Презентация "Дорога к храму"
В селе Верх-Ушнур сохранился известный памятник архитектуры - церковь святых апостолов Петра и Павла. Ее строительство началось в 1814 году, вскоре после победы в Отечественной войне 1812 года, и в связи с этим храм приобрел особое значение. Он был памятником победы над Наполеоном.
Церковь была центром всей жизни села. У ее стен собирались базары и ярмарки. При храме действовала воскресная школа. Церковь была закрыта летом 1939 г. Здание было признано аварийным и не использовалось. Сегодня здание церкви находится в полуразрушенном состоянии. Снесена была колокольня, обрушилась крыша трапезной. На крыше проросли деревья. Но удача состоит в том, что церковь не была взорвана. И вполне возможна задача восстановления данного памятника архитектуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doroga_k_hramu.doc | 61.5 КБ |
doroga_k_hramu.ppt | 984.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальный проект
«Любовь к малой Родине»
учитель истории Рыбакова Т.В.
Основная цель социального проектирования: адаптация школьников к современной общественной жизни, воспитание активной жизненной и гражданской позиции.
Цели данной работы:
- духовное развитие молодого поколения через расширение знаний по истории родного края;
- формирование культуры и уважения к историческим памятникам, в данном случае - церкви св. апостолов Петра и Павла в Верх - Ушнуре;
- Привлечь внимание общественности к проблеме восстановления данного памятника культуры.
Задачи проекта:
- Показать значимость малой Родины для современного пополнения знаний учащихся местной школы;
- Популяризация знаний через организацию просветительской работы в школе (презентация, вернисаж и т.д.);
- Создание информационного портала «Достопримечательности Марийского края: село Верх-Ушнур»:
- оформить стенды;
- открыть web - страницу на школьном сайте;
4. Разработать экскурсионные программы «Прогулки по Верх-Ушнуру: реальные и виртуальные».
Методика проведения исследования: 1. Сбор информации по проблеме:
- Изучение материалов средств массовой информации и сайтов Интернета, архивных материалов;
- Проведение социологического опроса;
- Встречи с компетентными специалистами, местными жителями -
очевидцами событий 30-х - 50-х годов;
2. Изучение нормативно - правовых документов
■ Международные документы:
- «Всеобщая декларация прав человека» от 10.12.1948 г. статья 27;
- «Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия» от 18.11.1972 г.
■ Федеральные:
- Конституция РФ (глава 2, ст. 44);
- Федеральный закон РФ от 25. 06. 2002 г. №73 - ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов РФ», принят Государственной Думой 24.05. 2002 г.;
■ Региональные:
- Постановление правительства РМЭ от 27.06.2007 г.
№162 «О мерах по обеспечению сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры РМЭ»
Введение. Актуальность проблемы:
В селе Верх-Ушнур сохранился известный памятник архитектуры - церковь святых апостолов Петра и Павла. Ее строительство началось в 1814 году, вскоре после победы в Отечественной войне 1812 года, и в связи с этим храм приобрел особое значение. Он был памятником победы над Наполеоном.
Церковь была центром всей жизни села. У ее стен собирались базары и ярмарки. При храме действовала воскресная школа. Церковь была закрыта летом 1939 г. Здание было признано аварийным и не использовалось. Сегодня здание церкви находится в полуразрушенном состоянии. Снесена была колокольня, обрушилась крыша трапезной. На крыше проросли деревья. Но удача состоит в том, что церковь не была взорвана. И вполне возможна задача восстановления данного памятника архитектуры.
Наследие - термин многозначный, применимый к совокупности природных и культурных, материальных и духовных ценностей. В российском законодательстве под культурным наследием народов РФ понимают материальные и культурные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности РФ и всех ее народов.
На территории РМЭ выявлено ~ 1676 памятников археологии, 456 памятников истории, 427 - архитектуры и градостроительства, 28 памятников искусства, 330 священных рощ. В число памятников архитектуры и градостроительства входит и Петропавловская церковь в селе Верх-Ушнур Советского района РМЭ.
За последнее время возросло внимание общественности к памятникам старины. В нашем районе их единицы. Среди сохранившихся подобных памятников -полуразрушенные церкви в селах Орша и Верх-Ушнур. Они отражают историю культуры и религии Ронгинского края прошлых веков и напоминают нашу собственную историю, конкретную, сотворенную нашими далекими предками... Даже в таком, весьма неприглядном виде, эти старинные здания удивляют нас прочностью и крепостью сооружения и вызывают восхищение у ценителей прекрасного.
Церковь в честь святых апостолов Петра и Павла и Рождества Христова в нашем проекте служит своеобразными воротами в увлекательную историю и культуру нашего села.
Перед творческой группой встала серьезная проблема: что необходимо сделать, чтобы поднять интерес к изучению исторического, культурного наследия малой Родины, - своего района, села; начать восстановление разрушенной церкви. Результаты проведенного социологического исследования отчетливо подтвердили правильность выбранной темы проекта.
