Конспект урока - путешествия Традиции праздника Рождество
Творческий проект Традиции праздника Рождество - это совместный проект ребят, занимающихся в вокальной студии и ребят, которые посещают уроки ОПК
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока - путешествия Традиции праздника Рождество | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока
Тема: «Традиции праздника Рождество»
Бычкова И.П.
Учитель музыки,
педагог доп. образования
МБОУ СОШ № 5 г. Михайловска
Шпаковского района Ставропольского края
Форма: Занятие–путешествие с театрализованным действием.
Возраст учащихся: 9 – 11 лет
Цель: Воспитание уважения к истории, культуре своего народа. Возрождение утерянных традиций, формирование представлений об обычаях наших предков. Воспитание патриотизма, нравственности, эстетического вкуса.
Задачи: Познакомить ребят с традициями и обычаями нашего народа, приобщить к духовному наследию нашей Родины.
Способствовать развитию духовно богатой, нравственно здоровой личности.
Активизировать познавательную, социальную, творческую активность детей.
Подготовительная работа: Разучивание театрализованной обрядовой сценки «Рождественские колядки», рождественских песен и колядок. Работа над народными костюмами. Ребята сами делают Вертеп, Вифлеемскую звезду, готовят Сочиво. Подготовка презентации занятия – путешествия.
Ход урока:
Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы с вами отправимся в прошлое на 100 лет назад и узнаем, какие были традиции у наших предков. А точнее, познакомимся с традициями, связанными с праздником Рождество.
Но сначала я у вас хочу спросить.
Вопрос: Что же значит слово «традиции?» (Ребята отвечают.)
Традиции - это свод взглядов, обычаев, норм поведения, это определённый порядок, уклад жизни.
Вопрос: Какие традиции вы знаете? Какие сейчас есть традиции? (ребята отвечают)
В жизни нашего народа издавна жили определённые правила и традиции. Например, во все времена уважали тех, кто умеет жить в согласии друг с другом, любить ближнего своего, почитать родителей. Наши предки всегда помнили, что честь берегут смолоду. Знали, что мудрость бывает только там, где истина соединилась с правдой и любовью. Ценили умение чувствовать родство с землёй-матушкой, старались подражать тому мастеру, у которого золотые руки и добрый нрав. Почитали того, кто трудится по совести, любит бескорыстно, а празднует от души.
Вот сегодня мы и поговорим с вами о праздниках, издавна любимых в нашем народе.
В праздниках живёт душа народа. Наши предки говорили: «Жизнь без праздника, что еда без хлеба»
Общим стало и то, что каждый праздник требует к себе уважения:
«Праздник- дело святое, Богу угодное»
Будничная работа в праздник осуждается. Не одобрялись и те, кто уклонялся от участия в празднике.
В старину было принято каждый праздник начинать с молитвы в храме. Вера православная придавала каждому празднику свой особый духовный настрой: благодарение, очищение, надежду, просвещение, поминание и почитание.
К празднику было принято тщательно готовиться. Наши предки старались убрать, навести чистоту не только в доме, но и на улице, и в родном селе или городе. С любовью и выдумкой готовили угощения и накрывали стол. Решали, как в этот праздник следует одеться, вспоминали обряды, игры и развлечения. Поздравляя друг друга, склоняли голову, кланялись в пояс. Всё это требовали старинные традиции.
За шумным гулянием не принято было забывать про людей одиноких больных и нуждающихся. Их навещали, дарили им подарки, а от праздничного стола несли угощения.
Но ещё очень важным было приготовиться к празднику внутренне, духовно: стать чище и радушнее, простить обиды и самому повиниться, приобрести внутреннее спокойствие и доброжелательность.
Самое главное, что праздники сближали людей, укрепляли духовно, вселяли любовь к своему ближнему, сберегали родственные чувства и взаимопомощь. Они из поколения в поколение бережно передавали заветы предков.
Вопрос: «Что вы знаете о празднике Рождество»?
(Ребятам предложить объединиться в две группы и ответить на вопросы)
В чем смысл праздника Рождество? Кто родился?
Государственный ли это праздник или нет?
Какие традиции, связанные с Рождеством, вы знаете?
Празднуют ли этот праздник в вашей семье?
Приходили ли к вам домой христославить?
(Ребята отвечают)
Главная цель - выяснить, что дети знают о Рождестве.
Рождество- это первый календарный праздник, открывающий годичный круг праздников, которые праздновали наши предки.
Сейчас этот праздник вновь, как и до 1917 года, стал государственным. Рождество было одним из самых любимых праздников в России.
В ночь на 25 декабря по старому стилю (7 января по-новому) по всей стране в малых и больших храмах совершаются торжественные богослужения, горят свечи, хор радостно поёт славословия.
Рождество – это день рождения Сына Божьего у Девы Марии. Этот праздник называют «матерью всех праздников». Духовный смысл значение этого праздника столь велики, что весь ход мировой истории определяется этим событием, и даже наше летоисчисление мы ведём от Рождества Христова.
Вопрос: Ребята скажите, пожалуйста, какой сейчас идёт год? (Дети отвечают.)
История праздника такова:
Согласно ветхозаветным пророкам Бог обещал послать людям Своего Сына, чтобы спасти их от власти греха. И вот однажды юной Деве Марии явился ангел и возвестил ей о том, что Бог избрал её быть Матерью Спасителя мира. А когда пришло время свершиться этому событию, Деве Марии и старцу Иосифу, в чьём доме она жила, пришлось идти в город Вифлеем, участвовать в переписи населения. Все гостиницы были переполнены, и странникам пришлось остановиться за городом в вертепе – пещере, в которой пастухи от непогоды укрывали скот. И вот в этой пещере и родился Иисус Христос.
