Дворцовый быт эпохи Петра I
Использование алгоритма исследования вещи в контексте культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_algoritma_issledovaniya_veshchi_v_kontekste_kultury_-_dlya_sliyaniya2.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие с использованием методики
исследования вещи в контексте культуры
Тема: «Дворцовый быт эпохи Петра I»
(Занятие в музее А.Д.Меншикова)
Предлагаемое занятие разработано для учащихся 7 класса при обучении по программе «История и культура Санкт-Петербурга» Ермолаевой Л.К. Занятие проводится при изучении раздела «Санкт-Петербург – имперская столица» (тема «Первоначальный Санкт-Петербург», параграф «Жизнь первых петербуржцев»).
В завершении изучения вышеуказанной темы ученикам предлагается познакомиться с музейной экспозицией Меншиковского дворца и выполнить задания. Ученики делятся на группы (по 4-5 человек). Каждая группа получает фотографии экспонатов, которые им предстоит обследовать и соответствующее задание. После посещения музея и выполнения заданий учащиеся готовят сообщение о результатах своей работы.
Цель: показать особенности дворцового быта дворян в 1-ой четверти 18 века.
Задачи: исследовать предметы европейской роскоши дворца первого губернатора Петербурга А. Д.Меньшиков; научить учащихся рассматривать вещь в музейном пространстве; способствовать у них находить и осмысливать информацию , опредмеченную в вещах, чтобы реконструировать образ эпохи.
Объекты:
1). Печь, облицованная изразцами, исполненными обучавшимися у голландцев русскими мастерами на петербургских заводах. На правом верхнем изразце лицевой части печи изображено крылатое сердце с княжеской короной, связанное с символикой герба, пожалованного Меншикову, Петром I в 1707 году. («Кабинет из прихожей»).
2). Серебряный кубок-кораблик (на овальном столе в центре «Кабинета из прихожей). Это произведение декоративно-прикладного искусства на морскую тему. Подобные кубки-кораблики изготавливались в Западной Европе с эпохи Средневековья. Кубок относится к типу кубков-забав, прошедших эволюцию от предмета, способного по своему широкому символическому значению предохранять своего владельца от отравления ядом, до эксклюзивного настольного украшения. В кубке тщательно проработаны детали кораблика: паруса, такелаж, фигурки моряков на кораблике, а ножка изготовлена в виде морского бога на дельфине.
3). Напольные часы («Предспальня»), выполненные в Лондоне на рубеже 17-18 вв. мастером Дж.Драри, вероятно принадлежавшие А. Д. Меншикову. Механизм отсчитывает часы, минуты, секунды и снабжён календарём. Кроме того часы имеют музыкальный механизм, исполняющий каждые три часа шесть коротких музыкальных пьес, среди них инструментальные – соната, марш, менуэт и музыка для пения. Мелодии подбирались в соответствии с вкусом заказчика. Музыкальный механизм восстановлен, можно услышать мелодии, которые эти часы играли 300 лет тому назад.
4). Зеркало в раме, украшенной барочным орнаментом («Кабинет из прихожей»).
5). Умывальный прибор расписной эмали («Спальня Меншикова»). Это предмет, свидетельствующий о взаимовлиянии культур Востока и Запада. Умывальный прибор выполнен по европейскому образцу в китайской провинции Кантон специально для экспорта в Европу. Искусство росписи эмали появилось в Китае как отклик знаменитые лиможские эмали Франции. Установленные на комоде две фаянсовые вазы работы голландского мастера исполнены в подражание дорогому китайскому фарфору: форма сосудов и сюжеты росписей воспроизводят китайские образцы.
6). Грелка для постели с длинной ручкой («Варварин покой», на стене, рядом с печью). Этот предмет обстановки дополняет картину повседневного быта богатой дамы петровского времени.
Задание учащимся.
Дорогие друзья!
Предлагаем Вам побывать «в гостях» у первого губернатора нашего города А. Д. Меншикова.
На невской (ныне Университетской) набережной стоял один из самых богатых дворцов молодого города – дом губернатора Санкт-Петербурга. Дворец сохранился до наших дней.
Быт губернаторской семьи отличался от быта московских бояр. Он скорее походил на европейский. Во дворце было много помещений: спальни, кабинеты, детские комнаты, столовая, гостиные, зал…В них стояла мебель. В доме Меншикова еда, одежда, занятия и развлечения были такими, как того хотел Пётр I. Во дворце принимали иностранных послов, устраивали ассамблеи, на которых танцевали, вели неспешные беседы и обсуждали важные проблемы.
