, который называет последним героя Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием! Теперь Маша ты знаешь много персонажей и из каких они сказок. А какие волшебные предметы были в сказках Пушкина? Активизация «Угадайка» Приглашаются ребята с желтыми билетами. Они выстраиваются в 2 команды по 6(8) человек. Ребятам предстоит из всех предметов выбрать только те, которые были в сказках Пушкина. Для этого первый участник по сигналу стартует, бежит змейкой между кеглями, добегает до корзины с предметами, выбирает тот предмет, который встречался в сказках и возвращается назад. То же самое проделывают остальные ребята. В итоге у ребят оказывается 6 предметов из сказок и 3 лишних предмета остаются в корзине. (зеркало- сказка о мертвой царевне; удочка – сказка о золотой рыбке; цепь- поэма «Руслан и Людмила»; яблоко- сказка о мертвой царевне; петушок- сказка о золотом петушке; орех- сказка о царе Салтане; стрела- сказка о царе Салтане; рыбка- сказка о рыбаке и рыбки. Приготовились? Начали! Фонограмма «Активизация» Ничего себе, сколько, оказывается, сказочных предметов все это время лежало у меня в комнате! А метла? Метла Бабы Яги, она же тоже волшебная! Конечно, Маша! Многие герои для путешествий по лесу используют различные волшебные предметы: кто-то седлает Серого Волка, как Иван-Царевич, а кто-то использует скатерть-самобранку и сапоги-скороходы. А вам ребята, я предлагаю попрыгать на волшебных мячах! Ведь если очень захотеть, то даже самый обычный мяч станет волшебным! Активизация «Волшебные мячи» Приглашаются ребята с билетами фиолетового цвета. Они выстраиваются в 2 команды по 6(8) человек. Участникам нужно пройти полосу препятствий на волшебных мячах. Первый участник садиться на мяч, прыгает, огибая кегли, и возвращается обратно. Передает мяч следующему участнику. Так до тех пор, пока все участники не пройдут полосу препятствий. Фонограмма «Активизация» Как здорово! Оказывается, волшебным может стать любой предмет, если в это поверить! Конечно, Маша! А нам пора отправляться дальше, впереди еще много приключений. Приготовили ручки и ножки. Фонограмма «Активизация» Активизация «В пути» Нам сегодня Дома не сидится. Хотим мы В разных сказках побывать! И много-много нового узнать! На экране заставка «Море». Фонограмма «Шум ветра» Кажется, мы оказались у берегов самого синего моря . Недавно здесь прошел шторм, который перепутал все фразы из сказок. Ребята, поможете вернуть все на свои места? Активизация «Фразы из сказок» Приглашаются ребята с красными билетами. Они выстраиваются в 2 команды по 6(8) человек. Участникам предстоит совместить части фраз героев из сказок Пушкина. Для этого первый участник добегает до середины зала, берет скакалку, прыгает до корзины с фразами, берет одну карточку, скакалку в другую руку и бежит обратно. Так делают все участники. Когда все таблички будут собраны, ребятам надо совместить их, чтобы получились фразы героев сказок. («Свет мой зеркальце скажи/да всю правду доложи»; «Двое из ларца/одинаковых с лица»; «Белка песенки поет/да орешки все грызет»; «Ветер по морю гуляет/да корабль подгоняет»)
Фонограмма «Активизация» Ребята, вы такие умные и начитанные! Я тоже хочу столько всего знать! Очень хорошо, Маша, что ты это поняла! Теперь ты будешь читать сказки? Конечно, буду! Уважаемый Кот, а как Александр Сергеевич придумал столько сказок? Это очень нелегкий труд, Маша. Пушкин написал 7 сказок и в них более 30 персонажей. В них легко запутаться! Главное, внимательно читать сказки и запоминать их! Ребята, давайте проверим, насколько вы были внимательны, когда читали сказки? «Викторина» На экране появляются вопросы, герои их зачитывают, ребятам дается время подумать. Ответ принимается по руке. За каждый правильный ответ ребенок получает жетончик. Побеждает тот ребенок, у кого оказывается больше всех жетончиков. Ребята, благодаря вам, я поняла, что читать сказки это очень интересно и познавательно! Сказки учат добру, волшебству и дружбе! Спасибо вам ребята! Вы помогли Маше узнать много нового о сказках, и, может быть, вы узнали что-то новое для себя! Читайте сказки А.С. Пушкина! Ну а Вам пора возвращаться домой. А вернуться из сказки мы сможем, если станцуем сказочный танец дружбы! Давайте я вас научу! Фонограмма «Общий танец» Герои танцуют общий танец с детьми. Во время танца Кот уходит. Маша остается одна с детьми. Заставка на экране меняется на дом Маши. Вот мы и дома! А Ученый Кот остался в Лукоморье. Спасибо вам ребята за это увлекательное путешествие. До свидания! До новых встреч! Фонограмма «Выход из зала» |
Комментарии и рекомендации:
Главной задачей игровой программы « Путешествие по стране сказок Пушкина» является формирование у детей интереса к сказкам А.С. Пушкина через игровую деятельность. Данная программа соединяет в себе информационную и игровую часть. Дети получают знания в условиях игры, что позволяет им легче усваивать информацию.
