Взаимодействие с родителями
Безусловно, вовлечение родителей в образовательный процесс, способствует более успешным и эффективным результатам в обучении. Мной были разработаны такие мероприятия как Театрализованный конкурс-концерт «О чем рассказал волшебник Бриллианте», в котором родители приняли активное участие в составлении сценария и составе жюри.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralizovannyy_konkurs.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Театрализованный конкурс-концерт «Фортепианная музыка разных стилей и эпох »
Целью данного мероприятия, проходившего в моем классе, являлось всестороннее образование, воспитание и развитие обучающихся, взаимодействие с родителями обучающихся
В задачи конкурса-концерта входили:
- Приобретение обучающимися теоретических и практических знаний в области стилей фортепианной музыки и применение их на практике.
- Достижение артистизма при игре в спектакле и при исполнении фортепианных произведений.
- Выполнение художественных и технических задач исполнения.
- Усиление заинтересованности юных пианистов и их родителей в обучении, развитие творческой активности, инициативы.
- Расширение кругозора обучающихся благодаря полученным сведениям о различных стилях музыки, литературы, исторических эпохах.
Ожидаемый результат: повышения уровня обучения на фортепианном отделении, активное участие родителей в формировании гармонически развитых, культурных молодых людей.
Конкурсы: на лучшее исполнение обучающимися произведений эпохи классицизма, романтизма, XX века, викторина для пианистов. В течение конкурса-концерта жюри,в составе которого как и преподаватели так и родители обучающихся оценивает выступления участников по номинациям. После окончания спектакля проходит награждение победителей.
На протяжении спектакля произведения Моцарта, Листа, Шопена звучат в исполнении преподавателя Тюриной Т.В.
Сценарий
Действующие лица:
Волшебник Бриллианте(родитель)
Волшебник Контрапункт(родитель)
Волшебник Атональ (родитель)
Три девушки эпохи романтизма
Трое учеников младших классов
Обучающиеся отделения фортепиано
Действие первое
Обучающиеся младших и средних классов фортепианного отделения на сцене. В руках – ноты. Дети переговариваются, заглядывают в ноты, перемещаются по сцене. Двое пианистов выходят вперед.
Первый. Что же делать? Сегодня я понял, что совершенно не представляю, в каком же стиле играю, и что такое стиль!
Второй. И что тут такого? Я тоже! И ведь играю же как-то четыре года!
Первый. Как ты не понимаешь, это же каменный век!
Второй. А какой сейчас в фортепианном искусстве век?
Первый. Ну, уж точно не каменный! Двадцать первый! А сколько их позади, веков, в которые писалась музыка для фортепиано!
Второй. А сколько? Не знаю. Какая разница!
Первый. Я думаю, разница есть. Ведь мы же музыканты! Пианисты! Вот ты знаешь, сколько лет фортепиано?
Второй. Сто? Двести?
Первый. По-моему, больше. А до него были орган, клавесин, клавикорд. А мы играем музыку и при этом совершенно не знаем, когда, как и где она звучала!
Второй. Конечно, хорошо было бы знать. Так иногда задумаешься… аж все композиторы перемешиваются в голове и ноты тоже!
Выбегает третий пианист.
Третий. Ребята! Уникальный случай в нашей школе! Мы, пианисты, собрались тут все вместе и хотим одного и того же: выяснить хотя бы основное о стилях музыки для нашего любимого фортепиано для того чтобы лучше играть.
Пианисты. Да, мы хотим играть! И играть не хуже! И хотим знать! И знать побольше!
Звучит торжественная музыка. Выход волшебника Бриллианте.
Волшебник Бриллианте(родитель) (торжественно) Приветствую вас, глубокоуважаемые юные пианисты! (Просто) Я! Я помогу вам в два счета!
Пианисты. Кто вы? Кто вы такой и откуда взялись?
Волшебник Бриллианте.(родитель) Я – великий и могущественный волшебник! Мое полное имя – Метр Бриллианте Элеганте Апофеозо Маэстозо!
Первый. Так длинно… А покороче нельзя?
