Сценарий концерта "Музыкальная гостиная. Шедевры скрипичной музыки"

Ворожинская Валентина Аркадьевна

Сценарий концерта скрипичной музыки. В гостях Г.Казазян (скрипка)  г.Москва.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx20.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Добрый день, дорогие друзья! Сегодняшний концерт я хотела бы открыть вопросом –

Почему улыбалась Мона Лиза? Странно скажите вы, ведь мы пришли на музыкальный концерт, а при чём здесь известная картина. На этот вопрос нам ответит одна занимательная история о написании знаменитой картины Леонардо да Винчи, которая волнует умы уже не одного поколения.

Художник  распорядился, чтобы все время, пока в его студии позирует Джоконда,   звучала музыка в исполнении струнных. Улыбка модели была отражением звучавшей музыки; видимо, поэтому ее считают не то улыбкой ангела, не то улыбкой дьявола.  

 Вообще художник, видимо, не случайно провел этот эксперимент с музыкой. Ведь он хотел добиться в своей картине   единства противоположностей.  А скрипка обладает именно таким свойством. Немецкий композитор Г.Берлиоз  однажды сказал: «Скрипка способна  на множество   явно противоположных оттенков экспрессии. Она обладает силой, легкостью и грацией, передает мрачное и радостное настроение, мысль и страсть. Надо только уметь заставить ее говорить».  И сегодня у нас в гостях   великолепный исполнитель, который владеет эти мастерством, в руках которого скрипка не только говорит, а живёт! Встречайте -  неоднократный победитель и обладатель золотых медалей на престижных международных музыкальных конкурсах, солист Московской государственной филармонии, один из наиболее перспективных музыкантов нашего времени  - Нью-Йорк,  Женева,  Лондон, Париж, Москва  - география гастролей которого весьма обширна, и представьте себе Усть-Илимск. На сцене -  Гайк  Казазян!!!

***

400 лет назад в одном маленьком германском городке в Тюрингии жил булочник, семейная легенда говорит о том, что он был очень трудолюбив и добр, и была у него одна большая страсть в жизни – музыка. Он никогда не расставался со своей любимой цитрой, на которой играл очень искусно. Эту любовь к музыке он передал своим сыновьям, а те – своим. И почти все они стали музыкантами.  И разбрелись они по разным городам. Скоро Бахов – музыкантов в Германии стало так много. Что само имя Бах стало синонимом  музыканта. История насчитывает более 50 Бахов музыкантов, и лишь одному из них суждено было прославить в веках это имя.

 

Бах не новый, не старый, он нечто гораздо большее - он вечный. Р. Шуман

И.С.Бах соната №1 (1 и 2 ч.)

Ни для кого не секрет, что  во время концерта артист делится с публикой совей  энергией, естественно, почувствовать это можно только во время живых представлений.  Иногда артисты  отдают столько энергии, что после концертов буквально падают без сил. Так было и  со знаменитым итальянским скрипачом –виртуозом Николо Паганини.

 На своих слушателей Паганини воздействовал многими трюками вроде подражания пению птиц, мычанию коров, жужжанию пчел и других насекомых.  За подобные номера завистники называли Паганини шарлатаном. Однажды на концерте он исполнил композицию только на двух струнах, которую назвал "Дуэтом влюбленных".

Одна его почитательница восторженно сказала маэстро:

 - Вы совершенно несносный человек, ничего не оставляете другим... Кто сможет вас превзойти? Только тот, кто сыграет на одной струне, но это же совершенно невозможно.

 Эта идея весьма понравилась Паганини, и через несколько недель в концертах он уже играл сонату на одной струне...

Виртуознейшие произведения   этого композитора, считаются эталоном высшего исполнительского мастерства и по сей день.

Н.Паганини  Каприс №9  (E)

“Я живу в музыке, как рыба в воде” – сказал однажды про себя известный французский композитор 19 века – Камиль Сен-Санс. И действительно, если мы поинтересуемся его жизнью, мы обнаружим, что первое знакомство Камиля с музыкой состоялось, когда тому едва исполнилось два года, а вскоре после этого он стал пробовать свои силы в сочинительстве. Самая ранняя из сохранившихся записей датирована   1839 г., когда мальчику было 4 года,  а в пять лет он впервые выступил в одном из парижских салонов.

За годы творчества им созданы произведения в самых различных жанрах, и    писал музыку он  с поразительной скоростью, например - "Рождественская оратория" была им написана за двенадцать дней, а Второй концерт для фортепьяно с оркестром за семнадцать дней.

    Сен-Санс также снискал себе славу великолепного органиста.  Чтобы послушать игру на органе в его исполнении,  в церковь Ла Мадлен в Париже,  специально приезжали такие знаменитые современники Сен-Санса, как Клара Шуман, Антон Рубинштейн. На его концертах любил бывать выдающийся испанский скрипач 19 века  - Пабло де Сарасате, который своим мастерством вдохновлял многих музыкантов. Произведение, которое вы сейчас услышите, также посвящено этому замечательному музыканту.

К.Сен-Санс Концерт для скрипки с оркестром №3 (h) – 1 часть.

 Многие крупные композиторы того времени посвящали Сарасате свои произведения. И в расчете на его исполнение были созданы многие шедевры скрипичной музыки, как Интродукция и рондо-каприччиозо,  третий скрипичный концерт К. Сен-Санса – который вы только что имели возможность услышать,   в целом около 10 произведений посвящены этому гениальному исполнителю.

