АГРАРНАЯ РЕФОРМА СТОЛЫПИНА П.А.
Конспект урока по истории Отечества для учащихся 9-11 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
agrarnaya_reforma_p.a_stolypina_.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме: Аграрная реформа П.А.Столыпина
Проблемное занятие с элементами лабораторной работы. Рекомендуется для проведения урока в 9-11 классах.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация, раздаточный материал.
Использованы материалы:
- Т.В.Коваль Конспекты уроков по истории России XX в.: Метод. пособие.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
- Энциклопедия «История России. XX век». Часть 1 1900-1918.
- http://www.stolypin.ru/prazdnovanie-150-ti-letiya фонд изучения наследия П.А.Столыпина.
План занятия:
I. Аграрная реформа: ее цели, суть, направления.
II. Основные мероприятия и методы проведения реформы.
III. Осуществление реформы.
IV. Итоги претворения в жизнь аграрного законодательства П.А. Столыпина.
V. Судьба П.А. Столыпина.
VI. Чем Урал обязан Столыпину?
Вводное слово учителя:
П.А.Столыпин, государственный деятель, министр внутренних дел и председатель Совета министров Российской империи. Возглавив исполнительную власть в разгар революции, П. А. Столыпин сумел
в сравнительно короткие сроки вывести страну из хаоса и обеспечить ей высокие темпы экономического и социального развития.
На рубеже XIX—XX вв. самой острой проблемой оставалась аграрная. Политические силы России осознавали это и предлагали свои варианты ее решения.
Ход занятия:
Актуализация знаний учащихся
I Задание
В тесте приведите в соответствие политические силы и предлагаемые ими проекты решения аграрного вопроса. В чем сущность предложенных аграрных проектов?
Политические силы | Проекты решения аграрного вопроса | ||
1 | Большевики | 1 | Муниципализация земли. |
2 | Меньшевики | 2 | Национализация земли после насильственного изъятия ее у помещиков,ликвидация помещичьего землевладения |
3 | Эсеры | 3 | Использование государственных, удельных, монастырских земель; принудительное отчуждение части помещичьих земель за выкуп. |
4 | Кадеты | 4 | Продажа крестьянам государственных и удельных земель, отмена выкупных платежей. |
5 | Октябристы | 5 | Социализация земли, т.е. отмена частной собственности на землю без выкупа, превращение ее в общенародное достояние. |
Все эти проекты будут отвергнуты государством. Но недовольство крестьян, усиление влияния левых партий в деревне, ее активное участие в начавшейся в 1905 г. революции требовали от правительства решительных действий. Попытка успокоить крестьянство, направить его недовольство в парламентское русло не удалась: в I Государственной думе думское большинство и сформированная из крестьянских депутатов трудовая группа не стали опорой правительства в решении аграрного вопроса. После роспуска I Думы, в условиях роста крестьянской борьбы 9 ноября 1906 г. был издан указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования». Началась аграрная реформа П.А. Столыпина.
I. Цели аграрной реформы
По первому вопросу проводится фронтальная устная работа. После корректировки ответов учащихся они фиксируются на доске.
- «успокоение страны»
- Создание слоя земельных собственников – социальной и экономической опоры монархии
Задание
На основании высказываний П.А. Столыпина сформулируйте основные цели проведения аграрной реформы.
Документ 1
« Полуголодная деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую собственность, не боявшаяся, действуя миром, никакой ответственности, всегда будет представлять горючий материал, готовый вспыхнуть по каждому поводу».
