Отчёт на Педагогический совет «Формы работы по воспитанию патриотизма, ответственного поведения и коммуникативных навыков у слушателей Центра»
Отчёт
на Педагогический совет
«Формы работы по воспитанию патриотизма,
ответственного поведения и коммуникативных
навыков у слушателей Центра»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Отчёт
на Педагогический совет
«Формы работы по воспитанию патриотизма,
ответственного поведения и коммуникативных
навыков у слушателей Центра»
Автор: методист по воспитательной работе
Бекташева Светлана Вячеславовна
Основной путь формирования и развития творческих способностей слушателей - включение их в активную творческую деятельность. Над формированием патриотической позиции обучающихся сотрудники нашего Центра работают во взаимодействии: образуется единое образовательное пространство, где каждый, являясь уникальным по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности, дополняет других, вносит свой вклад в развитие личности слушателя.
Деятельность Центра охватывает слушателей разного возраста, которые занимаются по различным направлениям, нацеленным на духовно-нравственное и творческое развитие личности. Гибкие, инновационные формы обучения и воспитания в сочетании с традиционными подходами работы дают высокие результаты.
Одной из главных задач Центра является социализация людей с ограниченными физическими возможностями, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Центр создаёт условия для реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, обеспечивая их приобщение к ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе.
Для достижения цели по гражданско-патриотическому воспитанию Центр решает следующие основные задачи:
• изучение истории своего края;
• воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её защищать;
• развитие у людей с ограниченными физическими возможностями уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам войны и труда, семьям погибших защитников Отечества, престарелым людям;
• создание необходимых условий для воспитания патриотизма, как духовной составляющей личности гражданина.
Правильное определение цели и задач гражданско-патриотической работы помогает выбрать оптимальные методы и формы организации воспитательных мероприятий:
Формы:
· конкурсы рисунков, песен, стихов, сочинений
· поисково-исследовательская работа
· концерты
· инсценировки
· уроки мужества
Методы: беседы, просмотр видеофильмов, участие в концертах, экскурсии.
В своей работе я использую разнообразные методы и приемы патриотического, нравственного и духовного воспитания с учетом психологических особенностей людей с ограниченными физическими возможностями (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений и др.).
Достижение целей гражданско-патриотического, нравственного и духовного воспитания должно осуществляться через взаимодействие кураторов, воспитателя, социального работника, библиотекаря, психолога и социума, что способствует формированию устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, основных правах и обязанностях людей с ограниченными физическими возможностями, их социальных связях и отношениях.
Чтобы правильно выстроить работу по патриотическому воспитанию, мы опираемся на следующие документы:
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
- Закон Российской Федерации «Об образовании».
- Закон «О днях воинской славы (победных днях) России».
- Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».
В нашем Центре был разработан и осуществлен план учебно – воспитательной работы, посвященный 70-летию Победы. Педагоги вообще много внимания уделяют истории о Великой Отечественной войне, ими проведена большая краеведческая работа.
Слушатели вместе с воспитателем, социальным работником, библиотекарем посещали «Музей крымской войны» и памятные места Славы и Памяти, которые заставляют наших слушателей задуматься над такими понятиями, как честь, долг, формирует уважение к героям, отдавшим жизнь за Родину. Слушатели узнали о том, когда и как началась война, какие сражения сыграли важнейшую роль в ходе военных операций, о роли женщин в войне, о том, какой ценой досталась нашем народу Победа.
На проведенных мной и социальным работником тематических часах мы рассказали о бесстрашных героях войны, о тысячах солдат, погибших в годы войны, о братских могилах, оставшихся на полях сражений, о могиле неизвестного солдата у Кремлевской стены, куда приходят поклониться миллионы людей.
Формированию гражданственности и патриотизма у учащихся во многом способствуют воспитательные мероприятия, посвященные Дню воина-интернационалиста, Дню защитника Отечества, Дню Победы и Дню независимости.
В нашем Центре планирование и организация гражданско-патриотического воспитания осуществляется таким образом, чтобы идейная направленность, проблематика, содержание воспитательных мероприятий, информационных часов носили опережающий характер, содействовали развитию познавательных, интеллектуальных, культурных потребностей учащихся.
В апреле и мае были проведены занятия-беседы « О Великой Победе»: «Почему война называется Великой Отечественной?», «Разгром фашистов под Москвой», «Блокада Ленинграда», «Женщины на защите Отечества», «Дети и война», «Праздник День Победы».