Произведение, которое вы сейчас услышите, тоже посвящено Пабло де Сарасате. Генрик Венявский – замечательный польский композитор, великолепный скрипач 19 века, эпохи романтизма. Это направление в музыке   породило  несметное количество концертных сочинений,  созданных знаменитыми виртуозами. Почти все они оказались забытыми,  а  на  концертной эстраде остались лишь  самые достойные.  Среди них – произведения Г. Венявского. Его концерты, мазурки, полонезы,    пьесы  входят  в репертуар  каждого  скрипача,  они  популярны   благодаря  своим несомненным  художественным  достоинствам,   яркому   национальному   стилю, блистательному использованию  возможностей инструмента.

В Польше проходит традиционный конкурс скрипачей им Г.Венявского, на который съезжаются самые талантливее исполнители мира, и Гайк Казазян также принимал участие в этот музыкальном состязании и став победителем, удостоился специального приза за лучшее исполнение полонеза Венявского.

Г. Венявский Концерт для скрипки с оркестром №2 (2 и 3 ч.)  (d)

В 2000 году знаменитый  испанский тенор Хосе Каррерас, выздоровевший от тяжёлой болезни,  специально приехал в Москву для того, чтобы поблагодарить Россию за Рахманинова. Этот случай не единственный. Еще при жизни Рахманинова был известен ряд случаев, когда его музыка приносила исцеление. Вдова одного врача, исцелившаяся от душевного недуга, тайком приносила на каждый его концерт букет душистой сирени. В чём же секрет его музыки. Вот как про него однажды сказал один из благодарных слушателей:  «Каждый человек имеет свой Путь, свою Мелодию Жизни,   Бог дал нам жизнь, а Рахманинов написал к ней мелодию, проведя ее красной нитью через свой жизненный путь».

Рахманинов был создан из   стали и золота: Сталь в его руках, золото -  в сердце – сказал о нём один из музыкантов. А что же в его золотом сердце – это бесконечная тоска по родине.   Так сложилась его судьба, что уехав молодым, сорок с лишним лет он жил за границей не имея разрешения приехать в Россию.   Незадолго до своего отъезда он пишет ряд гениальных произведений, словно наполненных предчувствием болезненной разлуки. Одно из   произведений  этого периода – вокализ для голоса и фортепиано, посвящённый русской певице Антонине Неждановой.

 Это произведение настолько любимо музыкантами и слушателями, что имеет множество переложений для разных солирующих инструментов – трубы, кларнета, валторны, виолончели, и конечно же скрипки.

С.Рахманинов «Вокализ»

Имя следующего композитора уже упамяналось в нашем концерте – Пабло де Сарасате, испанский скрипач, которому были посвящены десятки произведений 19 столетия.

Про него говорили -

«Паганини конца века …солнечно светлый художник».

Слава сопутствовала ему поистине с первых шагов артистической карьеры. Уже в возрасте 8 лет он дал свои первые концерты   в Мадриде. Испанская королева Изабелла, восхищенная талантом маленького музыканта, наградила Сарасате скрипкой А. Страдивари и предоставила ему стипендию для обучения в Парижской консерватории, и  лишь одного года занятий   было достаточно, чтобы тринадцатилетний скрипач окончил одну из лучших консерваторий мира с золотой медалью.  

Но Сарасате был не только виртуозом скрипачом, но и композитором, а его яркие, самобытные сочинения  принадлежат к   золотому фонду  мировой   классики.  

П.Сарасате Интродукция и Тарантелла

 Почти через 10  лет  после  открытия  первой  русской  консерватории  в

Петербурге, осенью 1871 г. в ее стенах появился новый  профессор  - Н. Римский-Корсаков,  по  классу композиции и оркестровки. Несмотря на молодость - ему шел  двадцать  восьмой год - он уже приобрел  известность  как  автор  оригинальных  сочинений  для оркестра. Никому и в голову  не  могло  прийти,  что он стал композитором,  почти  не  имея  музыкальной подготовки.  Музыкант был очень популярен, его произведения знали и любили. Однажды, когда в 1905 г. Н.А. Римского-Корсакова уволили из консерватории за то, что он поддержал бастующих студентов, по стране пронеслась такая волна протеста, которую не мог утихомирить даже запрет на исполнение его произведений. В Воронеже во время исполнения романсов Римского-Корсакова раздались крики «Встать!» и «тысячная толпа слушала произведения композитора стоя, после чего восторженная публика подхватила артистов с эстрады и с криками «Да здравствует Римский-Корсаков!» пронесла их по залу на руках с шумными овациями».

И в заключение концерта, вашему вниманию,  прозвучит знаменитое творение Н. А. Римского-Корсакова  -

оркестровая интермедия из  оперы «Сказка о царе Салтане  - «Полёт шмеля»

Н.Римский-Корсаков «Полёт шмеля» из оп. «Сказка о царе Салтане»

Уникальный случай в истории музыки. В 1792 году на премьере оперы «Тайный брак» композитора Чимарозы зрители хлопали так громко, что артисты были вынуждены исполнить на «бис»... всю оперу целиком.

Гайк Казазян дарит вам конечно не целый концерт на бис, но ещё один замечательный подарок.

На бис - -

 

Один из философов однажды сказал - «Музыка - акустический состав, вызывающий в нас аппетит к жизни». Поэтому, дорогие друзья – Слушайте классическую музыку, особенно в таком великолепном исполнении, цените и любите жизнь. Будьте счастливы и до новых встреч!