Актуализация выбранной проблемы очевидна. Грядущее нашей России в силе исторического, культурного и духовного потенциала малой Родины.
Изучив различные документы, творческая группа выявила следующее:
- Международные документы ставят основной задачей реализацию прав человека и сохранение исторического и культурного наследия человечества.
- Документы федерального значения ставят одной из основных задач сохранение, защиту памятников культуры и истории, а также популяризацию знаний о достопримечательностях России, региона или отдельной местности.
- Документы (постановления) регионального уровня одной из задач ставят сохранение истории и культурного наследия данного региона. Более подробно познакомиться с историей села нам помогли данные архивов ЦГАРМЭ, где существует фонд «Царевококшайское духовное правление Казанской епархии Казанской губернии». Также в книге «Советский район: сборник документальных очерков» представлены материалы по истории сел и деревень Советского района. В сборе информации нам помогли и другие книги: «Вятская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 - 1879 годов», «Вятская епархия: историко - географическое и статистическое описание». Но, к сожалению, ребятам не удалось найти полный систематизированный материал, касающийся исторического развития района, отраженного в его памятниках. Из историографических источников можно назвать только работу Старикова СВ. и Левенштейна О.Г. «Православные храмы и монастыри Марийского края».Й-Ола , 2001. Также творческая группа встречалась с односельчанами, современниками событий 20-х - 50-х годов 20 века, компетентными специалистами и просто заинтересованными людьми района.
Экскурс в историю:
Православное духовенство появилось в Древней Руси после принятия христианства в 10 веке. В это же время была создана и церковная иерархия. Главой русской православной церкви был митрополит, в отдельных епархиях стояли епископы и архиепископы. 25 января 1721 года был утвержден правительством Петра 1 «Регламент или устав Духовной коллегии». Высшим правительственным учреждением по делам церкви был Святейший правительствующий Синод.
Церковное административно - территориальное деление в дореформенной России было следующим: епархии, благочиния, приходы. Им соответствовали административные учреждения: консистория во главе с архиереем, духовные правления, благочинные и их канцелярии.
Церкви стали строиться в связи с христианизацией населения нашего края. Как известно, марийцы вплоть до присоединения к Русскому государству (в 1552 году) были язычниками. Богомоления и жертвоприношения проводились на открытой местности в специальной роще, которые преимущественно были дубовыми, липовыми, а в ряде случаев березовыми. Христианизация, несмотря на все принятые меры, проходила с большим трудом. По статистическим данным того времени в 17 веке среди марийцев, принявших православную веру, насчитывалось всего 2889 человек. Поэтому правительство принимает решение о строительстве церковных зданий. (История Марийского края в документах и материалах. - Й- Ола, 1992.564 стр.)
Все церкви нашего края подчинялись Казанской епархии, которой руководил епископ. Он же назначал священников во все церковные приходы. Священники подбирали себе дьяконов, которые считались третьим священным чином.
Стоявшие во главе церковных приходов священники были в большинстве своем образованнейшими людьми своего времени. Например, священник Ронгинской церкви Матвей Богородицкий способствовал открытию в 1837 году первого учебного заведения в марийском крае.
19 век для марийского края стал поистине «золотым веком» храмового строительства. Динамика строительства представляется следующей: Более трети из сооруженных в это время храмов приходится на период с 1811 по 1829 год. Тогда вознесли свои главы церкви сел Сотнура, Великополье, Покровского, Кукнура, Верхушнура, Семеновки, Нового Торьяла, Морков, Пектубаева, Токтайбеляка и многие другие. Эта строительная волна имела ряд причин. Главная среди них - общий подъем русской национальной культуры, особенно после триумфальной победы России над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. Многие храмы закладывались всенародно, как памятники победы и строились в традициях позднего классицизма - стиля наиболее ярко отражавшего мемориальный характер церковного сооружения.
Село Верх - Ушнур находится в 10 км. от п. Советский (районный центр) на трассе Й -Ола - Сернур. Название села переводится как «верхнее поле». Село действительно расположено на возвышенности. Для проезжающих сразу бросается в глаза полуразрушенная церковь святых апостолов Петра и Павла.
В 1760 году с благословения епископа Казанского в селе Покровское (первоначальное название села) была построена Петропавловская церковь, однопрестольная, деревянная. Освящена 7 ноября 1765 года. В 1807 году 8 марта была дана храмосданная грамота на построение каменного церковного храма. Сюда были приглашены лучшие мастера из других краев, применявшие в процессе строительства специальный раствор, состоявший из муки, извести и яиц. Эта своеобразная технология в сочетании с мастерством и вдохновением строителей обеспечила стенам церкви прочность и долговечность. Строительство церкви шло и во время Отечественной войны 1812 года и в связи с этим храм приобрел особое значение. Он стал памятником победы над Наполеоном. Завершилось строительство в 1816 году.