Волшебник Бриллианте. (родитель) Можно, но только иногда и только для вас! Просто Бриллианте! Итак, о стилях музыки я знаю все! Я тот, кто читал мысли великого Баха и подсказывал ноты гениальному юному Моцарту, когда он писал концерт, будучи четырех лет от роду. Я тот, кто шлифовал героизм Бетховена и проникновенность Шопена! Я тот, кто вдохновлял оптимизм Прокофьева и оттачивал стиль Шостаковича! Я тот, я этот… Я везде, где звучит фортепианная музыка! И вот теперь я с вами, дорогие друзья!
Пианисты (аплодируют) Браво! Замечательно! Удивительно! Прекрасно!
Волшебник Бриллианте(родитель) (раскланивается, благодарит) Не стоит, друзья, преувеличивать, это мой долг. Хотя явился я по велению сердца! Вернемся к нашей проблеме – стилям музыки. Что мы имеем? (скороговоркой) Классицизм, ну, знаете, венские классики и все такое, романтизм (помните композиторские школы?), 20-век, это сонорика, полистилистика, импрессионизм, джаз, наконец…
Пианисты. Стоп, хватит, остановитесь, пожалуйста!
Волшебник Бриллианте (родитель) А что такое? Я только начал!
Пианисты. Так мы ничего не запомним! Слишком много всего!
Волшебник Бриллианте (родитель) Так вы совсем ничего не знаете?
Пианисты. Нет! Почти ничего! Немного!
Волшебник Бриллианте (родитель) Прежде всего, мои юные друзья, нам надо выяснить, что же такое стиль. Понятие стиля подразумевает общность стилевых признаков в музыкальных произведениях, коренящуюся в социально-исторических условиях, в мировоззрении и мироощущении художников, в их творческом методе, в общих закономерностях музыкально-исторического процесса. Музыка каждого композитора обладает своим стилем, особенности произведений одной жанровой группы составляют стиль жанра, бывает стиль школы, то есть группы композиторов, а также национальный стиль, стиль направления, стиль эпохи. Все это разные стороны понятия "стиль". Ну, хватит теории. Чем очень долго объяснять все самому, я лучше позову-ка их сюда.
Пианисты. Кого?
Волшебник Бриллианте (родитель) Обыкновенных волшебников. Ведь музыка – это волшебство. А, может быть, мы перенесемся в другую эпоху. Не пугайтесь, дети. Приготовьтесь к чудесам, в которых вы сами будете участвовать. Те, кто появится, это, можно сказать, мои соратники и советчики. Итак, первый стиль, о котором пойдет речь, - классицизм. И представляет его наш старинный достопочтимый Контрапункт! Тоже, кстати, волшебник.
Действие второе
Конкурс № 1. Музыка классицизма
Звучит музыка XVIII- го века. Выход волшебника Контрапункта.
Контрапункт (родитель) Давненько я не собирался в путь. Сколько я вижу новых лиц! Славно, очень славно, что вы, мои юные друзья, серьезно занимаетесь музыкой. И, наверно, играете полифонию.
Голос из зала. Это которая в сотовом?
Контрапункт (родитель) В каком сотовом?
Голос из зала. В сотовом телефоне, конечно!
Контрапункт(родитель) Не знаю, что у вас там за полифония… Но если бы Иоганн Себастьян Бах в свое время… А, кстати, когда он жил? Где? На чем играл? (дети отвечают: И.С.Бах, 1685-1750гг, Германия, орган, стиль барокко, что значит «странный, причудливый»)… Если бы великий Бах не довел искусство полифонии до вершины развития, то, возможно, не было бы полифонии и в ваших телефонах. А что такое полифония?.. Правильно, многоголосие. Этот разговор – серьезное размышление на вечные темы о значении жизни и смерти, о смысле добра и зла.
- Чайка Кристина И.С.Бах Прелюдия Ре-минор.
Волшебник Бриллианте (родитель) Великолепно, дорогой Контрапункт! А нет ли в вашей копилке чудес менуэтов И.С.Баха?
