«ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДШИ»

 Павлова Марина Владимировна.

Материал II Всероссийской научно-практической конференции "Теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства", город Сургут 2014 год.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Павлова М.В., преподаватель

МБОУ ДОД «Игримская ДШИ»,

Россия, пгт. Игрим

«ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДШИ»

В сегодняшнем обществе можно заметить явные признаки возрастающего интереса к получению хорошего образования. Образование является одним из компонентов социального статуса. Концепция модернизации российского образования определяет ряд условий и факторов, способствующих повышению качества образования. Актуальность внедрения инновационных технологий определилась тенденциями и конкретными изменениями, происходящими как в целом в Российском обществе, так и в системе образования.

«Современный подход направлен на развитие личности обучаемого, на создание необходимых для этого условий. Обучающиеся становятся не столько объектом воздействий со стороны обучающей среды, сколько активными субъектоми образовательного процесса» [1, с. 32]. Эта мысль предлагает ряд технологий из опыта продуктивного обучения молодежи, а именно метод проектов и его развитие в учебных программах.

Метод проектов приобрел довольно широкую популярность. Это обуславливается, прежде всего, наличием кризисных явлений во всех областях общественной жизни, включая сферу образования. Не случайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а одним из параметров нового качества образования — способность проектировать. Важно определить границы педагогической целесообразности, условия эффективного применения метода проектов.

Данный метод черпает свое целеполагающее обоснование, опираясь на принципы педагогики свободного воспитания и педагогики сотрудничества. Кроме того, метод проектов отвечает требованию системности, т.е. представляет собой целостную последовательность дидактических приемов и операций, обусловленных стройной логической схемой. Метод адаптируется к особенностям всех без исключения учебных дисциплин и в этом смысле несет в себе черты универсальности.

Использование метода проектов имеет следующую целевую ориентацию:

  • активизация познавательной деятельности обучающихся;
  • формирование у обучающихся учебной компетенции, соответствующей основным принципам концепции непрерывного самообразования;
  • формирование у обучающихся специфических умений и навыков общеучебного и коммуникативного характера.

Актуальность - обязательное требование к любой проектной работе. Обоснование ее включает оценку значимости проекта и предполагаемых результатов, раскрываются возможности их использования на практике.

«Ядром мотивации проектной деятельности признается спектр интересов, который специфичен для каждой возрастной группы» [2, с.55]. Так, для учащихся ДШИ характерны нацеленность на постижение процесса, желание испытать свои возможности, предвкушение творчества, хотя и им присуще стремление к личному успеху, беспроблемности в выполнении заданий.

Метод проектов предоставляет преподавателю широчайшие возможности для коренного изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Преподаватель и обучающиеся совместно вырабатывают цели и содержание, находясь в состоянии сотворчества.

Теоретические позиции использования метода проекта как одной из форм продуктивного обучения, позволяют выявить существенные отличия от традиционного обучения, роль и место в учебном процессе. Один тип обучения связан с ретрансляцией, воспроизводством социального опыта, другой — с творческим поиском на основе имеющегося опыта и тем самым его обогащением. Традиционное обучение носит преимущественно репродуктивный характер. Работа преподавателя ориентирована, прежде всего, на сообщение знаний и способов действий, которые передаются учащимся в готовом виде. Как правило, сообщаемые преподавателем знания не актуальны для учащихся, он не может и не умеет их использовать в реальных жизненных условиях. «Проектное обучение определяет следующее:

  1. образовательный процесс выстраивается не только в логике учебного процесса, но и в логике деятельности, имеющий личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении;
  2. комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных функций обучающегося, освоению им необходимых типов деятельности;
  3. глубокое, осознанное освоение базовых знаний обеспечивается за счет их универсального использования в разных ситуациях;
  4. гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала обучающихся» [3, с. 35].

Соответственно цели, содержание, формы и методы традиционного обучения входят в противоречие с соответствующими компонентами продуктивного а, значит, и проектного обучения.