Храм представлял собой сооружение в стиле позднего классицизма. Традиционный «восьмерик на четверике» венчался восьмигранной сферой, имевшей с четырех сторон круглые окна. Завершался храм куполом с небольшим шпилем. Алтарная апсида была выполнена в форме квадрата с большими окнами. С запада к основному кубу храма примыкала обширная трапезная, из объема которой как бы вырастала двухъярусная колокольня. К ней примыкала крытая паперть. 105-пудовый колокол разливал свой мелодичный звон над округой.
В каменном храме было установлено два престола: в холодном - во имя святых апостолов Петра и Павла, в теплом - в честь Рождества Христова. Теплая церковь в 1855 году была расширена, в левой ее части был устроен престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Граница нового прихода начиналась с деревень Фокинской стороны и охватывала всю северо - восточную часть современной территории района. Церковь обслуживала 25 селений, 1510 дворов с численностью населения более 8 тыс. человек. Во владении церкви находилось 140 гектаров земли. Церковь была центром всей жизни села. У ее стен собирались базары и ярмарки. Из воспоминаний Рыбакова П.К.: «служба шла каждое воскресенье и по престольным
праздникам. Общий теплый зал условно делился на две половины: слева молились женщины, справа от входной двери - мужчины».
Из воспоминаний П.К.Рыбакова известно, что священником в 20-е годы был отец Николай Афанасьевич Афанасьев, горномариец; дьяконом - Василий Загуляев. Священник в народе пользовался непререкаемым авторитетом , если вел трезвый образ жизни. Таковым был и Николай Афанасьевич. Его арестовали в апреле 1935 года, прямо во время богослужения в церкви. Не дали возможности заглянуть домой, попрощаться с семьей. Отец Николай был заключен в городскую тюрьму, где умер от истощения. Последним священником был отец Василий, арестованный НКВД в 1937 году и расстрелянный как враг народа. После этого служба в церкви прекратилась. Через некоторое время сняли кресты и сбросили церковный колокол, который впоследствии переплавили.
Из воспоминаний Афанасьевой В.В.: «Помню, в этот день собралось много народа, большинство людей плакало. Ведь, как - никак, колокол звонил всегда, сколько люди себя помнили: в праздники, в будние дни, извещая о горе и радости. И базар прекратил свое существование. Так и наступил конец нашей церкви».
В 1939 году Петропавловскую церковь закрыли, в середине 50-х годов прошлого столетия здание разрушили.
Во время войны власти отдали церковь под склад Заготзерну. После войны там показывали кино. Позднее райисполком оформил ходатайство перед Советом Министров Марийской АССР о передаче церковного здания Верхушнурской школе. Фундаменты и печи школы были сложены из церковного кирпича.
У жителей села есть огромное желание восстановить полуразрушенную церковь. Необходимо воспитывать юное подрастающее поколение на примерах уважительного отношения к прошлому, тогда оно вырастет нравственно чистым и полезным для общества. Жаль, что мы порой не всегда об этом задумываемся.
Заключение
Проблема сохранения культурного наследия остается актуальной и в наши дни. В РМЭ за последние годы ведется большая строительная работа по восстановлению и реставрации церквей, монастырей и храмов. Что очень радует, республика буквально преобразилась: вновь были отстроены Воскресенский собор, Троицкая церковь, Тихвинская церковь, Колокольня церкви Вознесения.
Население села Верх-Ушнур не теряет надежды, что вновь услышат колокольный звон , что вернут в храм Божий церковную утварь и иконы.
Что можно сделать? В первую очередь, конечно, необходимо финансирование со стороны государства, республики, района на восстановление церкви.
Необходимо привлечь внимание общественности к данному вопросу, чтобы памятник историко - культурного наследия не был утрачен безвозвратно.
Согласно Конвенции Юнеско об охране всемирного культурного и природного наследия «...повреждение или исчезновение любых образцов культурной ценности представляет собой пагубное обеднение достояния всех народов мира...». Это в полной мере относится и к Петропавловской церкви села Верх-Ушнур.
Список литературы:
1. Стариков СВ., Левенштейн О.Г. «Православные храмы и монастыри Марийского края».Й -Ола , 2001
2. История Марийского края в документах и материалах. - Й- Ола, 1992.
3. Советский район: сборник документальных очерков. Й -Ола, 2004
4. «Вятская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 - 1879 годов»
5. «Вятская епархия: историко - географическое и статистическое описание». Россия в дорожном отношении. С.-П.1902
6. Церковное зодчество края //В.Ф.Галкин. - «За коммунизм» 10 октября 1989 г.
7. Когда замолчал колокол // В.Ф.Галкин. - «За коммунизм»20 октября 1990 г.
8. Что помню о нашей церкви // П.К.Рыбаков. - «За коммунизм» 22 марта 1996 г.