Контрапункт(родитель) Да, конечно. Менуэты – это более легкая, светская музыка. Ведь менуэт – это… А кто-нибудь знает, что это такое?.. Да, менуэт – это старинный французский танец, известный с середины XVII века. Его танцевали, двигаясь важно, с поклонами, изящными движениями рук, реверансами. Сейчас сами увидите (взмахивает волшебной палочкой).
Танец менуэт в исполнении обучающихся.
Контрапункт(родитель) А теперь послушайте другие менуэты И.С.Баха. В XVIII веке их могли исполнять на клавесине или клавикорде – ближайших родственниках и предшественниках фортепиано
- Пучков Максим. И.С.Бах Менуэт Соль мажор.
- Хохлова Кристина. И.С.Бах Менуэт Соль минор.
Контрапункт(родитель) В Италии жил «волшебник клавира» Доменико Скарлатти, который написал более пяти сотен сонат. Большинство сонат имеют одночастную форму, с неизменяемым темпом и являются образцом старинной двухчастной формы. Д.Скарлатти предвосхитил в своей музыке множество элементов формы, текстуры и стиля той музыки, которую позже назовут классицизмом. Кстати, давно пора дать определение классицизму. Художественный стиль классицизм (от лат. classicus - «образцовый») возник в XVII веке во Франции. Основываясь на представлениях о закономерности, разумности мирового устройства, мастера этого стиля стремились к ясным и строгим формам, гармоничным образцам, воплощению высоких нравственных идеалов. Итак, слушаем одну из чудесных сонат Д.Скарлатти.
- Пивнева Мелита Д.Скарлатти Соната Ре минор.
Волшебник Бриллианте (родитель) Бах написал двух – и трехголосные инвенции, называвшиеся симфониями. А бывает еще больше голосов в полифонии, уважаемый Контрапункт?
Контрапункт (родитель) Да, бывает четыре и даже пять голосов.
Волшебник Бриллианте (родитель) Представляете, насколько гениален был Бах? Кстати, Ваше имя – Контрапункт, что оно означает?
Контрапункт А сейчас послушайте соединение в одно целое трех голосов в инвенции Си - минор.
- Ломан Екатерина. И.С.Бах Инвенция Си минор (трехголосная).
Волшебник Бриллианте (родитель) Уважаемый Контрапункт, а ведь были и другие великие композиторы в XVIII веке?
Контрапункт(родитель) Да, конечно. Сейчас вы услышите великого немецкого композитора Георга Фридриха Генделя, около полувека жившего и творившего в Англии. Прозвучит старинный танец испанского происхождения сарабанда.
- Ломан Екатерина Г.Ф.Гендель Сарабанда Ре минор.
Контрапункт (родитель) Должен заметить, уважаемый Бриллианте, что классическая музыка вовсе не ограничивается полифонией. Достаточно вспомнить плеяду прекрасных композиторов – венских классиков. А кто из пианистов сможет их назвать?.. Да, это Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен. Эти величайшие гении отшлифовали форму сонатного аллегро, усовершенствовали законы гармонии.
Волшебник Бриллианте (родитель) Да, их творчество – вершина музыкального классицизма! Для стиля представителей венской классической школы характерны универсальность художественного мышления, логичность, ясность художественной формы. В их сочинениях органично сочетаются чувства и интеллект, трагическое и комическое, точный расчёт и естественность, непринуждённость высказывания.
Контрапункт (родитель) Да, уважаемый Бриллианте, совершенно верно. Гениальные композиторы! Вольфганг Амадей Моцарт … Это целый мир светлой, гармоничной музыки. Знаменитый пианист Антон Рубинштейн говорил о нем: «Моцарт – это вечный солнечный свет в музыке!». Давайте послушаем сонату Моцарта Ля-минор.
Контрапункт (родитель) Прекрасная музыка, не правда ли? Современники венских классиков - итальянские композиторы - также писали замечательную музыку. Ими написано немало превосходных сонат.
- Пивнева Мелита. А. Диабелли. Сонатина Соль мажор, 3 ч.