(Цель: «успокоение» страны, отвлечение крестьян от стремления к принудительному отчуждению помещичьей земли)
Документ 2
«Большие имения отжили свой век. Их, как бездоходные, сами владельцы начали продавать Крестьянскому банку. Опора России не в них, а в царе». Единоличное хозяйство мелких земельных собственников - «основная ячейка государства, являющаяся противником всяких разрушительных теорий»
(Цель: создание социальной и экономической опоры монархии в лице зажиточных крестьян)
Документ 3
« Мощь государства не в казне и казенном имуществе, а в богатеющем и крепком населении»
(Цель: продолжение модернизации России)
II. Основные мероприятия реформы
На этом этапе проводится лабораторная работа. При объяснении учитель обращается к схеме:
Основные мероприятия аграрной реформы П.А.Столыпина
Учитель называет основные мероприятия реформы, дает задание прочитать определение терминов «хутор» и «отруб» в раздаточном материале. После этого переходим к более подробной характеристике мероприятий реформы на основании источников. Учащиеся используют раздаточный материал.
Работа с документом
Документ 1
Из письма П.А. Столыпина Николаю II:
«Жажда земли, аграрные беспорядки сами по себе указывают на те меры, которые могут вывести крестьянское население из настоящего ненормального положения. Единственным противовесом общинному началу является единоличная собственность».
Документ 2
Из указа «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования», 9 ноября 1906 г.:
«Каждый домохозяин, владеющий надельною землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собою в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли.
Требования об укреплении в личную собственность части из общинной земли предъявляются через сельского старосту обществу, которое по приговору, постановляемому простым большинством голосов, обязано в месячный со дня подачи заявления срок указать участки, поступающие... в собственность переходящего к личному владению домохозяина... Если в течение указанного срока общество такого приговора не постановит, то... все означенные действия исполняются на месте земским начальником...
Каждый домохозяин, за коим закреплены участки надельной земли... имеет право требовать, чтобы общество выделило ему... соответственный участок, по возможности, к одному месту».
Документ 3
Из речи П.А. Столыпина перед депутатами Государственной думы, март 1907 г.:
«Необходимо дать возможность свободному трудолюбивому крестьянину, т. е. соли земли русской, освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизни... Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды своих трудов и предоставить их в неотъемлемую собственность. Пусть собственность будет общая там, где община еще не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже нежизненна, но пусть она будет крепкая, пусть будет наследственная. Отменяется лишь насильственное прикрепление крестьянина к общине, уничтожается закрепощение личности, несовместимое с понятием о свободе человека...»
Вопросы и задания к документам
Какой пережиток феодально-крепостнического уклада стал основным объектом критики Столыпина? Какие аргументы против общины и общинного землепользования выдвигает Столыпин? Какова процедура выделения из общины?
III. Осуществление реформы.
Используя информацию, содержащуюся в раздаточном материале, и схему, учащиеся самостоятельно заполняют таблицу «Результаты аграрной политики П.А. Столыпина», соотносят положительные и отрицательные последствия реформы.
Результаты аграрной политики П.А. Столыпина
Создание новых форм землевладения и землепользования | Переселение крестьян | ||
Положительные результаты | Отрицательные результаты | Положительные результаты | Отрицательные результаты |
Начало создания фермерских хозяйств (к 1915 г. — 10% всех крестьянских хозяйств). Рост производительности сельскохозяйственного труда (к 1915 г. валовый сбор зерна вырос в 1,7 раза), совершенствование агротехники (использование машин, удобрений). Рост экспорта хлеба. | Община не была разрушена. Из нее вышло 25% крестьянских хозяйств, в основном зажиточные и беднейшие. Возросло имущественное расслоение крестьян, ускорилась пролетаризация деревни. Крестьянство в целом отрицательно относилось к частным собственникам (поджоги, потравы). К противоречию между крестьянством в целом и помещиками добавилось противоречие между зажиточными и беднейшими крестьянами. | За Урал переселилось более 3 млн крестьян. Освоено 30 млн десятин целинных земель. Развивались кооперативные формы хозяйствования. | Проблема малоземелья не была решена. От 0,5 до 1 млн крестьян вернулись назад. В местах переселения возникали конфликты с местным населением |
IV. Итоги претворения в жизнь аграрного законодательства П.А. Столыпина
Вопросы и задания к таблице
Сформулируйте результаты реформы. Соотнесите цели реформы и ее результаты. Сделайте вывод об успехе реформы.
