Социальное проектирование как метод деятельностного подхода в воспитании школьников.
В данной работе " Социальное проектирование как метод деятельностного подхода в воспитании школьников" представлены формы и методы работы учителя- предметника, классного рукрводителя, способствующие развитию и формированию у учащихся интереса к музыке, художественным.ценностям, к культуре и традициям своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
представлены формы и методы социального проектирования. | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальное проектирование как метод деятельностного подхода в воспитании школьников.
(Из опыта работы учителя музыки МБОУ Лицей № 25 г. Димитровграда Ульяновской области Корниловой Оксаны Александровны.)
«Коль человек - существо общественное, то только в обществе он может развить свою природу»
Аристотель
Школьный дом… Зимой и летом, весной и осенью ты приходишь в него и каждый раз он такой разный. Наполненный тишиной шелестящих тетрадей и веселыми переливами звонка, внимательными глазами первоклашек и серьезными взглядами выпускников. Ты чувствуешь себя неразрывно связанным с этой особой, неповторимой школьной жизнью. Ты - учитель, ты –учитель музыки и от тебя зависит, какими станут твои ученики, как примет их этот сложный и противоречивый мир?
Вот уже 24 года, задаюсь вопросами: как найти наиболее эффективные пути формирования музыкальных навыков у учащихся, создать среду, содействующую становлению личности ребенка, сделать его деятельность в школе интересной и общественно – полезной. Наша совместная, долгосрочная работа направлена на изменения социальной ситуации в классе, школе, микрорайоне, городе, с помощью изменения отношения к культуре.
Взяв за основу формирование музыкально–эстетическое восприятие детьми музыки , анализа исполняемых и прослушанных примеров, открываются новые возможности в воспитании подрастающего поколения.
В течение многих лет, на основе психолого - педагогической диагностики личности учащихся, изучения интересов, запросов и ценностей родителей, взаимоотношений в семье, взаимодействий в социуме, у меня сложился образ воспитательного пространства, который позволил сформулировать основные цели, задачи воспитания , развития высокого эстетического вкуса и наметить направления работы:
Цель творчески-воспитательной работы:
формирование эстетически – активной гражданской позиции школьника через
Совместно с
Задачи воспитания:
- развивать социальную- творческую активность школьников;
- принимать участие в решении культурно-эстетических проблем города;
- формировать в семье позитивное отношение к активной общественной деятельности детей через создание и реализацию совместных социальных -эстетических проектов.
Направления музыкально-эстетической работы:
Совместно с родителями и учащимися мы занимаемся разработкой и реализацией социально – эстетических, музыкально-познавательных проектов.
В ходе проектной деятельности, я пришла к выводу, что для детей младшего и среднего школьного возраста целесообразнее превратить эту работу в интересную игру - путешествие, которую мы назвали
«Путешествие по Музыкальной стране».
Каждый этап проектной деятельности у ребят стал ассоциироваться с образом:
- Подготовительный этап (мотивации) – НОТКИ ЖЕЛАНИЙ
В соответствии с интересами учащихся и родителей, а так же, исходя из воспитательных задач, определяем тему, цель и актуальность проекта.
- Планирование проектной деятельности – ВОДОПАД ВОПРОСОВ
Выдвигаем гипотезы, определяем источники информации, способы представления результатов, распределяем обязанности в группах.
- Исследование – РЕКА ПОИСКА
- Собираем и анализируем информацию, привлекаем к деятельности родителей, специалистов общественных организаций, учреждений культуры и досуга. Практическая и творческая деятельность по реализации проекта – РАДУГА ДОБРЫХ ДЕЛ
Используем такие формы работы как выставки, создание книги, презентации, игры, театрализованные представления, творческие мастерские, тренинги общения, выпуски газет, экскурсии, походы, акции, концертная деятельность, творческие конкурсы и олимпиады.
- Оценка результатов деятельности – ПРОИЗВЕДЕНИЕ МЕЧТЫ
Организуем рефлексию в форме анкетирования, социологических опросов, интервьюирования, круглых столов, игры, при этом привлекаем к оценке нашей деятельности всех членов школьного сообщества, СМИ города, специалистов, принявших участие в работе над проектом.
Проект «Путешествие по музыкальной стране» включает в себя и психолого – педагогическую диагностику воспитательного процесса, музыкально-эстетического восприятия примеров искусства, в разных его проявлениях. В рамках исследовательского проекта каждая семья предложила направления работы своей семьи-как творческого коллектива, исходя из своих интересов и возможностей. Это очень помогло мне при разработке плана воспитательной деятельности. Результатом проекта стало понимание ребятами роли музыки и различных видов искусства в жизни человека. конкретизация плана работы классного руководителя и учителя- предметника, а его практическим воплощением - совместно подготовленные работы: альбомы, презентации, рисунки, стихи, рассказы. творческие встречи, концертная деятельность. В ходе реализации проекта «Путешествие по музыкальной стране» мы неоднократно обращали внимание на то, как тесно переплетается жизнь семьи и музыкальные традиции с историей родного города, области. Первым шагом к эстетически- исследовательскому проекту «Музыка моей малой родины» стало предложение родителей провести творческую гостиную–дети расширили свои представления о музыкальных традициях жителей Мелекесского района, года Димитровграда. О музыкантах и творческих коллективах города и области. В ходе мероприятия ребята с интересом включились в поисково-исследовательскую деятельность. Рассказывая о певческих и исполнительских традициях своих бабушек и дедушек. Результатом кропотливой работы считаю возникший стойкий интерес к изучению истории культурных традиций своего народа, горожан, родных и близких. Встречи с интересными людьми города, музыкантами, исполнителями, посещение концертов и музыкальных лекториев - беседы и праздники, мастер – классы позволили посмотреть на культурные ценности как основу эстетического вкуса, формирование интересного и полезного досуга, место неформального общения. Подводя итог, хочется отметить, что проектная деятельность – это эффективная форма взаимодействия учителя- предметника, классного руководителя с детским коллективом, родителями, окружающим социумом. Я привлекаю к сотрудничеству общественные организации, творческие коллективы, специалистов дополнительного образования, учреждений культуры нашего города, родителей, с которыми занимаемся реализацией социально - значимых проектов.
Дети видят проблемы окружающего социума, проблемы культуры общения и пытаются их решить. Такая деятельность способствует формированию активной гражданской позиции
Процесс воспитания высокого эстетического вкуса у детей стал целенаправленным, творческим, системным:
- Фундаментом, которого являются различные формы взаимодействия с семьей, способствующие сплочению коллектива детей и родителей;
- Прогнозирующим: диагностика воспитательного процесса, позволяет проводить мониторинг и определять эффективность воспитательной работы для создания благоприятной психологической атмосферы;
- Спланированным: деятельность коллектива и учителя- предметника, опирается на запросы учащихся и их родителей, в соответствии с воспитательной программой школы и города;
- В результате совместной деятельности формируются традиции, КТД, тренинги общения, диалоговые и игровые формы работы позволяют выйти на реализацию социальных проектов, в процессе которых формируются органы ученического самоуправления
- Вся воспитательная деятельность направлена на то, чтобы превратить маленького человека в Человека с большой буквы.
Позитивный опыт проектной деятельности безусловно способствует формированию гражданской позиции школьников через участие в изменении и улучшении культуры, окружающего пространства. Он позволяет ребенку адаптироваться к быстро меняющимся условиям современного мира, помогает ответить на два главных вопроса, которые рано или поздно встают перед любым человеком: каков окружающий меня мир и каково мое место в этом мире?