Нелегко дается смена образовательной парадигмы, смена концептуальных оснований профессионального мышления педагогов, переориентация их от репродуктивного типа деятельности к продуктивному. Проектный подход, или метод проектов, предложенный еще на заре ХХ века, обещает образованию многое. Однако и от преподавателей он требует немалого как при освоении его рабочих приемов, так и при организационном встраивании в сложившуюся систему обучения. Из-за этого его путь к признанию был долог и труден.

Чтобы овладеть проектным подходом в качестве средства и орудия учебы, надо в первую очередь встретиться с ним лицом к лицу как с предметом изучения и хоть чуть-чуть самим научиться проектировать. У проектного подхода есть своя «азбука» и «грамматика», заслуживающие самого усидчивого штудирования. Проектное мышление необходимо специально пробуждать, планомерно развивать и заботливо культивировать. Жизнь требует, чтобы каждое новое задание, которое мы даем   ученикам, было бы до какой-то степени новым и для педагогов. Обращенное к нам, педагогам, оно должно быть заданием на усовершенствование учебного процесса, на развитие нашей способности решать новые педагогические проблемы и переносить найденные принципы решения на другие объектные области и проблемные ситуации. Проектный подход в значительной мере удовлетворяет такого рода требованиям.

«Радикально меняется роль преподавателя. Из всеведущего, всевластного и непререкаемого диктатора-наставника он постепенно превращается в более компетентного коллегу, в старшего партнера по исследованию и разработке проекта, в квалифицированного эксперта-консультанта, приходящего на помощь ученикам и дающего им свои советы и рекомендации, когда его об этом попросят. На чем теперь основывается его авторитет? На способности быть инициатором интересных начинаний. Каковы же в подобной ситуации роль и обязанности преподавателя? Авторитет преподавателя базируется теперь на умении стимулировать ту умственную активность учащихся, в которой они уже сами лично заинтересованы ради успеха в предпринятой ими проектной деятельности» [4, с. 89].

Метод проекта необходимо рассматривать как систему, гибкую модель организации учебно-воспитательного процесса, ориентированную на самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей. Проектирование способствует формированию у учащихся адекватной самооценки, поднятию их имиджа в окружающей среде, усилению «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». Сохранение и приумножение врожденной «самостоятельности» подростка – это важнейшая задача образования подрастающего поколения. «Использование метода проектов  в образовательном процессе имеет следующие преимущества:

- учащиеся видят перед собой конечный результат. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственность;

- ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности обучающихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить деловые качества работника нового типа;

- профессиональное самоопределение – именно при выполнении творческого проекта обучающиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания, что надо еще сделать и чему научиться, чтобы не оказаться лишним на жизненном пути;

- при выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным - сложнее, слабым - по их реальным возможностям;  

- обучение проектным методом развивает социальные аспект личности обучающегося за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях, помогает адаптироваться в условиях конкуренции, прививает обучающимся жизненно необходимые знания и умения» [5, с. 30].

Выбранная тема не случайна, ее определила сама жизнь, с ее радикально изменившимися реалиями, с многообразием противоречий и потребностей. Если педагог сам способен творчески мыслить, успех ему обеспечен. Но не следует весь образовательный процесс осуществлять с применением метода проектов. Будет лучше, разумнее использовать его избирательно, в темах, которые любимы и хорошо разработаны. Может возникнуть практика обмена информационными материалами с коллегами. Подобная технология используется мною ради совершенствования самого образовательного процесса, для развития мотивации в учении. Проектное обучение отличается новизной, оригинальностью, выражает характер исполнителя.

                             Список  литературы

  1. Левчук Л.М. Проектное обучение и российская Школа / Л.М. Левчук, // Экологическое образование. – 2001. -  №3. – С.32-33.
  2. Переверзев Л.Ю. Проектный подход и требования к учителю / Л.Ю. Переверзев // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2001. - № 6. – С. 54-56.        
  3. Васильев В.В. Проектно-исследовательская технология / В.В. Васильев // Народное образование. – 2000. - №9. – С.35-37.
  4. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения / А.С. Сиденко // Завуч. – 2003. - №6. – С.67-69.
  5. Ерофеева Н.Ю. Проектирование педагогических систем /  Н.Ю. Ерофеева // Завуч. -  2000. - №3. – С.88-90.