Проект "Передай добро по кругу" работа с детьми социально адаптированными и детьми с ОПФР
На современном этапе перехода к инклюзивному образованию формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья является важнейшей стратегической задачей государства. Уровень цивилизованности общества определяется отношением к людям с ограниченными возможностями и от участия в их во всех сферах жизни. Каждый ребенок хочет быть счастливым, в том числе и ребенок с ограниченными возможностями здоровья. И в первую очередь его счастье зависит от той психологической среды, в которой он живет и растет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pereday_dobro_po_krugu._prilozhenie_1.docx | 88.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКУ Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями
«Преодоление»
Проект
для детей социально адаптированных и детей с ограниченными возможностями
«Передай добро по кругу»
Автор: Шимко Елена Ивановна,
Макаренко Виктория Анатольевна
г.Южно-Сахалинск
2015г.
Проект «Передай добро по кругу»
Разработчики проекта:
Шимко Елена Ивановна - музыкальный руководитель ГКУ Центр «Преодоление».
Макаренко Виктория Анатольевна - педагог дополнительного образования ГКУ Центр «Преодоление».
Пояснительная записка
В центре разработана и реализуется программа патриотического воспитания, представляющая собой систематическую и целенаправленную деятельность коллектива по формированию и развитию гражданственности и патриотизма, чувства гордости за свою страну. Низкая социализация детей-инвалидов предполагает организацию мероприятий, подготавливающих ребят к самостоятельной жизни, к умению делать осознанный выбор, нести ответственность за свои поступки и решения. Основные направления программы:
- «Жить – Родине служить» (цени и оберегай свое Отечество)
- «Жизнь дана на добрые дела» (овладевай, совершенствуй и сохраняй традиции и культуру своего народа)
- «Нет земли краше, чем страна наша» (свято относись к символике своей страны)
- «Береги землю родимую, как мать любимую» (люби и сохраняй родную природу)
- «Наша сила – семья едина» (люби родителей, родной дом, уважай старшее поколение)
На современном этапе перехода к инклюзивному образованию формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья является важнейшей стратегической задачей государства. Уровень цивилизованности общества определяется отношением к людям с ограниченными возможностями и от участия в их во всех сферах жизни. Каждый ребенок хочет быть счастливым, в том числе и ребенок с ограниченными возможностями здоровья. И в первую очередь его счастье зависит от той психологической среды, в которой он живет и растет.
Работая с детьми-школьниками и детьми-инвалидами, мы подумали, что решать проблемы толерантного воспитания естественно и актуально следует не столько в процессе учебной деятельности, сколько через организацию свободной деятельности и установление более тесных взаимоотношений обучающихся МБОУ СОШ № 30 и детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья ГКУ Центр «Преодоление», что позволяют одним детям развить свои социальные навыки, другим – развить чувство уважения и доброго отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья. Прогресс любой нации основан на приоритете духовно-нравственных ценностей и патриотизме. Несомненно, ситуация в отношении к детям-инвалидам в государстве меняется, меняется сознание людей, но проблем еще много. ГКУ Центр «Преодоление» является единственным в области профессиональным учреждением, которое осуществляет комплексную реабилитацию и социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями. Так как достойным гражданином ребенка может воспитать только взрослый, сам будучи терпимым, добрым, с активной гражданской позицией – мы решили начать с себя и создать систему деятельности и взаимодействия с разнообразными учреждениями, организациями и различными категориями населения. Эти идеи нашли воплощение в проекте «Передай добро по кругу». Этот проект является неотъемлемой важной составляющей программы «Все разные, Отчизна одна»
Основными источниками формирования духовно-нравственного и патриотического воспитания являются семья и образовательная среда. В силу того, что семьи с детьми-инвалидами больше волнует физическое и соматическое состояние детей, а духовно-нравственное и патриотическое имеет второстепенное значение, актуально вести целенаправленную комплексную деятельность со всей семьей. Не все наши дети по состоянию здоровья могут посещать образовательные учреждения. Поэтому основная нагрузка ложится на сотрудников Центра и родителей. Особенность проекта в систематическом и методичном привлечении родителей по вопросам воспитания морали, духовности и патриотизма в работе школы для родителей «Искусство быть семьей».
Большие возможности в направлении духовно-нравственного и патриотического воспитания предоставляет музыкально - театрализованная деятельность.
В результате выступлений дети осваивают новые формы поведения, приобретают важные социальные навыки и опыт социального взаимодействия, что вселяет веру ребенка в самого себя и оказывает положительное влияние на все развитие ребенка. В театральной игре есть общая цель, которая реализуется как в результате — спектакле, так и в самом процессе подготовки к нему, в непредсказуемых, спонтанных импровизациях и экспромтах. Работу, направленную на духовно-нравственное воспитание детей и подростков посредством музыкально-театрализованной деятельности, можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения детьми установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать их поступки, позволят им стать достойными гражданами нашей страны.