- Хохлова Кристина. Ю. Д. Чимароза. Сонатина Соль мажор.
Контрапункт (родитель) А теперь прозвучит соната Моцио Клементи. Этот итальянский композитор много лет жил в Англии и стал создателем английской пианистической школы.
Волшебник Бриллианте(родитель) опробуйте услышать и определить три раздела сонаты. Как они называются?.. Да, экспозиция, разработка, реприза (перечисляет названия партий, характеризует каждый раздел). Самое главное – понять смысл такой структуры. Сонату можно сравнить с интересным романом, где есть завязка, нарастание конфликта, кипение страстей, кульминация, а затем – разрешение спора, приход к согласию, восстановление гармонии.
- Пучков Максим. М. Клементи Соната Ре мажор.
Контрапункт (родитель) Спасибо вам, дорогие мои, за любовь к классической музыке! Правда, она того стоит. Сколько создано прекрасных произведений! Желаю вам изучать классику, исполнять ее или хотя бы слушать! До свидания! (обращаясь к Бриллианте)Прощайте, уважаемый Бриллианте! Надеюсь, я смог вам помочь.
Волшебник Бриллианте(родитель) О, да, конечно, благодарю вас, достопочтимый Контрапункт! (Раскланиваются).
Под музыку волшебник Контрапункт уходит.
Волшебник Бриллианте(родитель) Итак, дорогие друзья, мы продолжаем наше путешествие по стилям фортепианной музыки. Следующий стиль, возникший после классицизма – романтизм. Что же нового появилось в мировоззрении людей и, следовательно, в искусстве? Внимание художника обратилось к внутреннему миру человека. И оказалось, что в глубине души, стремящейся к идеалу, бушуют страсти, а мир переживаний человека огромен и загадочен…
Действие третье
Явление первое
Конкурс № 2. Музыка романтизма.
Звучит музыка («Весенняя песня» Б.Мендельсона). Обстановка музыкальной гостиной. Появляются три девушки, одетые в стиле начала 19-го века. В руках – альбомы.
1-я девушка. – Послушайте, милая Алина, какие прекрасные стихи!
2-я девушка. – Чудесно! Кто же автор?
1-я девушка. - Антон Дельвиг.
2-я девушка. – А вот послушайте, что записали мне в альбом.
Я не хочу, чтоб свет узнал
Мою таинственную повесть;
Как я любил, за что страдал,
Тому судья лишь бог да совесть!
3-я девушка. – Какие глубокие чувства!
2-я девушка. – О, да. Это стихи Михаила Лермонтова.
3-я девушка. – А вот что есть у меня в альбоме!
1-я девушка. – Прекрасно!
3-я девушка. – Это перевод с немецкого, стихи Иоганна Вольфганга Гете.
2-я девушка. – В наших альбомах есть и замечательная музыка.
1-я девушка. – Ах, музыка! Как она может передать тончайшие движения души!
2-я девушка. – Я сыграю вам Ф.Шумана «Отчего».
- Пивнева Мелита Р. Шуман Отчего.
1-я и 3-я девушки. – Прекрасно! Это так трогательно и таинственно.
1-я девушка. – А вот тоже очень выразительная мелодия – «Элегия» Э.Грига.
2-я девушка. – А что означает «элегия»?
3-я девушка. – Такое красивое слово!
1-я девушка. – Да, красивое. Под музыку элегии хорошо вспоминать о прекрасных мгновениях прошлого… Послушайте, и вы все поймете сами.
- Ломан Екатерина. Э.Григ Элегия.
1-я и 2-я девушки. Браво! Прекрасно!
Из-за кулис появляется волшебник Бриллианте.
Волшебник Бриллианте (родитель) Прелестная музыка, прелестная!!! А как же Лист и Шопен?
Девушки. Это сложная для нас музыка. Но такая красивая!
Волшебник Бриллианте (родитель) Сейчас мы ее услышим. Прозвучит ноктюрн «Грезы любви», написанный композитором и пианистом-виртуозом Ференцем Листом.