Характеристика игровых приемов:
Многообразие веселых конкурсов дает возможность ребятам проявить свои творческие способности в различных жанрах, а командная работа способствует развитию дружного коллектива.
Игровая форма проведения способствует формированию коммуникативных качеств личности обучающихся, развитию познавательных интересов и активизации мыслительной деятельности, позволяет проверить знания текста произведения. Презентация вопросов викторины на слайдах с изображением главного героя содействует повышению внимания обучающихся к вопросам.
Основные игровые приемы: эстафета, общий танец, викторина и другие.
Весь реквизит, указанный в сценарии может меняться в зависимости от места проведения программы и возраста участников. Данную программу легко приспособить под имеющийся в заведении реквизит.
Таким образом, материал может быть использован в работе педагогов-организаторов ОУ, классных руководителей.
При проведении данной игровой программы единоразово сложно судить о результатах. Но, если программа проводиться в классе, классный руководитель (преподаватель литературы) может провести анализ о достижении ожидаемых результатов.
Ожидаемые результаты программы:
- повышение интереса к творчеству А.С. Пушкина, его сказкам;
- интерес к художественной литературе;
- обогащение и активизация лексики детей по данной тематике.
План подготовки игровой программы «Сказки Пушкина»
- Организационный этап
- Обеспечение явки обучающихся, педагогов, родителей.
- Адаптация сценария игровой программы под конкретную площадку (класс, сцена) и под конкретных детей.
- Запись фонограмм
- Побор реквизита
- Подбор костюмов
- Организация репетиций
- Установка посадочных мест
Список использованной литературы:
1.Борисов. А.С. Занимательное Пушкиноведение: Викторины, литературные игры, кроссворды. – М.: Научно-технический центр «Университетский», 1999. – 192с.
2.Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. 100 кроссвордов по любимым сказкам/ художники В.Н. Куров, В.Х. Янаев. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 1998. – 112с., ил. – (Серия: «Потехе час»).
3.Карпушин С.В., Ковалева Е.С., Терентьева А.В. А.С. Пушкин: начало всех начал. Жизнь, творчество, эпоха. – Смоленск: Русичи. 1999. – 624с. – (Для школьников и студентов).
4.Мокиенко В.М., Сидоренко К.П. Словарь крылатых выражений Пушкина. – СПб.: Из-во СПбГУ; Фолио-Пресс, 1999, - 752с.
5.Н.Е. Щуркова Игровые методики, Москва, 2007г.
6.И.Г. Сухин «800 загадок, 100 кроссвордов»;
7.А. С. Пушкин. Собрание сочинений в трех томах.
8.Т.1. – Москва: Художественная литература, 1964.
9.А. С. Пушкин. Избранные произведения. – Москва: Детская литература, 1969.
10.Детская литература. / Под редакцией Е. Е. Зубаревой –
11.Москва: Просвещение, 1985.
12.Ресурсы Интернет.