Учащимся предоставляется возможность сопоставить свою точку зрения на итоги реформистской деятельности П.А. Столыпина и мнения его современников.
Цели и итоги реформы П.А. Столыпина
Цели реформы | Итоги реформы |
«Успокоение» страны | Добиться этого не удалось: сохранилось малоземелье крестьян, противоречие между крестьянами и помещиками; проявилась «вторая социальная война» в деревне; происходили конфликты между переселенцами и местными жителями. |
Создание слоя земельных собственников — социальной и экономической опоры монархии. | Процесс этот только начался и после смерти Столыпина замедлился. |
Продолжение процесса модернизации. | В целом, развитие аграрного сектора экономики ускорилось. |
V. Судьба П.А. Столыпина
Организуем просмотр видеофрагмента, посвященного П.А. Столыпину, из видеофильма «История России. XX век».
Предварительное задание
«Почему судьба этого выдающегося государственного деятеля столь трагична?»
VI. Чем Урал обязан Столыпину?
.Переселение за Урал. По указу 10 марта 1906 г. право переселения крестьян было предоставлено всем желающим без ограничений. Правительство ассигновало немалые средства на расходы по устройству переселенцев на новых местах, на их медицинское обслуживание и общественные нужды, на прокладку дорог. Получив ссуду от правительства, на новые земли в ''столыпинских” вагонах двинулись 3,3 млн. человек, 2/3 которых составляли безземельные или малоземельные крестьяне. 0,5 млн. вернулись, многие пополнили население сибирских городов или стали сельскохозяйственными рабочими. Только небольшая часть крестьян стала сельскими хозяевами на новом месте. Итоги переселенческой компании были следующими. Во-первых, за данный период был осуществлен громадный скачок в экономическом и социальном развитии Сибири. Также население данного региона за годы колонизации увеличилось на 153%. Если до переселения в Сибирь происходило сокращение посевных площадей, то за 1906-1913 годы они были расширены на 80%, в то время как в европейской части России на 6,2%. По темпам развития животноводства Сибирь также обгоняла европейскую часть России.
Материалы к занятию.
I. Цели аграрной реформы
Задание
На основании высказываний П.А. Столыпина сформулируйте основные цели проведения аграрной реформы.
Документ 1
« Полуголодная деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую собственность, не боявшаяся, действуя миром, никакой ответственности, всегда будет представлять горючий материал, готовый вспыхнуть по каждому поводу».
Документ 2
« Большие имения отжили свой век. Их, как бездоходные, сами владельцы начали продавать Крестьянскому банку. Опора России не в них, а в царе». Единоличное хозяйство мелких земельных собственников - «основная ячейка государства, являющаяся противником всяких разрушительных теорий»
Документ 3
«Мощь государства не в казне и казенном имуществе, а в богатеющем и крепком населении»
II. Основные мероприятия реформы
Хутор - это крестьянское обособленное «...нечересполосное владение одного хозяина», объединяющее в себе усадебную, надельную и ненадельную земли. (Столыпинская реформа и землеустроитель А.А.Кофод. М., 2003. С.138). По мнению Столыпина, одна из наиболее предпочтительных форм с/х землевладения. На примере развития х. в западных губ. России Столыпин убеждался в преимуществах частного хозяйства перед общинным: «...я имел возможность лично убедиться во всех преимуществах крестьянского хуторского хозяйства. Меня поражал самый вид этих хлебопашцев, бодрых и уверенных в себе» (П.А. Столыпин. Грани таланта политика. М., 2006. С.486).
Отруб – хозяйственная форма частного крестьянского землевладения, отличительной чертой которого было максимально компактное расположение: «Каждый домохозяин, за коим укреплены участки надельной земли... имеет право во всякое время требовать, чтобы общество выделило ему взамен сих участков соответственный участок, по возможности, к одному месту»(3 ПСЗ. Т. 26. № 28528. Собр. узак. 1906. 11 ноября. Отд. I. Ст. 1859).