В апреле, с участием самих слушателей, проводился поэтический вечер «Строки опаленные войной…» и песенный концерт «Песни военных лет», где нами были использованы мультимедийные презентации, слайды, фотографии военных лет, что затрагивало самые глубокие душевные струны и не оставило ни одного равнодушного слушателя. Для чтения стихов и исполнения песен я привлекала сложных слушателей, таких как: Спирин И., Клепачёв Н., Резванов Д. Работая с данными слушателями, я увидела позитивную динамику раскрепощения в общении с другими слушателями у Клепачёва Н. и Спирина И., а Резванов Д. стал менее замкнутым, более мягок и добр, открыт к диалогу и сотрудничеству.
В мае, совместно со слушателями, был проведен концерт посвященный Победе, где были приглашены ветераны. К этому празднику нами были собраны семейные реликвии, связанные с военной темой (вещи, награды дедушки слушателя Мартьянова Д.А., отца Седенко Е. А., дедушки Баззи Т. Б., воспоминания, фотографии, документы). Эти слушатели, превозмогая природную застенчивость, рассказывали о подвигах своих дедов-героев, что благоприятно сказывалось на их эмоциональное состояние, поднимало личную самооценку и веру в себя. Благодаря участию Большаниной А. в исполнении песен на наших концертах, девушка повеселела, стала разговорчивой. Почувствовав себя нужной, Анна перестала замыкаться в себе и проситься домой. У неё появились друзья в Центре.
Также, в мае мною была проведена для слушателей беседа о легендарной женщине-снайпере Людмиле Павличенко и показан художественный фильм о ней «Битва за Севастополь». Так люди с ограниченными физическими возможностями вступают в живую историю, приобщаются к духовным, историческим ценностям своего народа.
Совместно с библиотекарем (20 мая) провели мероприятие «День славянской письменности». Полученные знания повысили образованность слушателей.
В июне был проведен познавательный час «Литературная Евпатория: А. Ахматова, Б. Балтер, В. Маяковский». Концерт посвящённый «Дню социального работника»; концерт посвященный «Дню России», концерт приуроченный ко «Дню медика», где участвовали сами слушатели, что способствует социализации, воспитанию патриотизма, ответственного поведения и коммуникативных навыков у слушателей Центра. Шумейко С. был ведущим. Во время репетиций он увидел заинтересованность в нём, как человеке, благодарно реагировал на мои замечания, старался быть лучше, чем есть.
Также, в июле, совместно с социальным работником провели воспитательный час «Нет наркотикам!». В качестве живого примера пагубной привычки, выступил Егоров И., который рассказал историю своего знакомства с наркотиками и последствиями употребления их.
Таким образом, разработанная нами система работы по патриотическому, духовному и нравственному воспитанию людей с ограниченными физическими возможностями позволила решить следующие задачи:
- Сформировать у людей с ограниченными физическими возможностями чувство ответственности и уважения к истории и культуре родного края.
- Закрепить знания о родном городе, республике и их культурных, исторических ценностях.
- Воспитать у людей с ограниченными физическими возможностями чувство собственного достоинства как представителя своего народа; толерантное отношение к представителям других национальностей.
- Дать представление о нелегкой истории России; воспитать чувство гордости за своих предков, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине.
- Воспитать чувство гордости за свою страну, республику, город.
Человек лишенный патриотических чувств является чужаком в своем Отечестве. Активно-деятельная форма проявления патриотизма - это конкретная деятельность на благо Отечества, служение интересам народа. Патриотическая деятельность разнообразна в своих проявлениях: защита Отечества; умение ставить интересы Отечества выше частных интересов; готовность прийти стране на помощь; добросовестный труд; служение Родине. Патриотизм сегодня выступает в качестве духовной основы по возрождению России.
К сожалению, некоторые слушатели иногда возвращаются к своим пагубным привычкам. Однако потом очень сожалеют о содеянном и искренне раскаиваются (Резванов Д., Шумейко С.). И, всё-таки, считаю, что улучшение качества жизни даже одного слушателя из десяти, возвращение в социум адаптированных и подготовленных людей с ограниченными физическими возможностями, делает мою работу значимой и нужной.
В настоящее время нами ведется поиск новых технологий создания благоприятных условий для социализации людей с ограниченными физическими возможностями, воспитания гражданских и патриотических чувств.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воспитываем личность: Методический сборник авторских сценариев и разработок. - Сергиев Посад, 2008.
2. Федеральная программа развития образования в России (проект). - М., 1993.
3. Государственная программа. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг. - М, 2005.