Анализ системы совместной работы по патриотическому воспитанию в Центре «Преодоление» и МБОУ СОШ № 30 мы начали с определения уровня воспитанности у детей основ патриотизма. С этой целью нами была проведена диагностика, в которой приняли участие 26 детей: 12 детей дошкольного возраста и 14 школьного возраста.
Результаты диагностики показали, что только 3 ребенка (10%) имели бессистемные и отрывочные представления о родном городе, крае и его символике. Ответы детей были без рассуждений и объяснений. 23 ребенка (34%) не проявляли желания узнать о стране, о крае, о городе, в котором живут, затруднялись отвечать на поставленные вопросы, не могли объяснить символику родного города, часто отмалчивались. Анализ диагностики показал, что ребята не имеют достаточно знаний об окружающем мире, о праздниках и событиях, прославляющих героическое прошлое нашей страны, слабо сформированы исторические представления, в семье мало уделяется внимания духовно-нравственному воспитанию детей, родители не обладают умением донести знания детям в доступной форме. Таким образом, особое внимание в проекте должно быть уделено работе с детьми, не посещающими образовательные учреждения, с нарушениями интеллектуального развития.
Анализ результатов анкетирования родителей показал, что 75% из опрошенных родителей не усматривали в работе по нравственно-патриотическому воспитательного развивающего потенциала. Семьи с детьми-инвалидами зачастую больше волнует физическое состояние детей, а нравственно-патриотическое воспитание для них имеет второстепенное значение.
Для реализации проекта «Передай добро по кругу» объективно сложились определенные благоприятные условия.
Территория школы № 30 располагается недалеко от центра «Преодоление».14 детей с проблемами здоровья обучаются в образовательном учреждении индивидуально на дому. Деятельность Центра направлена на интеграцию ребенка-инвалида в социум по всем направлениям. Начало совместной деятельности было положено в 2010 г.
Наиболее интересной и эффективной формой взаимодействия стало представление спектаклей театральной студии «Маленький театр» в центре для детей, получающих услуги по реабилитации.
В процессе работы естественным образом проводились и фольклорные праздники: «Колядки - святки», «Русские посиделки», «День Герасима –грачевника», «Брусничный Луп», «Праздник русского валенка», «Масленица».
Стало традицией использовать элементарное музицирование с инструментами народов мира и системой Саундбим в совместном исполнении. Школьники и дети центра стали активно проводить календарные и тематические праздничные мероприятия. Первый совместный праздник с приглашением бабушек – тружеников тыла получился искренним и незабываемым. Потом были «День народного единства», «Юбилей Александра Невского», «День Защитника Отечества», «Музыка народов мира», «День Победы»», «День освобождения Сахалина» и другие.
Духовно-нравственному воспитанию и развитию наших детей и родителей помогают представители православной церкви. Добро должно побеждать, а победа не дается без труда. Во времена испытаний люди всегда обращаются к богу и духовным ценностям. Отец Роман, отец Максим, иерей Серафим, епископ Южно-Сахалинской и Курильский Тихон несут сотрудникам и семьям жизнеутверждающие ценности, нравственные идеалы. Совместное многолетнее празднование христианских праздников, просветительские беседы, ежегодное освещение Центра направлены на то, чтобы наши дети и родители утвердились в том, что всегда есть шанс изменить свою жизнь к лучшему.
Показателями эффективности реализации данного проекта являются:
- увеличение активности участия различных категорий населения, представителей церкви, сотрудников учреждений и организаций, участников образовательного и реабилитационного процесса (детей, педагогов, специалистов центра, родителей) в специально организованных мероприятиях: выставках, концертах, фольклорных праздниках, музыкально-театрализованных представлениях, в спортивных мероприятиях, добровольческой деятельности, благотворительных акциях.
- положительные изменения во взаимоотношениях детей в классах интегрированного обучения.
- снижение уровня тревожности как у родителей, воспитывающих детей с особенностями развития, так и у родителей здоровых детей.