Ноктюрн «Грезы любви» звучит в исполнении Сулагаевой Н.С.
Волшебник Бриллианте(родитель) Вот это мощь и нежность, глубина и сила духа!
Не могу не вспомнить еще одного волшебника фортепиано, вернее «душу фортепиано», как его называли – Фридерика Шопена. В какой стране он жил?
1-я девушка. В Польше. Ах, Шопен… Какую прекрасную музыку он писал!
2-я и 3-я девушки. Мелодичную! Благородную! Возвышенную!
Волшебник Бриллианте(родитель) Да! Она великолепна! Звучит Фантазия-экспромт Фредерика Шопена.
Фантазия – экспромт Ф.Шопена звучит в исполнении Тюриной Т.В.
Явление второе
Звучат трубы. Выходят дамы и кавалеры.
Волшебник Бриллианте(родитель) А теперь я открываю бал!
Девушки. (подбегают к волшебнику, прыгают, хлопают в ладоши) Какая радость! Прелестно! Танцы!
Волшебник Бриллианте (родитель) Я объявляю полонез! Господа! Полонез!
Волшебник Бриллианте и девушки с кавалерами, другие пары проходят по кругу под музыку полонеза Ф.Шопена Ля-мажор. Танец.
После завершения танца волшебник Бриллианте выходит на середину сцены, девушки подбегают к нему.
Девушки. А вальс, вальс будет?
Волшебник Бриллианте(родитель) Вальс!.. Сколько вскружил он голов, сколько разбил сердец или, наоборот, соединил их… Прекрасные вальсы писали Глинка,Шуберт, Брамс, Шопен, Чайковский… Конечно, вальс!
Звучит вальс Ф.Шуберта. Танец.
После танца девушки вместе с другими участниками, вальсируя, уходят со сцены
Атональ (родитель) Самостоятельный художественный мир создал петербургский композитор Сергей Слонимский. Круг образов его музыки очень широк: от трагических до комических. Послушайте юмористическую пьесу «Мультфильм с приключениями».
Волшебник Бриллианте(родитель) Какое интересное название! Послушаем и представим в воображении интереснейший мультфильм!
- Рогозина Екатерина. С.Слонимский Мультфильм с приключениями.
Волшебник Бриллианте(родитель) Дорогой Атональ, а не познакомите ли вы нас с искусством джаза?
Атональ(родитель) Да, джаз – уникальное явление! У него своя мелодика, гармония. Ритм!
Волшебник Бриллианте(родитель) И свой звукоряд.
Атональ(родитель) Энергия, жизнерадостность, творческая свобода – вот что привлекательно в джазе, ведь он предполагает импровизацию – «придумывание» мелодии на ходу.
Волшебник Бриллианте(родитель) Это так интересно! А сейчас мы услышим джазовую пьесу в четыре руки современного композитора Ю. Хромушина.
- Педько Анна, Рогозина Екатерина. Ю. Хромушин Джайв.
Атональ.(родитель) (смотрит на часы) Извините, друзья! Я должен уйти, тороплюсь, меня ждут новые открытия и свершения! (Убегает)
Волшебник Бриллианте и пианисты. Удачи! До встречи, Атональ!
Дети окружают волшебника Бриллианте.
Волшебник Бриллианте(родитель) Вот и подходит к концу наше путешествие по стилям музыки. Сколько ее написано для фортепиано! Сколько возможностей у нашего любимого инструмента! Недаром его называют «инструмент – оркестр»!
Пианисты. Да, было так интересно! Сразу хочется выучить что-то новое!
Волшебник Бриллианте(родитель) Все в ваших руках! Играйте!
Пианисты. А подарите нам свою волшебную палочку. Ей взмахнешь – и, пожалуйста, все сразу получается!
Волшебник Бриллианте (родитель) Нет, друзья мои, не могу! Моя волшебная палочка слушается только меня! А пианино будет слушаться вас, если, конечно, захотите! Но я могу вам подарить кое-что чудесное – любовь к музыке! (взмахивает палочкой, уходит, дети машут вслед)