Первыми о Его рождении от ангела узнали пастухи. Приняв всем сердцем эту весть, они отправились поклониться Младенцу. Когда родился Христос, на небе зажглась большая ярая звезда, которая указывала место рождения Спасителя. Восточные мудрецы-волхвы знали о предсказаниях и, увидев яркую звезду, отправились в Иудею, чтобы своими глазами увидеть Богомладенца, который спасёт людей от власти греха и вечной смерти. Звезда всю дорогу вела их, указывая путь, и, наконец, остановилась над пещерой, где родился Христос.
Волхвы поклонились Сыну Божьему и в дар принесли ему три ларца: первый с золотом - как Царю мира, ладан - как Богу и смирну - как Человеку. В память об этом появилась традиция дарить друг другу подарки. Особенно ждут эти подарки дети.
Накануне Рождества всей семьёй украшали ёлку как символ вечной жизни. На макушку надевали ту самую Вифлеемскую звезду.
Есть красивая легенда: Почему ёлка, а не другое дерево.
Когда родился маленький Христос, все звери, птицы и даже растения принесли Ему дары. Растения подарили Младенцу свои плоды, цветы, сладкое благоухание, птицы – своё сладкое пение. И только опечаленная Ёлочка не решалась войти в хлев. Ей казалось, что её простые шишки, липкая смола, колючие иголки никуда не годятся. В скромности своей ёлочка считала, что недостойна принести Богу дары. Но Господь очень любит скромность, смирение и простоту, и принимает их как самые лучшие дары Себе. И вот свершилось чудо, звёзды посыпались с неба огненным дождём и усеяли все ветки Ёлочки. Тогда она, радостно затрепетав, подняла свои ветви и впервые явилась миру в ослепительном блеске. С тех пор и пошёл у людей обычай убирать ёлку в рождественский вечер яркими огнями свечей.
Каждый год она сияет
В день великий торжества
И огнями возвещает
Светлый праздник Рождества
День перед Рождеством сопровождается строгим постом и называется Сочельником, так как в этот день в пищу вкушают только сочиво- кушанье из размоченных зёрен пшеницы или другого зерна как символ вечной жизни.
В сочельник с утра убираются, готовят праздничные кушанья. А с появлением на небе первой звезды, Вифлеемской, хозяин выходил во двор с зажжённой свечой. Возвратившись с охапкой соломы или сена, он застилал ею всю избу.
Вопрос: Ребята, подумайте, в чем смысл этого обряда?
А под иконами ставили не обмолоченный сноп ржи (как символ будущего урожая). После этого вся семья, помолившись, садилась за стол и вкушала сочиво.
А после праздничной ночной службы в храме, уже утром начинались народные гулянья: катались на каруселях, на санях с горы, строили из снега крепости, играли в «городки», забрасывая друг друга снежками.
А какой же праздник без песни? В народе говорили: «Где песня льётся – там легче живётся».
Во все дни Святок, с Рождества до Крещения, по домам ходили христославы или славильщики. Радостно и весело они пели хвалебные песни о рождение Спасителя. Заходили они только в те дома, где в окне видели зажжённую свечу, знак того, что в этом доме их рады видеть. Христославы ходили с Вифлеемской звездой или с вертепом.
Вопрос: Ребята, вспомните, что такое вертеп?
Да, это пещера, в которой родился Христос. Более 200 лет назад появилась традиция делать вертеп. Что же он собой представлял? Вертеп- это ящичек, изображающий пещерку с фигурками Девы Марии, старца Иосифа, Богомладенца, положенного в ясли.
А ещё вертепом назывался маленький кукольный театр, в котором все фигурки можно было двигать с помощью рукояток. На святки с таким вертепом ходили вертепники и разыгрывали рождественские сценки.
Со временем появился третий вид вертепа - вертеп-часовенка. Такой вертеп ставили на середину храма, внутрь полагали икону Рождества, украшали цветами и еловыми ветвями.
Сейчас мы вам покажем вертеп, сделанный руками ребят нашей школы. Вопрос: Скажите, пожалуйста, к какому виду вертепа он относится? Вертеп-пещера, вертеп-театр или вертеп-часовенка. (Ребята рассматривают и отвечают).
Но самой главной и важной традицией для наших предков были дела милосердия. В эти святые дни каждый старался разделить радость о рождении Спасителя со всеми обездоленными: посещали приюты, больницы, детские дома, тюрьмы, устраивались благотворительные обеды. А в ночь на Рождество заботливые соседи тайно оставляли под дверью многодетной бедной семьи или вдовицы с малыми детьми подарки, гостинцы. Какова же была радость, когда утром детишки находили эти дары. Ведь самое главное, чтобы в светлые дни Рождества все почувствовали радость, заботу и любовь.
А сейчас посмотрите небольшую обрядовую сценку. Ребята, которые занимаются в вокальной студии, покажут вам «Рождественские колядки».
Эта традиция стала возрождаться в последние годы. У нас в Михайловске уже несколько лет ребята на Рождество ходят по домам христославят и поют рождественские колядки.
Ребята показывают обряд (7 мин.) В конце они спускаются в зал и угощают всех сочивом.
Рефлексия
Вопрос: Ребята, вам понравилось путешествие в прошлое? Что интересного вы для себя узнали? Захотелось ли вам самим поучаствовать в рождественских обрядах и традициях?
Список использованной литературы:
- Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М: Просвещение, 2000.
- Безрукова А.В. Педагогика. Проектная педагогика. - М: Деловая книга, 2006.
- Шлинке Т.Н. Метод проектов как одно из условий повышения творческой активности учащихся. - М: Просвещение, 2012.
- Основы православной культуры в школе. - М: Покров, 2008.
- Лазебный Александр свящ. Нравственное воспитание в школе. - М: Народная Русь, 2005.