Сейчас дворец Меншикова – музей. В нём хранится старинное убранство помещений, мебель, предметы быта.
Какими же предметами европейской роскоши пользовались в первой четверти 18 века?
Работая в пространстве музея попробуйте выполнить предлагаемые Вам задания.
Перед путешествием.
Вспомните, каким был быт бояр допетровского времени?
Пользуясь картой, определите маршрут путешествия (как Вы доберётесь до дворца?).
Возьмите с собой фото экспонатов, которые вам предстоит исследовать.
Во время работы в музее.
Внимательно осмотрите экспозицию музея.
Исследуйте следующие экспонаты.
I).1.Найдите в зале «Кабинет из прихожей экспонат - печь.
2.Внимательно рассмотрите её.
3.Ответьте на следующие вопросы:
- Какие детали указывают на то, что это печь?
- Для чего использовалась печь во дворце?
- Что вас удивило в этом экспонате (что в нём необычного)?
- Чем, на ваш взгляд облицована печь?
- Какие сюжеты вы видите?
- Обратите внимание на верхний правый угол печи, что там
изображено?
- Встречалось ли вам это изображение в музее? Попытайтесь найти
информацию о том, что оно означает.
- Что ещё украшает экспонат?
- Как вы думаете, могла ли такая печь появиться в крестьянской
избе? Обоснуйте свой ответ.
- Как вы думаете, можно ли назвать этот экспонат
произведением искусства?
5.Узнайте у сотрудников музея (в путеводителе), где были
изготовлены украшения печи?
6.Представьте, что вы художники 18 в., обучавшиеся у голландских мастеров. Предложите сюжет свого изразца, который, на ваш взгляд, мог бы понравиться хозяину дворца.
II).1.В центре зала «Кабинет из прихожей» на овальном столе найдите
интересный экспонат.
2.Как вы думаете, что это?
3.Попробуйте описать экспонат, написав десять предложений,
начинающихся со слов «я вижу…».
4.Как вы полагаете, из какого материала изготовлен этот предмет?
5.Предположите, где мог быть изготовлен этот предмет?
6.На ваш взгляд, для чего служила эта вещь?
7.Как вы думаете, удачно ли выбрано место для расположения этого
экспоната? Обоснуйте свою точку зрения.
8.Какой круг интересов мог быть у обладателя подобной вещи?
9.Какие ещё необычные кубки встречались вам среди экспонатов музея?
(Опишите).
III).1.Найдите часы по фото.
2.Внимательно рассмотрите экспонат.
3.Ответьте на следующие вопросы:
- В каком зале дворца вам удалось обнаружить этот интересный
экспонат?
- Какие детали указывают на то, что перед нами часы?
- Что необычного вы увидели в этом экспонате?
- Как вы думаете, для чего ещё, кроме определения часов, минут,
служили эти часы?
- Встречали ли вы во дворце ещё какие-либо часы?
«Соберите» коллекцию старинных часов, используя фотоаппарат или делая зарисовки..
IV).1.Найдите это зеркало по фото.
2.Рассмотрите данный экспонат и ответьте на вопросы:
- Как украшена рама зеркала?
- Встречались ли вам во дворце зеркала кроме этого?
- Каким образом закреплялись некоторые зеркала на стенах?
- Попробуйте увидеть своё отражение в зеркалах. Насколько удачны
были ваши попытки?
- Почему большинство зеркал висят высоко, так, что в них неудобно
смотреться?
- Как вы думаете, зачем во дворце так много зеркал?
V).1.В зале «Спальня Меншикова» найдите предложенные экспонаты.
2.Рассмотрите эти предметы и ответьте на вопросы:
- Как вы думаете, почему эти предметы находятся в этом зале?
- Для чего могли служить эти предметы?
- Из какого материала они изготовлены?
- О какой стране напоминает орнамент этих предметов?
- Как вы полагаете, о взаимодействии каких культур рассказывают нам
эти предметы?
VI).1.В зале «Варварин покой» найдите необычный экспонат.
2.Рассмотрите его и ответьте на вопросы:
- Из какого материала изготовлен этот предмет?
- Какой он формы?
- Что вы заметили необычного в этом предмете?
- В каком месте зала висит этот предмет?
- Как вы думаете, случайно ли он расположен рядом с печью?
- Для чего мог использоваться этот предмет в комнате богатой дамы?
После посещения музея подготовьте небольшое сообщение о результатах своей работы.
Подведение итогов.
После посещения музея и выполнения заданий, на заключительном занятии каждая группа сообщает о результатах своей работы, отвечает на вопросы учителя и одноклассников.
Учитель подводит итог работы.