В 2015 году число участников этих мероприятий увеличилось в 7 раз по сравнению с 2010 годом, когда начиналась реализация программы. По результатам проведенной социометрии статус детей с особенностями развития изменился - ровесники стали их принимать. снизились тревожность, и негативные ожидания от совместного обучения детей.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Название проекта | «Передай добро по кругу!» | |
Проблема, на решение которой направлен проект, ее актуальность | Наличие социальных стереотипов у детей с ограниченными возможностями и у их здоровых сверстников, неадекватное восприятие детей с особенностями развития в обществе. Недостаточный опыт взаимодействий детей с особенностями и здоровых сверстников. Инклюзивное образование – одно из приоритетных направлений государственной политики современной России. Совместно организованные мероприятия нетипичных детей с обычными сверстниками позволяют одним детям развить свои социальные навыки, другим детям – развить чувство уважения и доброго отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья. | |
Цель проекта | -Интеграция детей с особенностями психофизического развития (ОПФР) в среду здоровых сверстников; Создание условий, формирующих: - толерантное отношение к людям с особенностями психофизического развития (ОПФР); -новый тип мышления у учащихся с ОПФР, позволяющий им адаптироваться в обществе, накапливать социальные практики. | |
Задачи проекта |
| |
Мероприятия, проводимые в рамках проекта |
| |
Целевая аудитория проекта | - 200 обучающихся МБОУ СОШ № 30 - Волонтеры школы – 35 чел; - дети с ОПФР, обучающиеся на дому, –14 чел; -Дети с ОПФР - воспитанники ГКУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Преодоление» -около 350 человек; -дети Воскресной школы «Светлячок» Ново-Александровского прихода смоленской Божьей Матери «Одигитрия» -20 человек; - Педагоги школы – 16 чел; -Специалисты ГКУ Центр «Преодоление» - 25 человек - родители детей с ограниченными возможностями здоровья, участвующие в этом проекте. | |
Долгосрочность реализации проекта | Начало деятельности - 2010 год, проект имеет долговременный характер. | |
Ожидаемые результаты проекта |
| |
Партнерские отношения |
| |
Способы распространения информации о проекте |
|
Календарный план проекта «Передай добро по кругу»
Мероприятия | Срок исполнения | Исполнитель |
-Встреча инициативной группы с администрацией учреждений- участников проекта, обсуждение планов сотрудничества; -разработка плана-графика реализации проекта , обсуждение проводимых мероприятий | Январь-март 2015 | администрация образовательного учреждения МБОУ СОШ №30, ГКУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Преодоление» инициативная группа |
Создание волонтерского отряда, обучение навыкам социального взаимодействия с детьми с ОПФР; организация психолого-педагогического сопровождения | март | Инициативная группа проекта |
Проведение классных часов «Уроки Добра» | Апрель-май | Классные руководители |
Творческая деятельность коллектива «Маленький театр» МБОУ СОШ № 30 и ГКУ Центр «Преодоление» Театрализация сказок: «Дюймовочка»; «Гусарская баллада»; «Заячья избушка»; «Соловей» ( китайская сказка); «Пятеро из одного стручка»; «Приключение в сказочном лесу»; «Апрелечка»; | Апрель-декабрь 2015г. | Руководители проекта |
Сотрудничество по направлению духовно-нравственного и патриотического воспитания: «Во славу России»-музыкально-театрализованная композиция; - « Музыка народов мира»- игра-путешествие ; «Мир герои отстояли»- вокально-хореографическая композиция; - « Мир детской дружбы» -фестиваль творчества; -День освобождения Сахалина –историческая кругосветка -«Отечество Мое!»- музыкально-театрализованная композиция; - Цикл календарно-обрядовых и фольклорных праздников, развлечений: «Колядки-святки» – посиделки; «День Герасима –грачевника»–фольклорно-игровая программа; «Семья талантами богата»- ярмарка семейного творчества; «Георгий Победоносец»- спортивно-игровые состязания -Цикл православных христианских праздников «Светлая Пасха», «Рождественская звезда»
| февраль апрель май июнь сентябрь ноябрь Январь - декабрь | Руководители проекта, Руководители проекта, с участием Воскресной школы «Светлячок» Ново-Александровского прихода смоленской Божьей Матери «Одигитрия» |
Организация физкультурно-оздоровительной деятельности. - Малые Олимпийские игры на территории ГКУ Центр «Преодоление» -«Равнение на победу!»- командная эстафета на территории МБОУ СОШ №30 | июнь ноябрь | Руководители проекта администрация ГКУ Центр «Преодоление», администрация МБОУ СОШ №30 |
Акции «Марафон добрых дел» -помощь добровольцев в благоустройстве территории ГКУ Центр «Преодоление» - «Ты не один!»- посещение детей с ограниченными возможностями передвижения на дому ( мини-концерт, экспресс-поздравления) | В течение года 2015 Сентябрь-декабрь 2015 | Руководители проекта, руководитель волонтерского движения; социальный педагог |
Создание фотоотчетов по результатам проделанной работы и помещение на сайт ГКУ Центр «Преодоление» и МБОУ СОШ№ 30 | Руководители проекта | |
Подготовка к конференции по итогам деятельности по проекту за 2015 год (творческие отчеты, выставка рисунков, презентации) | Декабрь | Руководители проекта, администрация ГКУ Центр «Преодоление», администрация МБОУ СОШ № 30 |