Социальное проектирование как метод деятельностного подхода в воспитании школьников.

Корнилова Оксана Александровна

В данной работе " Социальное проектирование как метод деятельностного подхода в воспитании школьников" представлены формы и методы работы учителя- предметника, классного рукрводителя, способствующие развитию и формированию у учащихся интереса к музыке, художественным.ценностям, к культуре и традициям своего народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социальное проектирование как метод деятельностного подхода в воспитании школьников.

(Из опыта работы учителя музыки МБОУ Лицей № 25 г. Димитровграда Ульяновской области Корниловой  Оксаны Александровны.)

                                        «Коль человек - существо общественное, то                                                 только в  обществе он может развить свою                                         природу»

                                                                                Аристотель

        Школьный дом… Зимой и летом, весной и осенью ты приходишь в него  и каждый раз он такой разный. Наполненный тишиной шелестящих тетрадей и веселыми переливами звонка, внимательными глазами первоклашек и серьезными взглядами выпускников. Ты чувствуешь себя неразрывно связанным с этой особой, неповторимой школьной жизнью. Ты - учитель, ты –учитель музыки и от тебя зависит, какими станут твои ученики, как примет их этот сложный и противоречивый мир?

 Вот уже 24 года, задаюсь вопросами: как найти наиболее эффективные пути формирования музыкальных навыков у учащихся, создать среду, содействующую становлению личности ребенка,  сделать его деятельность  в школе интересной и общественно – полезной.  Наша совместная, долгосрочная  работа направлена на изменения социальной ситуации в классе, школе, микрорайоне, городе, с помощью изменения отношения к культуре.

 Взяв за основу формирование музыкально–эстетическое восприятие  детьми музыки , анализа исполняемых и прослушанных примеров, открываются новые возможности  в воспитании подрастающего поколения.

В течение многих  лет, на основе психолого - педагогической диагностики личности учащихся, изучения интересов, запросов и ценностей родителей, взаимоотношений в семье, взаимодействий в  социуме, у меня сложился образ воспитательного пространства, который позволил сформулировать основные  цели, задачи воспитания , развития  высокого эстетического вкуса  и наметить направления работы:

 Цель творчески-воспитательной работы:

формирование эстетически – активной гражданской позиции школьника через

Совместно с

Задачи воспитания:

  • развивать социальную- творческую активность школьников;
  • принимать участие в решении культурно-эстетических  проблем города;
  • формировать в семье позитивное отношение к активной общественной   деятельности детей через создание и реализацию совместных социальных -эстетических       проектов.

Направления музыкально-эстетической работы:

 

Совместно  с родителями и учащимися мы занимаемся разработкой и реализацией социально – эстетических, музыкально-познавательных  проектов.

В ходе проектной деятельности, я пришла к выводу, что для детей младшего и среднего школьного возраста целесообразнее превратить  эту работу в интересную  игру - путешествие, которую мы назвали

«Путешествие по Музыкальной стране». 

Каждый этап проектной деятельности у ребят стал  ассоциироваться с образом:

  1. Подготовительный этап (мотивации) – НОТКИ ЖЕЛАНИЙ

В соответствии с интересами учащихся и родителей, а так же, исходя из воспитательных задач, определяем тему, цель и актуальность проекта.

  1.  Планирование проектной деятельности – ВОДОПАД ВОПРОСОВ

Выдвигаем гипотезы, определяем источники  информации, способы представления результатов, распределяем обязанности в группах.

  1.  Исследование – РЕКА ПОИСКА
  2.  Собираем и анализируем информацию, привлекаем к деятельности родителей, специалистов общественных организаций, учреждений культуры и досуга. Практическая и творческая деятельность по реализации проекта – РАДУГА  ДОБРЫХ ДЕЛ

Используем такие формы работы как выставки, создание книги, презентации, игры, театрализованные представления, творческие мастерские, тренинги общения, выпуски газет, экскурсии, походы, акции, концертная деятельность, творческие конкурсы и олимпиады.