Работа с документом
Документ 1
Из письма П.А. Столыпина Николаю II:
«Жажда земли, аграрные беспорядки сами по себе указывают на те меры, которые могут вывести крестьянское население из настоящего ненормального положения. Единственным противовесом общинному началу является единоличная собственность».
Документ 2
Из указа «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования», 9 ноября 1906 г.:
«Каждый домохозяин, владеющий надельною землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собою в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли.
Требования об укреплении в личную собственность части из общинной земли предъявляются через сельского старосту обществу, которое по приговору, постановляемому простым большинством голосов, обязано в месячный со дня подачи заявления срок указать участки, поступающие... в собственность переходящего к личному владению домохозяина... Если в течение указанного срока общество такого приговора не постановит, то... все означенные действия исполняются на месте земским начальником...
Каждый домохозяин, за коим закреплены участки надельной земли... имеет право требовать, чтобы общество выделило ему... соответственный участок, по возможности, к одному месту».
Документ 3
Из речи П.А. Столыпина перед депутатами Государственной думы, март 1907 г.:
«Необходимо дать возможность свободному трудолюбивому крестьянину, т. е. соли земли русской, освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизни... Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды своих трудов и предоставить их в неотъемлемую собственность. Пусть собственность будет общая там, где община еще не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже нежизненна, но пусть она будет крепкая, пусть будет наследственная. Отменяется лишь насильственное прикрепление крестьянина к общине, уничтожается закрепощение личности, несовместимое с понятием о свободе человека...»
Вопросы и задания к документам
Какой пережиток феодально-крепостнического уклада стал основным объектом критики Столыпина? Какие аргументы против общины и общинного землепользования выдвигает Столыпин? Какова процедура выделения из общины?
III. Осуществление реформы.
заполнить таблицу «Результаты аграрной политики П.А. Столыпина», соотнести положительные и отрицательные последствия реформы.
Результаты аграрной политики П.А. Столыпина
Создание новых форм землевладения и землепользования | Переселение крестьян | ||
Положительные результаты | Отрицательные результаты | Положительные результаты | Отрицательные результаты |
Начало создания фермерских хозяйств (к 1915 г. — 10% всех крестьянских хозяйств). Рост производительности сельскохозяйственного труда (к 1915 г. валовый сбор зерна вырос в 1,7 раза), совершенствование агротехники (использование машин, удобрений).
Рост экспорта хлеба.
Община не была разрушена. Из нее вышло 25% крестьянских хозяйств, в основном зажиточные и беднейшие. Возросло имущественное расслоение крестьян, ускорилась пролетаризация деревни. Крестьянство в целом отрицательно относилось к частным собственникам (поджоги, потравы). К противоречию между крестьянством в целом и помещиками добавилось противоречие между зажиточными и беднейшими крестьянами.
Проблема малоземелья не была решена.
От 0,5 до 1 млн крестьян вернулись назад. В местах переселения возникали конфликты с местным населением
За Урал переселилось более 3 млн крестьян. Освоено 30 млн десятин целинных земель. Развивались кооперативные формы хозяйствования.
IV. Итоги претворения в жизнь аграрного законодательства П.А. Столыпина
Цели и итоги реформы П.А. Столыпина
Цели реформы | Итоги реформы |
«Успокоение» страны | Добиться этого не удалось: сохранилось малоземелье крестьян, противоречие между крестьянами и помещиками; проявилась «вторая социальная война» в деревне; происходили конфликты между переселенцами и местными жителями. |
Создание слоя земельных собственников — социальной и экономической опоры монархии. | Процесс этот только начался и после смерти Столыпина замедлился. |
Продолжение процесса модернизации. | В целом,развитие аграрного сектора экономики ускорилось. |