  1. Оценка результатов деятельности – ПРОИЗВЕДЕНИЕ МЕЧТЫ

Организуем рефлексию в форме анкетирования, социологических опросов, интервьюирования, круглых столов, игры, при этом привлекаем к оценке нашей деятельности всех членов школьного сообщества, СМИ города, специалистов, принявших участие в работе над проектом.

    Проект «Путешествие по музыкальной стране» включает в себя и психолого – педагогическую диагностику воспитательного процесса, музыкально-эстетического восприятия примеров искусства, в разных его проявлениях. В рамках исследовательского проекта  каждая семья предложила направления работы своей семьи-как творческого коллектива, исходя из своих интересов и возможностей. Это очень помогло мне при разработке плана воспитательной деятельности. Результатом проекта стало понимание ребятами роли музыки и различных видов искусства в жизни человека. конкретизация плана работы классного руководителя и учителя- предметника, а его  практическим воплощением -  совместно подготовленные работы:  альбомы, презентации, рисунки, стихи, рассказы. творческие встречи, концертная деятельность. В ходе реализации проекта «Путешествие по музыкальной стране»  мы неоднократно обращали внимание на то, как тесно переплетается жизнь семьи и музыкальные традиции с  историей родного города, области. Первым шагом к эстетически- исследовательскому проекту «Музыка моей малой родины»  стало предложение родителей провести  творческую гостиную–дети расширили свои представления о музыкальных традициях жителей Мелекесского района, года Димитровграда. О музыкантах и творческих коллективах города и области. В ходе мероприятия  ребята с интересом включились в поисково-исследовательскую деятельность. Рассказывая о певческих и исполнительских традициях своих бабушек и дедушек. Результатом кропотливой работы считаю возникший стойкий интерес к изучению  истории культурных традиций своего народа, горожан, родных и близких. Встречи с интересными людьми города, музыкантами, исполнителями, посещение концертов и музыкальных лекториев - беседы и праздники, мастер – классы позволили посмотреть на  культурные ценности как основу эстетического вкуса, формирование  интересного и полезного досуга, место неформального общения. Подводя итог, хочется отметить, что проектная деятельность – это  эффективная форма взаимодействия учителя- предметника, классного руководителя с детским коллективом, родителями, окружающим социумом. Я привлекаю к  сотрудничеству  общественные организации, творческие коллективы, специалистов дополнительного образования, учреждений культуры нашего города, родителей,  с которыми занимаемся реализацией социально - значимых проектов.

Дети видят проблемы окружающего социума, проблемы культуры общения и пытаются их решить. Такая деятельность способствует формированию активной гражданской позиции

Процесс воспитания высокого эстетического вкуса у детей стал целенаправленным, творческим, системным:

  •  Фундаментом, которого являются различные формы взаимодействия  с семьей, способствующие сплочению коллектива детей и родителей;

  •  Прогнозирующим: диагностика воспитательного процесса, позволяет проводить мониторинг и определять эффективность воспитательной работы для создания благоприятной психологической атмосферы;

  •  Спланированным: деятельность коллектива и учителя- предметника, опирается на запросы учащихся и их родителей, в соответствии с воспитательной программой школы и города;

  •  В результате совместной деятельности формируются  традиции,  КТД, тренинги общения, диалоговые и игровые формы работы позволяют выйти на реализацию  социальных проектов, в процессе которых формируются  органы ученического самоуправления

  • Вся воспитательная деятельность направлена на то,  чтобы превратить маленького человека в Человека с большой буквы.

Позитивный опыт проектной деятельности безусловно способствует формированию гражданской позиции школьников через участие в изменении и улучшении культуры, окружающего пространства. Он позволяет ребенку адаптироваться к быстро меняющимся условиям современного мира, помогает ответить на два главных вопроса, которые рано или поздно встают перед любым человеком:  каков окружающий меня мир и каково мое место в этом мире?